Кто владеет информацией,
владеет миром

Русский язык должен быть стимулирован и широко распространен

Опубликовано 22.04.2012 автором Меликов Эльнур Сохраб оглы, правозащитник, независимый журналист в разделе комментариев 20

Русский язык должен быть стимулирован и широко распространен

В Азербайджане, получившем независимость после распада СССР, где русский язык был государственным языком, его место в значительной мере занял азербайджанский. Русский язык постепенно вытеснялся в нашем обществе. Но и сегодня в Азербайджане он является языком интеллигенции и деловых людей.

Существует целый ряд причин для развития русского языка на территории республики.

Первая – это то, что русский язык, как было сказано выше, – язык азербайджанской интеллектуальной и деловой элиты. Попадая в любое престижное культурное или коммерческое учреждение, Вы встретитесь с русскоязычными людьми от охраны у двери - до акционеров. Невозможно представить прием на работу в таких учреждениях наших граждан, не знающих русский язык. Подобное положение в действительности существует во многих постсоветских странах. Например, когда я беседовал с одним деловым человеком из Турции он говорил, что, отправившись в Узбекистан для создания бизнеса, он услышал: «если хочешь осуществить какой-либо проект здесь с успехом, сотрудничай с русскоязычными». А чтобы разглядеть, что азербайджанская реальность не далека от этого, необходимо просто узнать нашу страну.

Вторая, самая главная причина - то, что в Азербайджане нуждаются в русском языке не русские и не Россия, а сами азербайджанцы. На данный момент, хотя имеют место разные цифры в разных источниках, согласно данным, с которыми мы столкнулись, в Россию переехало около 3 миллиона азербайджанцев на проживание и работу. Там они, зарабатывая деньги, отправляют их членам своих семей в Азербайджан. Отправляемые ежедневно эти средства в совокупности составляют 3 миллиона долларов в день. Некоторые перевезли в Россию и семьи. Во многих местах азербайджанцы живут компактно. Например, почти 40% населения Биробиджана составляют азербайджанцы.

Иммигрировавшие в Россию 3 миллиона азербайджанцев поехали туда не за золотом, бриллиантами и приключениями. Они уехали в Россию из-за отсутствия работы, с целью зарабатывания на хлеб и в некоторых случаях не только успешно делают это, но и имеют вполне приличное состояние. Например, большинство жителей села Аркиван Масаллинского района живут в России. За счет построенных ими в Аркиване роскошных домов это село может конкурировать с самыми дорогими кварталами и жилыми массивами Баку. В этом селе в 4-5 этажных виллах имеются даже дорогие, роскошные лифты.

Один момент приобрел весьма важное значение. При общении с простыми азербайджанцами, иммигрирующими в Россию, я наблюдал очень интересную особенность. После переезда в Россию у них не остается и следа от слепого подчинения властям, столь характерного для жителей Азербайджана. Напротив, эти азербайджанцы в России учатся оказывать необходимое сопротивление для защиты своих прав.

Самая большая по численности и обладающая широкими материальными ресурсами диаспора уроженцев Азербайджана находится именно в России. Но азербайджанцы РФ часто сталкиваются с одной и той же проблемой. Это - незнание русского языка, неосведомленность о русской культуре, мировоззрении. Данная проблема больше относится к нашим согражданам, уезжающим из регионов Азербайджана, что составляет 99 процентов среди 3 миллионов. Они в основном занимаются торговлей на потребительских рынках и общаются с простыми россиянами. Во время общения становится известно, что азербайджанцы не очень хорошо знают русский язык, не в курсе относительно местных традиций, при разговоре допускают неадекватные речевые обороты, что мешает россиянам сформировать положительное мнение относительно всех, живущих в их стране представителей данного народа.

После этого становится практически невозможным разъяснить россиянам, что из Азербайджана прибыли в Россию Фарман Салманов, Муслим Магомаев, братья Михаил и Юрий Гусманы, Игорь Ашурбейли, Рустам Ибрагимбеков, Мамед Алиев и другие. Популярный сейчас в России расизм и национализм на самом деле не должен нас пугать. Потому что, расизм в России искусственно внедряется в общественном мнении и чужд натуре русского народа. Если рассмотреть произведения русских классиков, можно увидеть, что в них пропагандируются не философия расизма, превосходства одной нации над другой, а гуманистические ценности. Если бы наши сограждане знали русский язык, читали Толстого, Достоевского, Карамзина, знакомились с русской литературой и культурой, тогда мнение о них было бы высоким. Представьте себе если азербайджанец, продавец помидоров при общении с местным русским покупателем читает наизусть что-то из Пушкина, Лермонтова или другого классика. Неудивительно, что он сразу завладеет сердцем покупателя. Последний хотя бы для прослушивания очередного куплета еще раз придет покупать помидор - и не один. Теперь представьте, что на рынке все азербайджанцы являются таковыми.

Я не говорю, что в Азербайджане существует дефицит культуры, литературы и искусства. Наоборот, еще в начале прошлого века, вступая в Россию, произведениями одного только Узеира Гаджибекова, мы смогли удивить весь мир. Азербайджан способен вывозить в мировые страны не только нефть, но и произведения искусства и образцы культуры. Но, к сожалению, в республике правительство не предпринимает серьезных шагов в этом направлении. А в реальном положении, по-моему, ответственность лежит и на правительстве Азербайджана.

Кроме того, азербайджанцы должны знать русский язык для того, чтобы упоминая Физули, Низами, Насими также ознакомить собеседников и с другими мыслителями, перечень которых неисчислим.

Первым делом правительству Азербайджана необходимо принять стимулирующие меры для широкого распространения русского языка в нашей стране. Азербайджанцы должны изучить русский язык в совершенстве. Потому, что впоследствии уезжающих в Россию азербайджанцев будет много. Пусть никого не обманывает то, что президент господин Ильхам Алиев открыл 600 тысяч или один миллион новых рабочих мест. А видимая сторона то, что несмотря на наличие стольких рабочих мест, в Стране существует множество трудоспособных безработных граждан. И никто не дает гарантию на то, что в дальнейшем граждане Азербайджана не будут вынуждены уехать в Россию из-за безработицы. Значит вынужденный выезд в Россию из-за безработицы уже в некотором роде наша судьба и судьба наших будущих поколений сегодня и в будущем.

Если когда-либо я создам семью и стану родителем, мои дети также будут вынуждены уехать в Россию для торговли помидорами. Но я хотел бы, чтобы мой сын получил образование на русском языке, был ознакомлен с русской культурой, читал Толстого, Достоевского в оригинале, при общении с русскими покупателями смог читать наизусть стихи Пушкина, и создал достойное мнение о себе в отзывах местных жителей. Хочется, чтобы русские девушки не избегали его, а, напротив, восхищались им.

Пусть никого не обманывает то, что в Азербайджане функционируют русские школы. Когда я находился в школе № 10 в Баку, я не увидел там ни одного ученика, говорившего на русского языке, все, кого я встречал, почему-то говорили на азербайджанском.

Еще одно преимущество широкого распространения русского языка в нашем обществе - это то, что будет устранена иммиграция русских, уезжающих из Азербайджана именно из-за языкового барьера. Проживание русских в Азербайджане в благополучии является фактором гарантии безопасности, стабильности и развития. Азербайджанцы уезжали в Россию и в советский период, но так как имели вместе с русскими единую страну, государство и, самое главное, - были носителями единой идеологии, не сталкивались с указанными проблемами. Затем наше государство разрушилось, после чего и началась трагедия.

Если сегодня сравнить нас с иранскими турками, мы можем увидеть несравнимую разницу. Этому есть одна причина. С 1828 года Азербайджан приступил к интеграции с европейскими ценностями и развивался только при содействии России. Россия стала для Азербайджана окном, открываемым в Европу, единым фактором для интеграции в европейские ценности. Помню, как президент Ильхам Алиев в одном из своих выступлений в качестве положительного момента указал на то, что Азербайджан не является мононацией. Но мне кажется, реальность совершенно другая, и Азербайджан едва ли не каждый день превращается в мононациональное общество.

По-моему наша страна должна максимально интегрироваться в основном с русскими, другими славянскими народами, Россией. Эта интеграция необходима для безопасности и развития Азербайджана. По моему мнению США и Европейское Сообщество также считают Азербайджан сферой влияния России и считают приемлемой интеграцию его в Европу вместе с Россией.

С другой стороны, и к счастью, Россия и Азербайджан являются странами, являющимися носителями европейских ценностей. Европейское Сообщество, не принимает Азербайджан в качестве своего члена в отдельности. В таком случае вообще можно подумать о проживании с Россией в союзном государстве.

Еще нельзя забыть о том, что когда мы жили в одном государстве, у нас не было такого количества острых проблем, локальных вооруженных конфликтов, а наши деды вместе, плечом к плечу, победили в мировой войне. Этот исторический факт никогда не будет стерт из памяти человечества.

Я не беру на себя ответственность говорить от имени народа, но, по-моему, большинство людей в нашем обществе разделяет эти мысли. Я только выразил эти мысли как представитель татов – лагичей, считающихся имперскими (имеется в виду Российская империя) народами. Интересно и то, что эти мысли, хотя и кажутся романтическими и несбыточными, являются теми шагами, осуществление которых возможно в будущем.



