Кто владеет информацией,
владеет миром

Штаны с ширинкой для сферических коров в девятимерном искривлённом пространстве

Опубликовано 29.11.2019 автором в разделе комментариев 0

кино москва митина
Штаны с ширинкой для сферических коров в девятимерном искривлённом пространстве

6 и 7 декабря в московском Центре Документального Кино  Екатерина Ерёменко представит свою новую документальную ленту  «Разум, сердце и душа», которая стала третьей частью  её документальной кинотрилогии о математике и математиках.  Ерёменко    -   персонаж поистине энциклопедического размаха и масштаба деятельности:  математик по первой профессии, она получила мировую известность не в исследованиях, а в документальном кино, посвятив два своих ключевых фильма   любимой науке и с треском порвав все шаблоны, доказав, что о любой отрасли знания можно рассказывать  захватывающе интересно.  Первые две ленты математической серии    -  «Чувственная математика»  (2012 г.) и «Буквальная геометрия» (2015 г.)       - произвели настоящую революцию в научно-популярном кино:   объехали весь мир, выиграли ворох фестивальных призов, переведены на десяток языков, собирали аншлаги в крупнейших российских университетах,  «Чувственную математику» демонстрировали на церемонии вручения Абелевской премии. Отдыхает Ерёменко от съёмок монологов и научных дискуссий математиков весьма своеобразно   - например, едет на год в антарктические льды, чтобы стать свидетелем подвига российских гидрологов и гляциологов и первой запечатлеть на плёнку открытие крупнейшего в мире подлёдного озера    -  нам бы научиться так оттягиваться! 

Как настоящий учёный, Ерёменко проводит апробацию своих киноработ сначала в профессиональной среде, а затем уже демонстрирует их широкой публике.  Вот и сейчас показы в московском ЦДК не будут премьерными   -  первыми картину «Разум, сердце и душа» оценили в сибирских университетских центрах, славящихся своими математическими школами.  В то  же время, как популяризатор науки, разумеется, режиссёр заинтересована в том, чтобы её кинорассказы  о людях, двигающих прогресс,  смотрела самая широкая аудитория.  Девальвация фундаментальной науки    -  явление не только российское; жалуются на неё и немецкие коллеги Ерёменко, работающие в Берлинском Техническом Университете и Институте Макса Планка.  Как соединить  высокий научный уровень материала, актуальность проблематики, зрелищность и доступность киноязыка    -  задача, которую Ерёменко в трёх фильмах решает разными способами. 

Если в «Чувственной математике», альманахе из шести новелл  -  монологов математиков с мировым именем  речь шла о философии науки, высшего уровня абстракциях,  секретах математического мышления и о самых высоких, горних, не каждому доступных  подвигах человеческого разума, то «Буквальная геометрия» уже была посвящена научной коммуникации, популяризации математических знаний и компетенций, совместному творческому поиску.  От высшей философии  мы переходили к её продукту   -  технологиям и процессу передачи опыта в научном коллективе.  Развивая эту логику,  в следующей части трилогии  Ерёменко  доводит науку до широких масс,  показывая тесную связь научного с визуальным    -  архитектурой, промышленным и бытовым дизайном, изобразительным искусством.  Мало кто может похвастаться глубокими познаниями в математике и физике, но кто себя не считает экспертом в живописи и дизайне?  Ведь для того, чтобы выбрать чайник в магазине и пить из него чай, совсем не нужно уметь вычислять  площадь его  поверхности, правда? 

На экране  -  научно-творческий эксперимент: 6 немецких университетских профессоров математики и физики участвуют в конкурсе «Математические творения», чтобы вдохновить художников на создание новаторских работ на основе современных научных достижений.  Оценивает конкурсантов жюри из экспертов, далёких от точных наук: искусствоведы, архитекторы, знатоки мира моды.  Ерёменко, всегда присутствующая в кадре своих картин,   -  полноправный участник процесса:  в берлинском научном центре «Спектрум»  она объявляет условия конкурса, слушает лекции конкурсантов.  Со стороны за конкурсом наблюдает уже знакомый нам по «Буквальной геометрии»  Александр Бобенко, возглавляющий интернациональный научный коллектив в Берлинском Техническом Университете.  Он настроен скептически   -  опасается,  как бы за внешним изяществом и визуальным совершенством работ не пострадала научная составляющая.  Как мы сможем убедиться, его опасения небеспочвенны: как только от фундаментальной науки совершается поворот к масштабированию и практическому применению научных результатов, «от формулы  -  к товарам ширпотреба»,  научная ценность продукта снижается.  Другими словами, для создания ядерного реактора и красивого кофейного столика, о котором фантазирует молодая математичка Изабелла Реттер,  нужна разная наука.  Реттер   -  конкурсантка, придумывающая свой столик на основе полиэдра Кёбе и дискретных минимальных поверхностей.  Надо ли говорить о том, что дома она пьёт кофе на столике из Икеи?... 

Биологи Марвин Братке  и  Кристиан Черзих  демонстрируют публике, как из хаоса возникает порядок    -  из отдельных точек в трехмерном изображении появляется вирус табачной мозаики или крыло летучей мыши.  Другие экспериментируют со звуком, с акустикой, выясняя, можно ли определить форму барабана по его звуку.  Третьи занимаются моделированием в физике элементарных частиц, одевая сферических коров в штаны с ширинкой  в девятимерном искривлённом пространстве. Кто-то пишет картины маслом, кто-то создает инсталляции,  доктора Штефан Зехельман и Тило Рёрих создают в 3-D принтере  чайник с конформной сеткой    -   выглядит как обычный фарфоровый чайник с кобальтовым узором, напоминающий нашу Гжель.  Уже после конкурса математики заказывают опытный образец чайника на Берлинском фарфоровом заводе   -  стоит модель как приличный автомобиль  -  20 тысяч евро, чай, не хухры-мухры, а арт-объект с конформной сеткой, созданный с помощью алгоритма.  Когда конкурсанты, вдохновлённые лекциями Бобенко о неконцентрических сетках,  креативят на их основе перила и монастырские ограды, сам лектор хватается за голову   -  мол, если бы в жюри был я, результаты были бы иными, не могут артисты и дизайнеры оценивать научную состоятельность математиков…..  Красота победила науку,  дизайн вытеснил математическую логику,  научные достижения не приводят к удешевлению товаров, значит, эксперимент провалился??...

Так или иначе, у конкурса есть победители.  Выигрывает математик и композитор Оливер Нимёллер, колоритный патлатый мужик, в перерывах между акустическими изысканиями певший в Ла Скала и сорвавший голос на Штокхаузене.  Музыкой Нимёллера и Майка Шрёдера  Ерёменко украшает фильм. 

Вы удивитесь, но буквально месяц назад я видела поразительную выставку российского художника Александра Сухина, уроженца Вологды, который гарантированно победил бы на этом научно-художественном конкурсе.  Его работы и сейчас стоят у меня перед глазами. Первая мысль при взгляде на любую из них   -  о том, что художник Сухин, преобразующий пространство и время, несомненно одарён математически. 

В общем, дизайнерам   -  дизайнерово, а Бобенко сотоварищи и дальше будут описывать все теории современной физики с помощью трёх констант  и развивать теорию квантовой гравитации для того, чтобы создать исчерпывающую теорию ВСЕГО.  Наука превыше всего, make math not war. 

«О нас, математиках, говорят как о сухарях»,   -  жаловалась Штирлицу пьяная математичка в бессмертном романе Юлиана Семёнова.  Тем не менее, каждый учёный  -  прежде всего, человек, а потом уже функция:  за любым научным конкурсом стоит борьба амбиций и зашкаливающего ЧСВ.  «Мои шары лучше их расписного чайника.  Шар  -  это реальная структура, а чайник  - нет»,  -  обиженно заявляет  Рудольф Кальтенбах, седовласый дизайнер в шляпе, работавший «с самим Петером Штайном».  И пока  силён этот дух соревнования,  научно-технический прогресс неизбежен. 



Кинопоказы и встреча с режиссёром   -  6 и 7 декабря в Центре Документального Кино, время уточняйте на сайте ЦДК.



Рейтинг:   1.53,  Голосов: 15
Поделиться
Всего комментариев к статье: 0
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Нет ни одного комментария, ваш ответ будет первым
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss