На пару недель страна погрузилась в обсуждение связанных со школьниками известий, музыкальным фоном для которого вполне бы подошла песня группы «Кино» под названием «Мы все сошли с ума».
«...вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд» (В.Цой).
Сначала бурную дискуссию вызвало исполнение волгоградскими кадетами композиции самодеятельного артиста В.Антонова «Дядя Вова». Надо сказать, что клип, созданный при участии депутата Госдумы А.Кувычко, удался, да и ребята спели хорошо, от души. Многие высказали мнение о номере, как примере патриотизма. Однако значительная часть интернет-зрителей не приняли примитивный текст, особенно раскритиковав пассаж про "дядю Вову", за которого, мол, готовы "в последний бой". Так сказать, «жизнь за царя» на новый лад.
Творение, конечно, имеет право на существование. Слушали же мы «За нами Путин и Сталинград». Или «Не валяй дурака, Америка, отдавай-ка землицу Алясочку». Создатели сих шедевров так чувствуют или, во всяком случае, отражают чувства определённой доли нашего населения. Никакого экстремизма в этом нет, есть допустимые преувеличения, возможно, даже ирония.
Однако для немалой части явлений возрастной ценз существует как моральное понятие. Более того в России принят специальный закон, ограждающий детей от вредной для них информации. В частности в школах централизованная интернет-фильтрация отсекает социальные сети, видеохостинги, Википедию и практически любые новостные ресурсы, общественно-политические издания. Никому в голову не придёт обучить детский хор шлягерам «Рюмка водки на столе» или «Танцуй, Россия, и плачь, Европа». Так и вопросы о власти, её эффективности и её смене, нередко вызывающие острые споры и противоборство — сугубо взрослое дело. Ведь совсем недавно по итогам нашумевших антикоррупционных митингов лились крокодиловы слёзы, чтобы "не втягивали детей в политику". Причём, тогда речь шла о старшеклассниках и студентах, в большинстве своём совершеннолетних, имеющих собственный взгляд на происходящие процессы. Здесь же поют ученики младшего и среднего звена, десятилетние девочки и мальчики или несколько старше, но которые пока все ещё делают то, что говорят им взрослые.
Взрослые, которых следует назвать безответственными. Количество дизлайков и возмущённых комментариев под видеороликом (на порядок больше, чем лайков) - показатель того, что значительная часть нашего общества пока ещё здорова. Петь о войне как вероятности, о территориальных претензиях, о принесении себя в жертву во имя очередного «великого вождя» дети не должны. Это репертуар баров и их подвыпившей публики. Здесь нет патриотизма. Как не было его, к примеру, в мотивах иранских родителей, что в войну с Ираком отдавали своих детей для «священной цели» - они должны были идти впереди армейских частей по минным полям, а когда погибали, то родственники благодарили мулл за попадание чистых детских душ в рай.
Нельзя путать патриотизм ни с фанатизмом, ни с идиотизмом. Не стоит слезинка ребёнка никакого «дяди Вовы»! «Дядя Вова» - не Россия, не Отечество, не наша история и не будущее. Безумие подменять любовь к Родине любовью к вождям. Трудиться надо, принимать честные законы, не воровать, не валить мусор где попало, по возможности помогать ближнему в беде - вот любовь, вот что нужно воспитывать в детях. А если весь патриотизм сводится к ненависти к другим, то это дурно попахивает.
«Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!» (В.Цой).
Другой скандал вызвала двухминутная речь школьника из Нового Уренгоя в бундестаге. Гимназия, в которой учится юноша, много лет участвует в программах обмена с учебными заведениями Германии. На сей раз русские ребята исследовали темы, связанные с солдатами вермахта, оказавшимися в советском плену, а их немецкие сверстники — об участи наших соотечественников в концлагерях фашистов. В принципе замечательная идея, позволяющая наладить непосредственный контакт, культурные и деловые связи молодёжи разных стран.
Подозреваю, что именно успех молодого человека, призёра регионального этапа всероссийской предметной олимпиады по истории, чья исследовательская работа о судьбе 20-летнего солдата заинтересовала представителей политической элиты Германии, стала одной из причин громкой истерики (другого определения не подобрать), развернувшейся на различных площадках СМИ. С одной стороны, у нас не любят успешных людей, стараясь им как можно больше напакостить. С другой стороны, нынешние учебные программы по истории, снижение мотивации к её изучению, падение качества образования в целом, обилие псевдонаучных передач и фальшивых, лженаучных статей, откровенная дезинформация (к сожалению, в том числе в пропагандистских целях) привели к положению, что молодые и относительно молодые поколения историю знают плохо или вовсе не знают. Для очень многих история Великой Отечественной войны начинается и заканчивается слоганом «Спасибо деду за победу». У них нет никакого желания знать реальные факты и докапываться до правды. Поэтому любое высказывание, любой вывод, насколько бы истинны либо ложны они не были, оцениваются данной аудиторией с колокольни собственного невежества и ранимых патриотических чувств.
Я специально несколько раз прослушал речь Дмитрия. В ней неудачно (видимо, от волнения — выступать в бундестаге школьникам приходится нечасто) прозвучало слово «невинные» в отношении умерших в плену солдат — противников Красной Армии. А для телеведущего-миллиардера Соловьева, доморощенных сморкающихся в пятерню политологов, позволяющих себе обзывать талантливого ученика «подонком», очумевших от безделья депутатов и гвардии троллей такая оговорка — самый подходящий повод для раздувания вселенской истерии. Показательно, что начал её некий блогер, который по данным «Медузы» несколько лет назад в судебном порядке был привлечён к ответственности за торговлю нацистской символикой.
Из контекста ясно, что мальчик вообще-то говорил о жестокости войны как таковой. Его посыл - многие солдаты были жертвами преступного режима Гитлера (их призвали в армию юными, они тоже хотели жить, их пушечным мясом бросали в войну), война - зло, давайте жить в наше время в мире. Он говорил о трагедии маленького человека на войне, о его беспомощности перед государством и государственной идеологией, перед сумасшествием нации. Из речи юноши никак не вытекает, что несчастье этого солдата умаляет правоту русского воина, защищавшего свою землю. Никак не следует оправдание бесчеловечных преступлений фашизма. Забвение исторической памяти пригрезилось воспаленному воображению «ура-патриотов» исключительно из-за того, что они этой памяти никогда толком не имели. Для них история — не наука, не поиск истины, а набор клише, мифов, фантазий и собственных выдумок в угоду сиюминутным политическим интересам. Юношу безжалостно избрали объектом преследования, натужно и ненатурально изображая якобы случившийся с ними удар, в надежде отвести подозрения от своих итальянских вилл, оффшорных махинаций и прочих вполне материальных атрибутов.
Заявляющие о «пощёчине ветеранам», скорее всего, мнением ветеранов по привычке не интересовались. У фронтовика Тендрякова есть произведение, где в эпизодах он рассказывает об отношениях наших солдат с попавшими в плен немцами. И кормили, и относились по-человечески, а когда привыкли и разглядели - почти по-товарищески. Но однажды, освободив какой-то населённый пункт, увидели растерзанных соотечественников. В охватившей их бессильной ярости и ненависти забили фрицев, с которыми делили ночлег и ужин. Тендряков, как и многие писатели, режиссеры, побывавшие в окопах, не оценивает, он показывает картины, почему война ужасна — она оправдывает поступки, которые в мирное время нормальные люди никогда бы не совершили. Для победителей война тоже трагедия, а не придурковатое ура-патриотическое «Если надо – повторим». Повторим 27 миллионов? Парень в бундестаге призывал, что нельзя повторять кошмары прошлого, а нужно вместе обустраивать планету.
20-летний солдат Рау, не будь нацистов, не попал бы в плен под Сталинградом, он создал бы семью, работал, растил детей, помогал родителям, читал Гёте и Шиллера, слушал Баха и Бетховена. Потому советский солдат нёс освобождение – немецкому народу тоже – от ненавистных пут нацизма. В конечном итоге, поколение наших дедов и прадедов, вышедшее победителем из самой чудовищной войны в истории, сумело сохранить гуманизм и человечность. В этом тоже его великая сила.
Я не поверю, что ветераны оправдали бы тех, кто занялся моральным уничтожением мальчишки, его травлей, распространяя в дополнение к иезуитской выдумке о его «фашизме» угрозы и призывы «поймать, начистить рыло», что ветераны позволили бы личностям, третирующим школьника, говорить от их имени. Потому что призывы к миру, дружбе между народами, к ответственности политиков за сохранение мира, к уважению права каждого «маленького» человека на мирную счастливую жизнь нигде и никогда не могут наносить ущерб интересам людей и их исторической памяти.
|
|