Кто владеет информацией,
владеет миром

Макросдвиг в мировом развитии: прогресс через преодоление кризисов переходного времени

Опубликовано 20.02.2012 автором Академик О.Богомолов в разделе комментариев 25

Макросдвиг в мировом развитии: прогресс через преодоление кризисов переходного времени

Глобальный экономический кризис – еще одно свидетельство назревающих кардинальных перемен в мироустройстве. Они затрагивают экономическую сферу, которая вступает в стадию перехода к новым формам регулирования и следующему технологическому укладу. Не менее симптоматичны назревающие сдвиги в общественном устройстве, зарождение новых его моделей, глобализация производства, культуры, иная конфигурация международных отношений и взаимодействия мировых цивилизаций.

Однополярный мир, в котором гегемоном выступали США, уступает место многополярному, требующему равноправия, учета интересов и согласия большего круга стран. Политический авторитет Америки потускнел. Полюс политического и экономического притяжения перемещается с Запада на Восток, где Китай и Индия - самые многонаселенные государства планеты - демонстрируют рекордные темпы роста. Рождается идея образования общего евразийского пространства, как будущей геополитической реалии .

Глобальный кризис выявил пороки современного капитализма, скроенного во многом по канонам неолиберальной идеологии, исповедуемой и пропагандируемой Америкой. Изъяны со всей очевидностью вскрылись не только в сфере финансов, денежно-кредитного и валютного оборота, что особенно очевидно, не только в производстве и торговле, но и в функционировании западной демократии. Порождённые социальной несправедливостью уличные протесты в США («Оккупировать Уолл Стрит»), Англии и других странах Запада, революции в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Йемене против авторитарных, псевдодемократических режимов, всколыхнувшие население соседних мусульманских стран, характеризуют существенную черту совершающихся перемен. Все больше накапливается симптомов духовно-нравственного кризиса общества в различных государствах планеты, как в развитых, так и в развивающихся и переходных. Это дает повод усомниться в адекватности вызовам XX1 века господствующей в мире идеологии и политической практики.

По мнению американского философа Эрвина Ласло, процесс социальной эволюции на нашей планете подошел к критической фазе макросдвига. Это сопровождается социальным и культурным разладом и даже хаосом, когда политические режимы проявляют беспомощность перед лицом надвигающихся перемен, а большинство населения, находящееся ещё во власти устоявшихся взглядов и ценностей, охватывает недовольство. Но, с другой стороны, преодоление деструктивных сторон макросдвига и нахождение ответов на вызовы новой эпохи начинают занимать умы многих политиков, ученых и общественных кругов.1 Хотя развитие научной и политической мысли и общественного сознания явно не поспевают за событиями. Тем не менее, характер назревающих перемен, как и меры по адоптации к ним политики, уже поддаются предвидению и оценке.

Призывы к переосмыслению господствующей неолиберальной теории мы слышим от лауреатов Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица (2001) и Поля Кругмана (2008). Так, Поль Кругман отмечает, что «за последние 30 лет макроэкономика была в лучшем случае впечатляюще бесполезна, а в худшем просто вредна». В своей последней книге Джозеф Стиглиц усматривает истоки глобального кризиса в том раже дерегулирования, который подогревал рыночный фундаментализм и Уолл Стрит.2 Он констатирует несостоятельность академической науки и фудаментальные изъяны в американской модели капитализма. По мнению известного американского экономиста Конечно, подобные высказывания разделяются не всеми аналитиками на Западе и подвергаются сомнению со стороны ряда авторов и рецензентов. Но они свидетельствуют о начинающейся революции в умах. «Рыночный фундаментализм laissez-faire последних 20 лет драматически провалил экзамен»,- говорится в докладе ЮНКТАД «Глобальный экономический кризис: системные провалы и мультилатеральные средства лечения».3

