Кто владеет информацией,
владеет миром

Отныне Литва не будет прежней

Опубликовано 25.01.2009 автором Аудрюс Буткявичюс в разделе комментариев 30

Отныне Литва не будет прежней

Автор материала, присланного в редакцию, точно не коммунист, скорее наоборот, не "наймит Кремля", а скорее наоборот. В России известен мало, в Литве - бывшего министра обороны республики знают. И его личные наблюдения за последними событиями в Вильнюсе представляются небезынтересными для российского читателя.

 


Стою на площади у парламента. Митинг. Немало таких мероприятий довелось провести, знаю, как поднять людей и снять волнение в толпе, как использовать агитаторов, не дать проявить себя ораторам, нейтрализовать провокаторов, дезорганизовать управление... На сей раз я всего лишь наблюдатель. Ощущение странное - как будто находишься по другую сторону баррикад. Немало было митингов в период с 11 марта 1990-го до конца 1993-го. Сторонников «Единства» и советских военных, акции сельчан, организованные ДПТЛ, и курированных консерваторами «вязаных беретов»... До августа 1992-го практически любой митинг мог закончиться захватом парламента, а это дало бы повод советским политикам распространить миф о «разгоне недовольных народных масс националистическими властями». Впоследствии, когда решался вопрос вступления в НАТО, умение регулировать митинги было своего рода лакмусовой бумажкой на уровень демократии... Словом, митинги и демонстрации - вещь серьезная!

Может быть потому, 16 января сего года я с нескрываемым удивлением и  тревогой наблюдал за  самодеятельностью полиции и спецслужб независимой Литвы:  «Что я вижу?»  Каковы истинные  причины того, что происходило? Важно было понять, почему госслужбы не действуют так, как им надлежит, а провоцируют участников митинга, почему используют силу вместо того, чтобы внести спокойствие, сдержать и нейтрализовать отдельных провокаторов? Итак, митинг моими глазами - как я его увидел.

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ

В бурлящей и не слишком многочисленной толпе (7-10 тысяч) выделялись несколько десятков крепких парней, явно ориентированных не на социальный протест, а на выполнение «спецзадания». Мускулистые, натренированные, в черных кожаных куртках и спортивных шароварах или джинсах, они были похожи на сотрудников охранных служб или полицейских, переодетых в гражданское... Ясно: они будут влиять на ход событий.  Ищу глазами и работников спецслужб. Нет, не нахожу!
Крепкие парни действуют неплохо: как только толпа утихнет - выкрикивают лозунги, раздувая страсти. В один момент парни, словно по команде, прорываются в первые ряды - в окна Сейма летят комья снега. Предлог: небожители парламента из своего «убежища» крутят фиги митингующим! И пошло-поехало! В окна Сейма уже пуляют все, даже пожилая дама в шляпке... У здания четко группируются полицейские, прикрываясь щитами. Звучит команда - и  толпа в облаке слезоточивого газа.
Несколько минут - и в толпе уже есть раненые. «Они стреляют», - вымолвил стоящий со мной рядом Антанас Свидерскис. Его легкая куртка прошита резиновой пулей. Антанас Чебатарюнас вдруг хватается за ногу и с недоумением  глядит на свои окровавленные руки. Экипированные «защитники парламента» врываются в толпу и начинают метелить свои «мишени»...
Так впервые у Сейма Литвы произошел разгон демонстрации с использованием слезоточивого газа, стрелкового оружия с резиновыми пулями, резиновых дубинок. Результат: минимум 34 раненых, причем несколько - серьезно (резиновая пуля повредила глаз юноше - врач сказал, что тот может лишиться зрения; другому пуля выбила передние зубы; у третьего прострелена коленная чашечка и поврежден сустав; еще у одного открытый перелом кисти). Можно продолжить список того, чего не сделали «советы» в 1989-м, когда газеты сообщали: «В Вильнюсе применили «бананы». На то, чего мы не делали со своими противниками, которые хотели вернуть Литву в объятья СССР, осмелились литовские власти! Чего стоят похвалы министра МВД в адрес бравых полицейских, «заслонивших грудью» власть от «разъяренной толпы»? От рыночных торгашей? Именно такой презрительный эпитет недавно употребил идеолог консерваторов В. Ландсбергис. От людей низшего сорта, так сказать.

