Владимир Путин не скрывает, что "держит на контроле" уголовное преследование участниц панк-молебна в храме Христа Спасителя. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков назвал этот молебен группы Pussy Riot "отвратительным": "Речь, наверное, идет о сложном хитросплетении понятий: нарушение правопорядка, а также норм религии, вероисповедания, оскорбление чувства верующих и так далее. И здесь, безусловно, может разобраться только суд. Но, честно говоря, с точки зрения того, что речь идёт о храме - кроме как отвратительным это действие никак не назовешь. Со всеми вытекающими последствиями". Сам Путин заявил: "я приношу свои извинения всем верующим и священнослужителям. Надеюсь, что этого больше не повторится".
Обвиняемые в участии в панк-молебне "Богородица, Путина прогони!" Надежда Толоконникова (Толокно) и Мария Алёхина арестованы, по статье "хулиганство" им грозит до семи лет лишения свободы. Со своей стороны, протоиерей Всеволод Чаплин потребовал для обвиняемых жёсткого и неотвратимого наказания. В своём блоге он написал: "Этой акцией, этим грехом нарушен Божий закон. Самый главный закон. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23)".
Как мы помним, всю "перестройку" обществу настойчиво внушали: "зачем нужна улица, которая не ведёт к храму?" (цитата из знаменитого антисталинского фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние"). Сам Горбачёв в своём "эпохальном" труде "Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира" провозгласил: "если видишь эту высокую цель — сияющий Храм на зелёном холме, тогда самые тяжёлые камни — легки, самый изнурительный труд — удовольствие".
И вот после 1994 года этот "Храм" стал воздвигаться, кажется, в реальности - на месте бассейна "Москва", невоплощённого Дворца Советов и старого, ещё царского ХХС. Правда, уже тогда возникали инициативы и проводился сбор средств "За восстановление бассейна "Москва"", но в то время подобные идеи мало кто воспринимал серьёзно, к ним относились скорее как к весёлому маргинальному приколу.
И вот теперь неожиданно выясняется, что "дорога к храму" приводит вовсе не в храм, а... за решётку. Ну да, в тюрьму за неканоническое моление в этом самом храме. Потому что молиться в нём положено только о "властях предержащих", их "воинстве", а также о священноначалии, а моление "Богородица, Путина прогони!", как у Pussy Riot, воспринимается не просто как скандал, нет - а как уголовное преступление. В общем, "сияющий Храм на зелёном холме" по Горбачёву-Абуладзе, а также Ельцину-Путину, оказался всего всего лишь промежуточной, перевалочной инстанцией, а конечной инстанцией оказался каземат, тюрьма, куда сажают за невосторженный образ мыслей.
Сейчас можно услышать, как скрипят и потихоньку поворачиваются жернова общественного мнения. Пожалуй, теперь снос храма в декабре 1931 года будет восприниматься уже немножко иначе, чем это было последние 25 лет. Храм царских времён был архитектурной и художественной ценностью? Возможно, но ведь и крепость Бастилия тоже представляла собой бесспорную архитектурную ценность, однако же это не остановило революционных парижан от её сноса после июля 1789 года. Бассейн "Москва"? Не бог весть что, конечно, но, по крайней мере, за "неканоническое купание" в нём всё-таки в тюрьму не сажали...
Кажется, общественное мнение начало возврат к той точке, в которой оно пребывало в начале 30-х годов. Одна из тогдашних советских карикатур (1930 года) изображала взрыв Симонова монастыря, за которым наблюдает толпа прохожих. Старушка-богомолка в отчаянии всплескивает руками:
- Батюшки! Никак конец света!
— Нет, бабушка! - весело поправляет её молодой парень. - Конец тьмы!
...Есть такая история из жития святого Василия Блаженного. В Москве в церкви у Варваринских ворот хранилась икона с образом Богородицы, причём жители столицы почитали эту икону как чудотворную. И вот однажды юродивый Василий взял её и методично стал бить по ней тяжёлым булыжником. Свидетели этого происшествия умоляли Василия остановиться, но он был непреклонен, и икона разлетелась на куски.
Но самое любопытное, что народная молва полностью оправдала необычный, мягко говоря, поступок Василия. Люди говорили, что под изображением Богородицы оказался намалёван образ нечистого, с рогами, копытами и хвостом, так что икона была "с обманом", "адописная". А святой юродивый по наитию разгадал эту бесовскую подмену...
Впрочем, вернёмся в современность. Не так давно на Моховой улице случайно встретился с одним своим хорошим знакомым, диссидентом ещё советских времен и бывшим политзэком. Он - из той относительно небольшой части диссидентства, которая отнюдь не восприняла победу Ельцина-Гайдара и возведение храма Христа Спасителя как триумфальное воплощение своих идей. Совсем наоборот...
В октябре 1993 года в составе полка имени Верховного Совета он защищал Белый дом; cидел и при Ельцине - за пощечину оскорбившему его офицеру ФСБ, и при Путине - за радикальные антипутинские листовки. Себя и в советское время, и теперь он определял неизменно - как православного христианина и западника. При нашей встрече он посмотрел на возвышавшийся невдалеке позолоченный купол ХХС и едко заметил: "Есть легенда, что ещё в XIX веке за нарушение при возведении этого храма канонов один монах предсказал, что на его месте будет лужа. Так оно и вышло - бассейн "Москва"... Лично я бы этот храм снёс, взорвал, а на его месте сделал бассейн. Говорят, хороший бассейн был..."
Он улыбнулся и добавил: "Формально большевики были безбожниками, но в каком-то смысле они были ближе к Богу, который является unspeakable (неизъяснимым). А официальное духовенство, попы и епископы были составной частью царской государственной машины, и вместе с ней должны были отвечать за всё, ею содеянное. Вот, допустим, святой Серафим Саровский - хороший человек! Но он же знал, не мог не знать, что официальное православие является опорой трона, опорой порядка, при котором крестьян порют на конюшнях, продают в обмен на борзых щенков и т. д. А подлинными хранителями православия в России были, по-моему, только юродивые, - такие, как Василий Блаженный. Так что большевики поступали с этими попами, епископами и митрополитами совершенно правильно. И якобинцы во Франции правильно с ними поступали".
История с панк-молебном в ХХС имела своё продолжение. Группа верующих после ареста девушек решила провести в том же храме совместную молитву за них. Кажется, молиться за "нуждающихся и пленённых, во узах и темницах пребывающих" в храмах РПЦ ещё не запрещено? Но, как рассказывает адвокат одной из арестованных Николай Полозов, "люди пришли, храм оказался на замке, на нём висела табличка, что храм сегодня закрыт для посетителей по техническим причинам, рядом стоял ОМОН. Когда пришедшие увидели, что храм закрыт, с ними начали препираться провокаторы, затем они устроили потасовку, облили одного парня водой. Когда он обратился к сотрудникам милиции с вопросом, почему они не реагируют, ему предложили пройти написать заявление в полицейском автобусе, после отказа пройти в автобус его задержали. Ему вменяется административное правонарушение по статье "Неповиновение сотрудникам милиции", а обливший его злодей стал свидетелем. Всего на данный момент в ОВД увезли трех человек".
Несколькими днями позднее тому же адвокату Полозову было предоставлено слово на 20-тысячном митинге оппозиции на Новом Арбате. Увы, он не додумался, а скорее, не решился призвать всех присутствующих прямо с митинга пойти в ХХС (который был в двух шагах рядом) и провести там совместную молитву за его подзащитную и её подельницу. Думается, даже атеисты могли бы в знак солидарности туда прогуляться, и если не помолиться в храме, то уважительно постоять рядом. Если бы - не 20 тысяч, так хоть 5000 или даже пара тысяч человек явилась с митинга прямиком в ХХС и в тысячу голосов вознесла бы там моление за освобождение узниц Марии и Надежды (а заодно, кстати, могли бы попросить ещё: "Богородица, прогони Путина!") - то отчего-то думается, что на следующий день арестованные были бы уже свободны. Не в силу какого-то сверхъестественного чуда, а в силу простого испуга властей.
Кстати, автор этих строк незадолго до митинга 5 марта предлагал провести в этот день акции за освобождение политзаключённых: http://forum-msk.org/material/politic/8428667.html "А если политузники - в больнице ли Ганнушкина на Потешной улице, или в спецприёмнике на Симферопольском бульваре, или где-то ещё - останутся до 5 марта, то почему бы народу не явиться к любой из таких бастилий местного значения и не потребовать в тысячу, или пять тысяч, или ещё лучше в сто тысяч глоток их немедленного освобождения?"
Вместо этого 5 марта состоялась несанкционированная акция в замёрзшем фонтане на Пушкинской площади, - прямо скажем, не особенно осмысленная.
10 марта совершенно очевидным местом для акции в защиту политзэков был храм Христа Спасителя - причём, если бы властям сдуру не пришло в голову противодействовать, то акция носила бы абсолютно законный и мирный характер - ибо разве закон запрещает молиться в храме за освобождение узниц? Но пока что приходится констатировать, что революционеры и народ действуют раздельно. К сожалению. Революционеры - лимоновцы и примкнувшие к ним гражданские активисты - героически, в который уже раз, штурмуют ЦИК на Лубянке или Триумфальную площадь. Народ же собирается на "Болотной" (в широком смысле слова), постепенно утрачивая интерес к таким сборищам (ибо они ничего не дают - например, вместо освобождения политзэков, требование чего было повторено во всех "болотных" резолюциях, власти сажают новых). Революционерам, похоже, и в голову не приходит, что в одиночку противостоять власти уместно только в условиях общественного спада, апатии, безразличия. А в условиях общественного подъёма, который наблюдался в России с декабря до начала марта с. г., их задача - не показывать обществу героический пример одиночной борьбы, а повести собравшийся народ за собой. Этого, увы, сделано не было...
А ведь революция - это соединение революционеров и народа. Пока они действуют порознь, на разных улицах и площадях, власть имущие в Кремле могут спать спокойно. (Кстати, в ночь на 12 марта с.г. - и не в столицах, а в провинции, в Нижнем Новгороде - состоялась УСПЕШНАЯ акция в рамках борьбы за свободу политарестованных. Люди стали массами прибывать в суд, где проходили процессы над политактивистами. Люди оттеснили полицию и судебных приставов и фактически захватили здание суда, заблокировав входную дверь. Расстелили спальники, приготовившись к долгой осаде. Судьи запаниковали и принялись звонить начальству. Как и следовало ожидать, власти дрогнули и всех задержанных освободили, включая и ранее осуждённых. Как видим, провинция в этом плане опередила Москву и Питер - быть может, потому, что там не так много развелось всевозможных батюшек-гапонов и "сусаниных", планомерно заводящих протест в болото?). Но, возвращаясь к основной теме.
Спрашивается: если пресловутая "дорога к храму" привела отнюдь не к "сияющему Храму на холме", или, вернее, через этот "храм" - в тюрьму и бандитское царство, то что же теперь с ним, с этим "храмом", делать? Провести, как в старину, обряд изгнания бесов, лукаво попрятавшихся за изображениями на храмовых иконах? Или что?..
Интеллигенция в ответ на такие вопросы пока только сокрушённо качает головой и ответа не даёт... А вот святой Василий Блаженный, наверное, не с ответом не задержался бы ни минуты.
|
|