Ничего, никакого развития. Духовного, разумеется. Это наглядно демонстрирует фильм «Линкольн», снятый Стивеном Спилбергом об «иконе США» - 16-м президенте Аврааме Линкольне. Вообще, сведения о том, почему известный режиссер обратился к этой теме, противоречивы. По одной версии, он давно интересовался биографией великого американца, а по другой производство фильма было поручено Спилбергу. В итоге, более правдоподобной выглядит вторая. Спилберг получил типа «госзаказа» на производство фильма об освобождения в США негров от рабства. Возможно, это как-то связано с президентством чернокожего Барака Обамы, но в последнее время к этой теме обратилось сразу несколько знаменитых американских кинорежиссёров.
Все американские фильмы отрабатывают одну пропагандистскую задачу: показать какие американцы всё-таки молодцы: «Крепкие орешки», «Неукротимые» и прочие, прочие…
Так вот, Квентин Тарантино, в принципе, с ней справился, потому что его картина: «Джанго Освобожденный», хотя и тянулась три часа, но, в общем-то, была захватывающей. Вымышленную историю бунта одной негритянской пары режиссер рассказал в обычной своей манере зверского художества, от фильма к фильму совершенствуясь в изощренности подачи зверств. На этот раз сцен убийств в фильме также было более, чем достаточно, но, несмотря на это, человечность в нем всё-таки присутствовала. Герои – борцы за свободу, несмотря на методы борьбы, вызывали таки симпатии. И даже не сам негр Джанго, у которого рука дрогнула, когда ему пришлось убить человека на глазах у сына, а тот, кто учил его убивать – немец, не удержавшийся и пристреливший работорговца.
Традиционный американский хэпи-энд состоялся, любовь, пусть и с грехом пополам, победила
Спилберг решил эту задачу иначе. В конце концов, кто он? Большая знаменитость, почти Бог. А что же История? Она что-то вроде русских умельцев из ларца, которые делают всё не так. Исторический материл, рассказывающий об Аврааме Линкольне, Спилберга не устроил. По неочевидным, на первый взгляд, причинам. Ведь 16-й президент США был интеллектуалом, хотя нигде толком не учившимся, но допущенный к адвокатской практике, благодаря блестяще сданным экзаменам, и в качестве адвоката он снискал славу народного защитника. Линкольн был политиком, пришедшим к власти ради воплощения народных идеалов. Правда, его президентство обострило идейные разногласия элитных групп и привело к гражданской войне, ставшей, пожалуй, самым драматичным, историческим событием в США.
Спилберга не прельстила перспектива снять фильм, основанный на реальных событиях, он решил внести свой собственный вклад в Историю.
Так в ней появились подробности, касающиеся одного важного исторического эпизода - принятие 13-й поправки Конституции, отменяющей рабство. Это был переломный момент в ходе войны, позволивший одной из сторон одержать победу и предотвратить распад страна. Режиссер, описывая обстоятельства этого эпохального события, подробно раскрывает политическую технологию республиканцев, предложенную самим Линкольном. Республиканцы для набора нужного количества голосов за принятие поправки против рабства привлекли на свою сторону часть демократов, соблазняя их государственными должностями. В целях осуществления данного замысла и ведения переговорного процесса работали специально нанятые люди. Политический прагматизм республиканцев имел существенный перевес над идейным пафосом.
Отсюда закралась мысль: а может быть Спилберг «демократ», в смысле партии?
Впрочем, Спилберг проиллюстрировал весь победный арсенал республиканцев, в том числе и метод убеждения. Так, Линкольн с некоторыми демократами лично встречался и беседовал. Он вообще, похоже, пользовался любым удобным случаем, чтобы поговорить с гражданами страны. Например, в фильме есть эпизод, где Президент заводит беседу с двумя служащими, чтобы рассказать им об одной аксиоме Евклида, согласно которой, если две величины порознь равны третьей, то они равны между собой. Очевидно, этот разговор Линкольн завел неслучайно, он напряженно думал над разрешением проблемы: отмене рабства, искал аргументы. Аксиома объясняет равенство между людьми, поскольку все они равны перед Богом. Но Спилберг заставил служащих недоумевать, как и зрителей.
В нашем случае немногочисленных, в зале нас было всего двое. Парочка, которую мы уговорили посмотреть фильм, чтобы администрация не отменяла сеанс, покинула зал через пятнадцать минут.
Мы, конечно, досидели до конца, и отметили, что режиссеру, безусловно, удалось добиться портретного сходства с Линкольном, и за это актёр, игравший Президента, номинирован на Оскар. Наиболее живыми картинами в фильме получились дебаты в парламенте. Выдающимся, по сравнению с Линкольном, оратором Спилберг сделал лидера фракции республиканцев, возглавляющий в парламенте бюджетный комитет. В реальности конкуренцию в партии Линкольну составлял убежденный противник рабства Сэмон Чейз. Его убеждения носили религиозный характер, и будучи при Линкольне министром финансов он на банкнотах США поместил не только свой портрет, но и фразу: «Мы верим в Бога!» Тогда как Спилберг на борца с рабством надел парик и наградил сожительницей экономкой - негритянкой. Дескать, вот он мотив лежит в постели....
Очевидно, Спилберг руководствовался призывам французов: «Во всем ищите женщину!»
Режиссер нашёл, как минимум ещё двух, которые содействовали продвижению инициативы с конституционной поправкой, оказывая давление на главных действующих лиц. В частности, поправки от Линкольна добивалась и его жена. Дело в том, что она стремилась уберечь своего старшего сына от участия в войне, и ей внушили, что принятие поправки приведет к её концу. В качестве инструмента воздействия жена использовала в основном психические атаки: устраивала истерики мужу по поводу гибели своих младших сыновей; в пользу поправки толковала его сны; делала прямые внушения мужу, в том числе и в общественных местах, например, в театре. В реальности там произошла и роковая сцена убийства Линкольна, но в фильме со сцены лишь прозвучало объявление о случившейся трагедии.
Спилберг обошелся без прямой сцены убийства Линкольна.
Возможно, из соображений политкорректности. В то же время, Спилберг встал с убийцами в один ряд, когда снял фильм, имеющий никакой прокат. Учитывая его профессииональный опыт, понять его можно только так: с точки зрения американской концепции рационального мироустройства Линкольн, эдакий Дон-Кихот, оружием которого являлось слово, не вписывается в современный ландшафт. Так что, не исключено, что режиссер, вбивая свой гвоздь в гроб Линкольна, заботился о спокойствии души американского народа. Он, не желая ворошить духовные разногласия прошлого, маленько насиловал Историю. А что? В конце концов, она же отдала американцам право играть главную роль в мире, и надо пользоваться этим пока есть деньги.
От редакции: Для полноты картины надо было упомянуть еще один голливудский "спецзаказ" - картину "Президент Линкольн охотник на вампиров" Бекмамбетова. Она и чисто кинематографически исполнена лучше остальных, и куда креативней - Бекмамбетов в голливудском кино как Пелевин в русской литературе. Или как кайеннский перчик в супе.
Собственно, "Президент Линкольн охотник на вампиров" - это вольный пересказ пелевинского "Ампир V" на американском народном материале. Пелевинское "сосать баблос" переводится как "In God we trust", вознося убогую протестансткую мораль до высот античного мифа. Историю не насилуют, но изнасилование становится Историей.
А изнасилованные Историей граждане и гражданки становятся в очередь за билетами, чтобы посмотреть на процесс со стороны: "Глянь, а я ничего так лежу, красивая...".
А.Б.
|
|