Война Запада и Востока – это война государства против общества
Сегодня можно констатировать как очевидный факт войну между христианским и мусульманским миром. В этой войне только число убитых составляет сотни тысяч. Однако война эта совершенно нелинейная, необычная и чрезвычайно странная. Она ведется на разных «этажах»: на уровне государства и на уровне общества. Она идет не только в виде «горячей» войны, но и в форме противостояния обществ; взаимного «холодного» давления крупных людских масс.
На уровне противостояния государств «христианский мир» безусловно выигрывает: у него мощнее оборонная промышленность и армии, шире экономическая база, лучше технологическая оснащенность... Он легко свергает правителей в исламском мире, отбирает собственность и ресурсы. Главная проблема в мусульманском мире – слабость национального государства, которое делегитимизировано, не имеет глубоких исторических корней, привнесено извне, не пользуется абсолютной поддержкой населении. Здесь государство слабее общественных институтов.
Но на уровне противостояния обществ западный мир проигрывает. В странах Запада нет крепкой семьи; Запад переживает серьезный демографический кризис. Страны Запада заселены миллионами мигрантов. Приезд мигрантов ведет к снижению стоимости труда. Высоко социализованный западный индивид предсказуемо реагирует на «трудные времена», на снижение оплаты: откладывает создание семьи, рождение детей либо вовсе отказывается от них. Сотни тысяч не родившихся детей европейцев – плата за то, что западные корпорации выбрали более дешевую рабочую силу.
В России особая ситуация. Здесь различные народы, в том числе – христиане и мусульмане совместно строят единое государство. Государство у нас общее для всех и потому один народ не может использовать его против другого. Противостояние, общее для всего капиталистического мира имеет место и у нас. Но это, к счастью, не война, а – взаимное давление.
Внутри России - взаимное давление больших культур
Советское государство пыталось регулировать абсолютно все значимые для общества стороны жизни человека. Современное буржуазное государство, в том числе и в России - совершенно иное. Оно регулирует лишь несколько ключевых сторон жизни общества. Все остальное принято считать неважным. Безразличие государства даже пропагандируется как «свобода», как большая уступка частной жизни граждан и гражданскому обществу.
Современное буржуазное государство считает важным: экономику, безопасность, социализацию личности (посредством образования, идеологии и масс-культуры), социальное обеспечение и финансы. Все остальное государством либо не регулируется вообще, либо оно занимается профанацией, лишь создавая видимость работы.
После 1991 года государство ушло из многих сфер, имеющих важное значение для общества и для личности, но не имеющих отношения к материальному прогрессу. Именно поэтому жителей России, родившихся в Советском Союзе, не покидает ощущение слабости государства в посткоммунистический период. В обществе образовался «вакуум ответственности». К примеру, воспитание ребенка в СССР было частично возложено на педагогов образовательных учреждений. А после 1991 года государство решило, что достаточно давать ребенку знания, а воспитание решило полностью «вернуть» семье. На Западе эти сферы кое-где по инерции еще регулируются обществом, но в России за время советской власти общественные институты, в том числе семья, сильнее сдали свои позиции.
Фактически разрушенное при Ельцине государство в России быстро восстановилось при Путине. Однако оно, как и положено государству демократическому, ушло из «непрофильных» сфер. При этом в России не успели восстановиться институты традиционного общества или их восстановление идет крайне медленно.
Поэтому Россия испытывает даже более существенные проблемы, в том числе – демографические, чем ее «учитель» – Запад.
Кавказ и Россия – вечное давление, не переходящее в драку
На Северном Кавказе, где еще сто лет назад русские выигрывали у горцев противостояние благодаря более сильному обществу, сегодня ровно по той же причине русские проигрывают территории.
Первые переселенцы - казаки, отличались гораздо более крепкой, чем у горцев и гораздо более многодетной семьей. У горцев из-за трудных земельных и в целом, материальных условий рождаемость была невелика. В начале XX века значительная часть горцев из-за бедности вообще не могла жениться, в то время как вокруг крупных селений - столиц местных правителей существовали целые выселки незаконнорожденных.
Рождаемость у горцев резко увеличилась лишь в 1930-1950-е гг., в то время как у русских она начала сокращаться. По-видимому «демографический взрыв» у горцев был обусловлен и социальное политикой советской власти, и законодательным закреплением приоритета нуклеарной семьи.
Сегодня у русских общество, в частности - такой его важный институт как семья, сильно повреждены из-за разросшегося индивидуализма личности.
У горцев же общество сохранилось несколько лучше.
А, кроме того в 1990-е годы во всем исламском мире, в частности на Кавказе наметилось увеличение интереса к религии, которое, по сути есть «бунт» против государства. Государство в исламских странах все более делегитимизиуется; основной формой самоорганизации индивидов становится не государство, а общество. Под влиянием религии на Кавказе также наметилось некоторое усиление институтов общества, в том числе семьи, родственных отношений, легитимность которых прямо прописана в исламе.
Нельзя одинаково искренне молиться двум богам. Ровно по той же причине, по которой на Кавказе усиливалось значение общества, здесь ослабело влияние государства. Государство становится все менее легитимным и, соответственно, все менее дееспособным. Сталкиваясь с растущим давлением криминала на Кавказе, многие русские вынуждены были уехать.
Однако вслед за русскими в крупные города России, потянулись и горцы.
Почему уезжают горцы? Усиление роли религии в жизни человека, помимо очевидных плюсов, таких как возрождение общества, имело и серьезные минусы. Главный из них в том, что религия, возрождая традиционные общественные отношения, разрушает отношения современные. А без модернизированных общественных отношений, на отношениях VII века экономику или государство построить невозможно. Поэтому в мусульманских республиках б.СССР погиби и перерабатывающая промышленность, и товарное сельское хозяйство. Да и национальные государства там крайне слабы.
Однако, приезжая в Россию, горцы привозят с собой то, из-за чего бежали с Кавказа - традиционные сильные родственные отношения, которые оказываются сильнее, чем модернизированные общественные отношения в России. И русские от такого соседства начинают испытывать дискомфорт даже в крупных, столичных городах.
Опасность квазиобщества
Первое время русские пытались апеллировать к государству. Но государство в России все же общее для всех народов и оно не может подсуживать одному из них, чтобы не столкнуться с усилением национализма окраин и сепаратизмом.
Тем более, что сегодня в России речь идет о либеральном государстве, которое вообще не интересуется ничем, кроме материального прогресса. Прямые носы, или носы с горбинкой - ему все равно, лишь бы были руки, которые могут работать.
Поэтому нередко русские пытаются сплачиваться в группы для отстаивания свих интересов. Иногда защиту «своих» берут на себя криминальные сообщества, или даже объединения футбольных фанатов.
Это плохо, так как любые формы организации в квази-сообщества ведут к дальнейшему ослаблению государства. И особенно плохо, что у криминальных сообществ сложился имидж эффективного средства самообороны от «кавказской угрозы». Разгул криминала в России вредит русским больше чем кавказцам; он подрывает основы российского государства.
Сегодня почти невозможно использовать опыт Советского Союза. С течением времени индивидуализация сознания заходит все дальше. А для массы индивидуалистов построить коллективистское государство - задача явно не решаемая.
Думается, что единственной альтернативой является возрождение в России традиционных семейных отношений, нравственных ценностей и, шире - возрождение общества. По сути единственная реально существующая возможность – это возрождение веры, предлагаемое Русской православной церковью.
Увы, сегодня столичная политизированная тусовка выступает оппозицией возрождению влияния РПЦ. И причина - не столько материализм, хотя и он играет роль, сколько навеянный Западом индивидуализм, противящийся любой форме интеграции в обществе.
Исрапилов Сергей, кандидат исторических наук
|
|