Кто владеет информацией,
владеет миром

Абхазия: от любви до ненависти

Опубликовано 18.04.2012 автором Александр Росляков в разделе комментариев 44

Абхазия: от любви до ненависти

От любви до ненависти – один шаг, и между Абхазией и Россией он, похоже, уже сделан. По крайней мере лозунги «Абхазия для абхазов!», с одной стороны, и «Хватит кормить Абхазию!», с другой, немыслимые 10 лет назад, когда казалось, что любовь у нас до гроба, прозвучали. И дабы понять, можно ли как-то отшагать назад, надо заглянуть в историю наших постсоветских отношений.

Первая кровь

Первые столкновения на национальной почве – меж абхазами и грузинами – в Абхазии случились 1989 году, Москва тогда ввела туда войска МВД. При общем населении в 550 тысяч человек там жили 75 тысяч русских, которых грузины объявили оккупантами – что привело их на сторону абхазов еще до грузино-абхазской войны 1992-93 годов. И с ее началом многие русские пошли воевать за абхазов, даже возглавили боевые части (Ю. Воронов – военный комиссар, член штаба Ардзинбы; Г. Никитченко – зам. командующего Восточным фронтом; В. Анцупов – командир разведотряда).

После войны до трети русских покинули разрушенную глубоко Абхазию, но оставшиеся активно включились в ее восстановление. Созданный Вороновым и Никитченко Конгресс русских общин, куда вошло 30 тысяч человек, стал главным связующим звеном с Россией. Русские избирались в Парламент РА и местные Советы, в их общинах состояли люди разных наций, в том числе абхазы. В Совет Конгресса вошли лидеры эстонской, польской и греческой общин, гуманитарная помощь распределялась там тоже на всех, и отношения абхазов и русских были еще самыми братскими.

Но в 1996 году Россия под нажимом Запада вчинила блокаду Абхазии, что больше всего ударило по местным русским, ставшим заложниками худой российской политики. Порвались едва восстановленные связи с «большой землей», выросла безработица, кто-то пошел батрачить на землях абхазов и армян. Отсюда берут начало захваты жилищ русских, выезжавших в Россию на заработки или лечение, и первые антироссийские всплески: мол Ельцин сдал Грузии вооружение Закавказского в.о., допустил ее агрессию и т.п.

Тогда же в Абхазии активизируются эмиссары Запада и Турции. Фонды Сороса, Маршалла, Белля создают там до 40 Неправительственных организаций (НПО): «Центр гуманитарных программ», «Гражданская инициатива и человек будущего» и другие. Запад берет на содержание часть абхазских чиновников и безработной абхазской интеллигенции. На все это уходит до 3 млн. долл. в год.

Турция действовала через потомков махаджиров – эмигрировавших туда в 19 веке абхазов, Международные черкесскую и абхазо-абазинскую ассоциации. В Гагре открылся Башаран-колледж, в котором мальчиков из лучших абхазских семей воспитывали в духе Великого Турана – грядущего союза тюркских народов.

В Абхазии появляются первые мусульманские общины; гости из Турции и местные националисты распространяют карты Великого Турана, включающего Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Башкирию и Татарстан.

Дойная Россия

В 1998 году лучом надежды для русской общины стало начало выдачи в Абхазии российского гражданства – достигнутое героическим трудом главы Конгресса русских общин Никитченко. А когда в 2002-м он добился этого для всех желающих, Абхазия плясала от восторга и клялась в вечной любви к России.

Конгресс русских общин выдал тогда паспорта РФ подавляющему большинству взрослых граждан РА, там стали выплачивать российские пенсии, на которые 32 тысячи ее жителей существуют по сей день. Фактическое открытие границы с Россией оживило экономику, возникла нужда в русских специалистах.

Власти Абхазии запретили занимать русское жилье – хотя скрытый захват его продолжался.

Деятельность прозападных НПО внешне стала менее заметной, но их финансирование увеличилось до 4-5 млн. евро в год. Антироссийские вспышки стали возникать периодически, чаще под выборы, порой из-за дурных российских действий – как при неудачной попытке провести Хаджимбу в президенты РА в 2004 году. Абхазские верхи освоили тактику двуличия: расшаркиваясь перед Россией ради выжимания из нее денег, исподволь разжигали неприязнь к ней среди национальной интеллигенции и молодежи. В конце концов они удалили из власти почти всех русских; пытались уничтожить и Конгресс русских общин, так много сделавший для Абхазии. Членов его правления склоняли к разделению на местные общины, с той же целью дробления была создана альтернативная «Ассоциация русских общин Абхазии». И в итоге беспрецедентного на постсоветском поле возрождения за российский счет Абхазии, побившей все рекорды по числу пафосных авто, она все больше стала отворачиваться от России.

Абхазские историки под стать грузинским взялись переписывать историю Абхазии в плане угнетения ее Российской империей и геноцида абхазов. Внедряется идея многополярной внешней политики – вступления Абхазии в НАТО в связке с Грузией и переселения из Турции 400 тысяч «братьев по крови» для решения демографической проблемы.

При этом русской общине дышать все тяжелей – чему виной и нерадивое отношение к ней со стороны властей РФ. А заодно и отсутствие у них внятной политики по отношению к Абхазии: уверения в дружбе и помощи – и в то же время заявления о территориальной целостности Грузии. Все это формирует в глазах абхазов образ России как рыхлой, не способной отстаивать свои интересы и сограждан дойной коровы, с которой нечего считаться.

Отрезанный ломоть

Признание Россией в 2008 году независимости Абхазии отозвалось там двояко: всплеском благодарности к нам – и нового победоносного национализма. Но благодарность быстро испарилась, и уже на выборах президента РА в 2009-м абхазская губерния пошла писать в ее СМИ: «Русские оккупировали Абхазию», «Русские губят нашу природу» и т.п. Счет захватам русского жилья пошел на сотни; самым показательным стал суд по выселению Героя Абхазии Геннадия Никитченко из его дома, где обитал и офис Конгресса русских общин.

Вообще Абхазию постиг раскол в отношение России. Лояльность к ней сейчас питают получатели российских пенсий; те, чьи дети учатся или работают в России; кто включен в курортный бизнес и программы восстановления Абхазии за российский счет. Противники – политики, стяжающие популярность на антироссийской ниве; активисты НПО, получающие от Запада уже до 10 млн. евро в год; исламисты и сторонники репатриации махаджиров.

Резкое расслоение абхазского общества на богатых и бедных, зависть к допущенным к «русской кормушке» – тоже вылились против России. Она де кормит избранных и виновата в абхазской коррупции, так как ее проверяющие всегда покрывают местную верхушку. Традиция наших чиновников венчать встречи с ней пьянкой вызывает у местных жителей осуждение и брезгливость.

О действиях в Абхазии таких российских структур как Минобороны или «Роснефть» даже ее Парламент часто узнает постфактум, чуть не из Интернета. Это воспринимается болезненно – и добавляет антироссийских аргументов все более активным западным, турецким и грузинским спецслужбам.

Все это бьет и по русской общине, которая при огромных российских вливаниях последних лет в Абхазию сократилась до 25 тысяч. Она, не в пример, скажем, армянской с ее диаспорской солидарностью, все еще живет оглядкой на «большую родину»: ждет, когда та протянет ей руку помощи. Но кажется, что для России эти люди, оставшиеся не по их воле за боротом – отрезанный ломоть!

Посол играет на гитаре

Российский посол в Абхазии Семен Григорьев участвует во всех официальных и даже частных мероприятиях абхазов, любит попеть им под гитару, что нравится местной элите. Но для защиты местных русских не делает ничего, его участие в комиссии по возврату незаконно отнятого у них жилья дало нулевой результат.

Поддержка российского бизнеса – тоже нулевая. Он толкает дежурные речи на экономические темы – а на громкий захват торговой фирмы русского предпринимателя Игоря Варова не отреагировал никак. Варов обратился в суд, за что был жестоко избит «неустановленными лицами» – по слухам, охранниками президента РА. Но и это не сподобило посла проявить должную солидарность к соплеменнику.

В угоду местной власти он игнорирует Конгресс русских общин, осаждающий ее протестами по беззакониям против русских. Общается лишь с той дутой «Ассоциацией русских общин», состоящей из одних кормящихся от той же власти учредителей.

По приезжающим в Абхазию российским представителям видно, что они едва осведомлены о ее проблемах, отчего их переговоры часто и сводятся к поднятию любимых у абхазов тостов. От «гитарного» посла в Москву уходит не реальная информация, а лишь удобная местным верхам, на основании чего не могут приниматься верные решения.

Для работы с русской общиной Абхазии было создано местное отделение «Россотрудничества», но и оно, подчиненное послу, по его примеру свело всю свою деятельность к осушению тех же тостов.

Поганка национализма

После обретения Абхазией «российской независимости» абхазы, 25 процентов населения, захватили практически всю власть в многонациональной республике. Прежде на выборах 35 депутатов в ее Парламент были квоты: 80 тысяч армян – 3 места; 70 тысяч грузин – 2; 25 тысяч русских – 3; 1 тысяча турок-репатриантов – 2; 60 тысяч абхазов – 25. Все признаки этнократического строя. Но на последних выборах и этих квот не стало, и ни один русский в депутаты не прошел.