Рейтинг:   2.91,  Голосов: 22
Поделиться
Всего комментариев к статье: 20
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Aynur Ahmedova написал 29.04.2012 00:07
не смотря на то что в школах Азербайджана отведено ограниченные часы на изучение русского языка, Азербайджанцы проявляют большой интерес на изучение русского языка..болшенство народа считают ето жизненной потребностью..
(без названия)
РУСЛАН-БАКУ написал 23.04.2012 11:41
РЕБЯТА ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНА,Я ВАС ЧЕСТНЕЙ ГОВОРЮ,АЗЕРБАЙДЖАН ЕДИНАЯ СТРАНА НА КАВКАЗЕ РУССКИ СВОБОДНО ХОДИТ,РАЗГОВАРИВАЮТ СВОЙ ЯЗЫКЕ,СВОЙ КУЛЬТУРА,СВОЙ КУХНЮ,на чет рынке в России,у них 60-70 % еще советский времена живут там,все гр РФ.
Ну да,ну ну
алекс написал 22.04.2012 23:11
"из Азербайджана прибыли в Россию Фарман Салманов, Муслим Магомаев, братья Михаил и Юрий Гусманы, Игорь Ашурбейли, Рустам Ибрагимбеков, Мамед Алиев и другие".
А кроме Магомаева всех остальных нельзя ли забрать обратно? Я что то не припомню что бы кого то сюда звали.Пусть Гусман осчастливит Баку.Я в принципе не против что бы приезжали на заработки,да и оставались тоже,но там где приезжие останавливаются компактно местным жить становится невозможно и отнюдь не от языкового барьера.Я не нацист,но не могу не видеть - нацисты сами приезжие,к сожалению при этой власти "положительного образа" не будет ибо охамевшую,зарвавшуюся гопоту что приезжает к нам некому поставить на место кроме нациков,вот им и симпотизируют,они звери,но взяток с приезжих не берут!А в общем жаль,при Союзе вроде жили по людски,жаль что сейчас смотрим друг на друга врагами,но и айзеры сами создали себе такой имидж.
Re: Re: ПИДЕРИ,ПОЛ РОССИИ КОРМИТ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ,(Алекперов
ннн написал 22.04.2012 20:06
АРАНГУТЯН-СКИЙ,а чмо как раз торгаши кормит в России детский дом,семя продавца,семя ментов,дарам дают продукты бабушки пенсионеров,вы кому кормите сапожники вокруг вас кроме носатый не увидишь не кого.
Re: Re: ПИДЕРИ,ПОЛ РОССИИ КОРМИТ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ,(Алекперов
ннн написал 22.04.2012 19:57
АРАНГУТЯН-СКИЙ,за России фашисте убили мой дед,бабушки и дядя,по этому я имею права в России жить как гражданин России
(без названия)
Руслан-Баку написал 22.04.2012 19:49
СВНТЛАНА,я с тобой не согласен,в Азербайджане после Украине и Белоруссия везде ест русский школе или русскоязычный секторов ,сколько газет и журналов входит русским языке,Русский театры,почти большой городов везде можно слышать русски речь,так что Азербайджанцы в Азербайджане легко переваривают русски речи а не как в России,отношения к нам.Если побудишь в Азербайджане советую ездит поселка Ивановка там сама увидишь своих глазами.
Re: ПИДЕРИ,ПОЛ РОССИИ КОРМИТ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ,(Алекперов
Арнаутский написал 22.04.2012 19:46
ПИДЕРИ, а почему бы вам не жить в своем азебаржане?
Не ври, ЧМО, что торгаш-паразит может кого0то кормить, это все равно, что сказать, мол ГЛИСТЫ кормят быка-пахаря.
Безродное существо, предавшее родную землю, могилы предков, даже хуже глиста, потому что неспособно жить самостоятельно, даже язык ему нужен чужой!
без названия
светлана написал 22.04.2012 19:28
Эльнур,я с тобой согласна по поводу русского языка в Азербайджане,большую половину школ русскоязычных закрыли.Хотя я знаю многих азербайджанцев,которые хотят устроить своих детей именно в русскоязычные школы,потому что понимают что русский язык очень важен для развития.Элементарно,заходит приезжий человек в магазин приобрести себе что нибудь,на каком языке он будет общаться?А если продавец будет знать русский язык,и покупателю будет приятно и продавец останется доволен.
Re: ннн
LevXIII написал 22.04.2012 19:26
Это еще не есть "кормить" Россию - отчислять некоторую часть денег из безбожно ододранных из-за безбожно же задранных цен. А потом, давать на лапу путинской сволочи есть давать на лапу путинской сволочи. Россия тут ни при чем.
(без названия)
ннн написал 22.04.2012 18:51
ПИДЕРИ,ПОЛ РОССИИ КОРМИТ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ,(Алекперов пример)кто торгуют на рынке их 95 % продавца русская,в стати вспоминают сколка они деньги пошлет родину,а сколько они налог платит,за место платит,за сколько квартира снимают,сколько продукте тратит,все это же идут казни России,по этом не где не пишете
Re: козоебы они
54456556 написал 22.04.2012 17:32
ОДНИ ДЕБИЛЫ. ПОРА ЗАКРЫВАТЬ САЙТ.
козоебы они
неет написал 22.04.2012 11:57
И педерасты, Баранова выебали
Известно как они торгуют помидорами:
Марат написал 22.04.2012 11:00
Как в Кондопоге - скупают за 5 рублей кило, продают за 50. Половину - на взятки властям, половину - себе
а еще есть поговорка: "Язык врага надо знать"
коренной написал 22.04.2012 10:58
вот интересно, откуда виллы и лифты в домах, когда сами русские и на малую толику оттого заработать не могут?
Ответ прост - этнические криминальные землячества безо всяких лицензий тырят лес с участков местных жителей, откупаясь взятками от властей, продвигая в местные власти своих агентов. Захватывают наиболее выгодные сферы деятельности, выгоняя местных жителей.
Ведь у русских нет таких родственных связей, они разобщены, и криминальные пришельцы легко паразитируют на этом.
(без названия)
Иванов написал 22.04.2012 10:51
> из статьи:
"За счет построенных ими в Аркиване роскошных домов это село может конкурировать с самыми дорогими кварталами и жилыми массивами Баку. В этом селе в 4-5 этажных виллах имеются даже дорогие, роскошные лифты."
=============================
И что, ви таки думаете построить дом с лифтом в деревне это от большого ума?
(без названия)
Sachet написал 22.04.2012 09:09
В целом, верно. Но, как не парадоксально, начинать нужно с России. У нас русский язык получил мощный торпедный удар со стороны команды Фурсенко. Почитайте комментарии в сети и ужаснетесь воинствующей безграмотности участников дискуссий. Да что там Интернет! Президент России не в состоянии выпутаться из инноваций, модернизаций, стабилизаций, стагнаций, модераций и пр. Хорошо, что слова "девиация" не знает, а то и его бы употребил.
Доходит до смешного. Некий переводчик в процессе американо-еврейских переговоров запамятовал слово "маршрут" и ляпнул: "дорожная карта". И понеслось. Мадам Клинтон, весь госдеп стали эту самую "карту" вставлять во все речи и спичи. Дальше - больше. Наши дипломаты, а вслед за ними и первые лица России уже не могут себе представить, как они раньше жили без этого термина. Это уже не смешно. Подобное обезьянье поведение разворачивает русскую самобытность в совершенно неожиданную сторону. Поневоле на ум приходят слова А. Иванова: "... и сам к бумаге тянется рука, и я шепчу дрожащими губами - велик могучим русский языка!"
(без названия)
Пейцах агбаровитч написал 22.04.2012 02:09
Фамилью на Питин в Загс меняй и дазе в бирьбодзани алиевым буишь !
считают приемлемой интеграцию его в Европу вместе с Россией
Андрей Власов написал 22.04.2012 02:04
Однако реальность такова, что Россию "не пустили в Европу" именно потому, что граница с кавказом дырява. Мои близкие друзья, направленные Совецкой властью по распределению в азебаржан и прожившие там много лет, бежали из баку отнюдь не из-за языкового барьера.
Представьте себе если азербайджанец, продавец помидоров
Андрей Власов написал 22.04.2012 01:57
Легко!
Вот только представить азебаржана в России рабочим за станком, ассенизатором, сапожником, швейцаром в кабаке, нянечкой в госпитале, крестьянином-хлебопашцем - никак не получается.
Просто русские, по ихнему, такие безталанные - не могут перепродать плоды чужого труда.
(без названия)
да,все правильно написал 22.04.2012 01:29
"Еще нельзя забыть о том, что когда мы жили в одном государстве, у нас не было такого количества острых проблем, локальных вооруженных конфликтов, а наши деды вместе, плечом к плечу, победили в мировой войне. Этот исторический факт никогда не будет стерт из памяти человечества."
А все ли молодые знают и помнят об этом?!
Опрос
  • Хотите ли вы вернуть нашу страну на социалистический путь развития?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss