Кто владеет информацией,
владеет миром

Айнур Курманов: «Казахстан на пороге масштабных забастовок»

Опубликовано 10.05.2012 в разделе комментариев 7

Айнур Курманов: «Казахстан на пороге масштабных забастовок»

Источник: guljan

Лидер СДК о забастовках, движении «НЕсогласных» и митингах в Москве
 

Уже восемь месяцев сопредседатель «Социалистического движения Казахстана», вдохновитель ОНЖ и постоянный возмутитель спокойствия (с точки зрения ДВД Алматы и КНБ РК) Айнур Курманов вместе с лидером профсоюза «Жанарту» Есенбеком Уктешбаевым находится в вынужденной эмиграции в России. Мы беседуем с Айнуром на самые злободневные темы по социальному положению в стране.

 

- Айнур, начнем с того, чем сейчас вы заняты, не собираетесь ли возвращаться на родину? 

 

– Ну вы же знаете, что на нас с Есенбеком Уктешбаевым «висят» уголовные дела, и сразу после того, как наша нога ступит на территорию Казахстана, нас тут же «упакуют», как и многих других. Смысла приезжать для того, чтобы сесть, я не вижу. Смысл я вижу в борьбе и считаю, что на воле мы сделаем больше. А занимаемся мы все тем же – помощью трудящимся в организации социальных движений, созданием единого профсоюза. И вообще, сейчас XXI век, и нет разницы, где находиться – в Алматы, в Москве или где-то еще.

 

- Самым ярким событием последних дней стала забастовка в Жезказгане, окончившаяся победой рабочих. Это была своего рода сенсация, раньше не было практически безоговорочных уступок со стороны крупного работодателя. В чем причины прецедента?  

 

– Это «жанаозенский синдром». Власть просто не хочет бесконтрольного развития крупных трудовых конфликтов. Но тут есть и другая причина: в 20 числах мая планируется визит Нурсултана Назарбаева в Жезказган и Сатпаев. Скорее всего, из администрации президента поступило указание любыми средствами закончить забастовку (к которой, кстати, на тот момент присоединились еще три рудника), дать людям любые обещания, лишь бы только к приезду главы государства в регионе не было социальных протестов. Поэтому руководство «Казахмыса» и пошло на пока еще устные уступки, но я, как и многие другие, не верю, что г-н Огай претворит их в жизнь. По моему мнению, после отъезда Назарбаева все в регионе вернется на круги своя, возобновится давление на активистов, а кого-то, наверное, и подкупить попытаются. В любом случае я не верю, что Огай сдержит свои обещания. Тем более, как мы уже говорили, проблема в Жезказгане не только в зарплате, но в общей политике государства, поддерживающего корпорацию «Казахмыс». Тем более, по разной информации, часть активов «Казахмыса» принадлежит семье первого лица в стране. И, как отмечал вашему сайту Берик Жагипаров, эта компания, которая, по сути, является ТОО, взяла 15-миллиардный кредит у КНР. Да и нежелание инвестировать в город тоже сказывается на росте недовольства среди горожан.  Жезказган и Сатпаев в скором времени могут превратиться в очередные города-призраки. Ко всему прочему не надо забывать о высоком травматизме на предприятиях корпорации. Считаю, что это проблема не только «Казахмыса», но и всего государства, и поэтому уверен, что социальная борьба рабочих только продолжится.

 

- Что скрывается за фразой «борьба продолжится»? 

 

– Нельзя считать, что произошло краткосрочное выступление шахтеров и на этом все затихло. Борьба будет только развиваться. Отмечу, это только мой прогноз, а то тут нас уже стали упрекать в том, что мы стоим за всеми протестными движениями рабочих, подталкиваем их на забастовки. Это сам работодатель подталкивает. И это не только в Жезказгане, и не только в горнодобывающей промышленности – это и на транспорте, и в энергетике. Так что, думаю, Казахстан стоит на пороге масштабных забастовок.

 

- По поводу масштабности, возможно ли объединение всех протестных движений рабочих под флагом единого профсоюза? Скажем, во всеобщую стачку, на примере европейских стран.  

 

– Очень даже возможно. И мы это сейчас наблюдаем. Профсоюз «Жанарту», несмотря на то, что его не регистрируют, все равно развивается – у нас есть группы фактически на всех крупных предприятиях страны. В любом случае создание единого независимого профсоюзного движения не остановить, это только вопрос времени. Мы встречались с руководством Всемирной федерации профсоюзов, после которой с их стороны будут подготовлены соответствующие письма в международную организацию труда и правительство Казахстана по поводу незаконного отказа регистрации «Жанарту», гонений против его лидеров и так далее. Кроме этого, мы будем продолжать работу для солидарности международного рабочего движения с казахстанскими трудящимися. Что касается всеобщей стачки, то чем дальше, тем она более вероятна. Предпосылки для этого дает сама власть, принимая поправки в Трудовой кодекс, проводя дополнительную пенсионную реформу, повышая цены на коммунальные услуги и далее в том же духе. Все это только ухудшает положение рядового казахстанца.

 

- Эти вопросы, кстати, стали подниматься и на митингах «НЕсогласных». Но они в основном проходят в больших городах, а главная масса рабочих нацкомпаний и крупных предприятий рассеяна по более мелким населенным пунктам. Как вы считаете, возможно ли объединить эти протестные настроения? 

 

– Хотелось бы заметить: все, что делают «НЕсогласные» – нужная и важная работа. Без этого, возможно, не было бы такого резонанса событий в Жанаозене. Благодаря движению «НЕсогласных» была организована кампания в защиту нефтяников. Но действительно, крупные города остались без рабочего класса, который сконцентрирован в так называемых моногородах, таких как Жанаозен, Шахтинск, Сатпаев и так далее. В этих населенных пунктах рано или поздно тоже начнутся акции протеста, а потом все может объединиться. Когда? Это только вопрос времени.

 

- Я знаю, вы с Уктешбаевым были на Болотной площади пару дней назад. Поделитесь впечатлениями.

 

– Да, были. В противостоянии с полицией мы по понятным причинам не участвовали, а были лишь свидетелями событий. Конечно, на сегодня трудно проводить какие-либо четкие параллели с Казахстаном, если вы это имели в виду, но скажу одно: уверен, что скоро число наших «НЕсогласных» будет таким же, как и в России. То, что в Москве проходят 100-тысячные митинги – это для нас пример. И не надо отчаиваться, думая, что если у нас у памятника Абаю собираются 300 или 500 человек, то это абсолютный вердикт. Кстати, в отличие от России у нас во главе протестов оказалось рабочее движение, а не средний класс и интеллигенция, как в РФ.

 

- А если касаться не социальных основ, а возрастных, то почему на митингах протеста по-прежнему мало молодежи?

 

– Я бы не был столь категоричен. Думаю, если молодежь еще не участвует в протестном движении, то она обязательно подключится в решающий момент. С другой стороны, обездоленные и социально угнетенные жители пригородных микрорайонов, так называемые внутренние мигранты, более остро чувствуют ситуацию. И они в Алматы и других крупных городах сыграют главную роль. Поэтому не надо опережать события и обвинять кого-то в пассивности. Тем более мы вместе с вами были свидетелями шаныракских событий, движущей силой которых была именно молодежь. Кроме этого, они еще не прониклись идеями и теми аргументами, о которых говорят те же лидеры «НЕсогласных».

 

- Многие стали критиковать «НЕсогласных».  

 

– Я не критикую ни в коем случае. Напротив, последние митинги в Алматы показали, что народный протест вполне возможен без политических лидеров, участия оппозиционных партий. Их организаторами действительно выступили рядовые граждане, многие из которых раньше были далеки от большой политики и прямого оппонирования власти. И это большой плюс! Вперед выходят простые гражданские активисты, которых людям проще понять, чем лидеров политических партий, и этот факт говорит только о том, что движение «НЕсогласных» будет расти. То есть люди стали самоорганизовываться. Кстати, в этом я не согласен с Сергеем Дувановым, который приравнивает митинги «НЕсогласных» к оппозиции. Думаю, он сам оторвался от жизни, ведь 28 апреля показало, что прямого отношения к нему привычная оппозиция не имела.

 

Беседовал Мирас Нурмуханбетов



Рейтинг:   3.00,  Голосов: 2
Поделиться
Всего комментариев к статье: 7
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
...и есть тут одна проблема...
7432 написал 12.05.2012 22:24
Казахи поднимаются быстрее, чем русские. Это крайне хреновый факт для русских. Не потому, что именно казахи поднимаются, а потому, что русские к самоорганизации оказываются почти не способны...
Re:
ss написал 12.05.2012 06:02
на колчаковских фронтах пролили кровь, Шариков?
От первой алой капли не падай в обмороки.
Шариков: "Давили , давили, давили- давили" Будите трепыхаться, кошки, гнев шариков будет страшен
(без названия)
Тупой написал 11.05.2012 17:09
Zonam и прочим! Чего ножками зассучили? Разворошили вы, приватизаторы, пролетариат своей ненасытной жадностью к прибыли. А в Казахстане это наиболее выпукло и нагло. Баи почуяли прелести власти. Пока, но только пока, сила и власть на вашей стороне. Мы учимся, вспоминаем пройденное предками. Мы вернемся! И если вы душите нас нищетой, то мы просто заставим вас, тунеядцев, работать. А если будете трепыхаться, то гнев народный обрушится на ваши головы с полной пролетарской справедливостью. До будущих классовых схваток! Пролетарии всех стран,соединяйтесь! Наше знамя алое от пролитой нами крови!
(без названия)
sw написал 10.05.2012 14:11
у рабочих лидер ну хотя бы вида Удальцова. Лицо мужественное, волевое. О жратве такой лидер не думает, чем заесть и нервы успокоить.
А этот что на картинке на свинку морскую
(без названия)
www.zon написал 10.05.2012 10:27
Айнура, а почему у тебя имя женское?
просто так могу спросить?
Какое отношение имеет имя к кэнэбе?
Был бы кэнебешником, я тебе доплачивал бы. С такими борцами мой горячо любимый Назарбаев посидит до пасхи, знаешь сам какой. Для рабочих чужой ты, за время оппозирования тебя развезло во все стороны, ты похож на окопную крысу. Работа на Металисте в детстве невсчет
(без названия)
to: www.zon написал 10.05.2012 09:42
КНБшник даже без ошибок не можешь коммент. написать. Вот уж действительно Комитет назарбаевской безопасности.
(без названия)
www.zon написал 10.05.2012 08:09
если чо, то такого вожака как Айнура рабочии пошлют на три буквы.
Как он будет базарить с рабочими? На каком, он и казахского языка то не знает.
Ералашные вожди. На них не уголовное дело скорее всего, это так для пиара, а досье.
Такую оппозицию надо холить и лилеять.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss