Это произошло сразу после принятия в июле 1993 года Закона «Об авторском праве и смежных правах». Функционеры из РАИС (очередное из «этапных» названий бывшего ВААП, ныне - РАО) принимали активное участие в его разработке и неплохо защитили свои интересы. По мнению специалистов, как пишет, например, журнал "Бизнес-Журнал ONLINE", профессиональные управленцы авторскими правами прописали в законе «удобства», рассчитывая сами ими и воспользоваться. Вот некоторые из этих «удобств».
По отношению к деятельности авторского общества «не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством» (ст. 45, п. 1). Читай: никакой государственный орган не вправе помешать РАО монопольно контролировать весь рынок прав. Общество может выдавать лицензии пользователям «от имени всех обладателей прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий» (ст. 45, п. 3). То есть если где-то есть автор, сочинивший всероссийский хит, но не поручавший РАО представлять его интересы, то РАО все равно их будет представлять и собирать деньги за исполнение. Куда пойдут эти средства? «Мы часто разыскиваем авторов для выплаты вознаграждения, даже на сайте РАО (!) информацию вывешиваем», отвечают в РАО
Одно из «вопиющих удобств» - то, что, если автор не нашелся, то, по истечении трех лет, невостребованное автором вознаграждение общество «обращает на иные цели» (ст. 45, п. 4), то есть - что упало, то пропало. В нашем законодательстве создалась уникальная ситуация: общественная организация РАО, фактически являясь самым известным обществом и, практически, монополистом на рынке авторских прав в России, само придумывает для себя законы, диктует свои правила игры. «Вот когда охватывает автора одиночество. И стоит он на беспощадном российском ветру, на вольном просторе российского беспредела, где никто не может его защитить » «ЛГ», №24, 16-23.06.99 .
« Я не могу Вам объяснить толком, почему я не брошу эту историю с «Мафиози». Она уже давно перешла рамки формального нарушения авторских прав: в конце концов, они нарушаются сплошь и рядом < >. Но эта история особая и уникальная в своем роде. < > Неуемная настырность всей этой откровенно мафиозной конторы - всё больше и больше приобретает наглый, агрессивный характер. Дело, еще раз говорю, не в деньгах. Дело в человеческом не только в авторском достоинстве. Точнее в попытке противостоять этой машине с достоинством. Иначе остается только признаться себе в своем ничтожестве и бессилии перед этим официальным и наглым «беспределом» »
Из письма Юрия Юрченко
в болгарское авторское общество TEATERAUTOR (София) от 20.06.02
Такое у нас в стране случается не часто, то есть случается впервые. Поэт, член РАО, организации, которая, по закону и по добровольно взятым на себя обязательствам, должна защищать и представлять его интересы, обратился в Пресненский суд г. Москвы с «Исковым заявлением» к РАО. Повод: семнадцатилетняя история нарушений его авторских прав этим уважаемым обществом. Вот фрагмент из «Претензии», отправленной в январе 2005 Юрием Юрченко на имя Председателя Правления РАО С.С.Федотова: «Хамство, непрофессионализм, лень, недобросовестность, лживость, неумение и нежелание признавать свои ошибки, амбициозность, подлоги, воровитость, ничем не объяснимая тупая «упертость» далеко не полный перечень того, с чем я, совершенно неожиданно для себя, столкнулся семнадцать лет назад (и с чем имею дело сегодня), откликнувшись, на свою голову, на просьбу ВААП зарегистрировать свое злосчастное либретто, и как следствие этого списка - ложь и склонения моего имени в прессе, буквальные оскорбления и газетные плевки в мою сторону Годы ушедшие на доказательства того, что я не верблюд (вся моя вина в том, что я однажды выполнил в срок и качественно сложный заказ, и обрек себя на десятилетия скандалов и оскорблений), затраченная энергия, нервы, здоровье, деньги, бесконечные перелеты: Париж Москва, Владивосток, Хабаровск, Норильск, София, Братислава, изучение юридических справочников, бесконечно откладывающиеся и переносящиеся процессы, оскорбления провинциальных «представителей ответчика», составления многотомных «возражений на возражения ответчика», кассационных и частных жалоб, угрозы, невыполненные заказы, незаконченные доктораты, ненаписанные книги Идущая во всех концах страны под различными именами, моя пьеса и мои отчаянные попытки пробить стену профессиональной непригодности и бездарности Ваших коллег, спровоцировавших эту ситуацию и прекрасно знающих, что нет никаких «Стоунов», «Стайнов», «Станисловых» и «Стояновых», но с садистическим удовольствием заставляющих меня им это доказывать. Полтора года назад я уже посылал в РАО «Претензию». В ней я предлагал Вашим сотрудникам или извиниться, или выплатить пять тысяч долларов морального ущерба. Претензия осталась без ответа » (Эта «Претензия», как и первая, так же, осталась без ответа )
Сегодня поэт оценивает украденную у него функционерами РАО часть его жизни в 1 миллион евро. «Плюс к извинениям. И это очень недорого. Я живу уже 17 лет в стране, где моральный ущерб имеет реальную цену» - говорит Юрий Юрченко. В этом «театральном детективе» есть всё: спрятанные от авторов спектакли, подлоги, фальсификации финансовых документов, рассылаемые во все концы страны, многочисленные «приказы» (заметим: «приказы» исходящие от общественной организации РАО - государственным учреждениям!) на отчисления в РАО «авторских гонораров» на имена «мертвых душ», вранье профессиональных юристов - ответственных сотрудников РАО, нарушение половины пунктов Договора РАО с автором и своего же собственного Устава, грубейшие нарушения десятка статей и пунктов Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Гражданского кодекса и Конституции, увертки, и снова вранье, вранье, вранье Скандал этот давно уже принял интернациональный характер: кроме того, что сам Юрий Юрченко живет уже много лет во Франции, его соавторы по мюзиклу «Мафиози» - тоже иностранцы. Вот еще два небезынтересных документа из многолетней переписки действующих лиц этого международного триллера:
1. « Из имеющихся у меня документов следует, что на протяжении многих лет, РАО получало отчисления из нескольких театров не извещая о поставленных спектаклях авторов использованного произведения, не извещая их о перечисленных на их имя в РАО деньгах, и не перечисляя эти деньги по назначению. Речь идет о мюзикле «Мафиози» В связи с этим ПРЕДЛАГАЮ Вам сумму перечисленных из этих театров в РАО гонораров перерасчитать на трех действительных и реальных, установленных в законном порядке авторов мюзикла «Мафиози»: М.Новака (музыка), В. Станилова (оригинальное произведение), Ю.Юрченко (либретто и стихи по мотивам В.Станилова).
Сумму, поступившую в РАО за эти годы из указанных театров на перечисленные выше имена, предлагаю Вам перерасчитать следующим образом: М.Новак 25 %, В. Станилов 25 %, Ю.Юрченко 50 % . 50 % на мое имя объясняются тем, что половину своего гонорара я намерен выплатить вдове режиссера-постановщика Ю.Г. Так что, практически речь идет о 4-х равных частях » Также предлагаю получившиеся в результате перерасчета суммы перечислить в самое ближайшее время трем указанным авторам мюзикла «МАФИОЗИ». Благодарю Вас за понимание и сотрудничество Юрий Юрченко.
P.S. И прошу Вас избавить меня от Ваших устных и письменных «соображений» и «мотивировок» - я их уже наслушался и начитался. Предлагаю Вам учитывать одну единственную мотивировку действующее на территории РФ законодательство, которое не может подменяться ни Вашими решениями, ни письмами ваших друзей и партнеров.» Из Заявления Ю.Юрченко Нач. Управленя документации и распределения гонорара РАО В.А. ИВАНОВОЙ от 27.09.04
2. «Дорогой друг <...> Благодарю, что Вы боретесь также и за меня. Надеюсь, что Вы добьетесь успеха, за что Вас заранее сердечно благодарю. С сердечным приветом, Милан НОВАК» Из письма композитора Милана НОВАКА (Словакия) Юрию ЮРЧЕНКО, 01.12.2003 Может быть, сейчас, когда объекты «беспредельной» ельцинской приватизации начала 90-х всё чаще стали вызывать пристальное прокурорское внимание, когда Государственная Дума единодушно поддержала инициативу Владимира Путина и в первом чтении приняла законопроект «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», внося соответствующие изменения в «Четвертую часть «Гражданского кодекса РФ», может быть, сегодня, история поэта и драматурга Юрия Юрченко поможет пересмотреть, на самом высоком уровне, права Общественной организации РАО на собирание авторских денег (а точнее - на никем неконтролируемое «руление» финансовыми потоками), вплоть до возвращения этой функции государству 11 октября, в 11.30, в Пресненском районном суде г. Москвы (Зоологическая улица, 20, зал № 28) состоится рассмотрение в судебном заседании иска поэта и драматурга, члена РАО, Юрия Юрченко к Российскому Авторскому Обществу. Сумма иска - 1 000 000 (один миллион) евро. (На предварительное заседание - 21 сентября - представители РАО не явились).
P.S. Пьесы Юрия Юрченко (в стихах и в прозе) шли и идут в Германии, во Франции, в России (театр им. Маяковского, театр на Малой Бронной и др.) В 2004 г. Юрий Юрченко стал Лауреатом Международного поэтического турнира им. А.С.Пушкина в Лондоне, где был назван публикой «Королем поэтов русского зарубежья». В 2006 г. - Лауреат Международного поэтического конкурса «ЗОЛОТОЕ ПЕРО» в номинации: «Лучшее лирическое стихотворение» (оргкомитет и соучредители конкурса - Комитет по культуре г. Москвы, Союз писателей России, Международный славянский фонд).
|
|