Кто владеет информацией,
владеет миром

Посткапиталистическое будущее: коллективизация или атомизация

Опубликовано 28.06.2012 автором в разделе комментариев 60

Посткапиталистическое будущее: коллективизация или атомизация

Почему провалился коммунистический эксперимент

Коммунизм - новое посткапиталистическое общество равенства и свободы - всегда воспринимался как коллективистский, общинный рай. На этих идеях основан образ будущего и у Фурье, и у Оуэны, и у Кабе, и у Маркса, и у Бакунина, и у Кропоткина; и у русских народников и большевиков. Однако любые попытки реализовать этот идеал на практике, как в локальных коммунистических общинах, например, Оуэна и Кабе, так и в т.н. социалистических государствах, всегда с треском проваливались. Оказывалось, что люди не хотят делиться с другими имуществом, кровом, свободным временем, трудовыми усилиями, совместно трапезничать и т.д. Коммуны утопистов быстро разлагались и разбегались. Люди не пожелали слиться с коллективом, работать в его интересах, как на это надеялись идейные коммунисты.

Сколько было иллюзий и надежд по поводу различных коллективистских экспериментов в первые десятилетия советской власти. Однако эти начинания быстро превращались в коммунальный ад. Жизнь в коммуналках, общагах и всяких «домах коммуны» сопровождалась мерзкой склокой и взаимной ненавистью. Со всеми известными сопутствующими обстоятельствами вплоть до плевков в суп ближнего и драк в очереди к общему туалету. Люди использовали любые возможности, чтобы отгородиться от коллектива, въехать в собственные индивидуальные квартиры, заполучить личный садовый участок и автомобиль.

В общем практика коммунистических экспериментов доказала, что заставить людей жить коммуной, делиться между собой насущным можно только под угрозой удара полпотовской мотыги по голове или чего-нибудь в этом роде.

Свобода общения – основное право человека

Имманентно присущий людям альтруистический коллективизм, в который верили коммунисты, оказался мифом. Именно это привело большевистский эксперимент к краху.

Конечно потребность в коммуникациях – одна из базовых мотивов человеческой деятельности. Но, поправим Маслоу, потребность в коммуникациях по свободному выбору данного индивида. С теми людьми, с кем ему хочется общаться, в том объеме и при тех обстоятельствах, при которых для него это общение комфортно. Другой не менее важной человеческой потребностью и правом является возможность избегать нежелательные, принудительные коммуникации с другими людьми, т.е. не только устанавливать необходимые социальные контакты, но и отказываться от навязываемого общения.

Экономика капитализма, его корпоративная культура, так же как и хозяйство социалистических стран, основаны на принудительном коллективизме; на работе трудовых коллективов с постоянным составом, обязательном общении сотрудников на рабочих местах. Только при капитализме принудительная совместная деятельность идет прежде всего в интересах владельца(ев) компаний. Человек так же не волен сам выбирать себе партнеров по работе. Работать в коллективе, общаться с часто не интересными или даже неприятными сослуживцами и тем более начальниками людей заставляет суровая рыночная необходимость.

Свобода от другого: социальная атомизация и посткапитализм

Свобода - это не коллективный труд и быт в коммуне, а максимальная независимость личности от других, управление своими социальными связями, возможность контролировать свое личное пространство. Только такие свободные люди могут быть равными, защитить себя от эксплуатации и принуждения.

Новый социальный идеал может основываться не на коллективизме, а на дальнейшей социальной атомизации общества. Современные информационные технологии позволяют формировать сетевые коллективы для решения локальных задач (создания креативного продукта, технологии, ресурса и т.д.), с нестабильным составом и дистанционным общением участников. Они дают людям возможность самим выбирать партнеров, темы и формат трудового сотрудничества. Такая новая, но очень быстро развивающаяся форма экономической организации общества  может со временем вытеснить корпорации, основанные на частной собственности и наемном труде.

Мы можем сидя дома за компьютером находить коллег для реализации тех или иных задач, сохранять дистанцию и расставаться с ними по необходимости. Эти возможности позволяют избегать многочасового общения в офисах корпораций с на фиг нам по жизни не нужными уродами людьми.

Именно такой тип организации способен обеспечить максимальную свободу, в том числе от принудительных коммуникаций, а значит от подчинения и насилия. Сетевые нестабильные горизонтальные связи разрушают сложившуюся социальную иерархию, отношения власти и собственности. У сетевых временных коллективов нет средств производства, отчужденных от работников (все работают на собственных компьютерах и ПО, а больше ничего и не надо). У них не может быть хозяина, владельца. Таким образом, эти новые производственные формы находятся за пределами капитализма.

Человек, освобождаясь от прикрепления к стационарному трудовому коллективу (будь-то хоть капиталистическая корпорация, хоть коммунистическая община), может участвовать по своему выбору одновременно в различных временных производственных, в т.ч. творческих сообществах.  

Такая социальная атомизация ближе, чем коллективизм коммун к реализации коммунистического идеала максимальной свободы самовыражения (свободное развитие каждого – залог свободного развития всех). Хотя она, конечно, абсолютно противоположна классическим коллективистским представлениям об инструментах достижения этого идеала.

Конечно для того, чтобы новые сетевые хозяйственные формы вытеснили корпорации необходимо уничтожение копирайта (основного инструмента господства современных собственников), дальнейшая автоматизация механического труда и многие другие социальные и технологические изменения. Но уже сейчас можно спрогнозировать, что тенденция, активно развивающаяся в информационной сфере, рано или поздно распространится и на другие сектора экономики.

Не коммуна или корпорация, а сетевое творческое сотрудничество, основанное на множестве перманентно возникающих и прекращающихся персональных коммуникаций, может стать основой нового общества свободного творчества, без частной собственности и принуждения.



Рейтинг:   4.58,  Голосов: 304
Поделиться
Всего комментариев к статье: 60
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Александр написал 29.06.2012 06:27

У нас во дворе есть детская площадка. Напротив моего полъезда огро-омная лужайка, на которой дворовые устроили полигон для выгула собак. Спешишь, бывает, утром в институт - полигон обходить долго, приходится пробираться через это минное поле... Наступишь ненароком - все... Настроение на весь оставшийся день испорчено... Чего уж тут хорошего :) Кстати, о Дали - писал я тут в прошлом семестре реферат по философии (требовалось написать свою рецензию на одну из работ, так сказать, "классиков"). Выбирая тему натолкнулся на книгу Дали - "Дневник одного гения" - скачал из библиотеки Мошкова текстик и начал читать... 8( Примерно на середине наткнулся на "Пуки" :)
Заблудился бедняга в виртуальных джунглях
Александр написал 29.06.2012 02:17
Автор, как и очень многие, "безбожно" путает вопросы технические и вопросы социально-экономические. Никакая виртуальность, никакие компьютеры и никакие их сети не могут заменить реальных производственных коллективов - потреблению подлежат не виртуальные, в вполне реальные человеческие ресурсы. И именно в их социальной природе и вся суть современности.
Достаточно отключить этому "теоретику" электропитание - и плакала вся его "философия".
Re: У них, кстати, и туалеты
даааааа написал 29.06.2012 00:43
Хочу к Платону, в Др.Гр.!
Re: ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ, построенной, кстати, не на принципах "коммунизма"
а вот написал 29.06.2012 00:35
кнопочку, всего одну!, нажмут в САШе - и кердык твому тырнету, "онорхичному" )))
Re: что такое развитие гея и натурала
Виктор написал 28.06.2012 23:08
какшки крутые... какашки очень крутые... о эти совершенные формы, о этот коричневый цвет... а знаете, очень редко, почти 1 раз в 100 лет можно высрать волшебную говорящую какашку и она исполнит 3 ваших желания! но будьте осторожны в своих желаниях, они могут обратиться против вас! кроме того очень полезно какать на ночь, кроме того что вы очищаете кишечник, вы выпускаете этих милых созданий господа на свободу, часто ли вы смотрите в унитаз на то что вы только что извергли из вашей попки? не смотрите? так посмотрите! и вам все сразу станет ясно что к чему. посмотрите на эти лица полные радости, посмотрите как они вам машут своими ручонками, улыбнитесь им в ответ и пожелав счастливого пути смело дергайте ручку слива воды. теперь вы чисты перед господом и перед своей совестью, ведь у вас есть совесть не так ли? смело ложитесь спать и вам присняться самые чистые и прекрасные сны... ведь ваш кишечник чист, помните об этом!
что такое развитие общества и человека
Виктор написал 28.06.2012 22:34
Согласен с тем, что сказал автор. На эту тему нужен многотомный труд. Но набор идей, суть, кратко вот в чем. Человек более свободен, чем пчела. Он (его мозг) более развит.
Развитие человека - это минимизация рисков гибели, человека, общества и его институтов, окружающей природы. Рабство, как одна из первых исторических форм самоорганизации людей в сообщество, есть отражение уровня развития. Мы все рабы в меру своего невежества и незнания Истины (законов природы). Но степень рабства в процессе развития уменьшается. Это обьективная суть развития.
Коллективизм и атомизация - это разные структурные уровни организации материи (по Энгельсу).
На каждом уровне свой набор Законов или Истин. Они не противоречат, а сочетаются. Чем больше свободы (осознанной необходимости, на основе Знаний) у человека, тем лучше для всех.
Согласен с автором _свободное развитие каждого – залог свободного развития всех_. Это очень важное условие.
Если нет Свободы для каждого, то нет Равенства (есть рабство), и нет при этом Справедливости.
Поэтому развитие это рост свободы (осознанной необходимости, уровня знаний у человека), рост степени равенства (равенства начальных возможностей), и рост Справедливости.
Это процесс развития невозможен без соответствующей Морали. Мораль очень важна. Мораль сама развивается. Они исторически (не на бумаге, а в жизни) меняется. Мораль - это правила согласования Добра для себя, со Злом для других.
Да, верно сказано в комменте, _суть общества неизменно основана на рабстве, только рабство меняет личину_. Но, степень рабства падает в процессе развития. Реальная Мораль, отраженная в законах общества развивается одновременно с институтами общества и технологиями созданными обществом. Мораль, в итоге, зависит от уровня знаний человека.
Общество построенное только на Зле - разрушается. Но Зло необходимо, иначе не будет развития.
Развитие, это изменение, то есть частичное разрушение старого.
В процессе развития количество Добра должно расти, оно создает устойчивость общества, запас прочности. Смерть человека это для него Зло, но она обеспечивает сегодня развитие. Рост продолжительности жизни - это Добро. Это уменьшение количества Зла действующего на человека и его разум.
Развитие уменьшает Зло (Добро и Зло, это действие, а не свойство) в обществе по отношению к человеку. Развитие уменьшает Зло в человеке и его сознании. Оно уменьшает степень рабства заложенную в его личной индивидуальной сущности, через получение человеком знаний и осознание им обьективных законов развитие его самого и природы.
Человеку выгодно жить в Добром обществе, выгодно быть добрым. Это снижает вероятность его гибели, продлевает его жизнь.
Вадим, крепостной
Коммунист написал 28.06.2012 21:57
Вадим, держи "лапу"!!!
Нынешнее "общество" животных рассеянских дебило-кретинов обречено!
Там даже не "нацизм", там примитивный животный оргазм!
От авто, тЁлки, жратвы, бабла!
Какая на... "духовность"?
ЭТО "Дом-2"- Наша Раша на себя в зеркало давно смотрело?
Идиоты просто при отсутствии органа ПОНИМАНИЯ не осознают, что ОБРЕЧЕНЫ при КАПИТАЛИЗМЕ!!!
Ошибка автора
Сергей написал 28.06.2012 21:55
в том, что он под личностью подразумевает человека нынешнего, свйства которого ошибочно распространять в вечность.
специально для минусующих кретинов
Коммунист написал 28.06.2012 21:49
"...Новый социальный идеал может основываться не на коллективизме, а на дальнейшей социальной атомизации общества..."- ошибочный "постулат", принятый за основу "идеи" ведет автора к ошибочным выводам!
"Идеалом", т. е. мечтой реализации действий нормального человека , не может быть "атомизация", ибо атомизация это само по себе ничто!
Пшик!
Заставь меня трудиться на "благо атомизации" !!! Ага попробуй!
Заставить или уговорить , или убедить трудиться можно лишь на благую вполне понятную осязаемую цель для большинства "рядовых строителей".
Как правило с не очень высоким в массе образованием и интеллектом, но очень чувствительных к несправедливости.
Желательно воплотимую при жизни одного поколения.К примеру построение "социализма", "коммунизма", "капитализма", "достойного будущего для себя и детей" или "купить машину", "хорошо пожрать" , "трахнуть козу драную" или другая , НО понятная и вразумительная цель!
А трудиться на благо "атомизации"....????!!!
Не-е-е ребята!
Кащенко в виде кремля достаточно!
И потом "атомизированными" индивидами ОЧЕНЬ легко управлять, что великолепно демонстрирует олигархическая кучка -путинско-фашистский СПЛОЧЕНЫЙ коллектив НЕЛЮДЕЙ-"коммунистически" сплоченых и вполне "интернациональных"!!!
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 28.06.2012 19:50
Русский человек задарма и рвотного выпьет замечает Вас. Вас. Розанов.
И в другом месте: В России вся собственность выросла из выпросил&, или подарил, или кого-нибудь обобрал. Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.
И еще: Вечно мечтает, и всегда одна мысль: как бы уклониться от работы.
(русские).
Писано это девяносто с лишним лет назад, в мирное время, когда, можно сказать, и нива колосилась, и трудолюбивый пахарь преумножал добро, и купец торговал мануфактурой и баранками, и Фаберже нес яички не простые, а золотые, и воин воевал, и дворник подметал, и инженер в фуражке со скрещенными молоточками строго и с достоинством всматривался в будущий прогресс, в то далекое время, когда все расцветет и в каждом доме будет водопровод и лампочка Эдисона. А русский чай был так хорош, что его подделывали завистливые иностранцы. Смотришь старые фотографии: боже! Богатство-то какое!
Будет скоро тот мир погублен!
Посмотри на него тайком.
Пока тополь еще не срублен
И не продан еще наш дом.
Марина Цветаева
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 28.06.2012 19:48
Рашка прошла путь от теоретика русского нацизма Солженицына до практика русского нацизма Путина.
На русской земле всходит только бурьян и чертополох, по причине внутреннего нацизма+садизма+православия.
Гниль внутри, в той самой загадочной душе.
Не вспомните ли ту неподдельную радость и нескрываемое обожание при появлении НацлидЭра, которое обуяло таки весь древний и мудрый народ?
Это как дудочник из одной сказки, задудел на дудке и все крысы пошли за ним.
И утонули!
Попутного ветра.Там за морем такая страна -
Не поверите вы, и напрасно:
Нету там мышеловок и кошек ужасных.
Там в амбарах навалом зерна,
Так что драться друг с другом не будем.
Здешний скудный запас пусть останется людям.
Ночью
Торопливыми шагами
Мы покинем город Гамельн!
Нас туда поведет человек,
Самый мудрый и самый отважный.
Он один знает путь и его нам укажет.
Верьте, верьте ему, словно мне,
Даже больше, чем мне, ему верьте.
Вы послушайте, как он играет на флейте!
Ночью
Торопливыми шагами
Мы покинем город Гамельн!
Мы же, крысы, великий народ.
Нас боятся - того верный признак.
Мы должны сделать шаг на пути к новой жизни!
Там за морем в чудесной стране
Будем жить мы, не ведая горя.
Надо только сперва перейти это море...
Ночью
Торопливыми шагами
Мы покинем город Гамельн!
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 28.06.2012 19:01
абортников изменил приветствия в службе безопасности.
теперь хрю! однократно.
и хрю! двукратно в ответ.
Ошибочка вышла !
Коммунист написал 28.06.2012 16:48
"...Новый социальный идеал может основываться не на коллективизме, а на дальнейшей социальной атомизации общества..."- ошибочный "постулат", принятый за основу "идеи" ведет автора к ошибочным выводам!
"Идеалом", т. е. мечтой реализации действий нормального человека , не может быть "атомизация", ибо атомизация это само по себе ничто!