Да, абхазский национализм во многом служит защитной реакцией малой нации перед угрозой ее исчезновения. Но слепая и часто небескорыстная, с лихим откатом, выдача российских денег абхазским лидерам поощряет их презрение к другим нациям. Даже большинство сплоченных меж собой армян оказалось в нынешней Абхазии загнано в деревни и на низшие ступени социальной лестницы, с минимальными шансами продвижения по ней. Русские и этих шансов не имеют.

Вернувшиеся в Гальский район беженцы-грузины живут там большей частью без гражданства, без избирательных прав и пенсий. Поднявшиеся за российский счет абхазские вожди стали спасать их этнос не подпиткой коренного сельского труда, а изгнанием из официальных сфер русского языка. В Абхазии приняты законы, закрепляющие принцип этнократии: «О государственном языке», «О гражданстве», «О собственности» и подобные им другие.

Но все это для абхазов – не спасение и не решение их проблем, включая религиозные. Абхазия – одна из древнейших христианских стран, но сегодня на протурецкой волне в ней все в большей силе Духовное управление мусульман. Уже кругом открыты их молельни, они требуют место в центре Сухума для мечети, деньги на которую якобы дает Кадыров. А христианская община расколота с помощью правительства РА монахами Новоафонского монастыря: они хотят автокефалии, уверяя, что РПЦ, всегда стоявшая за Абхазию, хочет сдать ее Грузинской церкви. Простые прихожане не понимают сути этого раскола, лишь изумляясь росту мусульманского влияния.

Для восстановления Абхазии нужна молодая и квалифицированная рабочая сила, специалисты по строительству. Но у абхазов академиков и докторов по абхазоведению стало без числа, а способных положить камень на камень почти нет. Россия приглашает абхазскую молодежь в свои технические ВУЗы, но та туда не хочет, ей подавай такое, что даст жить с ветерком и без труда. При безработице за 50 процентов здесь даже для простых строительных работ приходится звать таджиков и киргизов; для современного абхаза любой труд – позор! Потому наркомания, воровство и грабежи становятся образом жизни все большей части молодежи – что еще усугубляет болезненную для абхазов демографическую проблему. Гордые абхазки не хотят рожать от наркоманов и воров, и отсутствие настоящей национальной идеи грозит немногочисленным абхазам полным вымиранием.

Все это обсуждается в местных СМИ, но дальше любимых у абхазов разговоров дело не идет. Абхазская власть просто уходит от этих неприятных для нее реалий.

На уровне ума и сердца

Абхазия, перенесшая за последние 20 лет жестокую войну, блокаду и не менее тяжелую свободу, от которой пенится кровь – сегодня глубоко больна и едва ли способна сама справиться с ее проблемами. Самое твердое, что в ней осталось по уходу советской цивилизации – клановая основа общества, исключающая всякую ответственность «своих» за любые беззакония. Для абхазского чиновника любого уровня интересы его клана выше всего, и потому любые средства на развитие, выдаваемые «на руки», идут только в свой клан. Поклоняются здесь только «сильной руке», и когда Россия представляла эту силу – воспринималась с восхищением; когда ее теряла, предавая своих соплеменников – презиралась, несмотря на все ее дары.

Конгресс русских общин Абхазии, деливший с ней в голодные годы последний кусок хлеба, по поводу всего выше сказанного обратился с посланием к российской власти. Просил всемерно поддержать русскую диаспору, вернуть ей роль стабилизатора и проводника российских интересов. Назначить своего представителя по правам человека в РА, не оставлять без внимания ни одного преступления против русских. Выстроить на абхазском направлении осознанную политическую линию, прекратив практику, когда одна рука не ведает, что творит другая.

В ответ Россия назначила краснодарского губернатора Ткачева своим спецпредставителем в Абхазии...



Рейтинг:   4.48,  Голосов: 42
Поделиться
Всего комментариев к статье: 44
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
траибализм хуже национализма
Пешеход написал 18.05.2012 11:44
Россия упорно игнорирует диалог с культурными националистами (грузинами) предпочитая иметь дело с племенным национализмом как в Африке(абхазами). Но если Европа географически отделена от Африки, то советский тип трайболизма мнгновено оказывается на московских мостовых.
(без названия)
инал написал 24.04.2012 12:08
Не пора ли нам всем жить у себя на исконной родине в своем доме и со своей семьей? А то Евреи у арабов,армяне у азербайджанцев,лакцы у чеченцев-акинцев,русские у крымских татар,осетины у ингушей,осетины у грузин,осетины у кабарды,русские у калмыков,русские у АДЫГОВ в общем тут то можно писать всю эту боль и правду месяцами. Но как быть если все это правда.....оставьте чужое и уходите к себе все те ,которые ....они знают о ком Я! И процветет не только МИР и ЛЮБОВЬ между народами да еще и ПОРЯДОК,УВАЖЕНИЕ.......... Я ОТВЕЧАЮ!
статья очередная утка
georgi написал 19.04.2012 00:13
Очередная утка-еще раз,попытка поссорить Абхазию с Россией,или наоборот.
Заинтерисованность тех,которых прикармливает запад.Войной не взяли давайте
добъем подлостью. Абхазия некогда непредовала Россию,как это делали многие.
(без названия)
злая написал 18.04.2012 22:45
Отец родился в Абхазии, посему неплохо знаю ситуацию "изнутри". Раньше там жило много народностей, особенно до войны. После, конечно, например, трудолюбивых греков, которые выращивали многие с/х культуры (а не только надоевшие всем мандарины), выселили, зато появились уже не такие трудолюбивые грузины. Абхазы всегда были особняком, никого не любили, грузин ненавидели. Считали, что, раз грузины себя не утруждают, то и абхазам балду пинать - сам бог велел. Огнестрельного оружия на руках всегда было много, даже при Советской власти.
Помню Сухуми - почти рай на земле - шикарный ботанический сад, уникальный обезьяний питомник, теплое море, фрукты, много народа, слышны языки со всего Союза... Пицунда, Гагры...Много хороших книг (на русском!) в местных книжных, которые в России было не купить... Но тут же - за центральным кинотеатром "Апсны" - свиньи по помойкам отъедаются, индюки бродят вместе с курами. Вообще, свиней было много на улицах (детское воспоминание). Все тогда мечтали жить в Абхазии - народ там не бедствовал, туристы останавливались на квартирах, неплохой доход хозяевам приносили.
После войны с грузинами отец там побывал, все было поразрушено, пусто, бедно, почта прямая и сообщение с Россией практически не действовали,но к русским относились прекрасно, холили и лелеяли, потому что заводы платили живые деньги за отдых своих работников. Грузины недвижимость побросали со всем имуществом, а абхазы ее постепенно присвоили.
Теперь, видимо, набрались от нас средств, поняли, что окорота не будет, ну и, как большинство кавказцев, пустились во все тяжкие. Им нужна жесткая рука, железная, но не местная, а русская. Такой руки при нонешних недоделанных правителях не дождемся. Так что наглости горцев противопоставить нечего, терпите, раз выбрали таких горе-руководителей.
Русских теперь везде считают своим долгом безнаказанно пнуть, мстя за былое унижение. Кто воздавать-то обидчикам будет, а?
Re: "А на что тут обижаться? Разве это не нормальное и культурное требование?"
Питон написал 18.04.2012 22:25
Прикидываетесь? У курортников не было проблем и нет. Не они "обижаются". "Обижаются" инвесторы и владельцы недвижимости, которые, оказывается, не деньги вложили в нищий край, а "оккупировали" его. В таком случае, Москва и другие города давно "оккупированы" в т.ч. теми же абхазами. Давайте их тоже туда выселим. Это, по-вашему, и будет "нормальным культурным требованием"? Стандарты должны быть для всех одни.
Сказки об оккупации - прикрытие обычного кавказского грабежа.
(без названия)
Охотник на медведей написал 18.04.2012 22:07
В рот абхазам потные ноги, а не русские деньги. Если Россия повернется к Абазии жопой, то Грузия поставит ее раком и уж поверьте отъимеет ее в очень извращенной форме(припомнит все и всем). Абхазы сидите тихо тихо, пока рядом лихо!
Re: Re: сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 18.04.2012 21:17
нэт (18.04.2012 19:48)
Ярко светит солнце, прекрасная погода;
Как глупо в такой день что-то искать!
Вопросы о Будде подобны отрицанию вины,
Когда украденное у тебя в руках.
Re: Re: Ардзинба умер и чурка 543768 скоро
Степан написал 18.04.2012 21:11
Не советую общаться с "номером", это, кто бы не был, полицай, носорог или безумец, однозначно, пoдoнок.
Re: Re: Ардзинба умер и чурка 543768 скоро
5456 написал 18.04.2012 21:06
Шушера Андрюша чо истеришь? Ты сам то что хотел сказать контуженный?
Re: Ардзинба умер и чурка 543768 скоро
Андрей Власов написал 18.04.2012 20:54
Что хотел сказать-то, убогий, безродный "ростовчанин"?
Кроме агрессивного хамства, видно, нечего? Эх ты, типарусиянен!
Re: Re: Re: Re: Re: Ардзинба умер А Андрюха Власов нет
Макс написал 18.04.2012 20:44
Я был в Абхазии..отношение было отличное, очень гостеприимные люди, в столовой отличное спокойное обслуживание, везде желают приятного отдыха, не знаю кому как, но мне понравилось все и море и экскурсии и сама природа, думаю если там побываете, то не пожалеете, приятного отдыха!!! ( тоже сначала сомневался, начитался всяких сайтов, а на деле все иначе)
Re: Re: Re: Re: Ардзинба умер А Андрюха Власов нет
543768 написал 18.04.2012 20:40
А что ты вдруг завозмущался? Писать научись, а уж потом пиши. И то не обо всем, а только о том что действительно знаешь.
Re: Re: Re: Ардзинба умер
Андрей Власов написал 18.04.2012 20:34
Почему это среди аборигенов кавкасса такое количества хамья?
Re: Re: " Андрей Власов
8778776 написал 18.04.2012 20:25
Власов, Ардзинба уже давно умер. Или тебе все равно? Знаток КавкаСа....
Re: "Давайте деньги, приезжайте, пейте, а потом у**ывайте отсюда! Только таких мы вас и любим!"
Андрей Власов написал 18.04.2012 20:19
А на что тут обижаться? Разве это не нормальное и культурное требование? Разве не так должен вести себя культурный человек - придя в гости, принести подарунок, кушать, пить с хлебосольным хозяином, но потом - пи-здовать до дому? Кому нужны засидевшиеся гости? А тем более, если 80% коренных не желают видеть их на своей земле?
Человек желает жить дома, а не в караван-сарае или хлеву, что же тут предосудительного? Ардзинба молодец!
Re:
хочу сказать написал 18.04.2012 20:16
Я тоже хотел-бы оставить свой отзыв о нашей стране, абхазии ,я сам русский,но родился и вырос здесь, и очень рад этому........ конечно многое что здесь пишут правда,но я имею в виду сервис. а про то что здесь не любят русских и пытаются каждого развести и тому подобное это лож и провокация....это любят грузинские провокаторы писать,которые пишут от имени россиян у них над этим целый отдел работает.... да, сервис может и не тот " смотря где остановитесь" и некоторые любят цену загнуть,но это скорей исключение,где такого нет скажите.... я десять лет в россии жил в москве и ростове .с вокзала выйте не успееш уже кидалы и лахотронщики встречают.... у нас посравнению с этим рай..... уроды везде есть... поверте приедите и не пожалейте...тем более сейчас с каждым годом становится все лучше и лучше.....
Политика двойных стандартов вызывает брезгливость
Андрей Власов написал 18.04.2012 20:11
Политика двойных стандартов вызывает брезгливость, и неудивительно, что абхазский народ недоумевает, почему к ним такое отношение, чем они хуже дагов и чичей?
Сказавши А, нужно говорить и Б, если кавкас заваливают баблом и прощают его аборигенам самые дичайшие преступления, и даже в Церковь заходить в шапках, а на кавкасские мафии смотрят сквозь розовые очки, ласково именуя их "деареяспорами" то почему Абхазия лишена своей доли? Если Москва сама не понимает исторического момента, то неудивительно, что люди не ждут милости, а берут ее сами.
(без названия)
нэт написал 18.04.2012 19:56
Продажность государственного аппарата и национальные интересы России несовместимы. И еще - терпеть эту "власть" далее просто неприлично. Мы, что, совсем рабы что ли?
Re: сельцо Рашка Па
нэт написал 18.04.2012 19:48
У Тени стоолько заведомой лжи! Что же с ним-то делать?
(без названия)
21815 написал 18.04.2012 19:30
Кагда Россия стала выдавать паспорта этим засранцам, и особенно когда признала их "независимость", один из моих друзей перестал со мной разговаривать. Метнулся в Абхазию помогать бедным абхазам строить страну не забывая, понятное дело, и себя. Через полтора года позвонил, извинился и сказал что я был прав. Все так как описано в статье: лень, бездарность, раздутое самомнение помноженное на космического масштаба понты. Последней каплей стала какая-то очередная пьянка, которой, как правильно отмечено в статье, "наши чиновники венчают встречи". На ней министр то ли спорта, то ли туризма этой самозванной страны сказал в присутствии российских чинуш тост: "Давайте деньги, приезжайте, пейте, а потом у**ывайте отсюда! Только таких мы вас и любим!" Чинуши не ушли, не возразили, а похихикали и продолжали бухать.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss