Кто владеет информацией,
владеет миром

Анархо-советизм

Опубликовано 18.10.2007 в разделе комментариев 7

Анархо-советизм

Причины возникновения анархо-советизма и его характеристика.

Термин "анархо-советизм" впервые встречается в работе М.Г. Суслова "Об анархизме наших дней" и в ряде неопубликованных выступлений этого автора на конференциях и дискуссиях Пермской организации РКРП.

Так как данная статья предназначена для читателей, владеющих как минимум базовыми знаниями в теории марксизма, разъяснять понятия анархии и анархизма нет необходимости. Вкратце следует остановиться лишь на такой разновидности анархизма как анархо-синдикализм.

Анархо-синдикализм это спектр политических течений, которые имеют следующую общую позицию. Выразителями интересов трудящихся являются организации, возникшие в ходе экономической борьбы рабочего класса - профсоюзы. Они, как выразители этих интересов, и должны играть ведущую роль в обществе и государстве. Дифференцируются течения по частным вопросам политического устройства государства и общества. Критика анархо-синдикализма дана марксистами, в частности Лениным. Суть критики такова, что организации, созданные для экономической борьбы не способны самостоятельно выйти за рамки этой борьбы, осознать и обозначить максимально полно и целостно классовые интересы пролетариата, возглавить его политическую борьбу и в дальнейшем стать государственными органами. Профсоюзная борьба является буржуазной формой борьбы, так как ведется и разрешается в рамках капиталистического государства и не имеет конечной целью его уничтожение.

Анархо-советизм является в некотором смысле родственным анархо-синдикализму явлением.

Так как анархо-советизмом страдают преимущественно современные коммунистические партии, то и рассматривать это явление будем исходя из их политических взглядов.

Практически все партии и течения, позиционирующие себя как коммунистические, сегодня сходятся в том, что крах социалистической системы стал результатом ошибочных действий партийного руководства. КПРФ возлагает вину на Горбачева и КО, РКРП на хрущевско-косыгинские реформы, троцкисты на сталинскую бюрократическую систему. Поэтому, так или иначе встает вопрос о том, как защитить в будущем социализм от ошибочных действий партии.

В поисках выхода коммунисты обращаются к истории России начала 20 века, где в ходе борьбы русского пролетариата родились невиданные до той поры самодеятельные объединения рабочих, ставившие задачи не только экономической, но и политической борьбы - Советы рабочих. Эти Советы были впоследствии названы большевиками органами диктатуры пролетариата. Современные коммунисты поэтому считают, что необходимо возрождать эти органы. Состоящие из рабочих, Советы будут выражать интересы рабочего класса и в случае ошибок партийного руководства должны будут иметь достаточно власти для отмены решений партии вплоть до запрещения ее деятельности и закрытия ее печатных органов (в старой редакции программы РКРП, например, было прямо записано, что деятельность партии и партийная печать должны быть подконтрольны Советским органам).

Таким образом, анархо-советизм это система политических взглядов, предполагающах полновластие Советов как органов диктатуры пролетариата вследствие идеализации их роли как органов власти и выразителей классовых интересов пролетариата.

Советы.

Прежде чем перейти к критике анархо-советизма, необходимо кратко вспомнить обстоятельства возникновения и деятельности Советов.

Профсоюзное движение в России начала 20 в было настолько слабым, что вряд ли стоит говорить о его существовании. В стране была сильнейшая реакция, капитал преимущественно симбиотировал с царским режимом в деле эксплуатации рабочих. Попытки экономической борьбы жестко пресекались силовыми методами при значительном вмешательстве государства, организаторы стачек и забастовок практически приравнивались к государственным преступникам и карались жесточайшим образом.

В этой обстановке, при учете отсутствия в стране базовых демократических свобод появление таких организаций, как Советы рабочих, и выдвижение ими кроме экономических требований политических, было вполне закономерно. Закономерным является и то, что Советы, сопротивляясь реакции, берут на себя определенные властные функции уже во время революции 1905-1907 гг, а после февральской революции 1917 г вообще становятся несистемными альтернативными органами власти. После взятия большевиками политической власти Советы становятся единственными системными государственными органами.

Так почему же такие замечательные организации как Советы, выросшие "снизу", из борьбы рабочего класса, самостоятельно организовавшиеся на политическую борьбу, не могут стать полновластными?

Критика анархо-советизма.

Основная ошибка сторонников полновластия Советов в том, что они считают, что в политической борьбе Советы могут максимально полно самостоятельно осознать классовые интересы пролетариата и наиболее последовательно отстаивать их в политике. К сожалению марксизм и история России опровергают эту точку зрения.

Советы рабочих в России начала 20 века не являлись чем то особенным, не смотря на то, что почти сразу стали выдвигать политические требования. Марксизм утверждает, что без влияния извне отношений «капиталист - наемный работник», пролетариат не способен сформировать свои классовые интересы и подняться выше экономических форм борьбы.

Русский пролетариат начала 20 в не исключение. Почему же он тогда поднялся на политическую борьбу? А поднялся он именно потому, что в России на рабочих оказывалось сильнейшее влияние извне отношений «капиталист - наемный работник». Таковым был комплекс политических явлений, описаных в предыдущем разделе: отсутствие профсоюзного движения, сращивание царского режима и буржуазии, сильная реакция. К этому следует добавить еще фактор влияния на Советы разных политических партий, которые почти с самого момента возникновения Советов старались сделать их своим политическим инструментом, так же действовали извне отношений капиталист-рабочий. Поэтому Советы явились исключением, лишь подтверждающим правило. Не будь указаных факторов, самостоятельно русские рабочие за пределы экономической борьбы бы не вышли. Потому выше и было сказано, что анархо-советизм есть явление родственное анархо-синдикализму.

Как же быть с тем, что большевики с Лениным во главе называли Советы органами диктатуры пролетариата? На это хотелось бы задать встречный вопрос: а почему большевикам не пришло в голову защитить социализм, передав Советам всю полноту власти, включая контроль над партией? Ведь если до этого додумались современные коммунисты, то и Ленин бы додумался, ибо предположить возможность перерождения партии не так сложно. Могут возразить, что Ленин тоже мог ошибаться. Мог, но не ошибался. Были приняты способы защиты партии от перерождения. Но о них ниже. А сейчас главное отметить, что партия и Советы это организации совершенно разного уровня по выполняемым функциям. Если Советы это органы диктатуры пролетариата, то есть инструмент, с помощью которого диктатура осуществляется, то партия - это и есть пролетариат (а точнее, его авангард), который эту диктатуру осуществляет.

Коммунистическая партия как авангард пролетариата, выражая ниболее полно и последовательно классовые интересы рабочих, осуществляет диктатуру этого класса с помощью Советов. Поэтому, во-первых, неверно отделять и тем более противопоставлять партию и пролетариат, а во-вторых, неверно утверждать, что инструмент может и должен контролировать действия того, кто им работает.

Почему не вся власть Советам?

Низкий уровень классового сознания рабочих.

Рассмотрим немного подробнее вопрос взаимоотношений партии и Советов.

В работах Ленина, когда поднимается тема Советов, он говорит о том, что им передается государственная власть. Если речь идет о партии, то Ленин говорит, что большевики берут политическую власть.

(Например, В. Ленин. "Очередные задачи Советской власти": "Основным условием разрешения стоящей перед нами в первую очередь организационной задачи, является полное усвоение политическими руководителями народа, т.е. членами Российской коммунистической партии (большевиков), а затем всеми сознательными представителями трудящихся масс,...

Развитие партии большевиков, которая является ныне правительственной партией в России, особенно наглядно показывает в чем состоит переживаемый нами и составляющий своеобразие настоящего политического момента исторический перелом, требующий новой ориентации Советской власти, то есть новой постановки задач...

Первой задачей всякой партии будущего является - убедить большинство народа в правильности ее программы и тактики... Теперь эта задача, которая, конечно, далеко не завершена (и которая никогда не может быть исчерпана до конца), в главном решена...

Второй задачей нашей партии было завоевание политической власти и подавление сопротивления эксплуататоров.

На очередь выдвигается... третья задача - организовать управление Россией... Мы, партия большевиков, Россию убедили. Мы Россию отвоевали. Мы должны теперь Россией управлять."

"Апрельские тезисы.": "4. ... Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок...

8. Не "введение" социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны СРД за общественным производством и потреблением.")

В чем разница, в чем заключается такое разделение властей?

Под государственной властью понимается то, что Советы распоряжаются всей государственной собственностью.

Партия же обладает властью политической, то есть она определяет внешнюю и внутреннюю политику страны, контролирует прессу, государственную кадровую политику, утверждает пятилетние планы, ставит перед Советами и другими органами определенные задачи и т.д.

В результате вооруженного восстания большевики берут политическую власть и вовсе не собираются передавать ее Советам. Передача всей полноты власти Советам происходит при Горбачеве и приводит к окончательному уничтожению Советской власти.

Почему же так? Как было сказано выше, рабочие не могут самостоятельно выработать свое классовое сознание. Чтобы оно было обретено, необходимо чтобы рабочие овладевали теми знаниями, которые выработало человечество. Классовое сознание пролетариата вносится из отношении всех классов и социальных групп друг к другу, к государству и правительству. Рабочие должны научиться разбираться в механизме эксплуатации и господстве одних классов над другими. Самостоятельно рабочие не могут дойти до этого вследствие особенностей режима и характера труда и ограниченных возможностей для получения образования и постижения обществоведческих теорий.

Поэтому какие мы имели Советы перед Октябрем? Меньшевистские, эсеровские, мелкобуржуазные и даже буржуазные. То есть зачастую настолько непролетарские, что большевики в июле 1917 г. даже сняли лозунг "Вся власть Советам!" И даже после революции Ленин отмечает, что рабочие часто поддаются на непролетарские лозунги (см. напр. В.И.Ленин. "О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики"). Поэтому Советы никогда не получают политическую власть, которая остается у партии, обладающей всеми классовыми качествами пролетариата, которая просвещает и организует рабочий класс, ведет идеологическую работу, разрабатывает теорию, вырабатывает политические решения. Таким образом, упрощенно взаимоотношение партии и Советов можно охарактеризовать так: партия говорит что делать, а Советы решают как делать.

Цеховая узость.

Итак, передача Советам политической власти противопоказана. Наглядно это показали перестроечные Советы. Однако с мест возражают, что те Советы избирались по территориальному принципу. А если бы выборы были по производственному принципу, то этого бы не произошло. Рассмотрим этот момент. Выше было сказано, что анархо-советизм и анархо-синдикализм явления родственные. Не смотря на то, что Советы вышли за рамки буржуазной борьбы, они тем не менее обладают всеми теми недостатками, что и профсоюзы. (Например, А.Г. Шляпников на 1 Всероссийской тарифной конференции Всероссийского съезда металлистов констатировал катастрофическое падение производительности труда и рост экономических требований рабочих. На Конференции правлений союзов металлистов и заводских комитетов в ноябре 1917 г., где были представлены 38 правлений профсоюзов и 154 заводских комитета Петрограда, говорилось о необходимости «принять меры к уменьшению аппетитов рабочих». К середине 20-х годов производительность труда в российской промышленности выросла на 23,3%, а зарплата трудящихся на 90%.)

То есть кроме довольно низкой классовой сознательности Советы, избранные по производственному принципу, обладают известной цеховой узостью, эгоизмом. Ведь принципы избрания и электоральная база у профсоюзов и Советов получается одна и та же. Следовательно и результаты были и будут одинаковые.

У территориального принципа тоже есть свои недостатки и достоинства, и было бы неверно говорить, что этот принцип "лучше" или "правильнее" производственного. Но и утверждать обратное тоже неверно. Да, коллективы обладают сплоченностью, но и цеховой узостью. Да, территория размыта социально, но зато обладает бóльшим творческим потенциалом.

Поэтому в условиях контроля как вертикального, так и горизонтального (был и такой, так как партия могла напрямую делегировать депутатов в Советы) практически нет разницы, как избирать Советы.

Еще один момент - отзыв депутатов. Трудящиеся в СССР во все периоды действительно в любой момент могли отзывать депутатов. Но возможность и эффективность этой меры преувеличена. Если в местных Советах проблемы не возникало, то чем выше был уровень Советов, тем проблематичнее рабочим было контроллировать депутатов. Что вполне закономерно и прогнозируемо.

Неоднородность классового состава Советов.

Мало того, что сами рабочие в массе своей не однородны, так еще к этому добавляется то, что Советы были (в 1917 году были Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов) и, согласно взглядам большинства современных комммунистических партий, будут (советы рабочих, крестьян, специалистов и служащих, как записано в программе РКРП, например) классово неоднородны. То есть Советы - органы априори общедемократические, а не классовые. Следовательно ожидать от них классово верных решений, даже при наличии влияния "разъяснительной работы" коммунистов, ошибочно.

Как защитить партию от перерождения?

Вопрос не из лекгих. Примечательна мера, обозначенная в программе РКРП, к которой уж точно не следует прибегать как к панацее. Речь идет о том, что на Съезде партии большинство должны составлять рабочие. Это не плохо и не хорошо в свете того, что сказано выше.

Защищать партию от перерождения, от примазавшихся и карьеристов не сможет никто, кроме самой партии. В первые десятилетия принимались определенные меры, которые можно рекомендовать и сейчас и в будущем. Это останов приема в партию в успешные годы ее правления и, наоборот, открытие приема в тяжелые годы, партийные чистки, горизонтальная и, в некоторых случаях, вертикальная ротация кадров, создание таких условий для членов партии, что со вступлением в нее человек больше теряет, чем обретает ("орден меченосцев"). Важным так же является поддержание разделения властей на политическую и государственную. Партия никоим образом не должна опускаться до уровня Советов, в том числе и в первую очередь, не должна распоряжаться государственной собственностью. Советы не должны выходить за пределы государственно-управленческих функций и влиять на политические решения партии.

Возможно что деятельность современных коммунистических партий подскажет дополнительные меры.

 



Рейтинг:   4.83,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 7
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Матроскин написал 18.10.2007 20:04
Партия должна быть орденом мечесносцев, заниматься идеологией, а не пятилетними планами.
Говорить, что "общедемократические" Советы будут иметь менее "классовое" сознание, чем чисто рабоче-крестьянские - нелепость. Рабочие и крестьяне так же думают о себе любимых прежде всего, как и все прочие "специалисты-общедемократы".
Да и классовый подход давно себя исчерпал. Мелкие они, классы-то, нет гегемона. Надо договариваться на других началах, понятных каждому, независимо от класса.
Автору, Всем
Атлант написал 18.10.2007 19:59
Пролетариат конца XIX начала XX веков, действительно не мог самостоятельно выработать революционную теорию своего освобождения. Но мы то живем уже в XXI веке. И тем нынешним людям, которые являются созидателями, это вполне доступно. О Созидателях и наметках, касающихся подготовки и проведения Революции Созидания см. в комментариях Атланта здесь: http://www.forum.msk.ru/material/politic/6997.html?pf=6
Не претендую
Чужак написал 18.10.2007 18:49
на теоретическую глубину, проповедую сугубый практицизм и поэтому ссылаюсь на реальную жизнь.
В профсоюзах сплошь процветает шкурничество, они дробятся по более узким специализациям.
Авиация - отдельно пилоты, диспетчеры, механики, прочая обслуга, аэропорты.
Жел. дорога - машинисты, деповцы, путейцы, прочая обслуга.
И так далее, дробление идет начиная с высокооплачиваемых, чтобы не делиться с нижеоплачиваемыми. Это не сплочение трудящихся, а, повторюсь, шкурничество.
На такой базе революции быть не может. Только идеологическая работа политической партии может объединить трудящихся независимо от того, орудуют они кнопками или киркой, заставить их понять общие интересы. Само название "политическая стачка" говорит о том, что борьба пошла уже не только за рубль, но и за свободу.
Re:
Заречный написал 18.10.2007 18:31
"Про Испанию 1931-1936 гг. автор видимо совсем не знает, иначе не писал бы такую чепуху про синдикализм и профсоюзы. История НКТ (CNT) яркое подтверждение того, что революционные профсоюзы МОГУТ выйти за рамки буржуазной ограниченности. Что они И СДЕЛАЛИ в ходе ряда восстаний до 1936 г., и непосредственно после франкистского мятежа, особенно в Каталонии и Арагонею."
Смогли ли эти революционные профсоюзы сформировать ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ формы власти на более-менее продолжительный срок? Однозначно нет.
"его знаменитая книга "Что делать?" является во многом конспектом работ Каутского на аналогичную тематику"
Это все ревизионистские выдумки того же характера, что марксисты обосновывают свои утверждения не научным обращением с фактами, а "триадами Гегеля", как писал дедушка Михайловский. Ленин добросовестно изучил российский капитализм, результатом этой деятельности стал труд "Развитие капитализма в России". Вряд ли это был "конспект Капитала" ;-) И если положения, выведенные Каутским для германской действительности, подтвердились и в России, то ваши обвинения в плагиате к Ленину выглядят по крайней мере нелепо.
"Но уже в ходе развития революции 1905 г. Ленин от этой идея ОТКАЗАЛСЯ, под влиянием всеобщей политической стачки в октябре."
Ну зачем воздух так сотрясать? Где в работах Ленина говорится о том, что он ОТКАЗАЛСЯ от этого положения? Весь смысл его "детской болезни" утверждает обратное тому, что вы тут сочиняете.
"Такие марксисты, как Плеханов и Люксембург, изначально критиковали эту концепцию "привнесения сознания" интеллигенцией в пролетариат как одностороннюю и поэтому неправильную."
Что и требовалось доказать. К тому моменту Плеханов и Люксембург уехали в оппортунизм. Ну а троцкизм - это родной брат меньшевизма плехановского и люксембургского розлива. Тут вы ничего нового не сказали, только приукрасив свою тираду двумя громкими фамилиями ;-)
(без названия)
Марксист написал 18.10.2007 16:13
Бред полный вся статья автора.
<Суть критики такова, что организации, созданные для экономической борьбы не способны самостоятельно выйти за рамки этой борьбы, осознать и обозначить максимально полно и целостно классовые интересы пролетариата, возглавить его политическую борьбу и в дальнейшем стать государственными органами. Профсоюзная борьба является буржуазной формой борьбы, так как ведется и разрешается в рамках капиталистического государства и не имеет конечной целью его уничтожение.>
Про Испанию 1931-1936 гг. автор видимо совсем не знает, иначе не писал бы такую чепуху про синдикализм и профсоюзы. История НКТ (CNT) яркое подтверждение того, что революционные профсоюзы МОГУТ выйти за рамки буржуазной ограниченности. Что они И СДЕЛАЛИ в ходе ряда восстаний до 1936 г., и непосредственно после франкистского мятежа, особенно в Каталонии и Арагонею.
Историческая безграмотность не аргумент, уважаемый автор.
<Марксизм утверждает, что без влияния извне отношений &laquo;капиталист - наемный работник&raquo;, пролетариат не способен сформировать свои классовые интересы и подняться выше экономических форм борьбы.>
Где это "марксизм" утверждает подобное? Подтверждения ЭТИМ своим словам вы у Маркса ни где не найдете. Это идея Карла Каутского, которую позднее перенес в российские реалии Ленин (его знаменитая книга "Что делать?" является во многом конспектом работ Каутского на аналогичную тематику). Но уже в ходе развития революции 1905 г. Ленин от этой идея ОТКАЗАЛСЯ, под влиянием всеобщей политической стачки в октябре. Как, кстати, и Карл Каутский под впечатлением всеобщей стачки в Бельгии в 1903 г. и октябрьской стачки в России в 1905 г.
Такие марксисты, как Плеханов и Люксембург, изначально критиковали эту концепцию "привнесения сознания" интеллигенцией в пролетариат как одностороннюю и поэтому неправильную.
Не надо подсовывать "марксизму" свои фантазии.
Побуждает думать,
Чужак написал 18.10.2007 10:54
только почему анонимно?
Кто боится, что правильные мысли не воспримут, если их выскажет несимпатичная личность?
Без прав и свобод Советы номинальные органы.
Oleg281 написал 18.10.2007 02:46
Партия правила государством,
а Советам была отведена "социальная" роль,
следить за злоупотреблениями,
создавать социальную поддержку партии.
По большому счету это были не Советы,
а неформальные ячейки поддержки партии.
Основная роль Советов - в управлении на основе
принадлежащей коллективам собственности.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss