Яркое событие завершившегося сегодня кинофестиваля 2morrow - гала-показ брутального политического триллера «Клан» аргентинского режиссера Пабло Траперо, отмеченного призом прошлогоднего венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру. «Клан» обещают пустить в российский прокат, но как-то нетвердо, - огромное спасибо команде фестиваля 2morrow за возможность прикоснуться к одному из главных кинособытий года.
Леденящую кровь драму одной отдельно взятой аргентинской семьи с полным основанием можно назвать политическим триллером - показана реальная история реальной семьи Архимедеса Пуччио, которая 30 лет назад прогремела на всю страну, несмотря на то, что таких Пуччио в тогдашней Аргентине были тысячи. Самой кровавой, из ряда вон выходящей эту семейную драму можно назвать, но уникальной для страны не назовешь никак.
1982 год - диктатор Видела свергнут, но суд над ним ещё не начался. На экранах телевизоров симпатичный усатый Рауль Альфонсин провозглашает демократию и торжество прав человека. Распущены «эскадроны смерти», в подполье отправляется Аргентинский антикоммунистический альянс, который тоже по сути дела представлял собой настоящий эскадрон смерти. Тем не менее, пособников и подельников Виделы, истребивших за годы диктатуры десятки тысяч аргентинцев (только пропавших без вести по официальным подсчетам хунты около 9 тысяч, по данным независимых источников - все 30), за решётку отправились считанные единицы, основная же масса псов режима, хоть и поприжимала хвосты, но вполне неплохо себя чувствует - как показывает практика, возмездия можно ждать всю жизнь, да так и не дождаться.
Харизматичный голубоглазый пожилой господин с благородной седой головой - это и есть главный герой картины Архимедес Пуччио, глава почтенного семейства, любящий отец пятерых детей, во всех смыслах слова положительный и уважаемый друзьями и соседями. Правда, в спецслужбах он больше не работает, но политика тут не при чем - пенсионный возраст, знаете ли, пришлось сменить род занятий и трудиться бухгалтером, что тоже в Аргентине вполне неплохо. Дети учатся в приличных местах, средний Алехандро - восходящая звезда местной команды регби, самого старика Пуччио каждый день можно увидеть подметающим двор вокруг дома, ежевечерне семья собирается за круглым столом для общей молитвы перед вкусным ужином. Правда, почему-то во время совместной трапезы некоторым из отпрысков Пуччио слышатся какие-то далекие леденящие душу вопли, но это наверняка им послышалось, а если сделать музыку погромче, то и слышаться ничего не будет.
После ужина импозантный старик Пуччио несет еду в подвал собственного дома, откуда и раздаются душераздирающие крики, и собственноручно пытает находящихся там заложников - все эти годы он и его подручные похищали и истязали людей, выбивая у их семей выкуп. И старшего, и своего любимого среднего сына, регбиста Алехандро, отец втягивает в этот кровавый бизнес, который со временем становится всё более и более кровавым - потерявший всякие берега от безнаказанности Пуччио начинает убивать заложников, даже получив за них выкуп.
К концу картины становится ясно, что практически всё благородное семейство не просто понимало природу странных криков из подвала, но и, за исключением младших сестры и брата, было повязано кровью. Архимедес Пуччио - не простой алчный сребролюбец, а идейный: помимо состоятельных граждан, семьи которых можно было доить, он с удовольствием убивал коммунистов и граждан, без должного почтения относившихся к аргентинской хунте.
Фильм Траперо - крепкое зрелищное кино, в котором идиллические семейные сцены перемежаются жуткими сценами убийств, однако, не перегруженное натуралистическими подробностями и с вполне тактичной, не навязчивой формой подачи моралите. Для Траперо важно показать, что прецедент Пуччио отнюдь не уникален, страна в 80-е была наводнена подобными преступниками - позорное наследство, доставшееся Аргентине от долгих лет диктатуры. Суд над Пуччио не превратился в процесс века именно потому что потерялся в сотнях других подобных процессов. Режиссер прокладывает мостик из истории 35-летней давности в наши дни - насколько изменился за это время политический облик Аргентины? Сколько ещё по стране таких страшных подвалов?
Общим местом стало сравнение латиноамериканской реальности и российской - мол, Траперо показал нашу Кущёвку, перенесённую в Буэнос-Айрес. Лично мне такое сравнение не кажется глубоким и метким, но факт остается фактом: много кто слышал про преступления семейства Пуччио, но мало кто представляет себе, чем всё закончилось. В рассказанной авторами фильма «Клан» истории самое интересное - это судьба главных героев, и вот тут уже может просматриваться почва для сопоставлений. Посмотрим, что будет через несколько лет с Цапками и сравним.
Абсолютное большинство показанных в фильме преступников живы-здоровы, многие уже давно на свободе - в2008-2009 году прошла широкая амнистия, в результате которых многие пособники хунты, по сравнению с которыми Пуччио - мелочь пузатая, были освобождены и получили возможность вновь влиться в аргентинское общество. Вину некоторых доказать не удалось (большей части исполнителей – подельников главного героя, а также его жены), несмотря на то, что главный обвиняемый нисколько не пытался облегчить следствию и суду работу и взять всю вину на себя. Одна из самых ярких сцен фильма - отказ отца семейства помочь сыну избежать ответственности и зверское избиение сыном отца в тюрьме, на которое сам отец спровоцировал Алехандро, пытаясь свалить нанесение телесных повреждений на охрану тюрьмы. Юный, но вполне уже сформировавшийся мерзавец Алехандро Пуччио попытался до суда выброситься с пятого этажа, но выжил, был осужден пожизненно и умер от болезни несколько лет назад.
Сам Архимедес Пуччио, собственноручно истязавший и убивший нескольких человек, выстроивший на основе своего семейного клана организованную банду, был приговорен к пожизненному заключению, в тюрьме ухитрился получить ещё одно высшее образование - получить диплом адвоката (!!!) и защищать себя, в результате вышеупомянутой амнистии вышел на свободу, жил-поживал, пережил практически всех своих детей и умер своей смертью от старости, совсем недавно.
Пабло Траперо, зарекомендовавший себя как художник, исследующий криминальное и политическое насилие, выстраивает фильм на контрастных приёмах - образ благообразного старика не вяжется с кровавым монстром, крики и стоны несчастных - с легкомысленным хитом 80-х Sunny Afternoon группы Kinks, верхний этаж богатого буржуазного дома - со зловещим подвалом, подающий надежды регбист и герой-любовник - с зависимой, идущей на поводу у отца и обстоятельств тряпкой, блеск и благородная позолота латиноамериканской элиты - с системой всепроникающего террора, которая демонстрирует уникальную живучесть и которую пока невозможно победить.
|
Рейтинг: 4.20, Голосов: 10
|
|
|