КТО БЫ МОГ ИСКЛЮЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Всякий, хоть раз показавший палку собаке, знает из практики: собака зарычит и оскалится. Всякий, кому доводилось иметь дело с толпой, знает, какую реакцию вызывает отряд полицейских при полной экипировке для разгона демонстраций: толпа возмутится.  У полицейских в странах ЕС демонстрация боевой экипировки без необходимости считается провоцирующим фактором. У парламента Литвы госструктуры начали демонстрировать готовность «поиграть мышцами» еще в самом начале митинга. Одни, смотря на это с недоумением, а моем сердце и думаю в сердцах многих мужчин кипела с трудом сдерживаемый гнев. Вчерашние клоуны* собрались нас бить!
Впервые я запустил камнем в советскую милицию в 1972-м. Это было в Каунасе, после самосожжения Ромаса Каланты, когда собравшихся начали колотить «бананами». На сей раз, когда полиция стала нас травить газом, я не бросал камни только потому, что вокруг были камеры, а меня все знают. Зафиксируют - и возбудят консерваторы еще одно дело... Но камеры зафиксировали и тех крепких парней, о которых я говорил в самом начале. Так кто же они такие, если не боятся возбуждения уголовных дел? Может им обещана неприкосновенность?  Если так, то кто мог пообещать?
В истории революционных движений полиция, провоцирующая массовые беспорядки, гасящая огонь огнем, регулирующая кризис, причиной которого сама же и стала (ведь нельзя управлять тем, частью чего не являешься!) - скорее правило, нежели исключение. Спровоцированных людей арестовывают, а провокаторов потом - отпускают... Это хорошо известная американская тактика. Советников по этой части в Литве сегодня достаточно. Как, впрочем,  и в Латвии, Эстонии, Украине, Болгарии, где были массовые беспорядки с «выпуском пара», похожие друг на друга как разрушенные в Нью-Йорке башни-близнецы.  И так, как говорил один литовский политический классик, кто бы мог исключить возможность того , что это сама власть провоцирует проявления силы на митингах, чтобы потом ограничить конституционные права народа  на  свободу митингов...
КТО ОТДАЛ ПРИКАЗ СТРЕЛЯТЬ?
Тот, кто имеет разрешение на ношение огнестрельного оружия, знает, что в случае опасности надо вначале сделать предупредительный выстрел «в воздух», чтобы не быть обвиненным в превышении необходимой самообороны. Предупреждение необходимо!  А как быть с предупреждением гражданских лиц, пришедших на общественное мероприятие до того, как полиция применит специальные средства. Митинг 16 января был официально разрешен властями, пришедшие люди даже не подозревали, что их пребывание на митинге может стать противозаконным. Средний возраст участников митинга «на глаз»  был порядка 50 лет. И даже если  ход событий на митинге был таким, что полиции было необходимо применить слезоточивый газ и оружие, людям надо было дать возможность покинуть территорию перед применением полицией специальных средств! А тут под боком у законодательного органа независимой Литвы людей лишили права быть предупрежденными, выйти из зоны опасности...  Газ и выстрелы были как гром с ясного неба! Началась давка, на льду падали старушки, мужчины выводили беременную...
Кто и на каком основании дал приказ стрелять? По словам министра МВД, «силы поддержки общественного порядка решение приняли самостоятельно». Господин министр, не прячьтесь за спины подчиненных, скажите прямо: «Стрелять приказал я!» Тогда в суде, пригласив экспертов по поддержанию общественного порядка, скажем, из Великобритании или Франции, можно было бы изучить законность такого приказа. Кстати, и без вашего признания признания господина министра мы это намерены сделать...
 По сути дела тут важно одно: какая инструкция регламентирует применение слезоточивого газа, резиновых пуль и других спецсредств в местах массового скопления людей в Литве?  Какую ситуацию  следует считать достаточным основанием для того, чтобы стрелять в граждан своей страны - несколько разбитых окон в Сейме, яйца, которые поставили под угрозу жизнь и здоровье государственных мужей? И совсем неважно, что полицейские стреляли только резиновыми пулями. Молокосос в литовской форме, защитив себя нашивкой с государственным гербом, выстрелит в тебя и из боевого оружия, раз будет приказ.  Я слышал, как один из них процедил сквозь зубы: «Жаль, танков нет».Становится ясно: игра воров и полицейских в Литве затмевает баскетбол! С одной стороны - ура-патриоты, несколько комедиантов, несколько мальчиков-бизнесменов и полицейские. С другой стороны - «преступники». И надо выбирать, на чьей ты стороне, с кем ты - с «комедиантами» или с «преступниками».

