Обряды каннибалов совершались на месте древнего поселения под названием Херцхайм (расположено на территории современной Южной Германии), куда приводили рабов, военнопленных и прочих. По мнению авторов исследования - антропологов из Университета Бордо во Франции, жестокие нравы объяснялись социальным и политическим кризисом в центральной Европе эпохи неолита. Руководитель исследования Бруно Болестин в интервью ВВС рассказал, что он и его коллеги обнаружили признаки того, что человеческие кости умышленно кололись и дробились, что подтолкнуло ученых к мысли о каннибализме.
Исследователи установили, что за короткий период времени в поселении были съедены сотни людей, с которыми обращались не лучше, чем с животными. Объеденные кости сбрасывались в глубокие ямы овальной формы.
Раскопки на месте поселения в Херцхайм впервые были проведены в 1996 году, однако более детально сделанные там находки были изучены между 2005 и 2008 годами. Однако с теорией каннибализма согласны не все археологи. Например, ученые из Лейпцигского университета и музея естественной истории во Франкфурте-на-Майне утверждают, что в Херцхайме происходило перезахоронение мертвых, во время которого тела разрубались на куски, а плоть отделялась от костей. Аналогичные ритуалы существовали во многих древних цивилизациях.
В пользу гипотезы перезахоронения говорит тот факт, что на черепах отсутствует нижняя челюсть. Ритуал требовал, чтобы ее отделяли от черепа и хоронили отдельно, пишет GZT.RU.
Однако Болестин утверждает, что найденные останки свидетельствуют именно о каннибализме. В частности, умышленно сломанные фаланги пальцев рук и ног были обгрызены, ребра отламывались от позвоночника явно с помощью специальной техники, а царапины и порезы на челюстях говорили о том, что у жертв вырезали язык.
Ученый считает, что 7 тыс. лет назад в Европе существовали предположительно три поселения, где жили каннибалы. С большей или меньшей степенью достоверности людоедство доказано лишь в древней пещере на юге Франции. Там найдены обглоданные кости, которым 6 тыс. лет. Проведенное в 1986 году исследование показало, что в пещере были убиты и съедены по крайней мере шесть человек и животные.
От редакции: Вообще-то современная антропология вполне уверенно считает, что каннибализм был свойствен на определенном историческом этапе всем народам и всем культурам. Как позже существовало рабовладение, крепостничество, монархия, частная собственность, полигамные браки, смертная казнь и так далее. Постепенно эти вещи изживались, в одних культурах это происходило раньше, в других позже, а в некоторых существует и до сих пор. Скажем, немало миссионеров заканчивали свою миссию в желудках новообращенных.
Каннибализм был свойствен дионисийским культам Древней Греции, культам Ближнего Востока, в более позднее время ацтекам. На островах Фиджи каннибализм был запрещен законом только в 19-м веке.
Каннибализм присутствует в сказках и былинах восточных славян - чаще всего питаются человечиной такие персонажи, как Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч. Все они берут свое начало из древнеславянского языческого пантеона, из чего можно сделать вывод, что в славянском язычестве могло существовать ритуальное людоедство в довольно-таки исторически позднее время, и прекратилось оно, видимо, с окончательным внедрением православия. Хотя кто может гарантировать, что окончательно прекратилось? Судя по периодически появляющихся в СМИ сообщениях о случаях каннибализма среди неоязычников - не прекратилось.
То же касается и Германии - если посмотреть на германские сказки, то людоед в них присутствует очень часто, это отрицательный персонаж, но отнюдь не архаичный - он живет в замке, носит сапоги и нормальную одежду, отличаясь от обычных людей только крупными габаритами и, естественно, склонностью поедать ближнего. Анализируя германский фольклор, можно предположить, что здесь пережитки каннибализма задержались дольше, чем в других частях Европы.
Но в любом случае, сегодня людоедство - это явно пройденный человечеством этап развития культуры. Так же как рабовладение, последние пережитки которого еще встречаются у неразвитых народов и даже у нас на Кавказе, но в общем можно считать, что рабство - это повсеместно осуждаемая практика.
Рано или поздно, но и частная собственность на средства производства и, как ее следствие, - эксплуатация человека человеком станет столь же неприличным делом, как поедание ближнего или обладание рабами. Это естественный тренд в развитии вида Homo sapiens.
Не сомневаюсь, что многие людоеды цеплялись за свою отмирающую привычку, говорили о высокой пищевкусовой ценности человечины, о нравственности в сохранении древних традиций людоедства.
Об апологии рабовладения мы можем прочесть у поздних римских авторов, например, у Апулея.
О благотворности царской власти для России тем более писано-переписано.
Точно так же мы сейчас читаем либеральных мыслителей о пользе изъятия "излишней" прибавочной стоимости у "неразумных" трудящихся, о благе, которое несет общественному производству "крепкий хозяин". И так далее...
Но нужно понимать, что все это - пережитки животного состояния, из которого вид Homo sapiens выходит на протяжении всей своей истории. И поедание плоти с целью овладеть энергией, заключенной в мясе ближнего, и потребление чужого труда, чужой энергии - это, по сути, один и тот же процесс. Параллельно с которым идет другой процесс - процесс избавления от животного начала в человеке.
Анатолий Баранов
|
|