Так вот, уже благодаря примеру с паном Зайцем (а ведь он в городе-«герое» такой не один был, там один депутат другого стоил с самого начала) становится понятно, Киев необходимо вынести за скобки нашей истории. По крайней мере, отчасти.
Так что речь в основном пойдет о Харькове, Днепропетровске, Донецке и Одессе.
Разумеется, в каждом из этих городов имелась и имеется своя специфика, разумеется, русская украина этими городами не ограничивается, но ключевые события происходили именно на этой территории, и были эти события похожи, если не рубль в рубль, то по крайней мере плюс-минус…
Так вот. Мы отвлеклись. По мере того как пустели полки в магазинах число недовольных в городах и весях восточной и южной Украины росло.
Число недовольных увеличивалось, НО! ничего похожего на народные фронты прибалтийского образца в республике не появлялось!
То есть, нет, само по себе «народное движение за перестройку» изначально было подобием «народного фронта», но именно что подобием.
В том смысле, что о массовости прибалтийских протестов украинским смутьянам приходилось лишь мечтать. Нет, мы не будем ставить под сомнение само существование «революции на граните» (один из непосредственных участников которой читает сейчас эти строки и при случае может много интересного рассказать о том, как самоотверженно «голодали» псевдореволюционеры, а также сколько и чего именно они сожрали в ходе так называемой «голодовки»).
Не станем сомневаться и в том, что протестовать против визита в Киев новоизбранного Патриарха Алексия вышло несколько десятков тысяч человек.
Это неважно, что случилось это массовое выступление «украинских верующих» непосредственно после того, как человек, бывший после смерти Патриарха Пимена местоблюстителем Русской Православной Церкви, митрополит (тогда – митрополит, а не изверженный из сана инок как сейчас) Филарет не был избран Патриархом.
Это неважно, что митинговать против «московського попа» были привезены пара сотен автобусов истинно православных ребят из тех областей Украины, где народ в основном ходит в католические храмы. Неважно.
Важно, что массовые выступления с одной стороны как бы были, да. Но с другой стороны, сравнить их с прибалтийскими освободительными манифестациями ну никак не получается. Когда в республике, в которой живет два миллиона человек, на митинг выходит пятьдесят тысяч – это невероятно много. Это – восстание.
Когда те же пятьдесят тысяч выходит на митинг в городе, в котором народу проживает больше, чем во всей Эстонии – ну скажем так, это не совсем то.
Особенно, если этот город – столица республики с населением в 5,2 миллиона человек.
Особенно, если при попытке организовать некое подобие этих митингов на «периферии» (под периферией подразумеваются несколько городов-миллионеров) не получается ровным счетом ничего. ВООБЩЕ НИЧЕГО!
То есть, оно, конечно, выходят на улицу какие-то люди, в количестве едва отличимом от статистической погрешности, кричат какие-то лозунги, аплодируют друг другу – а вокруг них идут горожане, и крутят пальцем у виска.
Именно так руховские мероприятия конца 80-х и самого начала 90-х воспринимались в русских городах Юга и Востока УССР.
Всерьез руховскую «движуху» в на Юге и Востоке Украины воспринимали разве что породившие ее – не во всем, разумеется, но во многом – органы государственной безопасности. Это они тщательно мониторили высказывания лидеров, которых не знали дальше их собственных кухонь.
Это они внедряли своих темных и не очень лошадок в движение, которое не шло дальше рассказывания анекдотов о Чернобыле.
Наконец, это именно они представляли своим московским шефам дело так, как будто в УССР существует некий массовый запрос на появление антикоммунистической силы, сравнимой по мощи (в рамках республики) со, скажем, литовским «Саюдисом» - чего, очевидно, не было, и быть не могло.
Надо сказать, что в этом смысле Одессе, еще и повезло, ведь наше управление КГБ отвечало непосредственно перед центром, минуя республиканскую столицу, а в киевский штаб оправляло лишь копии с унизительным для киевлян грифом «для ознакомления». То есть если наши кагэбэшники и врали центру, то совсем не так, как киевские. И спасибо им за это!..
Продолжение следует
|
|