Эстонский гид, сопровождавший группу российских туристов в экскурсии по Таллину, не преминул заметить, что эстонцы обижены на русских. Обижены до того, что прямо и грубо требуют от русскоязычных: "Вы не наши люди. Уезжайте отсюда". Причем гид уточнил, что обиды относятся не к периоду вхождения Эстонии в состав Российской империи, а ко времени существования Советской Эстонии, как одной из республик единого Советского Союза.
Вот тут собака и зарыта! Ведь сложно предположить, что русские, годящиеся для совместной жизни при царе-батюшке, вдруг за советские годы приобрели такие национальные черты, что от них нужно отгораживаться высоким глухим забором.
Дело, разумеется, не в национальных чертах. Через национальную нетерпимость проявляется классовое начало. Очень хорошо об этом сказано в книге-биографии замечательного советского патриота генерала Д.М. Карбышева. Когда попавшего в фашистский плен генерала один из товарищей по несчастью спросил, почему немцы в первую мировую войну не проявляли по отношению к русским пленным такой звериной жестокости, как в Великую Отечественную, тот ответил: "Тогда война не была классовой".
Точно так же обстоит дело и с "эстонскими обидами". (Они же - латышские, литовские, украинские и прочие - по числу бывших республик СССР и бывших стран социалистического содружества). Ведь что Российская империя когда-то, что буржуазная Эстония сегодня - это одного поля ягоды, и тут, как говорится, "без обид". А вот Советский Союз, включавший в себя Советскую Эстонию, - это нечто совершенно иное. Первое в мире государство, где власть принадлежала трудящимся, где национальные богатства были отданы трудящимся и среди них было ликвидировано социальное неравенство.
Такое государство, как и русский народ, возглавивший создание первой в мире системы, исключавшей угнетение человека человеком, не могут не стать объектом не то что обид, а самой жгучей и лютой ненависти - классовой. Ненависти, конечно, не эстонцев как таковых, а эстонской буржуазии, как, впрочем, и любой другой.
Всегда нужно проводить разделительную черту между народом и натравливающими его на соседей политическими силами. В каждой нации есть трудовой класс и есть класс паразитической буржуазии. Их интересы диаметрально противоположны, так же как и их идеологии. Для трудящихся идеалом и целью является интернационализм, идейная основа буржуазии - национализм. Там, где буржуазный класс и его идеология являются господствующими, буржуазии удается заразить национализмом и значительные массы трудящихся. Отсюда агрессия жителей бывших советских республик по отношению к русским и России - знак того, что местная буржуазия включила мотор национальной вражды, чтобы обезопасить себя от возрождения Советской власти.
Давно кануло в Лету время молодого, растущего капитализма, когда национальное самосознание играло положительную, освободительную роль. В нынешнем дряхлом, заживо гниющем строе капитализм рождает национализм, как исключительно реакционное и разрушительное направление общественной мысли, как прямое преддверие фашизма, который неминуем в клонящейся к упадку системе.
Национализм для сегодняшнего капитализма подобен чернильному пятну-завесе, выпускаемому при опасности осьминогом. И завешиваться есть для чего. Например, чтобы замаскировать свою неспособность обеспечить сколько-нибудь устойчивое развитие на планете. Особо актуальным это стало в связи с мировым кризисом.
Девизом недавно прошедшего в Лондоне сборища верхов 20 буржуазных стран было "Стабильность - рост - занятость". Ни того, ни другого, ни третьего капитализм дать не в состоянии. Это же касается и буржуазной России. Правда, отражая точку зрения наиболее агрессивных кругов США, известный американский миллиардер Д. Сорос заявляет: "В современной России национальная идея заменила коммунистическую идеологию. У нее появилось опасное стремление вернуть советское могущество".
Про советское могущество и влияние в мире сказано ради красного словца. Не говоря уже об абсолютной невозможности для буржуазной России его достичь (основа не та). Впрочем, правящий сегодня класс подобной задачи не ставит. Лгут американские и прочие соросы и насчет замены коммунистической идеи в России национализмом. Это им бы хотелось, чтобы так все выглядело. Российская буржуазия жаждет предстать в роли защитницы и охранительницы национальных интересов страны, чему прежде якобы препятствовал советский интернационализм. А американским и остальным ястребам требуется и после уничтожения СССР оправдание военных бюджетов и военных авантюр, требуется способ отвлечения от внутренних социальных проблем.