Пшик!
Заставь меня трудиться на "благо атомизации" !!! Ага попробуй!
Заставить или уговорить , или убедить трудиться можно лишь на благую вполне понятную осязаемую цель для большинства "рядовых строителей".
Как правило с не очень высоким в массе образованием и интеллектом, но очень чувствительных к несправедливости.
Желательно воплотимую при жизни одного поколения.К примеру построение "социализма", "коммунизма", "капитализма", "достойного будущего для себя и детей" или "купить машину", "хорошо пожрать" , "трахнуть козу драную" или другая , НО понятная и вразумительная цель!
А трудиться на благо "атомизации"....????!!!
Не-е-е ребята!
Кащенко в виде кремля достаточно!
И потом "атомизированными" индивидами ОЧЕНЬ легко управлять, что великолепно демонстрирует олигархическая кучка -путинско-фашистский СПЛОЧЕНЫЙ коллектив НЕЛЮДЕЙ-"коммунистически" сплоченых и вполне "интернациональных"!!!
Re: Анархистъ (28.06.2012 15:12)
Соратник написал 28.06.2012 15:41
Товарищ, брат Анархистъ!
=
(риторически - из описанного если не моногамия, то полигамия, последнее - в смысле б лядство. Хотя САМ один философ описывал акт совращения другого философа. Пусть. Свечку не держал. Может все и по любви было, любви к философии)
=
К сути.
О трутнях. "Папы всякие нужны, папы всякие важны" (с) ИНОГО и не утверждал! Что народилось, то и сгодилось. Пусть даже и для личного развития.
Об анархизме. Согласен во многом, кроме "изма". И сеть (пусть автор статьи икнет) есть свойство анархии, ее качество. В последнее время кручу-верчу теорию систем на предмет фундамента в возникновении иерархии. Что там за кирпичики и как их можно повыбивать.
О статье. Безтолковая (если автор искренен), чтоб забыть о переходе на личности.
Re: манипулизм
Анархистъ написал 28.06.2012 15:36
Ув. тов. mag.
Современное общество людей можно называть КАК УГОДНО (удобно, уподобно, убодно, убодобно,...). От этого НИЧЕГО не изменится, ибо СИЯ СИТУЁВИНА от воли и сознания человеков НЕ ЗАВИСИТ, иначе - ЭТО ОБЪЕКТИВНО (как Солнечная система)! Единственное, что человечество уже сегодня может себе позволить - УНИЧТОЖИТЬ СЕБЯ! И в этом УЖЕ есть гигантский ПЛЮС... Ибо УЖЕ надобно думать (желательно головой, а не жoпoй)!
PS
Возвращаясь к пчелам: если сравнить период времени присутствия на планете Земля пчел с периодом времени присутствия на планете Земля человека разумного, то это сравнение, мягко говоря, будет далеко не в пользу человека разумного... Задумайтесь на досуге, уважаемый mag .
манипулизм
mag написал 28.06.2012 15:17
Современное общество я бы назвал манипулизм, когда при помощи нехитрых приемов одна часть общества манипулирует сознанием другой части общества, но вечно на пустых обманках власть держаться не может, правда победит. Уже достаточно много людей понимают что: религия, кредитно-финансовая система, все эти идеологии (комунизм, капитализм и.др.) - это средство управления тупой чавкающей, гогочущей перед телевизором толпой.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: - А судьи кто? (28.06.2012 12:01)
Анархистъ написал 28.06.2012 15:12
Ув. тов. Соратник!
Попробуйте представить себе сообщество пчел БЕЗ ТРУТНЕВ.
Представили?! Пока Вы себе это представляли, пчел не стало... вследствие отсутствия трутнев.
ПРИМЕРНО аналогично и с человеками!
"Судьба... хоть и жалко детей."(с)
Второе.
Если Платона посадить рядом с Сократом в их греческой бане (терме), то никакой педерастии не будет, ибо вокруг в ихней терме будет куча красивейших гречанок, причем абсолютно нагих и, самое главное, - РАВНЫХ и Платону, и Сократу. У них, кстати, и туалеты общественные были в большом почете БЕЗ РАЗДЕЛЕНИЯ на "М" и "Жо"...
Re: Re: Re: Re: Re: Re: - А судьи кто? (28.06.2012 12:01)
mag написал 28.06.2012 15:05
Уважаемый, товарищ Анархист.
Заменить можно, но практика показывает: общество само организуется в государство под давлением внутренних и внешних угроз. Только при победе социализма на всей планете возможно без классовое общество, но тогда как оградить без защитных детей от всякого рода подонков - нужна милиция, а это так или иначе иерархия. Может быть через 5000 лет человек сможет вырасти духовно до уровня бога, тогда и произойдет победа коммунизма (Туманность Андромеды И.Ефремов)
Re: Re: Re: Re: Re: Re: - А судьи кто? (28.06.2012 12:01)
Соратник написал 28.06.2012 15:02
Уважаемый АнархистЪ! Если Платона посадить рядом с Сократом в их греческой бане, то получится педерастия (читаем источники). Ну чем не аргумент - авторитет. Вон, один высер, приехал из питера в мошкалину - и сразу к памятниу Героям Плевны. И не че, щаз сбером рулит. Философ китайский х ер о в.
Re: Re: Извините, но статья - очередной высер-манифест белогондонников
Соратник написал 28.06.2012 14:58
И, кстати, какая разница в том, кто будет обслуживать "креативных пчел" - РАБЫ или РОБОТЫ? Ведь не пчелы они - трутни. ПАРАЗИТЫ. Туды им и дорога в их "развитии". Труд создал Человека (?, пусть) - паразитизм (жидовство) изведет эту креативную страту в стаю приматов. Судьба... хоть и жалко детей.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss