Итак, самый конец восьмидесятых, он же – начало 90-х. Из «народного движения УКРАИНЫ за перестройку» один за другим выходят те, кто за перестройку – и все больше и больше становится в рядах Руха тех, кто, так сказать, за Украину. К примеру, в Одессе внезапно появляется «репрессированный по политическим мотивам» пациент психиатрической лечебницы Васыль Володымыровыч Барладяну, пишущий под псевдонимом Бырладник. Как следует из одной только его фамилии – профессиональный украинец, профессиональнее некуда. Васыль Володымыровыч, это большой ученый. В науках он знает толк!
Это человек, который всерьез полагает, что слово «Палестина» произошло от словосочетания «Палэный стан», - мол, это древние иудейские захватчики изгнали с побережья Средиземного моря исконных его хозяев – украйинцив. Вы правда все еще считаете, что в СССР не было нужды в карательной психиатрии?..
И в то же время, вот ровно когда Рух с распростертыми объятьями принимал в свои ряды пана Барладяну-Бырладника, из числа основателей одесского Руха выходит опять же живой классик – одна из создательниц социологии в СССР Ирина Попова. Но это, как теперь понятно, – не потеря! Это – пустяки! Зато пополняют ряды руховцев все новые и новые вышиваночники, новоприбывшие жители города на Черном море (как все мы понимаем, аналогичные процессы имели место и в Днепропетровске, и в Харькове)!
По преимуществу, это были сотрудники униженной и оскорбленной кафедры украинской мовы и литературы, люди , люди, приехавшие в город из села, дабы нести здесь истину – и десятилетиями с ненавистью смотревшие на город, в котором они живут. На город!
Люди, которые искренне недоумевают – и почему это товарищ Каганович не закончил в свое время «украинизацию» (она же коренизация)?!
Что же это за безобразие такое, вокруг, понимаете ли, село, которое говорит так же, как Тарас Шевченко (ну, это они сами себя так зомбировали, село говорило совсем не так), а посреди села выросло МИСТО, и в нем миллиона полтора…
Кого? Пришельцев из иных миров? Демонов из ада?..
Неважно. ЧУЖИХ!!! И ведь что интересно – а особенно интересно, глядя из сегодняшнего дня - эти ребята могли быть вполне себе твердокаменными коммунистами. Они могли с дрожью в пальцах (и не только) конспектировать коротичевский «Огонек».
Могли с теми же физическими проявлениями обрабатывать «Наш современник» или «Родину» - суть их не менялась от МЕЛКОидеологического фона. Ну социализм. Ну капитализм.
Да хоть анархия – мать его, порядка! Хоть феодализм с рабовладельческим строем имени вождя Долины Мамонтов по имени Волчья Ноздря! - Абы на ридний мови! Незаметно для рядовых членов одесского, харьковского и днепропетровского Руха «Движение за перестройку» превратилось в движение за вышиванки и шаровары, и вместе с тем окончательно (казалось тогда) загнало само себя в культурное, а вернее, в бескультурное гетто.
И Бог с ними, с западноукраинскими областями, где Рух возглавляют «демократы» образца братьев Штрассеров братья Горыни а также невменяемая (в самом прямом, медицинском смысле слова) Ирына Калынэць и ходячая икона нынешних самостийников Левко Лукьяненко, который совершенно не скрывает того что он антисемит и расист. Важно было то, что их пещерных взгляды совершенно совершенно не вызывали никакого противодействия у тех, кого было принято называть «западноукраинской интеллигенцией».
Бог с ним, с господином Иващишиным, одним из отцов антикоммунистического сопротивления во Львове! Он ведь, нехороший человек, прямо в процессе построения единообразного, то есть, пардон, единого, антисоветского движения порешил от этого движения отколоться, посчитав – безусловно ошибочно! – что вместо тех, кто хотел чтобы «не было бедных» пришли те, кто хотел, чтобы не было богатых. И не просто богатых, но богатых «не титульной национальности»…
(продолжение следует)
|
|