Святой Лука в миру был известен как специалист по хирургии, профессор Валентин Войно-Ясенецкий.
Сегодня в собор Александра Невского прибыла частица мощей святого Луки, возглавлявшего архиепископскую кафедру Крыма и Симферополя с 1946 по 1961 год. Рука святого, канонизированного 15 лет назад, пробудет в главном храме Карелии в Петрозаводске до 26 октября. Затем до 30 октября приложиться к мощам смогут прихожане Крестовоздвиженского собора.
В ноябре в течение недели десница святого побывает в храмах Кондопоги, Медвежьегорска, Пудожа, Суоярви, Питкяранты, Сортавалы, Лахденпохьи и Олонца.
Архиепископа Луку в миру знали как Валентина Войно-Ясенецкого. При жизни святой был известен как опытный хирург. В 20-30-х годах прошлого столетия медика неоднократно арестовывали, он прошел через несколько ссылок. В 1941 году из ссылки хирурга перевели в военный госпиталь. За книгу «Очерки гнойной хирургии» Войно-Ясенецкий в 1944 году был награжден Сталинской премией первой степени.
От редакции: Кто такой профессор Войно-Ясенецкий особо объяснять не нужно. А вот как рука новопрославленного святого отделилась от его нетленного тела - это вопрос прокурорский, я бы сказал.
Вообще средневековый обычай поклонения мумифицированным телам святых, а также практика "разборки" их тел на фрагменты - вещь известная, и для современного человека вроде бы дикая. Во всяком случае еще Лютер выступал среди прочего и против практиковавшегося Римом поклонения "святым мощам". Уже на заре Нового времени эта традиция казалась просвещенным людям варварской. И к самому учению Иисуса Христа отношения не имеющей - более того, если вдуматься, то прямо перпендикулярной этому учению. Иисус проповедовал в эпоху поздней античности эллинизированным иудеям и просвещенным римлянам о том, что богатства стяжаются не на земле, и "предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов". Ну а его одичавшие после Темных веков последователи поняли это как собирание остатков тел святых.
Понятно, что современное православное, равно и католическое духовенство все это прекрасно понимает. Но суть "древнего христианства" - это сохранение традиции, пусть даже и такой как почитание фрагментов мертвых тел. Более того, эта традиция жива самым непосредсвенным образом - при закладке любого православного храма присуствует так называемый антиминс, то есть платок, в который завернута частичка "святых мощей". И вот в этих новоделах, которые теперь возводят "в шаговой доступности" - тоже.
Но ладно, пусть они там расчленяют на части мощи, оставшиеся от прежних эпох. Варварская, но всего лишь традиция, с действующим законодательством в конфликт не вступающая.
Но гражданин Войно-Ясенецкий умер в уже вполне историческое, недавнее время! Архиепископ скончался в 11 июня 1961 года, был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых. То есть в тот момент, очевидно, руки и прочие части тела будущего святого находились в полном комплекте.
Но вот после канонизации 22 ноября 1995 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор 17-20 марта 1996 года - это было уже новое время. Однако эксгумация останков будущего святого должна была произойти раньше - наличие "нетленных мощей" по православному канону является непременным условием святости. Вот в этот период, видимо, с телом гражданина Войно-Ясенецкого и произошли некие манипуляции, в результате которых оно лишилось как минимум руки, а там кто знает, чего еще...
УК РФ. Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом;
в) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Тут, конечно, вопрос, считать ли отделение руки от тела с целью религиозного поклонения надругательством. Это вопрос, видимо, уже к суду. Скажем, с моей точки зрения как гражданина - надругательство.
К примеру, кроме православных есть много и других конфессиональных и религиозных групп, есть и язычники разные - для кого-то, возможно, съесть в культовых целях часть тела уважаемого человека - вполне позволительное и даже поощряемое дела. А для обычного современного человека - несомненная дикость. Но тут, повторяю, нужно решение суда, возможно даже верховного или конституционного - является ли расчленение трупа современного человека в культовых целях нормальным делом или все же закон этому должен препятствовать?
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск
PS. Если кому-то покажется, что я оскорбил чьи-то религиозные чувства - с удовольствием предстану перед судом за отказ от почитания "святых мощей".
|
|