Ленин открыто писал, что «колониальный и полуколониальный Восток» поднимается. Значит, если Советская Россия хочет, чтобы антиколониальное и национально-освободительное движение были на ее стороне, она должна внятно убедить всех в решительном разрыве с империалистическим прошлым и показать потенциальным советским республикам, что их ждет равноправие и заботливое сохранение и развитие национального своеобразия, а не поглощение в империи красных царей. Ленин создавал СССР как матрицу всепланетной федерации.
Е.Ихлов
Итак, затеплился пожар мировой революции - не там и не тогда, как себе то представляли классики и фракционеры марксизма-ленинизма, однако факты упрямая вещь. Революция нарастает и перерастает узко-государственные масштабы. Только сейчас нам, обитальцам руин СССР в начале 21-го века представилась возможность понять, какой это заразительный подъём масс, и как он шагает поверх границ, провидя будущее всего человечества. Вот так же, но с иными акцентами, с ярко-красной или минимум социал-демократической (что было на тот момент еще не столь различно) требовательностью к правительствам, бушевала Европа после Первой мировой - точнее в её рукотворном завершении. И точно так же, как сегодня относится в революционных очагах арабского мира к насилию армии и полиции весь охваченный телетрансляцией мир - относились к милитаризму в условиях пролетарского братания поверх границ. Венгрия, Германия, Россия... Так что вовсе не такой уж сказкой и невозможностью была мировая революция по-марксистски век назад.
Однако и сегодня, как век назад, и умам значительно уступающим Ленину, Либкнехту, Троцкому, Люксембург, Сталину, Коллонтай, Дзержинскому и Свердлову - невдомёк, что революция не может состояться как международная без единства руководства. Таковым руководством мог быть и недолго был Третий Интернационал. Однако же, сегодня в арабских странах совершенно иная повестка дня. Сможет ли революция сперва демократического этапа перерасти в социалистическую и перейти границы после свержения монархий и деспотий, объединяя народы в АССР (Арабский союз социалистических республик)?
Здесь надо искать ответ в движущих силах революций. Они действительно похожи - в Тунисе и Алжире, Ливии и Египте. Это современный пролетарий - наемный работник, не имеющий средств производства. И здесь я бы хотел лишь одну иллюстрацию дать - из свежих впечатлений из Политехнического музея, где мы вручали свой ЭкоЧайник, а смотрели кино фестиваля ЭкоЧашка. Фильм «Мусорные мечты» - это ликбез для тех, кто не знал о «плоти» египетской демократической революции.
Забалины - это не просто профессия мусоросборщика в Египте, это целый районище Каира. Он выглядит особенно, как в фильмах о войнах цивилизаций, это перманентные руины, недостроенные новостройки, где не только живут, но и перерабатывают мусор современные египтяне. Да, как подвид человека - и такие современники есть у нас. Они, как особые насекомые или бактерии, перерабатывают последствия жизнедеятельности другого мира: пивные банки, пластиковые бутылки и пакеты. Это ремесло передается по наследству. Забалины женятся - их развалины надстраиваются, молодой муж может ввести жену только в собственный дом. И тут есть традиции...
В общем - часть арабского мира была от нас скрыта до революции. Этот кошмар мусорного мира вполне реален - мир дошел до такой жизни, что пора его менять, замкнутым уделом мусоропереаботчиков - пора вырываться, как российские рабочие вырывались из лап заводской эксплуатации за гроши в 1917-м. Желание изменить мир сильнее там, где хуже живется.
И как раз незадолго до событий на площади Тахрир, у забалинов стали отбирать сферу переработки: капиталистическая безжалостная глобализация пришла и в этот забытый человечеством мир-изнанку. Итальянцы со своей техникой и персоналом стали монополизировать рынок мусоропеработки, и тут забалины стали создавать профсоюзы - тут начался культурный рост протестных сил. Остальное вы видели на площадях Каира. Вот так из глубин обществ мгновенно вырастает бьющий по самой власти кулак - а забалины были лишь одним пальцем в нём. Но на заметку берём.
Что объединяет эти страны, где восстал народ, кроме принадлежности к арабскому миру: Тунис, Египет, Йемен, Иорданию, Бахрейн, Алжир и дальнейшие «станции» революции? Это были своего рода витрины западной демократии в странах Азии, Африки. Демократии, обернувшейся деспотиями - в точности, как в РФ изначальный демократический импульс стал поводом для установления олигархической власти, местами даже не буржуазной, а неофеодальной. Как и в Эрэфии, и здесь возбудителем революции стали коррупция, бедность большинства населения, несменяемость правящих элит (в Йемене, где в 1990 г. произошло насильственное "объединение" с Народной Демократической Республикой Йемен, правил с 1978 г. Али Абдалла Салех; в Египте с 1981 г., после убийства Анвара Садата, - Хосни Мубарак; в Тунисе с 1987 г., пришедший к власти в результате конституционного переворота, - Зин аль-Абидин Бен Али; в Иордании с 1999 г. король Абдалла II), огромные долги, массовая безработица, эпидемиологические болезни, голод, резкая поляризация населения. Например, недавний референдум отделил южный Судан (крупнейшее по территории государство Африки) от остальной арабской части, где "запахло" нефтью. Эти же причины, а также трайбализм (межплеменные противоречия), межэтнические и межконфессиональные столкновения касаются и других (неарабских) стран, например, Кот-д'Ивуара (Берега Слоновой Кости) и др.
По-разному, но одновременно арабские страны доросли до нажатия на «ресет» в системном блоке власти - эрзац-демократия перестала отвечать интересам трудящегося большинства. Другое дело, что на данном этапе бОльшую, чем профсоюзы и левые, роль играют религиозные организации - ведь и они оказались в оппозиции меньшинств. И здесь, конечно, грядёт тоже своеобразное «отделение церкви от государств» - в том плане, что лояльные деспотическим режимам богомольцы уйдут в небытие после падения режимов - и критерий деспотичности первых плюс проституированности вторых здесь будут главными. Усилятся атеистические настроения, в итоге. Это тоже зерно на мельницу нашей, социалистической мировой революции.
Можно сказать уже уверенно, что третий мир рвётся выше своими пока не скоординированными революционными усилиями. Этот участок человечества дорос до больших свобод, что давала им эрзац-демократия, джамахирия и все прочие имитационные институты власти, скрывавшие нефтяные и прочие монополии Каддафи и похожих на него артистов-диктаторов. Забавно, что до последнего времени Джамахирия восхищала захиревшую расеянскую оппозицию в Думе: с этажа КПРФ на этаж ЛДПР передавались изданные в покет-формате зелёные книжки Каддафи. Думаки причмокивали: мол, вот молодец, как сумел скрестить религиозный и национальный факторы ,чтобы надуть социалистов! Чтобы надуть мыльный пузырь «исламского социализма» - а именно о таком гапоновском социализме мечтают оппозиционеры Его Величества. Ведь они все верующие, и ставят социализм всегда в угол носом, под иконки - как провинившееся неизвестно за что советское дитя...
Но там, где дышат реальные силы революции, где оппозиция сталкивается с полицией (как вчера в Ливии), где уже немалые потери оппозиции говорят о серьёзности её намерений - становится уже не до книжек, не до теорий. Важно понять - достигнут ли они своего плана-минимума. А во всех, объятых революционным пламенем - фитилём социального прогресса, - странах Ближнего Востока, главной целью являются персонально властители, которые ближе к диктатуре, чем к демократии.
Здесь особняком стоит Иран - в нём заметны тезнические достижения, как и в СССР сталинского периода обогнавшие демократическую перестройку общества и потому кажущиеся второстепенными. Подогреваемые именно западными примерами демократий, здесь демонстранты буквально рубят ствол дерева, на одном из сучьев которого сидят. Стремление Ирана к атомной (энергетической) независимости есть главное на данный момент для всех граждан Ирана дело. Эта независимость означает и национальную независимость и демократическую - но это некогда втолковывать разбуженным и здесь, в основном столичным, интеллигентским и люмпенским (как в СССР 1991-го года) силам революции. Как не всю еврпоейскую буржуазию свергла революция начала 20-го века, так и ныне не все режимы падут на Ближнем Востоке, конечно - однако сильные социальные и государственные изменения проихойдут даже без революций, как произошли они, сделав возможным дальнейший соблазн социал-демократии впику коммунизму, после успехов СССР в Европе.
Во что такое коллективизм, живое творчество масс - даже на «тёмном» и глубоко религиозном Ближнем Востоке. Увидев, как большинство запросто свергает диктаторское меньшинство - целые страны встают на дыбы. Верно: некая всеобщая демократическая революция, либо же перезагрузка там, где правительство вменяемо и не держится за нефть и прочие поручни, - нужна была бы не только арабскому миру, но и пресловутой Русской цивилизации. Ведь и постсоветская демократия выродилась в силовигархическую деспотию - где все ветви власти действуют не по закону, единому для всех, а по понятиям питерской братвы. Некое подведение общей черты нужно всему человечеству - и уж коли таковой чертой стала представительная демократия, пусть она настанет по-настоящему везде. Немногого требуют, на самом деле. А там - и до социального прогресса, до социализма снова недалеко. И этот уже соцализм может прийти по-марксистски, то есть плавно и везде.
Вот именно это и должно насторожить тех, кто ещё вчера, не глядя за южный, арабский огонь революции, думал, что его преференции и сверхприбыли просуществут столько же, сколько антисталинские и антисоветские настроения в дезориентированном и регрессирующем обществе (а они тиражируются в нужном количестве кремлядиными СМИ). Однажды даже самые простые вопросы - демократические, а затем и социалистические, выводят на площади тысячи и миллионы. Верно, в морозной Раше это кажется пока невозможным, но наглость и роскошества силовигархии способны тут подогреть советский народ куда лучше активного солнца в более жарких странах.
Отметим - именно доходами Мубарака были так заинтересованы свергнувшие его массы. И его все подопечные чинуши ныне невыездные, под следствием, о чём я писал недавно. Значит - революция там не маразматичка, и не прощает, не забывает ни одного преступления власти. В постсоветской России таких преступлений - не счесть. И если в день на ТВ разбирать по одному олигарху - как уже начали с Абрамовичем (путинских двигают и свои, медведевские, однако это не то, что нужно нашей революции - не тот масштаб разоблачений). Накопившееся в РФ за 20 лет капиталистической вольницы - ждёт воплощения площадного, несомненно. И пусковым тут рычагом могут стать, скорее всего, очередные фиктивные выборы - хотя, и таковых иногда трудно дождаться.
То что ныне позволяет себе «конституционный режим» в Геленджике, те факты, что с каждым днём завоёвывают эфир - это куда больше причин, сделавших возможным Тахрир. Нагло строящиеся (как олимпийские объекты?) поместья патриарха и премьера в Геленджике - повод не просто задуматься, а начать уже более открытую игру оппозиции на поле власти. Здесь (по депутатским запросам) и станет видно, кто изображал оппозиция, а кто ею являлся. Впрочем, в Думе как раз карманные особи - если и их дворцы и коттеджи вытащить на свет, по ним та же тюряга заплачет...
Но отметим - режим Каддафи и Путина это близнецы-братья. Там карнавальная Джамахирия, тут - сувенирная демократия на сырьевом фундаменте и при полном подавлении политических свобод и профанации выборов. И наши-то силовигархи пока наивно смакуют тамошние волнения, так как им это прибавляет на счетах баблос, ведь нестабильность Ближнего Востока это всегда выгода северной нашей сырьевой империи. Тем не менее, такую радость можно расценить и как монаршее заблуждение, стоившее жизни кое-кому в ходе Великой Французской революции.
|
|