Есть железобетонная примета: чем скабрёзнее фильм, чем больше там сисек-писек и половых актов на единицу времени, тем более ранним утром начнётся кинопоказ, на который тебя пригласит прокатчик. «ПРОвзгляд» - идеальная компания для жаворонков, обычно она назначает просмотры на 10-11 утра, а у нас, сов, как известно, «утро добрым не бывает», и сиськи-письки раздражают неимоверно. Даже если это сиськи красавицы Кьяры Мастроянни, к которым в другое время суток я бы отнеслась куда более благосклонно.
А вообще-то Кьяру в новом фильме Кристофа Оноре «Одной волшебной ночью» не узнать. Она меня старше на год, но для роли Марии, дамы глубоко постбальзаковского возраста, её зачем-то состарили лет на десять и заставили похудеть килограммов на двадцать, так что выглядит она с впалыми щеками и торчащими рёбрами устрашающе. За одно это я бы Кристофу Оноре что-нибудь отсекла ржавыми ножницами, но по итогам просмотра понимаешь, что это было бы для него незаслуженно лёгкой участью.
Вообще-то настоящее, авторское название фильма - «Комната 212»: повздорив с супругом, после 25 лет совместной жизни уличившим жену в том, что она совокупляется буквально со всем, что движется (в роли рогатого мужа - настоящий экс-муж Мастроянни Бенжамин Бьолэ), Мария уходит из дома. Но уходит недалеко - в отель через дорогу, где поселяется в номере 212. Улицы в квартале Монпарнас узкие, и окна квартиры легко просматриваются из отельного номера - наблюдательного пункта, откуда Мария обозревает все свои прошлые и настоящие приключения, фантасмагорически переплетающиеся между собой.
Для любого француза цифра 212 - вполне понятный намёк. Как любой советский гражданин знал, что такое 6-я статья Конституции, так и любой французский гражданин сразу распознаёт отсылку к статье 212 Гражданского кодекса Франции, которая устанавливает, что «супруги обязаны уважать друг друга, хранить верность, оказывать помощь и поддержку». Героиня фильма - явно из злостных нарушительниц ГК: когда все её половые партнёры, с которыми она развлекалась уже после свадьбы, материализуются у неё в гостиничном номере, то в нём становится не продохнуть. И это вовсе не оттого, что номера в парижских отелях больше напоминают собачью конуру, - то есть, именно её они и напоминают, но в угоду сюжету режиссёр поселяет героиню в шикарный двухкомнатный номер с гостиной.
Дальше начинается игра с раздвоением личностей и реинкарнациями - пока списанный в утиль муж, объевшийся груш, депрессует в квартире, к героине в отель заявляется он же, но помоложе (в роли этого свежего мужского мяса - Венсан Лакост). Месседж, посылаемый сексоголиком Кристофом Оноре зрителю, настолько толст, что с трудом протискивается сквозь экран: нечего всю жизнь трястись над старым, дряблым телом, лови момент, бери от жизни всё, ведь молодые и охочие жеребцы не переведутся никогда.
Не могу сказать, что Кьяра Мастроянни органично смотрится в роли сексуально неразборчивой оторвы с бешенством матки на шестом десятке - её попытку примерить на себя коронное амплуа Изабель Юппер нельзя признать удачной. Брутальный глум над 212-й статьёй Гражданского Кодекса продолжается все два часа экранного времени - к полутора десяткам любовников и нескольким разновозрастным инкарнациям мужа для полноценной amour a quatre добавляется ещё одна фемина - бывшая первая любовь оскорблённого мужа, училка музыки (для любого француза страсть отрока к училке с недавних пор тоже тема вполне знаковая), и весь этот квартет совокупляется между собой перекрестно, преодолевая условности в виде календарного времени и замкнутого пространства. В роли училки-любовницы, выступающей также в двух возрастных инкарнациях - Камилль Коттен и французская икона стиля Кароль Буке, согласившаяся на роль престарелой матроны. Героиня Буке, слава Богу, ни с кем не совокупляется, а олицетворяет собой благоразумие зрелости.
Особенно коробит поворот сюжета с ребёнком, который материализуется в комнате, олицетворяя мечту училки завести со своим юным любовником потомство - все эти мочеполовые дискуссии и мудовые рыдания происходят в его присутствии, а сам ребёнок в зависимости от сюжетных изгибов превращается то в куклу, то опять в малыша. Так и хочется сказать режиссёру, детишек-то оставьте в покое, ироды!
Во всю эту коитально-беспорядочную систему образов Оноре вводит образ, который, по идее, мог бы стать ключевым - образ внутреннего Голоса Разума главной героини (смешной старикан в леопардовом пальто, внешне предательски похожий на Шарля Азнавура), который ожидаемо таковым не становится, вечно путаясь под ногами и появляясь всегда невпопад - никаким разумом у героини и не пахнет, крыша уехала далеко и бесповоротно.
В какой-то момент кажется, что Голос Разума, отчаявшись найти общий язык со своей хозяйкой, ненадолго посетил самого режиссёра - складывается ощущение, что, устав от беспорядочных воспоминаний и изнуряющих сексуальных приключений, Мария возвращается домой, к постаревшему, но родному плюшевому мужу в тапочках и халате. Но чёрта с два - она возвращается не одна, а со всей этой безумной вечеринкой из старых и молодых мужей, старых и молодых любовников, старых и молодых соперниц. Голос Разума посрамлён и изгнан, промискуитетно-гедонистическая мораль торжествует, а у меня только один вопрос, почему эта двухчасовая неравная битва с общественной моралью определяется авторами как романтическая, чуть ли не рождественская, комедия?...
В прокате с 12 января. Кто хочет оценить свежесть исхудавших прелестей Мастроянни, может сходить. А, да - в самых первых кадрах ещё можно послушать бормотание Бродского, декламирующего свои стихи по-французски.
|
Рейтинг: 2.44, Голосов: 25
|
|
|