Проект реконструкции Большого театра в Москве находится в катастрофическом состоянии - даже в худшем, чем строительство новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Напомним, что на исторической родине захватившего власть в России клана (после миграции которого в Москву, как отмечают питерцы, в городе на Неве даже воздух стал чище) для широко разрекламированного строительства снесли архитектурный ансамбль, воздвигнутый великим Кваренги, но решили сэкономить на проведении необходимых геофизических исследований. В результате новую сцену Мариинского театра пытаются построить поперек подземной реки, которая регулярно смывает фундамент постройки.
В Москве же, куда перебрался питерский клан, все проще и элегантней: огромная стройка (реконструкция Большого театра), на которую уже потрачен без малого миллиард долларов, ведется без какого бы то ни было контроля вообще - как финансового, так и инженерного. В частности, строительные работы, как это ни удивительно в XXI веке, идут не то что с нарушением подготовленного и одобренного всеми инстанциями проекта реконструкции, а вообще без его учета.
В результате не только график строительства полностью провален, но и сам Большой театр находится в значительно худшем положении, чем в начале «реконструкции»; так, в некоторых местах стены здания просели на полметра. Дошло до того, что строители всерьез опасаются, что «здание сложится», и стены одного из символов Москвы просто рухнут, похоронив под собой всех находящихся на стройплощадке.
Новый Министр культуры, бывший посол России во Франции, кадровый дипломат Авдеев разбирается в культуре, вероятно, так же хорошо, как и в строительстве. Возможно, это не его вина, а норма путинской кадровой политики, при которой филолухи (как это слово произносится теперь в Украине, и даже у нас в Севастополе) внедряют систему ГЛОНАСС, торговцы мебелью заведуют национальной обороной, организаторы дефолтов - атомной энергетикой, а здравоохранение и социальная сфера отдаются на растерзание то инженерам, то бухгалтерам.
Однако результат, как говорится, на лице, в данном случае - Большого театра, к зданию которого уже можно смело прилагать эпитет «бывшее».
После упразднения Агентства по делам культуры и ухода Швыдкого из руководства Министерства культуры стройка стояла как минимум три месяца - на протяжении всего лета, в течение периода, наиболее благоприятного для работ. Причина заключалась в том, что в условиях полной бесконтрольности работы, даже жизненно необходимые для обеспечения минимальной безопасности самих строителей, выполнялись дай Бог наполовину, а выделенный почти миллиард долларов был выведен при явном как минимум попустительстве со стороны Швыдкого непонятным способом и в неизвестном направлении.
Руководители стройки передавали исполнение работ на субподряды своим знакомым и родственникам, в результате чего реконструкция Большого театра превратилась в финансовый и инженерный хаос.
После ухода Швыдкого руководители Москвы и столичного строительного комплекса как минимум дважды предлагали новому Министру культуры Авдееву признать несостоятельность прошлых федеральных властей в реконструкции Большого театра и хотя бы зафиксировать его бедственное положение.
Но профессиональный дипломат, похоже, просто побоялся (или поленился) докладывать о ситуации даже своему непосредственному начальству - премьеру Путину (еще бы - ведь это Швыдкой выполнил, насколько можно понять, неформальную и совершенно необязательную для него тогда просьбу директора ФСБ о показе по телевидению скандальной пленки с «человеком, похожим на Генпрокурора Скуратова» и двумя проститутками).
В результате Швыдкой молниеносно стал орденоносцем и советником Медведева, что исключает возможность получения от него ответов на вопросы, интересующие следствие, - а руководители строительства, хотя и ходят на беседы в прокуратуру, ничего внятного объяснить, похоже, не в состоянии.
30 сентября Авдеев провел коллегию Министерства культуры, посвященную реконструкции Большого театра, результаты которой были немедленно засекречены.
Насколько можно понять, до сознания Министра культуры Российской Федерации все же дошло, что стройка выродилась в неуправляемый и хаотичный процесс освоения денег. Выявились на коллегии, вероятно, и непримиримые противоречия между ее участниками: так, заказчик - ФГУ «Дирекция реконструкции и реставрации» и подрядчик - «СУИпроект» - обвиняют друг друга во всех смертных грехах, от срыва сроков до финансовых махинаций (одни говорят, что им не дают денег, другие - что у них денег не берут).
В пиковом положении находятся и немецкие компании, привлеченные к реконструкции, - например, поставщик сценического оборудования «Бош Рексрот». Они выполнили заказ вовремя, но, так как сроки строительства сорваны, монтировать его нельзя - просто негде. В результате немцы не только не получат вовремя средств за монтаж (что в условиях глобального финансового кризиса исключительно болезненно), но и вынуждены хранить его на складах за свой счет. Пока они терпят, но, когда до них дойдет, что «задержка» строительства составляет минимум пять лет, Россия может получить полноценный международный скандал и понести значительные убытки.
Реконструкция Большого театра уже давно не является единой системой: участники процесса воюют друг с другом по принципам «каждый сам за себя» и «сядь ты сегодня, а я завтра».
Вероятно, осознав все это, Министр культуры Авдеев две недели думал, а затем внезапно издал приказ о прекращении всех работ на строительстве до 26 ноября. Приказ не то что секретный, а, скажем так, неоглашаемый. В самом Министерстве о нем узнали не от собственного Министра, а от сотрудников администрации президента - и долго не могли в это поверить.
Логика Авдеева понятна: убедившись в своей неспособности что-либо сделать с Большим театром, он, вероятно, намерен передать его в ведение московских властей и в собственность города. Конечно, под ним может появиться торговый центр с автостоянкой, а вместо знаменитой квадриги - несколько дополнительных этажей под офисы, но зато стены ни на кого не упадут.
На 15 ноября намечена замена директора ФГУ «Дирекция реконструкции и реставрации»: вместо Ивана Боровицкого им, по данным московской строительной общественности, станет Яков Саркисов, руководивший строительством доброй половины новых московских театров и, в частности, новой сцены Большого театра. Вероятно, после этого будет заменен и главный подрядчик - «СУИпроект». Эту замену можно бы было только приветствовать, если бы не одна деталь - при всей важности ни аппарат правительства, ни даже собственное Министерство г-на Авдеева в известность о намеченных преобразованиях, вопреки существующим правилам, не ставятся.
Логика в этом есть, ибо, скрыв положение реконструкции Большого театра при приеме должности, Министр культуры Авдеев тем самым принял на себя ответственность за состояние объекта. А теперь совершенно непонятно, как можно вообще найти какого бы то ни было подрядчика на работы на объекте, который находится в исключительно опасном, по сути дела аварийном состоянии и без какого бы то ни было финансирования. Деньги на реконструкцию Большого театра пойдут лишь с начала 2009 года, однако они будут выделяться не на действительно насущные нужды по спасению Большого театра и восстановлению его руин, а в точном соответствии с планом работ, - который полностью провален и сорван еще в начале этого года.
Существенно, что выбор в пользу московских строителей еще только намечается; вероятно, Министр культуры Авдеев рассматривает и иные варианты.
Так, во время поездки вместе с Путиным в Астрахань он обсуждал со скандально известным предпринимателем Столповских перспективы его подключения к проекту. А в кругах, близких к Министерству культуры, всерьез поговаривают о возможности использования для аврального и непубличного исправления положения ресурсов Беджета Пакколи, вместе еще с Коржаковым реконструировавшим Московский Кремль. Тогда это вызвало бурное негодование общественности, - но когда выяснилось, что расценки Пакколи оказались в несколько раз ниже, чем расценки, по которым чуть позже реконструировалась, например, такая гордость Путина, как Константиновский дворец в Стрельне, негодование как водой смыло. Так что в возвращении некогда скандально известного предпринимателя, на сей раз в проект «Большой театр», может оказаться сермяжная правда.
Между тем выкидываемый из денежного проекта «СУИпроект», например, готовит, насколько можно судить, полноценную пропагандистскую войну против решений Авдеева и в целом против федеральных властей, которые тот должен представлять и которых в результате так неудачно подставляет.
А премьер Путин, который искренне верует во всю ахинею, рассказываемую ему его назначенцами, продолжает твердить, что Большой театр откроется в октябре 2009 года - и никто, по-видимому, не удосужился проинформировать его даже о том, что гастроли миланской оперы «Ла-Скала» в октябре 2009 года, которыми должен был открыться Большой театр после реконструкции, давно уже отменены.
Это напоминает португальского диктатора Салазара, которой так и не узнал о том, что его лишили власти, так как добросердечное окружение до самой его смерти успешно скрывало от бывшего властителя эту неприятную, но относительно незначащую новость...
|
|