25 апреля прошла презентация альбома карикатур художника из Череповца Рауля Еркимбаева.
Что мне о Рауле рассказать? Он художник и этим интересен (хотя, по правде, интересен он многим). И выпущен альбом, весом в полтора килограмма, небольшого количества исполненных им рисунков. Так, о чем мне писать, если можно посмотреть?
Был такой смешной случай. Как-то у своего издателя я познакомился с одним петербургским критиком-искусствоведом, чью книгу тоже выпускало это издательство, причем, он не знал, что я был главный редактор задушенной сегодня «Дуэли». Он говорил довольно много обо всем, а потом вдруг сказал, что специально каждую неделю ездит к Гостинному двору, чтобы купить свежий номер «Дуэли» Поскольку я был и главный автор «Дуэли», то тут же спросил, какими материалами газета его привлекает, подсознательно надеясь, что он упомянет мои работы. Но этот критик безапелляционно заявил, что он покупает «Дуэль» исключительно ради рисунков Рауля.
Меня это заинтересовало, и я расспросил его, почему? Сейчас за давностью лет я уже и не вспомню эти искусствоведческие термины и фамилии художников всех веков, но получилось так, что Рауль единственный в России художник, владеющий каким-то редким стилем. Мне, надо сказать, это всегда было «по барабану», поскольку я относился к Раулю утилитарно - мне нужны были рисунки в газету, а он их делал. И мне эти рисунки нравятся, прежде всего, своей жесткой сатирической направленностью, а про их стиль я просто не думал.
Правда, мне рисунки Рауля всегда нравились своей тщательностью, поскольку я не люблю, когда работу делают хип-хап, а потом пудрят тебе мозги, что это от большого таланта. Если есть талант, то покажи мне его, а не суй какие-то детские каракули с разъяснениями, что это, мол, такой модерн. Тщательная работа - это модерн во все времена!
А Рауль хотя и поставлен в жесткие рамки, рисовать карикатуры быстро, но все равно делает их тщательно, прорабатывая каждую черточку. Уж если он рисует винтовку, то точно можно сказать, что это винтовка Мосина или Маузера, если нарисует сапог, то не забудет подковки и гвоздики нарисовать. Казалось бы - кому это надо в карикатурах? Ему надо, а мне нравится. Люблю я тщательность...
Есть еще момент. Я просмотрел в Интернете массу карикатур и должен сказать следующее. Подавляющая масса их - и мазня, и хорошие рисунки - это обрисовывание анекдотов, то есть, без текста не поймешь, где смеяться. Кроме этого, они в подавляющей своей массе на бытовые темы и темы секса, политической же сатиры очень мало. По уму, сравнивать с Раулем практически некого. Кроме того, у Рауля узнаваемы все политические персонажи, причем, черт знает по каким признакам. К примеру, Рауль рисует Путина в полностью глухой черной маске, а все равно видно, что это Путин. В жизни Путина в маске не узнал бы, а на рисунке - узнаешь! Причем, Рауль никого не щадил и не щадит. Надо признаться, и меня тоже. Но поскольку в альбоме собраны избранные издателем рисунки за 10 лет, то при их просмотре зримо всплывает история ушедшего времени, порою уже забытая.
Рауль Еркимбаев уже давно был бы лауреатом всех мыслимых премий, если бы он не критиковал нынешний режим.
Он полуказах-полурусский, плотный, крупный, очень спокойный мужчина. Впрочем испытывать его терпение не стоит - одного удара вам хватит, чтобы потом бегать жаловаться. Ну, а его отношение к режиму во всех его аспектах, вы увидите по рисункам.
Короче, это альбом Мастера и наплевать, что сегодня он мало известен. Его время не пришло.
Кстати, купить этот его альбом можно ЗДЕСЬ.
|
|