Кто владеет информацией,
владеет миром

Невозможно смоделировать мир в Нагорном Карабахе, видя в соседе по региону только врага

Опубликовано 23.05.2008 автором Олег Султанов в разделе комментариев 9

Невозможно смоделировать мир в Нагорном Карабахе, видя в соседе по региону только врага

7 июня в Санкт - Петербурге должна состояться первая встреча нынешних руководителей Армении и Азербайджана. Сможет ли она способствовать хотя бы частичному урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

12 мая 2008 года был преодолен четырнадцатилетний рубеж, отделяющий подписание в Бишкеке протокола о прекращении огня в Карабахе от сегодняшних (до сих пор печальных) дел в зоне нагорно-карабахского противостояния. На первый взгляд, состояние «ни войны, ни мира» должно удовлетворять и Баку, и Ереван, и руководство самопровозглашенной НКР (Нагорно-Карабахской Республики); войны нет, и - слава Богу!

Как полагает руководитель Кавказского института СМИ Александр Искандарян, «…если не стреляют, значит, идет мирный процесс». Думаю, что с этим мнением ученого согласятся немногие. За истекшие 14 лет к весьма странному миру в Карабахе проявляют живой интерес не только жители Южного Кавказа, но и политические лидеры, общественность России, других крупнейших государств планеты.

Положение в Нагорном Карабахе и вокруг него давно уже стало и объектом острых дискуссий, и мишенью для тысяч саркастических публикаций в прессе, и предметом разного рода международных семинаров, симпозиумов, научных конференций, и ожесточенно – злых взаимных обвинений азербайджанских и армянских властей в нежелании достичь мира. Восторженно - хвалебные констатации официальных Баку и Еревана собственной военной мощи, боевого настроя национальных армий, резко негативные суждения друг о друге, не поддающиеся количественному измерению едкие язвительные оскорбления, часто используемые политиками, журналистами и политологами, заменяют порой аргументированные доводы в пользу той или иной позиции. А вот содержательно рассмотреть имеющиеся препоны к налаживанию добрососедских отношений, придти к разумным выводам, на основании которых можно разработать удовлетворяющую народы Азербайджана и Армении модель мира в Нагорном Карабахе, ни президент И. Алиев, ни все его бывшие коллеги из Республики Армения (РА) так и не смогли. Или, может, не захотели, следуя «патриотическим» рекомендациям своего окружения?

Новый руководитель армянского государства Серж Саркисян, как и Ильхам Алиев, предполагаю, прекрасно уясняет, что ситуация практически зашла в тупик и «разрулить» ее (даже теоретически) 7 июня на берегах Невы вряд ли удастся. За 14 лет вся оценка ситуации свелась со стороны администрации Азербайджана к предложению руководству НКР статуса автономии в составе Азербайджанской Республики (АР). Армяне же, понятное дело, автономию в составе АР отрицают, и хотят независимости, причем, отгороженной от «азеров» госграницей. Ну нет больше любви между, как утверждали в СССР, этими двумя бывшими братскими народами, хоть ты лопни!

Советская «любовь» не очень плавно, и даже с большой кровью, трансформировалась в вооруженное противостояние, поддерживаемое миллиардами дензнаков нефтяного происхождения. Не секрет, что наличие углеводородного сырья в недрах, над которыми расположены земли некоторых постсоветских государств, явилось, увы, стимулом для безудержного обогащения ряда бывших функционеров КПСС, КГБ, различного ранга госчиновников и просто хватких жуликов. Приятный процесс оперативного (по времени) накопления капитала отодвинул в дальний угол реальные заботы о благополучии народов – избирателей, ликвидацию немалых тягот жизни рядовых обывателей, о которых власти богатых сырьем стран вспоминают лишь за пару месяцев до выборов.

В горах Армении нефтью и газом не пахнет, поэтому руководителям этого государства, наверное, приходиться думать о населении все время, не замыкая заботы о благе народа временными рамками избирательных компаний. Это трудно и совсем непохоже на практику, к которой прибегают в ходе проведения предвыборных баталий правители нефтегазоносных стран СНГ – на время приоткрывают сырьевую «кубышку», чтобы «подогреть» электорат и правящую партию.

… Однако, ближе к теме. Конечно, не мне, журналисту, судить о качестве работы азербайджанских и армянских дипломатов, политиков по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Но оценить результаты поисков выхода из перманентных условий «ни войны, ни мира» имеет право любой интересующийся этой темой человек. Вся «послевоенная» (с 1994 года) практика «мирной» борьбы за Карабах (азербайджанцы хотят его вернуть себе, армяне – сохранить за собой) подтвердила, что попытки решения данной территориальной проблемы методами, применяемыми Баку и Ереваном, не могут коренным образом изменить положения. Практически ничего не дают и якобы активные усилия, предпринимаемые сопредседателями Минской группы ОБСЕ; их регулярные визиты в регион широко освещаются национальными СМИ, и порой даже изменение интонации в голосе какого-либо сопредседателя «трактуется» в пользу той или иной стороны конфликта. Но как бы там ни было, представители Минской группы ОБСЕ в своей констатации тверды: «Мирное решение конфликта потребует политического компромисса в вопросе статуса Нагорного Карабаха!».

Этой констатации созвучна и позиция министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, считающего, что необходимо изыскивать грани для решения вопросов, а не нападать друг на друга. Более резок представитель МИДа Азербайджана Хазар Ибрагим, упрекающий Армению в том, что она не хочет отказываться от своей оккупационной политики. Вообщем, не завидую я ереванским и бакинским аналитикам, которые подготавливают выкладки для своих президентов к их июньской встрече в Питере. Представляю, как С. Саркисян листает подготовленную для него справку о последних событиях в Азербайджане, и как удивляется некоторым ее позициям. Например, той, которая отражает намерение официального Баку выделить на проведение в Азербайджане Олимпиады – 2016 почти $ 30 млрд.

Не знаю как армянский президент, но я бы на месте господина Саркисяна, наверное, насторожился, рассуждая примерно так: «Если азербайджанцы готовы выложить эту астрономическую сумму на спортивные битвы, то, сколько же миллиардов зеленых они могут использовать на поле настоящих боевых действий?!». А теперь свою справку о делах, связанных с Арменией, «читает» лидер Азербайджана И. Алиев: «Так…Что там ответил глава ОДКБ Коля Бордюжа, когда ему задали хитрый вопросик («Как известно, военный путь урегулирования нагорно-карабахского конфликта не снят с повестки дня в Азербайджане. Каково будет реагирование ОДКБ в случае возобновления военных действий, учитывая членство Армении в ОДКБ?»)?

… Ага, а Бордюжа ответил тоже хитро: «В случае, если все же возобладает нерациональный подход и начнется катастрофическое развитие событий, ОДКБ будет определяться с учетом специфики развертывающейся ситуации, принимать коллективное решение на основе положений своего Устава…». И господин И. Алиев тоже, быть может, насторожится, ибо знает, что Устав ОДКБ предусматривает «залповый» коллективный ответ всех участников Организации на угрозу в адрес любого члена ОДКБ. То есть, если могущественный, со всеми своими нефтяными миллиардами, Азербайджан применит военную силу в Нагорном Карабахе, то автоматически сработает механизм коллективной безопасности, пламенным мотором которой является тоже не бедная на нефть, газ (и амбиции) Россия.

Думаю, если бы был жив бард Владимир Высоцкий и его бы попросили оценить вышеупомянутое заявление об Олимпийских миллиардах, сделанное вице-президентом Национального Олимпийского комитета Азербайджана Чингизом Гусейнзаде, а также высказать свое мнение о позиции Бордюжи, то певец ответил бы так: «Берут друг друга на понты!». И я бы с ним почти согласился. Сомневаюсь, что 7 июня лидеры АР и РА продемонстрируют всему миру, что ими гложут самодовлеющие цели, реализация которых может реально «сократить» число армян и азербайджанцев на планете.

Вторая Карабахская война окажется бичом для простого люда АР и РА, так как все «издержки» этой войны лягут на плечи народных масс, а не чиновных «ястребов», подталкивающих два общества к очередной бойне. Не лучше ли открыть «торговый фронт»? Нагорный Карабах в недалеком прошлом был составной частью азербайджанского внутреннего рынка. Что препятствует сейчас осуществлению азербайджанской торговой экспансии в Карабах, в ходе которой на этой территории появятся объекты инфраструктуры, а нефтяные миллиарды будут работать не на войну и спортивные понты, а для людей?

Массовые финансовые «инъекции» в развитие любой территории – весьма эффективный способ для создания нужной инвестору социальной атмосферы. Если уж Баку стремится укоротить руки Еревану в Нагорном Карабахе, то эффективнее и дешевле использовать не танки и пушки, а финансовые инструменты, недоступные армянам, чье государство сейчас испытывает экономические, финансовые затруднения при решении определенных социально-экономических вопросов.

