Меня тут накануне 7 ноября допросила французская "Лё Телеграм", но ведь они-то перевели, и текст интервью в исходнике так никто и не увидел. А поскольку никто не видал в России и достойного 100-летия Великого Октября празднования, думаю, актуальности разговор и вопросы не утратили - так что отвечаем, товарищи, почти вместе. За исключением мест семейной биографии...
Как вы узнали про октябрьскую революцию? Кто-то из семьи рассказал? В школе? В книгах?
- Точно вспомнить, когда именно я узнал об Октябре, не смогу. Узнавал потихоньку, но точно могу сказать, что в детском саду, в выпускной группе (называлась она, и поныне так они называются «подготовИшки»), когда мне вручали корочку об окончании детсада, я положил в неё как памятную – обёртку от шоколадки «Аврора», и песню «Что тебе снится, крейсер Аврора» уже знал, то есть Революция как историческое событие уже занимала место в моих невеликих знаниях о стране.
Каково было ваше первое впечатление?
- В те времена (1979) хватало и книжек, и плакатов просто уличных, способных вкратце рассказать о ключевой роли Октября. Кстати, только благодаря этой революции появились детские сады для всех детей страны, благодаря стараниям таких личностей как Александра Коллонтай и Надежда Крупская… Первое впечатление – да самое обыкновенное, что был такой исторический миг, когда рванулись матросы, крестьяне, рабочие к Зимнему дворцу в прожекторном луче «Авроры», а потом настала Советская власть. Я мог не знать каких-то слов, но событие такое точно имелось в моём «словаре».
Сейчас как вы относитесь к этим событиям столетней давности?
- Отношусь не просто позитивно, а с восхищением, хотя, если подходить с модной сейчас точки зрения и заглядывать в прошлое с личных, семейных позиций – я мог бы поохать и повспоминать дворянскую благодать моей семьи (бабушкиной, это мамина ветвь, не откуда моя фамилия – она из Запорожья, по отцовской линии). Но вот как было дело: прадед мой Василий Сергеевич Былеев-Успенский был секретарём Московской дворянской опеки, госслужащим по нашим меркам. Как служащий он был вместе с семьёй обеспечен жилплощадью – это нынешняя Композиторская улица, там стоял трёхэтажный дом, на первом этаже была приёмная, где работал прадед (headquоrters или центральный офис, как теперь говорят, находился на Солянке в Опекунском доме), а два этажа выше были семейными. Дом не принадлежал прадеду – мы были из бедных, обедневших дворян. Во время революции 1905-го года дворник прятал во дворе оружие, семья знала об этом и никому, конечно же, не сообщала, наоборот, когда того отправили на каторгу (или расстреляли, точно не могу сказать) и семья его голодала – приносили пищу в их домик. Бабушкин старший брат Василий Васильевич стал убеждённым большевиком ещё до Октября (его репетитор-студент сагитировал, пока тот болел и занимался дома) и в дни московских боёв стал Первым комиссаром Красной Пресни. Потом воевал в Гражданской, был тяжело ранен, но именно благодаря Василию семья получила жилплощадь уже у новой власти. События развивались так: в Москве с началом Гражданской был голод и бабушкин брат Сергей, друг Маяковского, уговорил всю семью отправиться с агитпоездом в сторону Казани, в этом поезде ехал и Маяковский (в поезде кормили). Прадед, монархист и православный, которому новая работа категорически не нравилась (называл себя подшивалой) ещё до отъезда пытался покончить собой – жили голодно, с отменой сословий, и потерей той привилегированной работы он не мог содержать семью, это его тяготило и он бросился под машину. Но был он крупным и крепким, поэтому только получил травмы и его в таком состоянии всё же взяли в поезд, и уже в поезде он сорвал бинты и истёк кровью ночью, пока все спали. Его похоронили где-то по пути в Казань, гроб опустили прямо в воду – было весеннее половодье, похоронили в одной яме, в дощатом гробу, вместе с умершей в том же поезде девушкой. Так уходила прежняя Россия – не пожелавшая ехать в социалистическое будущее на агитпоезде Маяковского. Семье было трудно – вернулись в Москву одетые кое-как, без копейки, продав многое в пути. Но уже в Москве, благодаря знакомствам, бабушкина сестра Ольга устроилась воспитательницей в детский сад и пристроила сестёр туда же, бабушке было шестнадцать уже, она окончила Институт благородных девиц, где готовили фрейлин. Потом бабушка работала и с беспризорниками – как бы отдавая долги привелегированного класса, работала в ЦДХВоДе вместе с Н.К.Крупской (Центральный дом художественного воспитания детей, располагался в правом крыле нынешнего Музея современной истории России, Музее революции в СССР). Жили тогда уже по другую сторону Арбата – в Лёвшинском переулке, в доме, где на первом этаже обитал тот самый доктор Добров, который воспитывал сына Леонида Андреева - Даниила. Сперва семье Былеевых (вторую часть фамилии мы сами упразднили по реформе) дали целый второй этаж, как семье красного комиссара Василия, его хорошо знал М.И.Калинин, он и написал в СОБЕС того времени, но потом подселяли других жильцов и за семьёй осталась лишь сдвоенная, самая большая на втором этаже комната. В своём продолжающемся романе я всё это подробнее рассказываю – "Поэма Столицы" он называется.
Думаете ли вы, что революция была неизбежна?
- Думаю, не будь революции, был бы реакционный мятеж по типу Корниловского – в общем, не возьми тогда власть большевики, продолжались бы шпионские шашни с Антантой и либо война добила бы Россию, либо собственные дрязги: Николай Второй довёл свою империю до жуткого состояния войнами и глупостью, и бросил её. Обратного пути точно не было – и скачок в социализм, хоть и был он болезненным, но сделал из отсталой, аграрной страны в кратчайшие сроки (20 лет) - СССР, индустриально развитой страной.
Монархисты говорят, что народ любил и уважал царя и что революция была осуществлена силами левых фанатиков при помощи иностранных властей? Что вы думаете об этом?
- Монархисты отчасти правы: высокий уровень сознательности, марксистская теоретическая подготовка и может показаться издали фанатизмом, но это фанатизм того рода, который вершит историю. Это были учёные фанатики, гении преобразования общества к лучшему. И их «эксперимент», как ещё любят реакционеры называть революцию и социализм – вполне удался, он не только Россию, он всю планету провинул на много шагов вперёд от всевластия частной собственности и капитала, от наёмного рабства и эксплуатации человека человеком. Правда, сейчас-то многое дореволюционное отреставрировалось, и вот это отвратительно… Фанатики были и с другой стороны – фанатики контрреволюции, мечтающие вернуть свои сословные привилегии и царя на престол. Только этот фанатизм не имел под собой почвы, а большевистский фанатизм - имел. Помощи иностранных властей не было никакой – и война-то с Германией поначалу продолжалась, так и родилась Красная армия, напомню, в битве под Петроградом. Нет, Великий Октябрь был делом хоть и масштабов всемирных, но сугубо народным – здешним, созревшим в недрах романовской империи, в аграрной стране.
Для вас октябрьская - революция или переворот?
- Термины тут не так важны. Сами большевики называли 7 ноября и переворотом и революцией – важен смысл, важны завоевания, а они были колоссальны и последовательны. Если попытаться сравнить двадцатилетие, за которое СССР перерос из лапотной России в индустриальный гигант со своей промышленностью, авиацией, флотом, РККА и социалистической экономикой, с бесплатным образованием, меициной и прочими завоеваниями – сравнить эти 20 лет с нынешними путинскими годами прозябания и вымирания России, то ясно чем революция лучше контрреволюции и реакции, от которой многие нынче уже не знают и чем отмахиваться, идеологии нет, цели нет, люди просто доживают отмерянный им ещё той, социалистической инфраструктурой, век.
Почему большевики переиграли все другие партии?
- Потому что только у них была мощная, монистическая марксистская парадигма, позволяющая строить общество на основах социального равенства. Именно эта идеология подняла не только «от сохи» к индустрии, но и в космос – ведь завоёвывать космос надо для чего-то, для расселения человечества на других планетах, в идеале, а смогут ли этим заниматься люди, пока на Земле остаются богатые и бедные? Нет, будущее, включая и космическое будуще – только за коммунизмом, научным коммунизмом, который был идеологией Октября и прослужил человечеству почти век как надёжный чертёж будущего.