Авторитетный орган либеральной идеологии журнал «Экономист» печатает специальный доклад «Когда фортуна нахмурила брови», в котором допускает перемены в капиталистическом мироустройстве. В нем, в частности, говорится: «Предсказывать последствия незавершившегося кризиса опасно. Но уже ясно, что даже в условиях отсутствия катастрофы направление глобализации изменится. В течение последних двух десятилетий ее ход совпадал с усиливающимся интеллектуальным влиянием англо-саксонской модели капитализма свободного рынка. Глобальная интеграция явилась по большей части триумфом рынка над государством…Теперь баланс между ними сдвигается, причем не только в сфере финансов».4 «Уолл Стрит,- говорится далее,- оказался в центре нынешнего кризиса, так что статус Америки и ее интеллектуальный авторитет резко упали».5 «Больше, чем в новом капитализме, - заключает журнал свой доклад, - мир нуждается в новом мультилатеризме».6 Тот же журнал в январском номере 2010г. поясняет свою мысль: «Мир наблюдает за восходом нового экономического гибрида, который мог бы быть назван «государственный капитализм»7. Его впечатляющим примером, по мнению журнала, служит китайская модель. Об этом же идет речь в книге Яна Бреммера «Конец свободного рынка: кто выигрывает войну между государством и корпорациями»8. А Стефан Халпер даже называет свою работу «Пекинский консенсус: как китайская авторитарная модель может стать доминирующей в XXI веке»9. Оба автора отмечают, что многие государства (от Латинской Америки до Среднего Востока) склонны подражать Китаю.

Китай, действительно, ведет разработку собственной модели развития, называя ее социалистическим гармоничным обществом. И эта модель призвана сочетать цивилизованные рыночные отношения с социальной справедливостью на основе регулирующей роли государства.

В одной из последних своих публикаций «Идеологический кризис западного капитализма» Джозеф Стиглитц пишет, что «финансовый кризис должен был бы научить американцев (и других) необходимости большего равенства, более жесткого регулирования и лучшего равновесия между рынком и государством. К сожалению, этого не произошло. Совсем наоборот, возрождение экономики правого толка, управляемой идеологией и группами с особыми интересами, вновь угрожает мировой экономике, или, по крайней мере, Европе и Америке, где эти идеи продолжают торжествовать».10

Европейцы, в первую очередь скандинавские страны давно практикуют модель государства благосостояния или социально-ориентированной ры­ночной экономикой, как в Германии. Можно предположить, что приверженцы англо-саксонской модели (США, Великобритания) предпочтут ограничиться частичной корректировкой существующей системы, тогда как европейцы продолжат поиск новой парадигм.

Тем не менее социальные протесты в США («Оккупируем Уолл Стрит»), в Англии и других странах Европы вновь вынесли вопрос о системном кризисе капитализма на повестку дня. Газета Файненшл Таймс опубликовала в январе 2012г. серию статей под общим заголовком «Капитализм в кризисе: код, который определяет предел гармонии». В ней говорится: «Жадные банкиры, сверх вознаграждаемые топ-менаджеры, упорно высокая безработица – это те немногие вещи, которые породили в последнее время уличные протесты и широкое общественное недовольство в развитом мире капитализмом."11

Журнал «Экономист» вновь возвращается в январе 2012г. к теме госкапитализма, как перспективной для развивающихся стран модели развития, указывая на опыт Китая, но одновременно предостерегая Запад от переоценки государственного регулирования экономики.12

Нельзя сказать, что интеллектуальная элита и ведущие политики России адекватны вызовам постиндустриальной эпохи, а также внутреннего кризиса, порожденного ульралиберальной идеологией реформирования. Конституционная норма, определяющая Россию как социальное государство, не конкретизирована и остается далеким от практики благим пожеланием, а соображения научного сообщества на этот счет игнорируются властью. Общество лишено ориентиров развития, не получает ответа на важнейшие вопросы: «Какая форма демократии будет у нас реализована? К какой социально-экономической формации страна придет в результате проводимых реформ? И что это даст народу?» Отсутствие ясной перспективы, уверенности в будущем не может не сказываться на настроениях граждан и деловом климате в нашей стране. И если даже такой признанный в мире российская авторитет, как Джозеф Стиглитц, поглощен раздумьями о «Третьем пути между сегодняшним глобальным капитализмом и вчерашним скомпрометированным социализмом»13, то и отечественным специалистам тем более не мешало бы озаботиться аналогичными размышлениями. Отсутствие адекватной идеологии и политики стало одной из главных преград на пути возрождения России.

Во всем мире на государства сегодня ложатся все более ответственные функции предотвращения и преодоления провалов рыночных механизмов. В России же решение целого ряда неотложных задач требует особого участия государства. Среди первоочередных из них: преодоление опасного имущественного расслоения населения, остановка разорительной инфляции, прекращение масштабной утечки капиталов и умов за рубеж, пресечение разгула преступности и коррупции, уменьшение безработицы. К этому следует добавить защиту интересов, прав и свобод граждан и, разумеется, обеспечение безопасности страны и поддержание гражданского мира и порядка. В этом отношении показательна констатация доклада Международного валютного фонда «Мировой социально-экономический обзор. Переоснащение мирового развития», в котором говорится: «Главный урок посткоммунистической трансформации определенно заключается в том, что государственные институты имеют критическую важность. Рынок без сильного государства приводит к замене безответственной государственной власти нерегулируемым частным обогащением, ведущим к экономическому и социальному упадку»14.

К сожалению, с начала 1990-х годов архитекторы российских реформ добивались ухода государства из экономики и не терпели никаких контраргументов. В результате самый действенный рычаг преобразований — государственный механизм управления и соблюдения порядка — оказался в России разлаженным, недостаточно компетентным, разъеденным коррупцией, лишенным «иммунной» системы, очищающей его от пороков и страхующей от грубых ошибок. Необходимость его оздоровления и укрепления очевидна. Тем более что российский частный бизнес в большинстве своем оказался скомпрометирован ненасытной жаждой наживы, социальной безответственностью, аморальностью, пренебрежением национальными интересами и правопорядком, а нередко и сращиванием с криминалом.

Регистрируемые социологическими опросами подавленность психики значительной массы населения, зримое отсутствие социальной справедливости, бесперспективность будущего, учащающиеся катастрофы и бедствия, нарастающие межнациональные конфликты, террористические акты — все это, нейтрализует созидательную энергию народа. Население накапливает раздражение, злость, разрушительную энергию. Это касается не только малоимущих слоев, но и средний класс, предпринимателей, стремящихся заниматься реальным производством. От власти люди ожидают самокритичного признания ответственности за допущенные ошибки, понимания тревожности ситуации и предложений мер по консолидации общества вокруг новых задач и целей.

 









1 Ласло Эрвин.Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен) изд.Тайдекс Ко. М.2004.

2 Freefall: America, Free Markets and the Sinking of the World Economy. Joseph Stiglitz, Norton, pp 361, 2009.

3 The Global Economic Crisis:System Failures and Multilateral Remedies. UN, New York, 2009, p. III.

4 The Economist, October 11-th 2008. A special report on the world economy. p.6.

 

5 The Economist, October 11-th 2008. A special report on the world economy. p.33.

6 Ibid.

7 The Economist. 2010. January 23–29. Р. 22.

8 Bremmer I. The End of the Free Market: Who Wins the War Between State and Corporations. Penguin Group, New York, 2010.

9 Halper S. The Beijing Consensus: How China’s Authoritarian Model Will Dominate the Twenty-First Ctntury. Basic Book, New York, 296 p.

10 Stiglitz J. Ideological Crisis of Western Capitalism. URL: http://www.project-sidicate.org/series/

11 Financial Times 8 January 2012.

12 «The Economist», 26 January 2012.

13 Stiglitz J. Ideological Crisis of Western Capitalism. URL: http://www.project-sidicate.org/series/ unconvеntional_ conomic_wisdom

14 World Economic Outlook Supporting Studies IMF. 2010. Р. 35.



Рейтинг:   2.92,  Голосов: 26
Поделиться
Всего комментариев к статье: 25
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Обижаев Сергей Михайлович написал 20.02.2012 09:57
Будущее - за возвращением патриархата. Когда женщина не работает на работе, а выполняет лишь одну роль - домохозяйки. Работает только мужчина, а женщина сидит дома, рожает, занимается детьми, домом, хозяйством. И не надо мне говорить, что это невозможно. Всю историю человечества почему-то было возможно, в том числе и в городском индустриальном обществе - см. Америку 50х годов, когда в семьях пятеро детей было нормой, а работали мужчины.
Все те неприятности у женщин, которые мы сейчас имеем, включая бездетность и малодетность - порождены именно сегодняшней матриархизацией общества. Просто под словом матриархат люди себе воображают что-то непонятное, идеализированное, чего в истории никогда не существовало, кроме как в байках Геродота. Прекрасные женщины-воительницы с властными лицам восседают на троне, а мужчины слушают их мудрые распоряжения и несут им охапки цветов.. Как же. В жизни все немного иначе. Не хотела кухонного рабства? Получи работу на кожевенном заводе, или шпалоукладчицей. Примеры женщин, выигравших от матриархата, тоже есть - армия женского офисного планктона, получающая деньги тупо ни за что (вернее, за превращение своей жизни в ничто), но это не действенный пример - так как с другой стороны точно такая же армия мужского офисного планктона, точно в таком же положении.
При патриархате женщина была в кухонном рабстве - была вынуждена подчиняться мужчине, готовить еду, воспитывать детей, доить корову, обрабатывать огород. А мужчина в это время - заготавливал лес, пахал поле, косил сено, укладывал бетон, работал на заводе. Мужская работа всегда была тяжелее, сложнее, опаснее. Женская - всегда БОЛЕЕ легкая, БОЛЕЕ простая, БОЛЕЕ безопасная. Кухонное рабство очень тяжелое, только если его сравнивать с полным бездельем. В нынешнем обществе изобилия такое сравнение возможно, как и армии бездельников; но ситуация массового изобилия не может длиться долго в исторических масштабах.
БОГОМОЛОВ - продумайте хорошенько, что именно вы имеете в виду под "доминированием мужчин"? То что есть некие работы, на которых статистически мужчины зарабатывают больше денег чем женщины? А подумайте, почему, собственно, должно быть иначе? Это было бы доминированием, если бы мужчины с женщинами обладали строго равными возможностями и способностями по данной работа; а вам не приходило в голову, что это в общем-то совсем не обязательно так? Что есть работы, в которых мужчины доминируют, так сказать, чисто биологически? Мы по-разному устроены с женщинами, как физически, так и психологически. В сферах руководства, инженерно-технической, и многих других - доминирование мужчин обусловлено природой. Как и в работе грузчика.
А ваших женщин с химозного завода - надо немедленно оттуда убрать. Повыдавать замуж, и пусть занимаются исконно женскими делами - рожают троих и более детишек, готовят кушать и стирают мужу рубашки. Умерив при этом хотелки, чтобы спокойно жить на мужнину зарплату (при этом конечно надо запретить им доступ к телевизору и глянцевым журналам). И поверьте - они будут при этом совершенно счастливы. В отличие от нынешней ситуации - "самостоятельной, ни от кого не зависящей женщины", гробящей свое здоровье формальдегидом.
Равенство в труде и равенство в потреблении
Sergo написал 20.02.2012 08:29
Либерализм давно уже никто из серьезных ученых не рассматривает иначе, как вредную утопию. Равенство - основа экономики будущего. Уровень развития производительных сил, глубокое разделение труда, монополизация, специализация, ОБЩЕСТВЕННЫЙ характер современного производства, требуют НЕ КОНКУРЕНЦИИ, а СОЛИДАРНОСТИ, требует не "свободы" товаропроизводителя, а СВОБОДЫ (КАЖДОГО!) ЧЕЛОВЕКА на РАВНЫЙ жизненный уровень и на РАВНОЕ трудовое участие. Поэтому, следует ЛИКВИДИРОВАТЬ (а не просто национализировать) институт частной собственности, ИНТЕГРИРОВАТЬ все производство в ЕДИНЫЙ ПЛАНОВЫЙ НЕТОВАРНЫЙ народнохозяйственный комплекс с РАВЕНСТВОМ труда (равный по продолжительности рабочий день для всех) и РАВЕНСТВОМ платы, начисляемой всем на персональные счета ЕДИНЫМ центром. Наличные деньги заменяются именными кредитными карточками. Это СОЦИАЛИЗМ в марксистско-ленинском видеБ как "одна контора и одна фабрика с равенством труда и равенством платы" (Ленин). Несколько десятков лет и наши дети смогут жить уже при коммунизме...
Благие пожелания.
Александр М. написал 20.02.2012 05:52
Уважаемый профессор, Вами сказанное относительно капитализма в России абсолютно верно, но изменить эту систему без слома невозможно - к сожалению, грабеж и воровство всегда были прибыльнее честного труда...
Для изменения ситуации необходим оператор - государство, поддерживаемое партией модернизации, и возврат к системе общественного контроля типа КПСС.
Вряд-ли это возможно сейчас.
Одни лозунги,не зря Путин давно мечтает назначить над наукой "сердюкова"
и разгромить ее,как армию.Ч.2 написал 20.02.2012 04:14
"... На помощь Мировому капиталисту приходит Мировое правительство. Так как у Мирового капиталиста после уплаты налога на прибыль должна остаться часть прибыли равная (1-k)П, где k - средний мировой налог на прибыль (в долях, например, 0,6 и т.п.), то Мировое правительство выдает Мировому капиталисту на эту сумму государственные облигации.
Каждый год стоимость государственных облигаций, полученных Мировым капиталистом, будет увеличиваться на присвоенную им часть годовой прибыли (1-k)П.
Мировое правительство ежегодно выплачивает Мировому капиталисту определенный процент (доходность) от стоимости государственных облигаций - "d"×100%, где d - в долях (например - 0,03 и т.п.) в год.
Через определенное количество лет "t", которое назовем "условным периодом развития мирового капиталистического кризиса", этот процент в денежном выражении сравняется со всеми налогами, которые ежегодно собирает Мировое правительство в количестве, равном kП.
С этого момента Мировое правительство должно отдавать Мировому капиталисту все свои доходы - ему нечем станет платить зарплату наемной армии, полиции, жандармерии, наемной бюрократии, и начнет разрушаться капиталистический строй.
Запишем это условие в виде равенства:
td(1-k)Псред. = kПпосл.,
т.е.
t = (1/d)(k/(1-k))(Ппосл./Псред.),
где d и k изменяются от 0 до 1, d - это, выраженная в долях в год, средняя мировая доходность государственных облигаций, k - средний мировой налог на прибыль, тоже в долях (в который, вообще-то, входят все государственные налоги), в знаменателе Псред. - средняя годовая прибыль мировых капиталистов за время от 0 до t, а в числителе Ппосл. - прибыль мировых капиталистов за последний год от t-1 до t.
Если ежегодная прибыль мировых капиталистов изменяется, и она резко упадет, например, по причине стихийных бедствий, войны и т.д., то из формулы следует, что кризис наступит только из-за этого.
Очевидно, что рассчитать d и k, которые постоянно меняются (а во всех странах мира к тому же имеется "теневая" экономика), очень сложно.
Рассмотрим формулу в особых точках. Если d = 0 или k = 1, t - бесконечно, т.е. кризис не наступает. Это соответствует случаю изъятия у Мирового капиталиста всей прибыли - это социализм.
Если k = 0, то и t = 0, т.е кризис наступает немедленно, это соответствует случаю, когда у Мирового капиталиста остается вся прибыль.
Доходность государственных облигаций США колеблется около 3%, средний мировой налог на прибыль, возможно, колеблется около 60%.
Подставим d = 0,03 и k = 0,6 в формулу - получим 50 лет при условии неизменной ежегодной прибыли мировых капиталистов.
31.10.2011 Самарин Е.Ф."
"ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗМ ИЛИ РОКОВЫЕ ОШИБКИ ГАЙДАРА И ЧУБАЙСА"
http://socialism-real.narod.ru/index1.htm
Одни лозунги,не зря Путин давно мечтает назначить над наукой "сердюкова"
и разгромить ее,как армию.Ч.1 написал 20.02.2012 04:11
"Профессор,снимите очки-велосипед"(В.Маяковский),все уже давно открыто:
"... Что такое мировой капиталистический кризис?
Рассмотрим экономику всей Земли, которая является замкнутой.
Всех капиталистов мира объединим в группу или класс, который назовем "Мировой капиталист", все капиталистические предприятия мира - в группу, которую назовем "Мировое предприятие", всех наемных работников, которые трудятся на капиталистических предприятиях мира, - в группу или класс, который назовем "Мировые наемные работники", все правительства мира с центробанками - в группу, которую назовем "Мировое правительство".
В течение года Мировое предприятие производит определенное количество товаров, за производство этого товара Мировой капиталист выплачивает Мировым наемным работникам зарплату, которую обозначим "З".
Мировая экономика и Мировое предприятие замкнутые и все производят сами (смежников за пределами Земли нет),поэтому стоимость произведенного товара равняется З + П, где П - прибыль Мирового капиталиста.
Мировой капиталист не может продать весь товар Мировым наемным работникам, ибо их зарплата З меньше стоимости товара.
Это и есть причина мирового капиталистического кризиса.
(Мировой капитализм может развиваться бескризисно только при условии, что Мировой капиталист в следующем производственном цикле вкладывает всю прибыль в фонд оплаты труда Мировых наемных работников, т.е. З' = З + П. В этом случае весь товар, произведенный Мировым предприятием, будет раскуплен в следующем производственном цикле.
Однако, мировые трудовые ресурсы ограничены, а капитализм не может существовать без присвоения прибыли, поэтому этап полного расширенного воспроизводства неизбежно закончится, начнется присвоение прибыли Мировым капиталистом и, как следствие, развитие мирового капиталистического кризиса.)..."
<< | 1 | 2
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss