Исполнилось 215 лет со дня смерти, а точнее, убийства императора Павла Первого. В царское время это событие официально именовали "апоплексическим ударом" (и вполголоса шутили при этом: "апоплексический удар табакеркой в висок"). В советское время отношение к цареубийству 1801 года было довольно неоднозначным.
Например, в книге Льва Никулина "Мёртвая зыбь" и снятом по ней фильме "Операция "Трест"" (1968) один из героев, скорее положительных, произносит такую возмущённую тираду, обращаясь к заговорщикам-монархистам 20-х годов (в фильме и романе его слова немного различаются):
"Панихиды служите по убиенному монарху! По Николаю Александровичу. А кто Петра Третьего убил? Господа дворяне — Григорий и Алексей Орловы. Григорий — любовник Екатерины. А Павла Петровича, императора, кто убил? Не матросы и латыши, а Талызин, граф Палён, граф Бенигсен, Яшвиль и кто там ещё! Господам, значит, дозволено...
Сначала всё по-благородному: «Sire, vous devez abdiquer» [«Государь, вы должны отречься от престола»]. А Николай Зубов: «Чего ещё „абдике“?» — и фунтовой золотой табакеркой монарха в висок. Я сам эту табакерку в алмазном фонде видел — весь угол смят. А потом набросились на помазанника божия и всего истоптали, как мужички конокрада…" В фильме он ещё язвительно восклицает: "И не служили панихиды по невинно убиенному!"
После чего разъярённые монархисты ревут "Предатель! Смерть ему!" и в конце концов действительно убивают данного персонажа.
Году в 1992-м мне попался первый отрывной календарь новой эпохи — всё советское в нём было тщательно вычеркнуто. Но меня поразила фраза на листке от 24 марта: в ней говорилось, что в этот день в 1801 году император Павел Первый скончался от... апоплексического удара. Снова-здорово, значит. Что, значит, теперь снова так тупо станут повторять старую ложь? Как говорил проницательный Талейран, "они ничего не забыли и ничему не научились".
А в советских школьных учебниках обществоведения, по которым я учился, убийство Павла Первого приводилось как яркий пример того, что даже абсолютный монарх должен послушно выполнять волю правящего класса, если он вздумает пойти против него — его ждёт судьба императора Павла. И приводились иронические слова, которые приписывают мадам де Сталь и действительным автором которых, возможно, является Пушкин: "En Russie le gouvernement est un despotisme mitigé par la strangulation» («Правление в России есть самодержавие, ограниченное удавкою»).
И, заметим, никто не ставит по всей России и бывшему СССР портретов государя-императора Павла Первого со слоганом "Прости нас, Государь!". Потому что правящий класс никакой вины за это цареубийство не чувствовал, ну, а низшие сословия отношения к случившемуся не имели...
Какие выводы на будущее и настоящее можно сделать из этих событий? Очень простые: ежегодная неутихающая истерика "Прости нас, государь!", регулярно нарастающая к каждому 17 июля, есть явление сугубо классовое. "Низшим классам", "черни", как её именовали до 1917 года, пытаются привить чувство вины и священного трепета перед "высшими", "природной аристократией", "их благородиями". "Элитой", короче говоря. Когда "элита" разрешает свои мелкие разногласия с божьими помазанниками посредством апоплексических ударов табакеркой в висок, как в марте 1801-го — это её внутреннее дворянское дело. И быдла сие не касается. Или, как выразился персонаж романа Никулина, "господам, значит, дозволено..." А вот когда на священную голубую кровь осмеливаются замахнуться и пролить её всякие разночинцы, как в марте 1881-го, а то и вовсе "неблагородные", как в июле 1918-го — тогда, конечно, совсем другое дело...
|
|