По какому-то немыслимому стечению обстоятельств в программу ММКФ «Фильмы, которых здесь не было» (и, соответственно, единственный показ в маленьком кинозале) угодило, на мой взгляд, одно из главных кинособытий последнего времени - «Бесконечная поэзия» искрометного 87-летнего чилийского гения Алехандро Ходоровски, раз в 15 лет выдающего по безусловному шедевру, - вторая часть фантазийной автобиографии режиссёра, размашистые картины его богемной юности в 40-е – 50-е годы в Сантьяго. Первая часть, «Танец реальности» - сюрреалистически-карнавальная фантасмагория о собственном детстве, придуманная и сыгранная самим Ходоровски и целым букетом его талантливых детей и прочих домочадцев, - в титрах обоих фильмов фамилия Ходоровски встречается добрый десяток раз в сочетании с разными именами, на редкость успешное, беспрецедентное семейное предприятие. Феномен творческого долголетия Ходоровски, вероятно, связан именно с питательной силой этой художественной династии, а ещё, конечно, с важной для любого творца эмоциональной размеренностью, - именно ей можно объяснить перерывы в съёмках, создающие эффект «редко, но метко». Человек, победивший время, Ходоровски несомненно порадует нас и третьей частью киноавтобиографии, где мы увидим героя в расцвете его творческого акме, - сам режиссер явно переживает акме, пик сил и возможностей, именно сегодня, на девятом десятке лет, - как говорится, многая лета и дальнейших художественных подвигов.
«Танец реальности» был настолько фантастическим оригинальным, переворачивающим сознание зрелищем, что на «Бесконечную поэзию» зритель шел с явным опасением - а вытянет ли Ходоровски изначально высоко задранную планку, не окажется ли продолжение вторичным самоцитированием?.. Все эти опасения разбиваются с первых кадров картины. Вроде бы, на экране до боли знакомые образы, - всё тот же деспотичный, хотя и постаревший, отец героя (в исполнении старшего сына режиссёра, Бронтиса Ходоровски), та же экзальтированная мамаша с десятым размером груди, разговаривающая оперными ариями, тот же опостылевший диктатор Ибаньес, ставший одним из детских кошмаров маленького Алехандро и через четверть века по злой иронии судьбы вернувшийся к власти…. Тем не менее, повзрослел и изменился сам герой, через призму взгляда которого мы смотрим на Чили середины столетия (великолепная роль другого сына режиссера, Адана Ходоровски, который ещё и автор музыки к фильму).
Вырвавшийся из цепких объятий семьи и менторской опеки отца, парадоксальным образом сочетающего в себе быт лавочника и несгибаемое коммунистическое мировоззрение, молодой Алехандро входит в коммуну начинающих прогрессивных поэтов, своих компаньонов по попойкам, загулам и юношеским шалостям, большинство из которых - Энрико Лийин, Никанор Парра, Стелла Диас Варин - станут потом титанами чилийской литературы и мировой поэзии. Гражданско-художественный манифест «поэтов прямого действия» образно показан в замечательном эпизоде, когда Ходоровски и Лийин, решившие ходить только вперед по прямой линии, никуда не сворачивая, стучатся в дом к почтенной сеньоре, требуя пропустить их через её комнату и дать вылезти в окно, и она понимает их с полуслова и позволяет пересечь её жилище, - как говорит сам Ходоровски, «Чили всегда была страной поэтической, и поэтов здесь всегда понимали». Примерно так же самовыражались в 20-30-е годы русские футуристы, и их художественное кредо многими принималось, а многими встречалось в штыки, - судьба чилийских поэтов не менее драматична, чем судьба их русских собратьев.
Те, кто называет Ходоровски латиноамериканским Феллини, и прав, и неправы одновременно. И у одного, и у второго бьющая через край эксцентрика, карнавал, бестиарий, сексуальные пиры, Гоморра и Содом, галерея ярких персонажей и утомительный блеск жизненной мишуры, но если у Феллини герой бесконечно одинок, оторван от корней, противопоставленный бездушной толпе и угнетаемый бессмысленностью своего существования, то герой Ходоровски плоть от плоти своего народа, жизнь его наполнена всеми радостями, бедами, праздниками и похоронами, нескончаемо чередующимися то в рабочем квартале Токопильи, то в богемных гостиных Сантьяго. Вокруг - смерть, кровь, страдание, перемешанные с макабрическим смехом и раблезианскими оргиями, отсылающими нас к традициям народной анимистической магии, переплетенной с католическим мистицизмом. Ходоровски подводит черту под своей бесшабашной юностью, перед отъездом в Европу примиряясь с отцом, - беспрецедентная по своему символизму сцена прощания на причале, когда на помощь своему герою приходит сам режиссер, появляясь в кадре и обнимая экранных отца и сына (а на самом деле, двух собственных сыновей, исполняющих главные роли).
Жизнеутверждающий мемуар Ходоровски, разумеется, требует своего продолжения. Почему-то не возникает сомнений в том, что оно воспоследует.
В отличие от других картин, демонстрировавшихся в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было», требующих камерного, а то и уединённого просмотра, масштабные кинополотна Ходоровски просятся на большой экран - подобные культурологические деликатесы должен увидеть самый широкий российский зритель.
|
Рейтинг: 4.00, Голосов: 4
|
|
|