ВОПРОС АДЕКВАТНОСТИ

Отдельно надо бы затронуть вопрос адекватного и пропорционального применения силы. Помните, когда грузины обстреляли столицу Осетии, а русские в ответ сели на танки и дошли почти до Тбилиси? Тогда наш президент, проигнорировав, как и другие президенты американской закваски,  открытие Олимпийских игр в Пекине, восклицал: «Непропорциональный ответ! Неадекватная реакция!»  Имелась в виду реакция России. А теперь ответьте, господин президент: снежки, яйца и десяток камней, запущенных в окна парламента, - это основание для того, чтобы стрелять в своих граждан и травить их газом? Результат - увечья людей и попранное доверие к своему государству. Так был ли ответ пропорциональным и адекватным? Ответьте честно и откровенно, если бы тогда, когда мы провозглашали независимость, а вы сидели за «болотом», в штатах, коммунисты применили бы такие меры против нас, как бы вы кричали? Какими словами вы ругали бы империю зла? Не потрудитесь вспопомнить.

ЛИНИЯ ФРОНТА

Маршал Фош говорил: «Первый выстрел меняет поле боя». Отныне Литва уже не будет такой, какой была до 16 января. Отправляясь на санкционированный митинг, уже нельзя быть уверенным в том, что славная литовская полиция обеспечит безопасность, не станет лишний раз доказывать свою лояльность власть предержащим. А полиция не сможет рассчитывать на то, что в карманах у тех, кто на этот митинг пришел,  только яйца и помидоры. Невидимая линия фронта пролегла между людьми и властью, «населением» и «блюстителями порядка». Увы, на войне как на войне... Может всякое случиться... Это уже поняла новая власть - 16-го вечером вчерашние шоумены, львы бизнес-клубов, ура-патриоты под прикрытием полиции, сгорбившись и пугливо озираясь, садились в государственные авто... Не забуду эту картинку! Хуже нет для государственных мужей, чем страх - он порождает вынужденный отрыв от реальности, высокомерие, агрессию... Кто не может контролировать себя в состоянии стресса, тот погубит и армию, и полицию, и государство.

ГЛУПОСТЬ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ

Почему все так случилось? Глупость или провокация? Очевидно: «Имела место провокация». А как охарактеризовать ответ властей на нее? Глупость правительства консерваторов, пытающихся выдать себя за крепких политиков, жестко и решительно действующих в условиях мирового кризиса? Сознательное запугивание народа (чтобы боялся собираться на митинги),стараниями властей и специальных служб спровоцировать разгул насилия  чтобы ограничивать демократические свободы граждан и таким образом защищать свои непопулярные решения? Наконец, может быть это примитивное стремление власти защитить интересы своих крупных финансовых покровителей, сделать так, чтобы мелкие торговцы не протестовали против кассовых аппаратов на рынках под снегом и дождем, против дополнительных 9-процентных налогов, сделать так, чтобы они обанкротились и при этом не протестовали... Сделать так, чтобы все раньше покупавшие в маленьких лавках и на базаре попали бы в торговые сети «Максимы».

ПРЕТЕКСТА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИЛУ НЕ БЫЛО

Резюмирую: никакого основания для  агрессивных средств разгона демонстраций ( слезоточивый газ, резиновые пули) не было. Полиция и силы поддержания общественного порядка не выполнили свою прямую функцию. Они с самого начала заняли провокационную позицию, ничего не сделали, чтобы удержать ситуацию под контролем, несмотря на значительно численное превосходство по сравнению с агрессивными мятежниками, не стали и сдерживающим фактором - действовали так же агрессивно, импульсивно, злонамеренно. Резиновые пули летели в тех, кто выступал, говорил в мегафон, а не против тех, кто реальными физическими действиями нарушал общественный порядок. Полиция не предупредила собравшихся, а  сразу же прибегла к оружию, не дав возможности людям своевременно покинуть ставшую опасной территорию митинга. Действия полиции  были несоразмерными и неадекватными тем угрозам, которых создали митингующие.
Ответственность за использованные во время митинга меры и увечья, полученные участниками митинга, конкретно никто не взял на себя. Несмотря на то (или именно потому), что в здании Сейма находилось высшее руководство МВД, представители полиции и спецслужб, надлежащего контроля  за митингом не было. В конечном итоге в стране создалась сложная обстановка, чреватая ростом применения насилия.

P.S. Ох, как трудно защищаться премьер-министру, который, «перевернув пластинку», уверяет, что не требовал кассовых аппаратов на рынках! В подстрекательстве к беспорядкам он обвинил СМИ; досталось на орехи и  торговым сетям"Mаксима" - чтобы, не дай Бог, никто не заподозрил, что он заодно с крупным бизнесом. Ценное (читай: абсурдное) заявление Премьера: дескать, слезоточивый газ и другую дрянь принесли сами участники митинга!.. А может, господин Кубилюс, митингующие еще и противогазы полицейским раздали?



Рейтинг:   4.37,  Голосов: 19
Поделиться
Всего комментариев к статье: 30
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Сочювствуюсчий
Африкан написал 30.01.2009 00:12
кхм...чюхонцы и поляки - давно нам не братья...пусчай сами разбираются со своими проблемами...а недовольным - по коктейлю Молотова...
Автору, Всем
Атлант написал 27.01.2009 20:54
Из статьи: "В истории революционных движений
полиция, провоцирующая массовые беспорядки,
гасящая огонь огнем, регулирующая кризис,
причиной которого сама же и стала - скорее
правило, нежели исключение."
-----------------------------------------------У меня также сложилось впечатление, что разгон митинга был запланирован и спровоцирован. Но кем? Полиция лишь исполнитель. Рядовой полицейский звереет, когда в него попадает камень или кирпич. Вполне естественная реакция. Но таких было немного. Основная масса полицейских работала на показ, как на съемках фильма. Более того, в начале митинга по их лицам было видно, что они сочувствуют лозунгам собравшихся. Ведь они живут в стране, где жилье по ипотеке - это пожизненная кабала для простого человека, а квартплата доходит до 65% от его заработка (в советское время не превышала 10-15%). Что остается на жизнь? В чьих руках монополия на ограбление населения за то что оно живет? Тут-то и надо искать тех, кто пытается стращать людей.
Ну вот и приехали!
Пострел - несмышленыш. написал 27.01.2009 18:45

Ну что тут сказать.
Маленькая игра в большую политику или большая игра в маленькую? Это будьте любезны как кому угодно.
Всегда откровенно жаль маленькие народы, они не хотят уходить в никуда, но жернова истории вращаемые временем неуклонно и методично делают свою работу.
Я лично был во вторник 13 числа в Риге, когда там вечером также шел "Каменный дождь". Сценарий могу уверить один и тот же.
Всю жизнь и достаточно долгую прожил в этом городе, внуки уже взрослые, но никогда не видел столько недоумения, растерянности и страха в глазах латышей, как во вторник вечером в Старой Риге около Домского собора.
В Вильнюсе и Таллинне один сценарий и одни исполнители по выпусканию пара в свисток, с последующей акцией устрашения.
(без названия)
leon написал 27.01.2009 16:20
САюДИСТЫ сперва провозгласили себя как некое "Объединение в поддержку проводимой КПСС политикой перестройки", борцами за независимость стали чуть позже...
Наци везде гады
Литовцев написал 27.01.2009 11:53
Лучше словами Распутина сказать - "Бились, бились - подравнялись!"
неточность
АиБ для ПИКАДОРу ИЗ ВИЛЬНЮСА написал 27.01.2009 11:16
....Поясняю: речь идет о том самом Аудрюсе Буткявичюсе, который организовал кровавую провокацию в Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года. Помните, тогда еще демократическая пресса проливала слезы по мирным литовцам, расстрелянным советскими десантниками (один аж из трехлинейки образца 1891 года) и раздавленных танками....
Да, помню... Только "раздавленных танками" надо писать в кавычках. Реально было срежесирован спектакль так: под быстро проезжающий Жигуль рядом с толпой, кого-нибудь сзади толкали под машину провокаторы. Так и погибло несколько человек. Может кто смотрел трансляцию по теле их похорон? Представляете тело раздавленное танком? Это ноги в одну сторону, голова в другую, тулувеще в третью... А показывали целехонкие тела в гробах... Дырки в телах - 5,35 мм, а стреляли якобы калибром 7,62...
Мда, несколько кощунственно написал, но это правда, я в Вильнюсе жил в то время (а всего прожил - 30 лет до 1990 г, а вспоминается только легендарная футбольная команда "Жальгирис" - это так, к слову... )
Re: ответ старику- Bинцас
Советский написал 26.01.2009 00:26
"Я жил и при советской власти и сейчас Так Вам сравнение чтоб купить телевизор можно за один месяц тогда пол года а на счет национализма у нас русских черных и др не убивает".
"Умный" ответ...
Bинцас видимо новые телевизоры каждый месяц покупает...
А то,что безработица,квартпплата очень высокая,продукты дорогие,-кризис,наконец в Литве-это видно его не волнует!
Еще русских к черным приравнял...
Хороший человек!
Автору
Вопрос написал 25.01.2009 23:25
А первый начальник департамента охраны края господин Будкявичюс вам кем приходиться?
(без названия)
Лабас написал 25.01.2009 23:21
Какое совпадение - 13 января 1991 года происходят "вильнюсские события", а 16 января Верховный Совет СССР принимает постановление "О проведении референдума по сохранению СССР"!!!
Захват Вильнюсской телебашни и поджог Рейхстага в 1933 году - ничего не напоминает???
http://www.specnaz.ru/article/?752
Советский написал 25.01.2009 23:04
ПИКАДОР ИЗ ВИЛЬНЮСА
Наряду с работой в Институте проблем глобализации товарищи Суриков, Баранов, а также эксперты ИПРОГ Владимир Филин и Руслан Саидов входят в Совет директоров консалтингового агентства «ФарВест Лимитед». Еще одним членом Совета директоров «ФарВеста» является бывший министр обороны Литвы Аудрюс Буткявичюс. На вопрос о знакомстве с ним Суриков честно отвечает: «Это мой товарищ. Недавно вот сверг Шеварнадзе. У него особый талант. Я знаю это по Прибалтике начала девяностых. Видел собственными глазами».
Поясняю: речь идет о том самом Аудрюсе Буткявичюсе, который организовал кровавую провокацию в Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года. Помните, тогда еще демократическая пресса проливала слезы по мирным литовцам, расстрелянным советскими десантниками (один аж из трехлинейки образца 1891 года) и раздавленных танками. Докладную записку Генерального прокурора СССР Николая Трубина, заявившего, что стрельба велась боевиками с крыш, прогрессивная общественность заклеймила как клевету на литовскую демократию. Однако впоследствии правоту Трубина подтвердили сами основатели независимой Литвы.
«Штурм башни и оборона всего остального были подготовлены с обеих сторон: Горбачевым и Ландсбергисом, — заявил в интервью вильнюсской газете «Обзор» один из лидеров «Саюдиса» Витаустас Петкявичюс. — А.Буткявичюс носился по городу и кричал: “Не бойтесь, солдаты будут стрелять холостыми...” Знал об этом и Ландсбергис. Все было инсценировкой...
А.Буткявичюс привез из Лаздияй 18 пограничников и, переодев их в гражданскую одежду, разместил на телебашне. Они оттуда и стреляли... Скажу, что сценарий был так себе. 13 человек, как теперь пишут, погибли. Однако в морг привезли не 13, а 18 трупов. Пять врачи “забраковали” — у них не было никаких ран».
Антасу
Лабас написал 25.01.2009 23:00
Все Вильнюсские события 1991 года были ПОЛНОСТЬЮ постановочные. Вся шумиха была ТОЛЬКО по телевизору.
Re: Re: Re: Re: - Т1000 (2009.01.25 11:37)
Да, но написал 25.01.2009 21:48
человек что видел, то и описывает. То что было в 1991 году, было совершено в общем посторонними, по приказу своего в то время начальства. Но то, что случилось сейчас на коммунистов списать трудно. В жестоком разгоне демонстраций (тем более по существу - кризис) проявляется пренебрежение со стороны власти к своему народу. Литва унитарное государство, в нормальных мононациональных государствах даже единичные случаи унижения граждан (даже и по делу) вызывают общественное негодование. Почему автор должен радоваться факту насилия в ответ на мелкое хулиганство, да еще к тем, кто его не соврешал?:
Re: Re: Re: - Т1000 (2009.01.25 11:37)
Антас написал 25.01.2009 20:53
К сожалению, российский читатель не знает, что Аудрюс Буткявичюс отсидел в тюрьме несколько лет за принуждение к взятке и был досрочно помилован. Его информация о беспорядках в Вильнюсе настолько искажена, что в ней даже коммунисты упомянуты добрым словом, как благодушные к демонстрациям. Как будто не было 13-го января 1991 года, когда против безоружной толпы были выпущены не милиция, а войска СА и КГБ, которые танками, взрывпакетами, автоматными очередями в упор и прикладами убили 14 человек и изуродовали около 700 человек. Литовцы до сих пор с благодарностью вспоминают горячие протесты порядочных горожан Москвы и Ленинграда против этой кровавой бойни. "Единожды соврамши" автор статьи бесстыдно лжет и в других своих измышлениях. Так уголовный преступник мстит своему государству, очерняя его перед несведущими гражданами других государств.
Re: Re: - Т1000 (2009.01.25 11:37)
Краснодонец написал 25.01.2009 18:55
Опять появилась путинская шавка талибан. Литовцы оказались способны на протест,а дорогие Россияне пока надеются на доброго царя.
Re: А нет никакой принципиальной разницы между режимами в странах бывшего СССР
audrius написал 25.01.2009 18:28
олностью согласен с вашим анализом.
Литовец молодец против овец, а против молодца сам овца
Valdas написал 25.01.2009 18:03
Саюдисты и прочие пидорасты были смелыми против разложившихся и спившихся коммун-козлов, особенно когда их в жопы подталкивали американосы. А как потребуется потив своих воров-бандитов выступать, то они забздят, потому что помнят, как те решали поставленый великим немецким фюрером еврейский вопрос.
ответ старику
Bинцас написал 25.01.2009 17:43
Я жил и при советской власти и сейчас Так Вам сравнение чтоб купить телевизор можно за один месяц тогда пол года а на счет национализма у нас русских черных и др не убивает
Собрались
doob написал 25.01.2009 16:10
Собралась стайка пидоров и каждый остальным говорит - ты сам бля параша самоходная, кастрюля дырявая, шнурок, бля, огрызок,гавно вонючее, дебил и дурак.Класс! А где лучше -в Оксфорде или в Урюпинске - это очень индивидуально.
Re: - Т1000 (2009.01.25 11:37)
Талибан-10. написал 25.01.2009 11:47
Бандеровец, ты сильно ошибаешься. Сосете вы и в прямом и в переносном смыслах. У Москвы тако же. ГАЗ в природе только бандеровский, после куска сала залитого горилкой и приправленного горохом. Вонючий правда, но целиком ваш.
А у Москвы, у России вообще ничего нет, одни приграничные х...ы.
Re:
Т1000 написал 25.01.2009 11:37
:) Тогда уже сразу скинуть на хер Москву. Вместе с властью и "попозицией". Вот уж кто действительно сосет со всех и у всех. Кстати, "Москвич", ВАШЕГО газа вообще не существует. Только бурый уголь и торфяники. )))))))
1 | 2 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss