На торжественном открытии Года литературы во МХТ имени Чехова обошлись без цитирования и даже упоминания кумиров из национальных республик. В Махачкале не могут не обижаться на то, что в Москве уже не вспоминают даже Гамзатова.
А вот Русский драматический театр в столице Дагестана уже четвертый раз провел Фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и Черноморско-Каспийского региона, собравший русские театры ещё и Болгарии, Германии, Грузии, Казахстана, Македонии.
В городе, про который они почти ничего не знали, кроме того, что он будто бы «горячая точка», героические служители Театра, достойные наследники персонажей Александра Николаевича Островского, смогли ощутить, что они не одиноки, и что их творчество вовсе не «задворки театрального процесса».
А собравший их театр не так давно взял Гран-при Европейского фестиваля монодрам в Македонии за спектакль «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя. По пути домой из Македонии махачкалинцы ещё и победили на театральном фестивале в Болгарии, взяв призы за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской роли. После чего исполнитель роли Поприщина народный артист Дагестана Имам Акаутдинов блеснул уже в Москве на сцене Малого театра.
По общему мнению участников Фестиваля происходящее в Махачкале сопоставимо по значению с недавним пожертвованием солисткой Венской оперы Анной Нетребко миллиона рублей русскому театру в Донецке.
У худрука Театра имени Горького Скадарбека Тулпарова лишнего миллиона, увы, нет. Но то, что он делает для поддержки коллег, порой уже теряющих веру в себя и в дело, которому отдали жизнь, дороже любых денег. Ещё и потому дороже, что позитивная молва лучше всяких СМИ помогает ломать абсолютно ложное представление о Дагестане, как о «заповедники исламских террористов».
Желающих выступить на двух сценах Театра имени Горького уже много больше, чем позволяют возможности фестиваля. Но про какие-либо обиды пока не слышно.
Репутация фестиваля безупречна! В нем гармонично дополняют друг друга и уже хрестоматийный «Холстомер» в постановке Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова и мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный Московским музыкальным театром национального искусства под руководством Владимира Назарова.
А Скандарбек Тулпаров успевает ещё и ставить работы драматургов-дебютантов.
Вот только что в Грозном увидел свет рампы спектакль по пьесе Абу «Слово мужчины». Автор – бывший заместитель министра внутренних дел Чечни. И не только хорошо пишет, но и очень хорошо знает то, о чем пишет.
Неугомонного главрежа хватает и на открывающийся вскоре в Москве театр «Восток-Запад», руководя которым Тулпаров пытается спорить с Редиардом Киплингом, утверждавшим: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – и вместе им не сойтись!»
Будут поставлены пьесы лучших драматургов Востока и Запада. В репертуар войдут поэтические вечера как на русском, так и на национальных языках. Хороший подарок тем, кто живет на расстоянии от своей малой родины и тем, кто понятия не имеет о Дагестане и его культуре.
В очередной раз просматривая «Белое солнце пустыни», вспомните, пожалуйста, что Дербент, рядом с которым снимался этот шедевр, старше Москвы в два с лишним раза!
г.Махачкала
|
|