Это заявление побудило посла Израиля в Москве Анну Азари обратиться к мусульманским религиозным деятелям России. Глава дипломатического представительства Израиля в Москве выразила надежду, что слова сопредседателя СМР не выражают мнение всей российской мусульманской общественности.
«В своем заявлении Аширов сравнивает сионизм с фашизмом и раковой опухолью. Нам кажется, что религиозные лидеры должны призывать к любви и миру. Аширов сеет ненависть и занимается подстрекательством. Твердо уверены, что Аширов не выражает мнение всей мусульманской общественности, с которой нас связывают традиционные взаимодействие и сотрудничество», - заявила Азари. По ее словам, Россия до сих пор «находилась вне опасной тенденции - неоантисемитизма». Азари выразила надежду, что так будет и впредь, а также подчеркнула, что Израиль относится с уважением к другим народам и религиям.
В Российском еврейском конгрессе также с возмущением восприняли заявление Нафигуллы Аширова. «Стиль и тон высказывания Аширова напоминают о временах холодной войны и оголтелых антиизраильских кампаний в советской прессе. Хорошо известно, что в те годы антисионистской риторикой прикрывался циничный антисемитизм властей», - говорится в заявлении РЕК.
Авторы документа отмечают, что сегодня, когда государственный антисемитизм ушел в прошлое, высказывания, подобные сделанному Ашировым звучат в России «в лучшем случае анахронизмом». «В худшем - это провокация и разжигание ненависти, поскольку именно подобной риторикой пользуются ненавистники еврейского государства и еврейского народа, в том числе из радикальных исламистских террористических группировок», - добавляют авторы заявления.
По мнению РЕК, «несмотря на то, что слово «сионизм» остается жупелом лишь маргинальных воинствующих юдофобов, высказывания Аширова, воспринятые определенными силами, могут спровоцировать межнациональную и межконфессиональную напряженность». Подобная опасность, считают в РЕК, тем более велика, поскольку слова ненависти были произнесены религиозным лидером.
В том же духе на сайте «Еж.ру» выступил Евгений Сатановский, руководитель Института Ближнего Востока:
«... о муфтии Аширове что говорить? История таких людей обычно стирает ластиком. Чего он хочет добиться, это его проблемы. А чего он сможет добиться, это уже проблемы руководства нашего государства, если оно хочет, чтобы наша страна выглядела цивилизованной, была цивилизованной и мы не начали резать друг друга, как это было в гражданскую войну и много раз позже, а продолжали жить нормально, несмотря на определенные разногласия.
Думаю, что муфтию Аширову вряд ли удастся убедить людей, что его точка зрения имеет отношение к чему-либо, кроме его либо дурного характера, либо личного антисемитизма, либо антисемитизма проплаченного, извне или изнутри, не так важно.
Конфликта как такового здесь нет. Почему же у муфтия Аширова не может быть неприязни к Израилю или к евреям? Какое право мы имеем делать из антисемита неантисемита?
Если у вас в составе делегации на конгрессе дурно пахнущий бомж, которого не пускают в столовую отеля, так это проблема той делегации, которая бомжа привела, а не евреев и не мусульман. В приличных местах таких людей в начальники не пускают, вот пусть Совет муфтиев и разбирается, является ли он пятой колонной тех радикальных исламистов, которые в своей точке зрения совпадают с товарищем Ашировым, всех этих джихадистов, ваххабитов, салафитов, антиизраильских и заодно антироссийских террористов, или нет».
Подытоживая реакцию еврейских кругов, глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил: «До тех пор, пока Совет муфтиев не определится в своем отношении к деятельности господина Аширова как к провокационной и подрывающей добрососедские отношения между мусульманской и еврейской общинами России, мы с Советом муфтием никаких контактов поддерживать не станем».
«Мы категорически против того, чтобы называть чаяния еврейского народа возвращения на Сион раковой опухолью - это значит оскорблять весь еврейский народ. Мы не склонны в такой ситуации идти на компромисс», - добавил Горин. Он также напомнил, что некоторое время назад еврейская Федерация выступила с осуждением высказывания Аширова. «Прошло уже две недели, и никакой реакции от Совета муфтиев на заявление господина Аширова не последовало. Мы делаем вывод, что Совет муфтиев солидаризируется с господином Ашировым и с его безумной риторикой», - заявил Горин.
Он отметил, что в этой ситуации еврейская община «не может делать вид, будто во взаимоотношениях между нашими организациями ничего не произошло». «Если позиция господина Аширова, экстремистская и провокационная по своей сути, разделяется или, по крайней мере, является релевантной для Совета муфтиев России, значит между еврейской общиной и этой организацией не может быть никакого взаимопонимания», - заключил Горин.
В свою очередь Совет муфтиев России считает исчерпанным конфликт с Федерацией еврейских общин. В Совете муфтиев выразили сожаление по поводу решения ФЕОР заморозить отношения с ним из-за высказываний Нафигуллы Аширова. В распространенном заявлении Совета приведен отрывок из комментария Аширова собственным высказываниям: «Если ФЕОР, которая позиционируется как российская организация, считает себя частью
сионистского режима, то, конечно же, заявление этой организации о приостановке отношений с Советом муфтиев вполне понятно». «В Совете муфтиев России сожалеют о позиции ФЕОР и считают ситуацию исчерпанной», - сказано в заявлении.
Наряду с этим в муфтияте сожалеют, что ФЕОР, будучи недовольна высказыванием Аширова, не направила «официальных документов на сей счет» в Совет муфтиев, и в итоге «ситуация была отдана на откуп прессе».
Попутно авторы заявления отмечают, что комментарий заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Марка по поводу слов Аширова прозвучал «как поддержка агрессивного сионизма». Это, в свою очередь, вызвало однозначную реакцию епископа Марка. «Я глупости не комментирую», - сказал он в беседе с журналистами. Одновременно епископ заявил, что ему «обидно за межрелигиозный диалог и
за то, что из-за некоторых представителей ислама образ этой религии искажается».
«Я знаю и уважаю многих мусульман, ценю их мудрость, миролюбие, взвешенный подход. Но получается так, что многие достойные представители ислама трудятся на своем месте, а в СМИ звучат голоса тех, кто представляет не характерный для России ислам», - добавил епископ Марк.
Кто же такой Нафигулла Аширов, привлекший к себе столь пристальное внимание еврейской общественности? Он - муфтий, председатель Духовного Управления мусульман Азиатской части России, духовный наставник ОПОД «Рефах» («Благоденствие»).
Аширов родился в 1954 году в Тобольске. В 1987 году, после завершения обучения в медресе «Мир Араб» в Бухаре, шейх Нафигулла Аширов работал в Духовном управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири ответственным секретарём, затем первым заместителем муфтия.
После окончания Исламского университета имени амира Абдель-Кадира, город Константина, Алжир, Аширов приехал в Уфу, где был избран первым заместителем муфтия.
В 1994 году он избирается руководителем Исполкома Высшего Координационного Центра Духовных Управлений мусульман России, затем председателем ВКЦ ДУМ.
Нафигулла Аширов является почётным членом попечительского Совета Международной организации «Исламский призыв» со штаб-квартирой в Хартуме, Судане, участвует во многих международных исламских научных конференциях и симпозиумах.
Политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов полагает, что «высказывания шейха Аширова о сионизме хоть и отражают мнение мусульманской общественности, но по сути являются неправильными и вредными». Руслан Саидов на этот счет сказал:
«Многие исламские страны, такие как Босния и Герцеговина, Турция, Египет, Иордания и другие, признают право Израиля на существование в безопасных границах. С другой стороны, сейчас уже ни у кого нет возражений против создания Палестинского национального государства. Остались нерешенными частные вопросы - территориальное размежевание и взаимные гарантии безопасности. А также то обстоятельство, что в секторе Газа контроль осуществляют не законные власти Палестины, а террористы из радикально-исламистской группировки ХАМАС».
«Я не понимаю, зачем шейх Аширов поднял именно сейчас вопрос о сионизме? - говорит Руслан Саидов. - На мой взгляд, куда более актуальной международной темой для мусульман является поддержка Косово, оказание воздействия на Кремль, чтобы он изменил свою просербскую позицию и признал независимость Республики Косово».
Что касается реакции евреев на заявление Нафигуллы Аширова, то, по мнению Руслана Саидова, «она была ожидаемой и во многом оправданной». С другой стороны, «участие в кампании против шейха Аширова таких фигур, как Евгений Сатановский (который недавно столь же оскорбительно отозвался о косовском албанском народе, как сейчас Аширов о евреях), лишь добавляет шейху популярности, делает его в глазах мусульман жертвой агрессивных исламофобов». «По сути, - подытожил Руслан Саидов, - шейх Аширов и Евгений Сатановский делают общее злое дело - разжигают рознь между людьми разных конфессий».
|
|