Президент И. Алиев, предполагаю, понимает, что никакие с его стороны военные угрозы в адрес Армении не изменят ее статус передового рубежа России на Южном Кавказе и никогда не разрушат стратегию ОДКБ в этом регионе. Ведь не секрет, что одной из целей РФ и руководства ОДКБ после выхода из этой организации Азербайджана являлась перестройка, которая детально учитывала изменившуюся ситуацию, а также осуществила новую дислокацию органов управления. Это очевидный факт, и он свидетельствует о том, что Азербайджану выгоднее именно торговая экспансия в горы Карабаха, чем направление туда вооруженного до зубов экспедиционного корпуса.

...Июньская встреча в Санкт – Петербурге, хочется верить, покажет всему миру, что азербайджанец Ильхам Алиев и армянин Серж Саркисян не только президенты, но и общественные идеологи, социальные лидеры своих народов. Дай Бог, чтобы они предотвратили Вторую Карабахскую войну и смогли наладить реальный мир между двумя основными этносами Южного Кавказа. Пожалуй, это станет самым важным нравственно-политическим итогом деятельности этих двух политиков, благородные усилия которых навсегда войдут в мировую историю.



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 2
Поделиться
Всего комментариев к статье: 9
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Николай написал 17.06.2008 09:33

Карабах принадлежит карабахцам и именно они определяют, где им жить - у них такие же права как у всех других народов. И свой выбор они уже сделали. Азерам и всем остальным в этом вопросе решать нечего. Межнациональный конфликт как таковой там уже разрешился, хоть и самым печальным для интернационализма образом: стороны пришли к тому, что они друг другу не нужны и, действительно, прекрасно обходятся друг без друга.
Так что военные угрозы Азербайджана не имеют отношения к самому карабахскому конфликту. Все государства посматривают на территории соседей, как на потенциальное жизненное пространство. Только азеры - как внезапно разбогатевшие набобы - идут напролом и потому могут рассчитывать лишь на шишки. Однако не стоит учить их уму-разуму, торговым экспансиям и инвестиционным войнам. Азербайджан - не игрок в этом регионе. Нефть кончается, закончатся и угрозы. Да и нечего азерам предложить Армении - та умудряется лучше решать свои проблемы, нежели Азербайджан. Мои коллеги из Армении получают больше, чем сотрудники подобного же ведомства в Азербайджане (последние выживают только засчет хорошо поставленной коррупции).
(без названия)
еклмн написал 08.06.2008 19:44
С Карабахом вопрост - прост. Тут нет никакой справедливости. Какие бы сказки не рассказывали армяне - это не армянская земля. И не тюркская ровно также. Сам по себе, как самостийная территория Карабах не может существовать. Поэтому либо азербайджанцы армян победят, либо они их. Если, конечно, кто-то их всех вместе не захватит.
Так что если кто-то хочет за кого-то болеть - не позортесь, не выдумывайте фальшивых оправданий: вы не выдумываете оправдания, 'объясняющие' почему вы болеете, скажем, за ЦСКА?
Ответ Родом из Детства ( или Впавшему в детство )
Абориген написал 25.05.2008 23:18
рОДОМ ИЗ ДЕТСТВА - знаете ли вы, что Азербайджан - представлявший тогда собой конгломерат ханств, входил в состав России вместе с Карабахом (вернее, Карабахским ханством - собственно Нагорный Карабах лишь его часть)- по Тюркменчайскому и Гюлистанскому договорам - в них нет ни слова об армянах.Армении как государства тогда не было вообще, присутствие армян на этой территории было ничтожным - но есть ли на свете территории, где они не присутствовали?Так когда же Карабах успел стать частью Армении? На его терриории нет ни одного географического названия,которое было бы исторически армянским, советские переименования вроде Степанакерта(Степан Шаумян- один из бакинских комиссаров)не в счет.Даже само название - Карабах - оно появляется в русской литературе уже в начале 19 века.Как не пытались армяне, чувствуя явное несоотоветсвие своим претензиям, ввести вместо Карабаха название Арцах - так ничего и не вышло, не прижилось это название.В составе Армении Карабах находился ровно 3 года -с 20 по 23 годы,(под давлением армянских большевиков), затем ввиду явной неудачности этого решения и недовольству местного населения это решение было отменено.3 года - недостаточно для претензий Армении на эту территорию. Не надо забывать, что армянская возня вокруг Карабаха началась в перестройку и за армянами стоял Запад - вспомните хотя бы решение конгресса США в 89 году и их мощной поддержке. Фактически армяне возглавили парад сепаратизма в СССР и косвенно способствовали его развалу. А если вы считаете, что военные захваты обеспечивают легитимность и"нерушимость границ " - ну что ж,Азербайджану ничего не останеться, как тоже применить силу - и вы, как честный человек,должны будете признать его право. Раз уж признаете только право грубой силы.
Валентину
человек написал 24.05.2008 17:27
Хотелось бы знать , уважаемый Валентин, а что же было искажено в информации по Приднестровью? Может я неправильно указал размеры наших пенсий? Так ведь я указал размеры максимальные. А если говорить о пенсиях минимальных, а особенно для сельских жителей? Представляю, в чем бы Вы меня тогда обвинили! Полагаю, что Вы "поскромничали", когда причислили себя к простым людям Приднестровья("Да, живем мы , простые люди, в Приднестровье сложно и небогато.") Могу даже предположить из чьей Вы "команды"! Ну, а насчет того, что Вы причислили нас пенсионеров, к "небогатым людям", ну тут как говорится и культурных слов для характеристики вашего опуса найти трудно. А Ваше утверждение о том, что все наши беды "это - результат нашей непризнанности.", ну все, что называется "ПРИЕХАЛИ"! Да ведь непризнанность для ВАС, что для кота Васьки сметана. Чем она дольше будет , тем больше в карман капает. А если серьезно, то вся эта Ваша пропаганда расчитана на людей в лучшем случае неосведомленных, Вы же по "накатанной" идете, 17 лет Вы нас за "быдло" имели, и думаете и дальше иметь? Ай,ай,ай, какие же Вы неповоротливые, придумали бы что-нибудь "посвежее". Ну, а насчет того, что "Проблемы экономики и материального благосостояния в основном завязаны на блокаде Приднестровья и всяческих препонах для торговли.", тут Вы уж точно "погорячились". Какая "блокада"? Я же Вам сказал, все это для "лохов" , за которых Вы нас держите. Ну почему Вас не было на площади Суворова 17-го мая? Ну, рассказали-бы все это нам еще раз, только глядя в глаза!(а может Вы там были по долгу службы?,а). И еще, хочу ВАМ пожелать, чтобы ВАШ личный годовой бюджет составлял ту сумму, которую по Вашему утверждению выделяет на содержание С-ДПП Воронин. Не обижайтесь если будет мало, просто другой привязки нет. А насчет: " О какой же адекватности автора можно говорить.", я согласен, только какого АВТОРА??? И насчет того, что "мерзавцы везде есть.", тоже полностью согласен, а у нас в Приднестровье их "до фига и трошки". Только, "молодой человек Валентин", как-то нехорошо получается, когда я писал свой ответ на статью Олега Султанова, я как человек культурный не употребил ни одного бранного слова, я констатировал факты имеющие место в Приднестровье. А вот Вы при отсутствии полной конкретики в Вашем отзыве, вот так вот, "сгоряча" указали на каких-то "мерзавцев" . Что, слабо людям в глаза правду сказать? Слабо! Значит я передаю привет "СТРАУСУ"!
У каждого народа есть свой мерзавец
Валентин написал 23.05.2008 23:16
Автор комментария по Приднестровью явно лукавит и извращает ситуацию. Да, живем мы , простые люди, в Приднестровье сложно и небогато. Да, есть проблемы и с властью и с распределением средств и пр. Но во многом все это - результат нашей непризнанности. Проблемы экономики и материального благосостояния в основном завязаны на блокаде Приднестровья и всяческих препонах для торговли. А партии - социал-демократическая например, ведь она живет и работает на деньги Воронина. Да и не скрывает этого. О какой же адекватности автора можно говорить. Приезжайте и посмотрите. Проблемы везде есть. И мерзавцы везде есть.
У нас тоже как в нагорном карабахе
человек написал 23.05.2008 22:12
На постсоветском пространстве много "не признанных". Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье... При наличии у них "разной природы" их образования, цели тех, кто в начале 90-х рвался к власти были одни - НАЖИВА, НАЖИВА и еще раз НАЖИВА. Всем, находящимся у власти в "непризнанных республиках" и в странах "участников переговорного процесса" абсолютно до "Фени" простой народ. Для них, чем хуже народу - тем лучше им. Я житель Приднестровья и ситуацию в нашей "непризнанной республике" знаю изнутри сначала конфликта и по сей день. Даже сейчас, когда Москва, после Косово, с "баркого плеча" пытается показать Западу, как надо решать территориальные конфликты (я не оговорился, именно территориальные), поскольку в Приднестровье не было ни этнических, ни конфессиональных, ни национальных предпосылок. Даже сейчас, когда пытаются возобновить переговорный процесс "семья Смирнова" все делает для того чтобы выиграть лишний день нахождения у властим. Потому что каждый лишний день, "КАПАЕТ ЖИВЫМИ БАБКАМИ" , и они не думают об основном населении Приднестровья, ПЕНСИОНЕРАХ, у которых максимальная пенсия 550 придн.рублей (64 дол.), плюс матушка Россия озаботилась, добавила в месяц аж 85 руб.(10дол.), а родная "непризнанная" добавила аж 25 руб., так называемых "хлебных". При этом цены на хлеб за последний год возрасли ровно в два раза. А вся хлебная отрасль "непризнанной" находится в руках: часть у младшего Олежки, часть у старшего Вадимки (упаси бог, он нигде не фигурирует, это все "фирма ШЕРИФ"). Вот так мы пенсионеры и живем на 77 долларов в месяц, при этом минимум половина пенсии уходит на оплату коммунальных услуг. Так, что уважаемый автор Олег Султанов, если Вас и в дальнейшем будет интересовать тема "выхода из перманентных условий «ни войны, ни мира»" милости просим в Приднестровье. Фактического материала достаточно, не только на статью, на хорошую книгу потянет. Правда, если не страшно, потому как тут голимый криминал, надеюсь название "фирмы" о многом говорит. В Приднестровье две малюсенькие так называемые оппозиционные партии. Социал-демократическая партия Приднестровья и Коммунистическая партия Приднестровья, по составу, партии пенсионеров. Что они могут сделать без финансирования? Выйти на митинг? Вышли, 17-го мая! А власть, на площади , где разрешили проводить митинг, включила на полную мощность громкоговорители, так, что рядом стоящие друг друга не слышали. Изуверский способ издевательства над стариками.До боли грустно, ведь знаем, что защитить некому.
Re: Нет счастья в жизни
Alex написал 23.05.2008 21:31
Это очередной блеф корумпированного руководства Армении насчет "мощных и самых подготовленных Вооруженных сил". Разложение Армии началось с приходом Сержа Сарксяна, когда на первый план был поставлен вопрос преданности, а не профессианальной подготовленности. Армия превратилась из боевого организма в шоу-войска для проведения парадов и различных мероприятий. Боевой дух населения на самом низком уровне после организованного террора государства над своим народом 1 марта 2008 года. Растеряны и посажены в тюрьмы имеющие опыт боевых действий золотой фонд ветеранов прошедшей войны. Со стороны "государственных мужей" сделано все возможное и невозможное для поражения в будующей войне. История военного искусства говорит о том, что в этой обстанове, противник начав войну, за первые месяц полтора продвигается вглубь на 150-200 км. Вот тебе и граница Армении... Мне кажется, что Азербайджан скоро сам додумается до этого...
Нет счастья в жизни
sergey1069 написал 23.05.2008 20:39
Печально, но есть проблемы между странами, которые не решить переговорами Именно такая проблема карабах, дай Бог, чтобы я ошибался. Сегодня армяне существенно сильней азербайджанцев, но время работает против них и со временем богатый Азербайджан может стать сильней и лучше вооруженным. Или у России появится некие специальные интересы к Баку. Или Армения захочет в НАТО. И тогда запросто новая и кровапвая война. Я не верю в мирное разрешение этой ситуации.
Земельный вопрос, который испортил всех.
Родом из детства. написал 23.05.2008 20:00
Никакие миллиардные инъекции не превратят армян в азербайджанцев и наоборот. Проблема Карабаха в том, что осколок Армении, искуственно отделенный от собственно Армении, хочет остаться Арменией. За годы искуственной азербаджанизации симбиоз не состоялся. Отдельные мутации не считаются. Проблема в том, что провозглашена некая незыблемость границ. Но данная граница абсурдна. То есть необходимо признать, что некоторые границы не так уж незыблемы. Именно некоторые. Без обобщений. Хотя внешне проблемы Абхазии, Косово и т.п. считаются однотипными, их решение разное. Решение проблемы Косово не должно быть аналогией для остальных. Аналогия здесь неприменима. Применима лишь теория управления. Скажем, что произойдет, если клочок территории, условно азербаджанской, прейдет к Армениии? Ничего. Все станет на свои места и все успокоятся. Экономика Азердайджана не пострадает, вообще ничего с Азербаджаном не случится. И с азербаджанцами тоже. А то, что якобы возникнет цепня реакция, так она уже возникла и не затихает. Решение проблемы Карабаха в пересмотре границ и в воссоединении армян Нагорного Карабаха с Восточной Арменией.
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss