"С 25 ноября сего года СФНО прекращает свое существование и ни одно частное лицо, равно как и общественная организация, не может использовать это название в своих целях, какими бы благородными они ни были", - говорится в декларации "субкоманданте", опубликованной в мексиканских СМИ.
Как отмечается в документе, вместо СФНО создается легальная политическая организация, которая "будет развивать идеалы сапатистской революции на общенациональном уровне" и примет участие в президентских выборах 2006 года, составив, таким образом, конкуренцию трем официально зарегистрированным партиям. За двенадцать лет существования вооруженная группировка сапатистов сформировала в сельве штата Чиапас девять муниципальных зон, полностью автономных от федеральных властей и правительства штата. В одну из этих зон входит всемирно известный центр древней культуры майя Паленке. Управляются эти зоны "честными правительствами", которые выбираются всеобщим голосованием жителей и отчитываются перед ними в своей деятельности. В районах, где двенадцать лет назад не было даже электричества, СФНО построил школы, больницы, центры развития народных промыслов, ввел современные методы обработки земли. Из опубликованного "субкоманданте" Маркосом документа неясно, продолжает ли существовать, после роспуска идеологического и политического крыла, вооруженная организация сапатистов, или она тоже подлежит расформированию. Тем не менее, лидер повстанцев подчеркивает свое намерение создать в Мексике широкий, "надпартийный" фронт левых сил, способный серьезно влиять на политическую ситуацию в стране.
Таким образом, в историю ушла одна из самых ярких, интересных и загадочных сил антиглобализма и антиимпериализма. Субкоманданте Маркос был легендой для миллионов, по своему масштабу таким же как Че.И вот он - романтический воин, "человек в маске" перешел на путь конформизма, на путь "легальной борьбы", продемонтсрировав тем самым, изначальную обреченность возглавляемых им сил в попытке противостоять режиму и системе, не стремясь к власти, отказываясь от научного наследия революционных поколений. Отказавшись от первоначального марксизма в пользу спецефически индейских общинных идей, Маркос исчерпав весь их потенциал, вынужден был признать свое фиаско таким эфефктным жестом.
Опыт сапатизма еще предстоит осмыслить и оценить должным образом.Но создается впечатление что все попытки изобрести велосипед, идти своим, пусть идеалистически благородным, но ненаучным путем - обречены или на гибель, или на капитуляцию. Маркос много и часто говорил о неприемлемости для него той политической борьбы, какую вели Кастро и Че, русские и китайские коммунисты, он постоянно, гневно и будто бы справедливо обличал революционеров прошлого в том, что их методы оскверняют их благородные цели, но... "революции не делаются в белых перчатках".
Человек, сравнявший роль иракского сопротивления сатанизму с борьбой за права сексуальных извращенцев,видя в этом "одну и ту же борьбу с глобализмом", Маркос много говорил о Сервантесе и об образе Дон Кихота, но никто не мог предположить тогда, в январе 1994, что он сам и есть Дон Кихот, в его самом что ни на есть реальном отображении.
|
|