Как известно, об уровне образования населения той или иной страны принято судить по его качеству, по количеству школ, училищ, техникумов и вузов, по процентному соотношению выпускников школ и количеству поступивших в те или иные высшие учебные заведения. В то же время существует и другой критерий, который демонстрирует, насколько высока планка преподавания качественных знаний в разных областях. Таким критерием является количество зарубежных студентов, стремящихся получить образование в институте или университете именно определенного государства.
Если судить по этой совокупности всех этих признаков, то, к примеру, образование в Таджикистане оставляет желать много лучшего, хотя на гербе государства и красуется раскрытая книга.
Говорю об этом с двойственным чувством.
Во-первых, хоть я и не являюсь этническим таджиком, а узбеком, имеющим гражданство Таджикистана, меня по этому поводу гложут несколько патриотические чувства, так как в вузах нашей республики почему-то ставят всяческие препоны иностранным студентам.
Во-вторых, мне, на мой взгляд, совершенно справедливо, становится обидно, так как преимущественно преграды ставятся студентам из соседнего Узбекистана.
В прошлом году родственник нашей семьи, закончивший общеобразовательную школу в Сурхандарьинской области Узбекистана, приехал к нам в Таджикистан, чтобы поступить в один из вузов. Паренек успешно прошел сквозь экзаменационное сито, набрав довольно внушительное количество проходных баллов. Во всяком случае, он согласно набранным баллам спокойно «проходил» на обучение на так называемой бюджетной основе.
Однако узбекскому гражданину в этом было отказано, причем отказано довольно откровенно. Никто из экзаменационной комиссии не удосужился найти хоть какую-нибудь пусть и выдуманную, но, тем не менее, «объективную» причину отказа. Нет. Ему прямо сказали, что он, являясь гражданином Узбекистана, а тем более узбеком может рассчитывать только на обучение по контракту.
Но и это еще не все. Даже чтобы узбекского абитуриента зачислили в наш вуз «на контракт» он оказывается должен еще и приплатить денег, взамен которых ему не выдаются никакие справки, расписки и так далее. И это далеко не единичный случай - таких примеров много.
Иными словами умный узбек в Таджикистане, чтобы продолжить обучение в вузе, должен выдать определенную мзду. Скажите, в какой цивилизованной стране мира, где существует действительно толерантность и равноправие, есть такие правила?
Я готов объяснить для себя, что «на контракт» узбекских граждан переводят для того, чтобы иностранные студенты, обучаясь у нас, платили государству валюту. Однако такой подход был бы оправданным, в том случае, если бы наши отечественные абитуриенты показывали достаточный уровень знаний, чтобы учиться на бюджете. Так ведь этого нет. Более того, и быть не может. По причине больной ущербности среднего образования в республике.
И у нас, и в Узбекистане на протяжении всей истории суверенитета обоих государств проводится реформирование системы образования. Вот только у нас почему-то эта система заключается только в том, чтобы исключить из образовательного процесса все, что связано с узбекским языком и Узбекистаном.
Например, с каждым годом уменьшается число классов с узбекским языком обучения. При этом не учитывается потребность населения Таджикистана, говорящего на узбекском языке. В школах и вузах остро ощущается нехватка учебников на узбекском языке. А любая инициатива работников сферы народного образования о приобретении учебников из Узбекистана расценивается как «преступление против государства», объясняя это тем, что в этих учебных пособиях содержится идея процветания и развития Узбекистана.
Оставляет желать много лучшего и преподавательский состав в школах с узбекским языком обучения. Сейчас в школах нашим детям преподают «специалисты», имеющие средне-специальное образование! Это же просто смешно. Чему может научить ребенка «дипломированный» сантехник, медсестра, закончившая училище, или воспитательница, чья специфика работы рассчитана на детей 3-6 лет?
А ведь были нормальные специалисты. Правда, опять-таки из числа узбеков. Практически все они сегодня уже в Узбекистане - получилось так, что они вынуждены были покинуть свои дома в Таджикистане, так как им нечем было кормить свои семьи.
Так случилось с высококвалифицированными учителями-предметниками в Спитаменском и Матчинском районах Согдийской области, которые уехали в узбекские города Бекабад и Алмалык. Все дело в том, что школы с узбекским языком обучения повсеместно либо закрываются, либо объединяются с учебными заведениями, где обучаются таджики и где обучение ведется на таджикском языке.
Так, например, в начале года случилось в населенном пункте «Бустон» Матчинского района. Беру этот пример в качестве одного из ярких показателей того, к чему может привести такая «политика» на выживание узбеков. Уже в самом начале объединения узбекским семьям стало понятным, что ни к чему хорошему это «объединение» не приведет. Так оно и получилось, произошло то, чего боялись родители учеников-узбеков. Тут же стала проявляться «дедовщина» многочисленных таджикских учеников по отношению к узбекскому меньшинству. Школьники-узбеки стали возвращаться домой с синяками и ссадинами. Но и это не самое страшное. Весь ужас позора и унижения приходится испытывать ученицам-узбечкам, которые с первых же дней стали испытывать сексуальные домогательства со стороны учеников-таджиков.
Как следствие всего этого, среди узбекского населения республики растет недовольство столь явно направленной антиузбекской политикой руководства Таджикистана, которое в конечном счете приведет не только к падению уровня таджикского образования, как говорится, «ниже плинтуса», но и, не дай Бог, к новым социальным потрясениям.
На наш взгляд, народу Таджикистана не нужно ни первое, ни второе. Однако, видимо, верхушка власти в стране придерживается другого мнения.
|
|