Ленин - утопист который хотел благо России или кровавый тиран?
- Ленин до сих пор непривзойдённый гений, и отважнейший практик. Утопизма в нём не было нисколько, он был достаточно скептичен даже в революционной молодости, сказав знаменитую фразу «мы пойдём иным путём». И пришёл этим путём к планетарной победе, по сути. Как ни сметает эти завоевания нынешняя реакция, а они видны под наветами и пропагандой нынешней правящего класса.
Надо оставить его в мавзолее?
- Эту тему даже глупо обсуждать. Мавзолей – это не личное пространство-усыпальница, это тоже сотворённое народом достояние, и не нынешним грабителям этого народа решать, трогать захоронение или нет. Сам по себе вопрос этот звучит бредово. Мавзолей, как и в СССР – это чудо света, это притягивающий туристов, прогрессивное человечество исторический объект, охраняемый ЮНЕСКо, так что шипение всякой реакционной нечисти в РФ сейчас просто неуместно, а миру показывает Россию с наихудшей стороны.
Ценности Октябрьской революции ещё актуальны?
- Ещё как актуальны! К примеру, одним из первых дел Октября – была ликвидация безграмотности. А сейчас – знаете, сколько на Земле детей не учатся в школах? 264 миллиона! А что было бы, имейся социализм не только в СССР (его и в РФ-то нет, но пофантазируем) – миллионы этих людей работали бы на социальный прогресс, на освоение космоса, да всё бы человечество развивалось гораздо быстрее и расселялось бы по Вселенной не в «далёком будущем», а гораздо скорее… Ценности – причём не только идеи, но конкретные завоевания Октября – актуальны для всей планеты.
Как объяснить ностальгию по империи у многих людей даже молодых?
- Их мышлением, их развитием, их познаниями – которые не ограничиваются той чертой, что постоянно рисует на горизонте правящий класс. Только не ностльгией по империи я бы это назвал, а «ностальгией по утраченному будущему», сузившиеся горизонты невыносимы не только тем, кто видел СССР, кто в нём родился, как я, а и тем, кто разобрался в родной истории и понял, в чём разница капитализма и социализма.
Почему русские власти боятся отмечать октябрьскую революцию? Чего они боятся? Как надо отмечать 7 ноября - как день радости, как во времена Советского Союза или как день скорби, помня все жертвы?
- Власти Путина, как ранее и власти Ельцина – глубоко, классово ненавистен Великий Октябрь. Ельцин не случайно пытался переименовать 7 ноября в «день примирения и согласия». Но эта убогая попытка провалилась. Однако Путин пошёл дальше Ельцина – тот-то праздник оставил в календаре, просто переименовал. Но Путин вообще вычеркнул его из списка праздников, пристроив рядом «заменитель» - 4 ноября, день якобы изгнания поляков из Кремля, день народного единства… Попытка примирить трудящихся и их эксплуататоров, трудовой народ и воров, усевшихся на его шее - у Путина удалась лучше, чем у Ельцина. Однако запретить праздник и Путину оказалось невозможно, как и не заметить столетия Октября – и день этот, красный день календаря, будет отмечать вся планета, а не только Москва. МЫ будем отмечать конечно же как день великой победы в истории человечества – победы идеалов социальной справедливости, а жертвы революции на фоне её завоеваний настолько ничтожны, что ни о какой скорби тут не может быть речи. Теперь вы знаете и историю моей семьи, той дворянской её ветви – и понимаете, что размышления мои не абстрактны. Без Великого Октября и моя мама не встретила бы отца – лётчика-штурмана из далёкой украинской деревни Кичкас… Так что для нас, для моей семьи, это безусловно Праздник Бытия, вот как я его назвал бы. День победы величайшего Будущего над убогим прошлым – которое теперь возродилось и его придётся побеждать ещё раз уже поколению необольшевиков.
В тексте использована иллюстрация - отца друга нашей семьи, скульптора Якова Николаевича Купреянова - Н.Н.Купреянова. Крейсер «Аврора». Гравюра на дереве. 1922 г.
Беседовала Натали Уварофф
|
|