Кто владеет информацией,
владеет миром

Созрела ли Россия для нового Ивана Грозного?

Опубликовано 03.09.2009 автором в разделе комментариев 23

Созрела ли Россия для нового Ивана Грозного?
Есть, конечно, город Грозный. Но с Иваном Грозным его ныне мало что связывает - скорее, в названии этом современникам слышится эхо чеченских войн, грозное... И уж точно не вспоминается тот прежний, до 1994-го, зелёный город со школами, садами и институтами, где учили нефтепромыслу на высшем уровне (красиво пишет об этом товарищ мой Манчук в "Чеченских записках"). Война и ельцинские бомбёжки стёрли советское прошлое здесь так, как, наверное, мечталось радикал-либералам везде на территории СССР. И это сделали за Грачёва реформы, ввергнув многие республики в феодализм и технологический регресс. Выжили лишь поставщики углеводородов.

Но разруха коснулась не только отдалённых республик, городов и сёл, начисто сметённых деиндустриализацией. Это их беглое население высокомерно называют наши соседи и сограждане - гастарбайтерами, чурками, чернозадыми. Это они вкалывают по максимуму, получая по минимуму - как бы платя мертвецкий налог великому Ельцину, за Беловежский «подарок»... Советский народ стал с 1991-го года столь же раздроблен, сколь был при князьях русский. Не закрадывалась в ваше воображение такая аналогия? Ненависть к ближайшим соседям, дробление на всё более мелкие (каламбур) частицы - вот что пришло на смену цементировавшему СССР пролетарскому интернационализму. И ненависть центровых к провинциалам, могущим занять место под солнцем твоё, центровое... Поблизости от Москвы есть подобные места - кстати, связанные с именем и делами Ивана Грозного весьма прочно.

Да, речь далее пойдёт об Александрове, где зарождалась опричнина. И пусть сразу же успокоится громовская челядь, внимательно читающая наш сайт после судебного облома: там Подмосковье кончается, тут иная епархия и, соответственно, ответственность. Вероятно, мэр Александрова является главной достопримечательностью города - даже приятно, не видя его, выстраивать образ. Типичная для постсоветского чиновничества холёность лица, медведевская прагматичность движений, стильный прикид, просторные чистенькие хоромы личных апартаментов, новейшей модели авто (скорее всего джип, и не только). Человеческий капитал админресурса - национальное достояние, его Эрэфия научилась хранить пуще прочего всякого, вроде памятников советских и человеков обыкновенных.

Главным туристическим маршрутом в Александрове является путь (если вы прибыли на электричке) от вокзала к монастырю, где Грозный царь формировал своё кромешное войско. Кромешное - от слова «кроме», кроме армии право окружить себя «силовиками» вытребовал он у бояр. Александров - родина опричнины, здесь бы Дугин должен был проводить свои митинги и слёты, да только у силовигархов на этот дизайн всё меньше денег при кризисе... Однако путь к монастырю, откуда кошмарил бояр Иван Васильевич, должен бы пройти каждый государственник, монархист и почвенник. Прямой путь этот пролегает по улице Ленина и Советской (спасибо, хоть названия оставили).

 Интерфейс Александрова не имеет ничего личного, скорее (если брать за эталон московские вывески) здесь чувствуется просто меньшая уверенность линий букв, большая аляповатость цветосочетаний, как будто центровая эстетика просто растворяется - в Пушкино чуть-чуть, в Загорске уже сильнее, а тут весьма заметно.

Поэтому и шаблонные вывески типа «Фитнесс» и «Супермаркет» здесь выглядят комично даже не из-за безыскусного исполнения оных, а потому что висят на несоответствующих названиям стенах, здесь другие масштабы. Супермаркетом называется небольшой ларёк, метров десять в длину и пять в глубину... Фитнесс помещается в рядовых давно не крашеных стенах. Отмечу: я не смеюсь над провинцией самой по себе, я смеюсь над капитализмом, пытающимся выпячивать своё холёное брюхо даже из скромных пролетарских стен. А быт здесь и разнообразен, и скромен. Да, в общем, всё тот же советский быт. Только другие вывески.

В этом - ключ к пониманию постсоветской действительности (кстати, постсоветской еще и потому, что у неё за без малого двадцать лет не появилось собственного названия, она блеклая и вторичная, не решающаяся переименовать улицу Ленина в улицу Грозного, к примеру). Частная собственность переформатировала систему сбыта и производства, нисколько не изменив всё то, что за вывесками - ту самую технологическую сферу, о которой в инновационном трансе всё балакает (однако Чумаку явно уступает в умении заговаривать отсутствующие производящие мощности) наш могучий президент. Итог - буржуйские вывески на социалистических домах. Итог - процветание «удачливых предпринимателей» и прозябание наёмного работника, зависящего от степени успешности авантюризма предпринимателей, от успешности предприятий их. И так вся страна устроена, напомню. Цена на нефть падает, главная авантюра правящего клана терпит неуспех - и вот нам поступает команда подтянуть пояски. И никак иначе - в стране  централизованная власть плюс вполне демократическая, то есть каждому принадлежащая в данном случае, ответственность.

Проходим сталинский домик (странно, первый на всём пути, здесь скорее поработали 1970-е), перед ним - стенд КПРФ (так и называется). В течении вывесок выглядит этаким островком раньшего времени. Но хоть так...

Заметили, что именно такая формула всё чаще характеризует наше отношение к официальной оппозиции?

Знаете, у нас как-то перед очередной программой «Национальный интерес» вышел (когда он вышел на «инструктаж» перед нашим первым рядом говорящих голов) короткий разговор с Дмитрием Киселёвым: по поводу мятежа в Кишинёве, захвата, погрома... Он выказывал растерянность, непонимание происходящего там. Поскольку было непрогнозируемо. У нас-то оппозиция другая. Я тут и сказал про «Справедливую Россию», кажется: «Оппозиция его величества». Он ответил: «Ну, хоть так, а там-то вообще беспредел». Всем нужен предел... И не нужен передел.

Всем ли? Я веду эти размышления, продолжая следовать взглядом по улице Ленина. Окна в домах - больше прежние, но есть и ПВХ. Даже тут - соцрасслоение. Особенно нелепо смотрятся ПВХ-окна в старом одноэтажном доме-развалюшке, с уже покосившимися стенами, в котором часть - по-раньшему, а в части белеют пэвэхашки. Этакий назло окружению капитализмик. Ну и, поскольку улица главная, наверное, от шума спасает.

Все пытаются укрыться в своей прайваси - безусловно дарованной контрреволюцией, - не понимая того, что общество не есть сумма индивидов, а есть организм и механизм, где каждый от каждого зависит, но конкретным знаменателем этой зависимости является отношение конкретного индивида к средствам производства. То есть к классу.

Сцепиться меж собой и удержать достигнутый страной за 70 лет производственный и экономический уровень - не смогли, распались. А далее - чудес не бывает. Продолжаем распадаться, как старые домишки Александрова. Новые возникают только дворцы «удачливых предпринимателей». В целом же приходится констатировать, что когда улица Ленина переходит в улицу Советскую - двадцатого века как не бывало.

На площади, где высаживаются из автобусов туристы-иностранцы, путешествующие по Золотому кольцу - демонстративно ржавый памятник Ленину. Поскольку никому его рука пути давно не указывает (обратный относительно нашего, к монастырю, путь), рукав сильно и ярко проржавел, на локте согнутой руки проросла, наподобие полотенца у трактирного «человека», зелень. Если даже этот минимум уборки мэр (или на худой конец ячейка КПРФ, всё же прилепившая на свой стенд нелепого Конкина с патриотической болтовнёй) не в состоянии обеспечить - о чём говорить в масштабах города? Центральная площадь - это же лицо, которое перед иностранцами принято держать чистеньким и дружелюбным. Или наоборот - показать именно запущенный памятник Ленину хочется? Мол, пусть господа порадуются - страхолюдие тоталитаризма доживает свой ржавый век (как там у Рождественского - не о Ленине, а о Сталине - «Опадают ржавые символы»?)...

Что ж, мы простим эту демонстративную нелюбовь александровского мэра к Ленину, и пойдём дальше - туда, где за кинотеатром, напичканным новейшими фильмами, блестит не в пример памятнику свежим великолепием храм. Ну, это же посещаемая достопримечательность! Благолепие и православие. Александров - город контрастов.

Ржавый Ленин, свежий храм - новый век приходит к нам...

Левее храма - тревожная статуя на высоком постаменте. Женщина с флагом (на мобил-фото вышла хмуро и неясно, но так и выглядит). Бордовые плитки с высокого постамента вместе с названием скульптуры - оббиты чьим-то неистовым молотом. Ну, выпив, кто-то приложил силушку, видимо... Или вымещал злобу за гонения на ныне блещущие великолепием церкви. Я подумал, что это памятник восставшим в 1905-м году ткачихам здешним, к примеру. Такое настроение у статуи - решительность и феминизм некий, сильный, призывный... Кто-то на цементе, очищенном молотом от плиток начертал - Hotel. Видимо, тоже чтоб порадовать иностранных туристов, инициатива низов-с, так сказать. Знакомое слово и иностранцу приятно.

А вот левее безымянного памятника бухают у багажника своей «девятки» два молодых мужика. Спрашиваем, не сильно надеясь на то, что они ответят, что знают - а что за памятник. Только что «дёрнувший» водочки из пластмассового стаканчика и потому велеречивый мужичок говорит, в голосе одновременно тая и патриотизм с гордостью и как бы извинения за нынешний вид памятника: «А это... Родина-мать».

Комментарии, наверное, излишни. Уходящая от церкви и направляющаяся как раз в сторону места, где зарождалась опричнина Родина-мать с маленьким знаменем - безусловно, символ. И нынешний её вид - тоже символ времени. Она похожа на леворадикалку или нацболку даже. «Разукрашенный» вандалами постамент делает её более отчаянной и решительной. Если уж нелюбовь мэра простирается от Ленина до Родины-матери, то что ему мило?

Кстати, площадь, где паркуются туравтобусы, усеяна мусором - выбрасываемым из этих автобусов. Убрать тоже некому. Может, это только тут? Дальше будет лучше?

Увы, нет: минуя реку и поднимаясь по останкам лестницы с трудом, понимаем, что путь к роднику опричнины должен быть тяжёлым, и только таким. Зато вот монастырь (ныне он - о сарказм истории! - женский) выкрашен и прибран идеально. И аж пять мужчин-дворников метут коротенький участок дорожки. Хоть одного бы с такой метлой на ту площадь у ржавого Ленина - сразу бы жизнь наладилась. Но, видимо, как и во времена Ивана Васильевича, монастырские порядки на весь город не распространяются - тут работают только нынешние женмонастырские «опричники».

Монахини и обслуживающий туробъект персонал явно не гордятся тем, что тут когда-то проживал (и основал, вообще-то, сей монастырь) царь-греховодник, и справочной информации о нём не дают, даже в билетном ларьке. Мол, идите-ка вон в ту церковку (с которой на глазах царя учился летать человек, позже им казнённый), а там вам всё расскажут. Отчуждённость и тамошних слуг божьих заставила обойти весь монастырь в поисках палат, где бывал и даже ночевал грозный царь.

Как старательно на нашем поисковом пути там усеивали очередную церковь окрест травами и цветами сёстры во Христе! Какая аккуратность, традиции! Вот её же бы, только в мирных целях не украшения травой асфальта, а в целях уборки всего города, мусора с асфальта... Но не о них хочется поговорить - об отчуждении в целом. Понятно, что «в чужой монастырь со своим уставом не лезь». И ведь в этом как раз беда - в сепаратности, раздробленности. 

 Захолустье. Да, именно это слово навязчиво толчётся здесь повсюду. Даже у ларьков с сувенирами. Ибо они лицемерны.

Давайте представим себе такую макрокартину. Из земли нашей качают газ и нефть - в развитые страны, откуда сюда поставляют автомобили, другую продукцию с заводов, питающихся нашим газом, и едут оттуда же туристы. Потому что есть чему подивиться на земле этой тоже - на поверхности, где обитает вымирающий вид, бывший советский народ.

Тут остались следы былого величия, тирании, опричнины - это интересно, это история, а она у Этой страны вся в прошлом. Они вылезают на площади, потешаются, глядя на ржавого Ленина - аттракционы подходящие, им нравится... То есть Золотым кольцом связаны, на самом деле, совершенно разъединённые города с апатичным населением.

И вся Эрэфия - это не Родина-мать, а Hotel, как кто-то из местных, хотел или не хотел, но горько пошутил. И есть в ней - монастыри, нефть, газ и всенародно любимое правительство силовигархов. Но воли у народа жить лучше, освободившись от бояр-олигархов - нет.

И вот теперь-то давайте вспомним Ивана Грозного. Он взрывает уклад боярщины опричниной. Он радикальным насилием вступает в историю - едет сюда вот, в захолустье, и отсюда основывает новое время. Да, жуткое, да, кромешное - но клин клином вышибают, и он вышибает бравших с Руси дань с земель сопредельных...

Интересно, что критикуя фильмы и спектакли о Грозном 1930-х годов и послевоенных даже - тогдашние партийные товарищи часто использовали такое словосочетание «прогрессивная роль опричнины». Вполне серьезно. И ведь сложно не согласиться - чтобы стать царем после великих князей и взять в свои руки земли, приходится создавать все сызнова, своих силовиков, однако в привычной народу практике - как бы молельной, монастырской, богоугодной...

И заставлял вот из этого монастырька, что меньше Кремля, где-то треть его от силы - заставлял себя признать царем, стянул сюда на поклон народ... Ни ему, ни народу это не поставишь в осуждение. Вот сейчас бы так - но не правящим лохотронщикам, а тем, кому есть куда вести и кого обличать.

Грозный - брутален донельзя. Боярскую неподатливую и междоусобную Рассею насилует опричниной. И - веселятся молодцы, они обрели смысл жизни, их разбирают мурашки от верности царю, они живут в дух башнях, соединённых галереей... Они часто сами попадают под топор - но «процесс пошёл». Отсюда и пошёл, из монастырских стен, из хмури молитв и просвета мужского боевого братства, основанного царём.

В сводчатых мрачных монастырских палатах, где Грозный принимал зарубежных послов и угощал их кашей с верчёными рябчиками - картины, изображающие его молящимся. Хмурая молитва, злые пальцы крестящегося, но в сощуренных глазах старца - дума долгая, государственная...

Начитанный царь с гигантской библиотекой, утерянной как раз по пути сюда... Злющий коварный царь, своими душевными качествами очень соответствующий эпохе. Сложно ему приписывать прогрессизм (как у Петра I) какой-либо, но перемудрить своих современников он сумел на все сто. И сплотить вокруг себя народ - в том числе и насилием.

Нет, нынче времена иные. Однако глядя, как советская пролетарская демократия (через вырождение во всевластие партбюрократии) нынче обернулась диктатурой олигархии - поневоле вспомнишь о царе, способном рубануть боярщину с плеча. Нет, не о монархизме и централизации влсти речь. Просто о решительности взятия власти в свои руки - вот о чем...

 Ключевое слово - диктатура. Его нынче и боятся либеральничающие болтуны на радио и ТВ... Для них высшим завоеванием демократии является гуманитаризация быта - то есть предельная отвлеченность народа от базиса. Что там происходит в базисе - социализм ли, капитализм ли - плевать. Главное - чтоб без диктатауры.

Диктатура пролетариата, которую нарекли Маркс и Энгельс путем выхода человечества из кризиса капитализма - тоже стала страшилкой в устах наших "выкрестов", бывших членов КПСС и МНСов.... Они обрели свободу. И плевать, что страна скатилась на уровень поставщицы сырья, на дореволюционный, досталинско-долелнинский уровень. Главное - демократия...

И вот оказывается, что - да, прогрессивная роль опричнины! На фоне раздрая и безволия - именно она бы порядочек навела. Вопрос только - какой порядочек? Не его ли ожидали от Путина?

О, это был трепетный момент - из глубин коллективного бессознательного дорогих россиян исторглось мгновенно: "Есть, они существуют, меченосцы, они пережили лихие девяностые и вот-вот установят (пусть и под триколором) нам почти социализм, а уж как минимум национально-ориентированный капитализм!". И ради этого готовы были терпеть. Но тут грянул нефтедолларовый дождь, и наступила стабилизация. Опричнина Путина обернулась переприватизацией, Юкос влился в Роснефть, а силовигархия сменила либеральную олигархию. Друзья-генералы Путина стали миллиардерами, а Система не изменилась ничуть, оставшись прежней - прожирающей накопленные за 70 лет мощности и потенциалы. 

Нет, не был Путин царем, а его опричнина - прогрессивной. Гнилой Системе она бы и не помогла, а наоборот! Фэсбы своими рейдами лишь обнажили социальное расслоение, а хамское поведение силовиков, задержания Несогласных и прочие будни путинизма - заставили людей ещё злее присматриваться к тачкам сильных мира сего, к их подтусовыванию гламурному...

Так что Грозный - он чище был. И до его опричнины ещё нужно дослужиться... Улица Ленина с горелыми домами впадает в Советскую, на ней стоит дом где работал трибунал в 1917-м. Ключевое слово- диктатура. Но - пролетариата!

На подъезде к Александрову высятся заводские стены, есть ещё помещения, в котором может вскипеть самосознание классовое. Есть и класс - пребывающий в спячке и расслабоне - но кризис отрезвляет, быстро!

Монастырь Грозного - как образ альтернативного центра, откуда наносится удар по застою, по круговой поруке, по размазне родо-племенных пережитков. И на этой волне простые парни наделяются волостями, становятся новым властителями душ людских... Да, увы - всё это бегание по кругу и перераспределение владений, полномочий править судьбами крепостных тишайших человеков. Но не забывайте, что в это же время в Европе пылали костры Инквизиции!

Так что, уснулая Россия, тебе нужен снова грозный царь?

Или революционная демократия?

Или же - брутально правящая революционная коалиция, этакий коллективный Грозный?  

Думай, Россия, времени на размышления всё меньше - кризис дожирает последние запасы. Но пока о советском прошлом можно высказаться только так

и сделать кафешку, чтоб заманивать своих маразматично ностальгирующих или господ туристов ради звонкой монеты - у страны без советского прошлого не будет и революционного будущего. А иного ей теперь и не видать - назад или на месте это вымирать.  Где дожди смывают прежде золочёные буквы на мемориальных советских досках, где память о революции трудового народа презираема бюрократами. Какие там Советы? Давно властвует буржуазия местная и бюрократия вечная. И вот собственный Совет города Александрова, что ближе к вокзальной площади - он с окнами ПВХ, там всё гламурно-тужурно...

Осознанность и ясность, а не демократическая неразбериха - вот что по закону отрицания отрицания грядет на смену конституционной анархии эпохи Путина-Медведева. И ведь даже Путину пришлось взять в речи стиль диктатора, буквально диктующего словосочетания. После пьяного Ельцина, хотя и тот был настойчив... Стиль правителя лепят надежды масс. Но так они (правители) и дурят нас. А нужен - грозный ревтрибунал, и тогда сразу станет ясно, кто друг, а кто враг народа... И захолустье начнет превращаться в цитадель новой демократии и нового коллективизма - со свободой неразрывной с ответственностью, немедленной, в здании ревтрибунала.

Да, Родина-мать - зовёт. Зовёт вырваться из захолустья, в которое превратили россию демократы-силовики. И новые смелые парни, а не освинелые придворные - станут грозно тянуть в будущее полувымершую страну. Десятилетия стагнации чтоб сменить на процветание...

Такое вот мечтается поблизости от монастыря со снесёнными двумя башнями, где жили опричники. Строение словно символизировало мужское боевое братство - меж башнями был переход, как бы дружеская рука. Но сии фаллические символы сёстры во Христе снесли после прихода демократии - и настаивают ещё на том, что башен опричников здесь никогда не было (хотя, они есть на литоргафиях и фотографиях 1980-х даже).

Такая вот фоменковщина. Даже вещественных доказательств истории боятся её тормозящие группы лиц... Ну да они-то уже в прошлом, и даже в безвременье. Они себя похоронили в Бозе... А восстановить монастырь как памятник начинаний Грозного - стОит. Но уже после, другим. Нам.

 



Рейтинг:   3.83,  Голосов: 18
Поделиться
Всего комментариев к статье: 23
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Созрела ли Россия для нового Ивана Грозного
SU написал 03.09.2009 15:13
ДЛЯ ГРЯЗНОГО - ВПОЛНЕ
. Продолжаем распадаться, как старые домишки Александрова.
Анус! написал 03.09.2009 13:20
Помню почтовое отделение Неверково! Ну полный абзас ..... Позади нас только - река МОГЗА!
(без названия)
Бернгард Гернгрос написал 03.09.2009 13:12
\\Интерфейс Александрова не имеет ничего личного...
Бьют не - по интерфейсу, а по - фейсу... Черный Дмитрий - редкостный мудак...
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss