С моей стороны, конечно, западло вам рассказывать про постановку "Майской ночи или Утопленницы" Римского-Корсакова в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, потому что обычно мои рецензии заканчиваются призывом оторвать жопу от дивана, купить билет и насладиться прекрасным. Или - реже - не покупать и остаться дома. А сейчас, дорогие гражданы и милые старушки, у вас выбора нет:(. Ибо позавчера театр давал эту постановку в последний раз. Аллес капут, больше этого никто не увидит.
Больше чем уверена, что когда Александр Титель принимал решение снять постановку со сцены, он и в мыслях не держал, насколько символичным это покажется, в нынешних-то обстоятельствах. А уж когда, много лет назад задумывая спектакль, решил давать объявления ("отключите мобильные телефоны", "видеосъемка запрещена" и пр.) помимо привычных русского и английского ещё и по-украински, уж точно не подозревал, каким весёлым троллингом это сегодня будет смотреться. Последний раз вышли на московскую сцену парубки в свитках и широварах шириной в черное море, панночки в веночках с лентами и потешный городской голова с портфелем и депутатским значком. Подобно ведьмам и русалкам, населяющим топкое и вязкое болото, ушла под воду Украина - болото чвакает, пузырится, мёртвые утопленники тянут из-под воды руки, пытаются утянуть живых...
Во время продолжительной увертюры нам показывают старую кинохронику - из гоголевской Украины переносимся в миргородский колхоз в сталинские 30-е, Сорочинский ярмарок (именно так по-украински, ярмарок) с демонстрацией достижений передовых колхозников, миргородский свиноводческий комплекс с жирными поросятами. Кинохроника, как водится, чёрно-белая, но ощущение, как будто всё многоцветие красок пышет, прыскает, брызжет в зрительный зал - густой золотистый мёд, белое молоко, бескрайние поля жёлтого пшеничного зерна, бархатная вишня, черная смородина - каждая ягода размером со сливу, алые помидоры и алые же щёки дородных украинских колхозниц, лепящих вареники из крутого теста.... Победители социалистического соревнования на тракторах.... Развесёлая художественная самодеятельность посреди поля с пшеницей. Благодатная, райская некогда земля, ушедшая, как сказочный Китеж, под холодную и мутную воду и оставшаяся в наших воспоминаниях...
Все мужские партии - безупречны (любимец публики Николай Ерохин - Левко, Денис Макаров - голова, Роман Улыбин - писарь, Вячеслав Войнаровский - винокур, и, конечно, Феликс Кудрявцев - Каленик, алкоголический возмутитель спокойствия). Ганну (Лариса Андреева) и особенно свояченицу (Вероника Вяткина) почти не слышно, а лучшая женская партия - густое, сочное сопрано Евгении Афанасьевой - панночки. Хореографические вставки (гопак казаков, хороводы девушек) выглядят сиротливо и не вписаны в общий музыкальный и постановочный контекст (органическому сплаву музыки, вокала и хореографии стоит поучиться у режиссёров театра Покровского). Много и других режиссёрских невнятиц - неясна, например, судьба мыши, которая зачем-то выбегает на середину сцены, затем так же внезапно исчезает, но никакой смысловой роли не несёт). В общем, слушать было интересно, но постоянно ловишь себя на мысли, что я бы поставила по-другому. И, конечно, очень не хватало белёной хаты на сцене. Вот без неё никуда.
Попрощался Титель с Украиной, стало быть.
|
|