У буржуазии тут полное взаимопонимание. Одна группировка создает для другой образ врага в собственном лице и одновременно "сплачивает" своих сограждан в борьбе против этой другой. Существует не какая-то особая русская национальная идея. Существует все тот же классовый буржуазный национализм, призванный буквально оттащить трудовой народ от борьбы против эксплуататоров.
В России, надо заметить, благоприятные условия для его развития. Благоприятен внешний фон - разгул антироссийских и фашистских настроений на соседних территориях. Когда на Украине власти празднуют день рождения гетмана-предателя Мазепы и славят карателей из дивизии СС "Галичина", а группа подростков при этом пытает по-эсэсовски советского фронтовика. Когда в Латвии маршируют воевавшие на стороне гитлеровцев легионеры и их последователи, а полиция избивает протестующих против данного марша антифашистов. Когда в Грузии президент строит политику на бесконечном разоблачении "российских заговоров". И так далее. Стимулируют национализм реализация блоком НАТО политики "Дранг нах Остен!", поддержка сепаратистских сил для подготовки расчленения страны и взятия под контроль ее стратегических объектов. Да и сама российская буржуазия стремится перевести в русло исключительно национализма и антиамериканизма народную боль и негодование по поводу разрушения великого Советского Союза.
При этом ничего на самом деле патриотического российская буржуазия не предпринимает. Капитализм враждебен России и ее народу и не способен их защищать. В реальных действиях российских правителей, в отличие от их риторики, патриотизм и в микроскоп не разглядишь. Какие тут независимость и самоопределение, если иностранный капитал в России чувствует себя как дома.
Парадокс в том, что фактическое предательство на каждом шагу национальных интересов покрывают завесой "национальной идеи" о якобы воспрянувшей и, наконец, вставшей с колен России. Российский буржуазный национализм имеет те же цели, что и всякий другой.
Во-первых, обезопасить капиталы и состояния буржуазии, внушая массам трудящихся иллюзию единой национальной общности, что должна так же едино противиться внешним и внутренним угрозам.
Во-вторых, "пробуждение национального духа" призвано обезоружить идейно пролетариат и отвлечь его от классовой борьбы, перенацелив их гнев со своих эксплуататоров на народы соседних стран. Расколоть таким образом трудящихся и стравить их друг с другом. Тут уж в средствах не стесняются. Обличая фашистские тенденции у соседей, поощряют и пестуют собственных фашистов и расистов.
Сама политика и идеология буржуазного государства, направленные на подавление протестного движения, поднимают мутную волну насилия на национальной почве. Ну и, конечно, в-третьих, поддержать межимпериалистическое соперничество лживой фразеологией о "защите Отечества", "отечественного производителя" и своего рынка. Не зря же выкликает премьер российского правительства при встречах с представителями предприятий: "Не позволим конкурентам прижать нас, пользуясь кризисом".
Мы всегда остаемся верны пролетарскому интернационализму, как непременному и обязательному условию успешной борьбы за Советскую власть и социализм. Без этого пролетариат бессилен и становится жалкой игрушкой в руках буржуазии. Потому мы не покупаемся на "национальные идеи", будь они русские, украинские или какие иные. Потому мы не прельщаемся и предлагаемыми оппортунистами яркими обертками "русского социализма", под которыми опять-таки ничего, кроме капитулянтства перед буржуазией.
Мы хорошо сознаем, что там, где пролетарии всех стран разъединяются, там мир летит в пропасть фашизма. Напротив, там, где пролетарии соединяются, мир поднимается к своему спасению - социалистическому обществу социальной справедливости. В лице буржуазного национализма трудящиеся имеют перед собой очень опасного и сильного врага. Его опасность в мнимой легкости предлагаемых путей решения всех проблем. Не надо познавать законы общественного развития, искать причины угнетения человека человеком и подниматься на борьбу против существующего строя. Надо лишь возненавидеть ближнего своего за то, что у него другая национальность, другой язык и обычаи, другой цвет кожи и т.д. Вот ядовитое жало буржуазии! Национализм - это ее отравленный дар людям.
|
|