Кто владеет информацией,
владеет миром

Письмо белорусскому другу

Опубликовано 03.11.2010 автором Иван Зорин в разделе комментариев 93

Письмо белорусскому другу

Хочу поделиться опытом стороннего наблюдателя, не состоявшего ни в одной партии и не примыкавшего ни к одному из политических течений, четверть века следившего за происходящими в России переменами и остро переживавшего их необратимый ход.

Чтобы избежать подозрения в тенденциозности, скажу, что в 1991 году я был одним из «защитников» Белого дома, и, как вся советская интеллигенция в перестройку, с огромным энтузиазмом встретил «ветер перемен». Тогда была пора исканий, казалось, мы задыхаемся под идеологическим прессом, устав от однообразной, серой жизни, от регламентированного уклада, от наглухо задрапированной власти. Мы хотели свободы, разделяя популярный лозунг: «Так жить нельзя!», встретили перестройку с надеждой и оптимизмом, как весну после долгой зимы.

То, чем всё обернулось, хорошо известно. Но в Беларуси события развивались иначе, чем в России, человек, подписавший Беловежские соглашения, в отличие от его российского подельника, продержался у власти лишь три года, за которые поезд не успел окончательно сойти с социалистических рельс. Ситуация схожа, и мне кажется, психологический климат современного белорусского общества во многом напоминает тот, о котором я писал выше.

Стабильность власти должна вызывать раздражение, желание перемен, это психологический закон, известный как «комплекс подростка». Трудно изо дня в день терпеть одно и то же лицо, даже если это лицо матери. И среди белорусов, особенно среди молодёжи и интеллигенции, как наиболее чувствительных составляющих общества, обязательно должно родиться чувство протеста, желание избавиться от опеки, бросившись в объятия неизведанной, манящей свободы, окунувшись в мир взрослой самостоятельности.

Это смутное томление, искание чего-то большего, чем гарантированный кусок хлеба и государственная защита, свойственна народам всех социально ориентированных стран, чья экономическая и политическая стабильность вызывает «психологический застой». Для огромной массы, лишённой возможности долго жить за границей и черпающей впечатления с телеэкрана, жизнь по ту сторону представляется как обёртка глянцевого журнала, беззаботной и весёлой, с главной проблемой у женщин – следить за модой, а у мужчин – правильно выбрать марку автомобиля.

В обществе потребления все выглядят раскованными, имеющими своё мнение буквально обо всём, с улыбкой высказывающимися по любому вопросу не хуже экспертов в бесчисленных ток-шоу. Сквозь призму СМИ и жизнь здесь представляется одним большим шоу, на которое приглашают и на которое так хочется попасть. Однако у этого шоу свои шоумены, которым другие нужны лишь в качестве обслуживающего персонала. И в конце восьмидесятых казалось, что может быть только лучше, что все завоевания социализма останутся, а к ним добавится лоск «свободного мира». И главное, была неколебимая уверенность, что сохранятся человеческие отношения, что человек человеку никогда не станет волком. Это ведь совсем других имел в виду Гоббс.

Но поменялись обстоятельства, в основу легли принципы дикого капитализма, и очень быстро восторжествовало животное начало, люди стали рвать глотку, презирая и многолетнюю дружбу, и кровное родство. В обществе здоровой конкуренции нет ничего личного! Так в результате преступной наивности мы потеряли страну. И достойные ушли с ней. А их место заняли люди без морали, без идеи, с выхолощенными чувствами.

Среди тех, с кем меня сталкивала жизнь, наиболее честные, порядочные и сострадательные опустились, спились или уехали за рубеж, а лишённые от природы начатков совести и благородства, бессердечные и толстокожие, заняли высокие кресла. Мир точно перевернулся, словно создались коридоры для проходимцев, как лазейки для крыс, и выросли барьеры для тех, кому небезразлична судьба Родины (устаревшее понятие, употреблять которое в своём кругу люди без патриотических комплексов считают моветоном). И с какой же мстительной безжалостностью эти люди с сомнительной репутацией, эти выдвиженцы девяностых, когда, кто смел грабил, а кто не смел – воровал, заявили: «Надо было перестроиться!» А может, перекраситься? Перемазаться? Переродиться? Вот что стоит за безобидной формулировкой «передел собственности».

Вообще, демократия построена на эвфемизмах: лицемерие при ней достигает небывалых высот, никто прямо не назовёт вещи своими именами, прячась за политкорректностью, за призывами к толерантности, никто не назовёт белое белым, чёрное чёрным. Впрочем, в обществе потребления истина никого не интересует, её искания остались в развитом социализме, сосредоточенном на выборе дальнейших путей развития, а не на выборе продуктов в супермаркете.

И этот же сценарий в маленьком масштабе разыграется в Беларуси, если уйдёт Лукашенко. И альтернативы, увы, быть не может. Цензуру идеологическую сменит цезура рынка, глухая, непробиваемая, как могильная плита, слово девальвируется, потому, что лгать будут не только по телевидению, но и себе, и друг другу, а административно-командную систему сменит денежная. Но если первая своя, то вторая будет чужой, потому что денег больше у того, кто их печатает. А планетарные правители, для которых экономика – религия, и как Бог, превыше всего, равнодушны к национальным чувствам. С точки зрения банковского счёта африканец неотличим от китайца, перед деньгами все равны. Однако ж некоторые ровнее!

И белорусов, как и их соседей, включат в мировой рынок с его разделением труда: московские улицы давно забиты украинскими проститутками, улицы европейских городов – российскими. Но прежде, чем принять в свою семью, белорусов подвергнут санации, как программа «десоветизации» будет проведена тотальная «делукашенкоизация». Из народа вытравят критическое начало, способность сомневаться, уничтожат остатки самостоятельного мышления, посадив на телеиглу. И стерилизованное население будет иметь своё мнение обо всём, не хуже телеэкспертов, перестав замечать, что, спеша обрадовать мир пришедшей мыслью, повторяет внушённые штампы.

Это сейчас можно крутить властям кукиш в кармане, выражать недовольство на кухнях, находя единомышленников, проводить время в сближающем шушуканье. Всё это уйдёт, как с белых яблонь дым, за вами не будет следить ни милиция, ни спецслужбы – ваше инакомыслие будет абсолютно неинтересно, как и вы сами, предоставленные самим себе. И разговоры выродятся, и гости пропадут, и диссидентство выйдет из моды. Останется один Большой Телебрат. А с вашим мнением, словно в детской, компьютерной игре, будут считаться тоже виртуально – счётчики звонков на теледебатах будут тщательно фиксировать количество безликих, безымянных зрителей, но политикам, превратившимся в «телезвёзд», будет на вас глубоко плевать.

Впрочем, после зомбирующей обработки СМИ, сравнимой разве с поголовной лоботомией, вы и сами незаметно станете радоваться тому, что яблоко красное, а трава зелёная, и знать, что, отсидев год в офисе, получите возможность слетать на неделю в Турцию. Никаких духовных сил сопротивляться окружающей пошлости не останется, точно прошли катком, заставив быть плоским, одномерным, ручным. И только некоторые будут удивляться: куда всё ушло? И как быстро! Воистину, что имеем, не храним. Но своё мнение они будут вынуждены держать при себе, добром вспоминать старое станет неприлично и несовместимо с карьерой.

Я рисую антиутопию? Сгущаю краски? Просто я всю жизнь провёл в Москве, наблюдая изнанку лакированных фасадов, знаю цену в сотнях исковерканных, поломанных судеб, которую заплатили за «свободу потреблять», вижу людей, превратившихся за неимением большего в трудоголиков, страну, утонувшую в дурмане развлекательных программ. Если уйдёт Лукашенко, и белорусам надо будет привыкнуть к чванству разбогатевших друзей, к всеобщей зависти, к тому, что разногласия между родственниками разрешаются в суде через адвокатов. Надо будет привыкнуть к этническому обезличиванию, проститься с идеей национальной самоидентификации и духовной независимостью.

Посмотрите на Россию с её вырождающейся национальной культурой, заменённой общечеловеческим суррогатом! Разве она не представляет собой поучительного примера? Не лишне вспомнить, что «западные ценности», столь органичные для своих, для посторонних оборачиваются троянским конём: СССР после ГКЧП их безоговорочно принял, Китай после Тяньаньмэнь, категорически отверг.

Почему в России сокращается население, зашкаливает коррупция, процветает наркомания, а Запад не подвергает критике её «элиту»? Власть дубинками разгоняет митинги несогласных, создаёт из клоунов карманную оппозицию, превратив выборы в фарс, вносит по своему усмотрению поправки в Конституцию, а официальный Запад не заикается о диктатуре? При этом статистические данные по России (http://www.rf-agency.ru/acn/reiting_ru.htm) приводят в ужас даже западных экспертов, заявляющих о вымирании страны.

А Беларусь по массе положительных показателей стоит неизмеримо выше, и её лидер вызывает ненависть. Не потому ли, что российский президент не самостоятелен и вполне справляется с отведённой ему ролью? А Лукашенко – фигура независимая, не принимающая правила игры?

С какой наглой вседозволенностью обрушились на всенародно избранного президента российские СМИ! Попробовали бы они подобный демарш в адрес США или Израиля! Но была команда: Запад в этом спектакле остаётся над схваткой, а России отводится роль питбуля. И никто не смеет обвинить российское руководство в разжигании межнациональной розни, никто не отваживается привлечь его к Гаагскому трибуналу.

Впрочем, у российского президента, вероятно, подмешивается и личное, он не может простить белорусскому лидеру харизмы. Но как только Лукашенко уйдёт, отпустив белорусский корабль в свободное рыночное плавание, когда исчезнет сдерживающее начало, страну скупят на корню. И хозяевами станут отнюдь не заинтересованные в её процветании и конкурентоспособности. Некоторым азартным может показаться, что и они, участвуя в дележе, получат свой кусок пирога, пусть миллионы соотечественников разорятся, я-то своё урву. Не выйдет! Приедут толстосумы, природные акулы бизнеса, против которых он маленький, наивный и своё «Надоел батька!» откричал.

Я не пугаю. Просто так будет. Как уже есть на всём постсоветском пространстве. При этом я уверен, что простые люди в Беларуси, близкие к земле, не утратившие природного трезвомыслия и видения сердцем, это прекрасно чувствуют, я обращаюсь к зашоренной, замороченной «измами» интеллигенции, призывая проявить гражданское мужество и не в пример советской правильно оценить, в чём состоит её долг, её позиция, её пасторские функции.

Надо понимать, что Беларусь – островок в упивающейся своим культуртрегерством дряхлеющей цивилизации, что ей с величайшей осторожностью надо открывать дверь, чтобы, как в чумном бараке, не заразиться. И надо понимать, что как и при чуме, обратной дороги не будет, что избирательный бюллетень – это билет в один конец! Стоит отнестись к выборам с максимальной ответственностью, чтобы потом не кусать локти, не плакать у разбитого корыта, не жить воспоминаниями.

Я хотел закончить словами: «Мой долг был предупредить. А выбор за вами». Однако цена вопроса колоссальна, и уместнее перефразировать известное высказывание: «Белорусы, я люблю вас, будьте бдительны!» 


Иван Зорин (р. 1959), писатель, публицист, член Союза Писателей России, главный редактор «Литературного журнала». Автор ряда художественных книг и статей о геополитике современного мира. (Закончил Московский Инженерно-Физический Институт по кафедре «Теоретическая ядерная физика», работал научным сотрудником АН СССР) 


Рейтинг:   4.20,  Голосов: 86
Поделиться
Всего комментариев к статье: 93
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 19:07
p.s.
Т.е. демократии естественно нет и в помине (добавлю - и никогда не было), но нет и монархии. Здесь (в РФ) - диктатура олигархических, номенклатурно-клановых групп.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 19:01
>ASS
>Вот что, например, сейчас в РФ? Одни скажут - демократия, другие - олигархия, третьи - диктарура.
.
В РФ сейчас поздний феодализм.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 18:59
>Сергей Гупало
>Я готов критиковать Лукашенко слева, но критику его справа считаю абсолютно неуместной
.
:) Искренне ржалЪ. Прежде чем продолжать поясните мне:
1. Что значит по вашему "критиковать слева".
2. Что значит по вашему "критиковать справа".
p.s.
Не забудьте при этом, что по вашей же легенде вы не из белорусского гб - а гражданин другого государства (России), и "как бы" должны в первую очередь озабочены интересами именно этого государства
Re: Политическая система в Беларуси
AS написал 05.11.2010 18:13
Разные люди по-разному называют одни и те же политические системы (формы правления). Вот что, например, сейчас в РФ? Одни скажут - демократия, другие - олигархия, третьи - диктарура. Можно будет спорить с каждым, и никто из спорящих не будет прав, потому что пока нет правильного, объективного определения, основанного на объективных количественных оценках. В качестве оценки хорошо было бы использовать динамику изменения добра и зла в различных слоях общества, но никто этим не занимается! В реальности, оценки высасываются из пальца и имеют более или менее тенденциозную окраску. Монархия - это хорошо или плохо? Демократия лучше или хуже монархии, почему? Мы начнем спорить, и никто не сможет убедить друг друга. У меня на этот счет тоже есть свое мнение (если захотите, можете прочесть в книге "Врата недовластия" здесь: http://asmts.mail333.su). Если говорить о Беларуси, и отказаться от споров о форме правления, то (многие, наверное, со мной согласятся) метод правлениа А.Г. Лукашенко состоит в том, что он, не пристегивая какую-либо из существующих политических идеологий, подбирает себе вернейших помощников (поддерживающую власть) и своей (управляющей) властью принуждает их работать и проверяет их работу, а затем принимает о них решение. Поддерживающая власть в свою очередь должна действовать так же. Вся работа в целом заключается в увеличении добра в обществе и, следовательно, уменьшении зла. Как назвать форму правления, в которой в данный момент находится Беларусь, и к какой форме правления она прийдет? Мое мнение такое, что сейчас, в соответствии с официальным названием, - это президентская республика, постепенно перерастающая в аристократию (по Аристотелю). А дальше, если верить Аристотелю, - монархия. В условиях нашего исторического наследия и преимущественно православного вероисповедения - это Самодержавие. Но это возможно только, если Россия повернется (от олигархии в правительстве и демократии в народе) вслед за Беларусью и пойдет по такому же пути. В противном случае мы просто погибнем, и ничего этого не будет. Кто-то этого желает и перспектива этого радует. Но - не я, и - не меня. Я желаю людям добра. А Вы?
Режим Лукашенко в тысячу раз ближе интересам простого народа, чем дуумвират РФ
Сергей Гупало, Казань написал 05.11.2010 18:11
Я готов критиковать Лукашенко слева, но критику его справа считаю абсолютно неуместной. Да, он зажимает у себя буржуазию и ее идеологов. Но чем закончилась "власть" младших научных в РФ в 90-ые годы? Приходом бандо-клепто -олигархов. То же случится и в Беларуси, если криминалу с вашей помощью удастся убрать А.Лукашенко. Гер. КРАСНОВ , вы случаем не м.н.с. из 90-х годов?
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:55
>Сергей Гупало
.
А если вы не из тамошнего колхозного гб, то почему же так страсно защищаете белорусского царька?
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:53
>Сергей Гупало
>Her. Krasnov Вы случаем не родич атамана Краснова
Нет, и даже не однофамилец :)
Я так понял по сути (т.е. по поводу полной зависимости Белоруссии от русского рынка сбыта и пошлин, по поводу неадекватности их монархического режима) - вам возразить нечего?
Как и по поводу того что польское (например) сельское хозяйство не в пример эффективнее белорусских колхозов (по израильское или голландское я вообще молчу, чтобы вас не расстраивать)
Re: дорогому рыночнику - Krasnov
Сергей Гупало, Казань написал 05.11.2010 17:49
У меня такое впечатление что я белорусским гб переписываюсь, из отдела по пиар поддержки их местного председателя колхоза
Her. Krasnov Вы случаем не родич атамана Краснова, пособника гитлеровского режима, повешенного по приговору советского суда?
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:39
>Сергей Гупало
>И что-то не слышно криков о том, что без помощи США Израиль не продержится и недели.
.
Криков может не слышно, но тем не менее без этой поддержки Израиль очень быстро бы накрылся медным тазом (там своя специфика и свои интересы. Аналогии неуместны)
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:36
>Сергей Гупало
>Любые пошлины между Россией и Белоруссией противоестественны
.
Вы забываете что это - иное государство. И пошлины быть противоестественны ну никак не могут. Дружба дружбой - а табачок табачком, знаете ли.
p.s.
У меня такое впечатление что я белорусским гб переписываюсь, из отдела по пиар поддержки их местного председателя колхоза
горбашлепало было у власти, а дермо
Да написал 05.11.2010 17:36
Жил да был простой мужик, НО мужик. И была у него жена, пила первой гильдии, как в фильме Экипаж, все что делал и чем интересовался мужик, все не так, все плохо...И чуть что сразу Развод..... Ну этот бедняга, не то что боялся, а так, а дети, то, а се и все терпел.
И вдруг, случай жена померает, он остается один, страдает и т.д и т.п. Но проходит время, женится и попадает на седьмое небо, ВСЁ что не делает, ВСЁ хорошо, В С Ё. И главное за все хвалят, кормят, и детей смотрит не своих и все все все, то есть седьмое небо...
Я к чему, да к то му что бабки и дедки с мизерной пенсией и выпендриваниями по телеку думают что батька усатый незаменим, и что он и его колька переживают за народишко...
Был бы он умный , подготовил бы смену и спакойно бы жил с колями и др.великими...
Мировая история помнит только двоих великих самородков, только двоих - это Цезарь Юлий ГАЙ Цезарь и Цезарь СТАЛИН И.В.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:33
Уралов, от наших собственных негодяев этот председатель колхоза отличается только ресурсом. У этих ресурс - нефть и газ. У Луки - русский рынок (ну нет у него иного источника дохода, понимаете). Поэтому часть предприятий и сохранена. Но при этом без российского рынка цена им - нуль.
А полит. система, которой вы восхищаетесь - продиктована нежеланием местной элитки быть разорванными на куски Москвой с одной стороны и Польшей с другой. Вот Лука и балансирует на канате, стараясь не упасть. И на "народ" ему плевать так же как и его кремлевским коллегам. Просто там иного способа обеспечить личное благополучие - нет (этот оптимальный)
Re: дорогому рыночнику - Krasnov
Сергей Гупало, Казань написал 05.11.2010 17:33
Любые пошлины между Россией и Белоруссией противоестественны.
Нас объединяет многовековая история, общая культура, родственные связи и многое другое, что не измеряется "зеленью".
Америка тысячекратно более поддерживает Израиль, чем Россия Беларусь.
И что-то не слышно криков о том, что без помощи США Израиль не продержится и недели.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:27
>Сергей Гупало
>То то российский рынок торгует товарами на 90% некачественными товарами, в первую очередь продовольственными.
.
Я не о том, а о том что качественно те же польские сель хоз. товары превосходят белорусские (да к тому же ниже по цене). И то что вы видите на прилавках именно белорусские товары - результат негласной договоренности между Минском и Московой (низких пошлин для одних и сысоких для других).
Сама Белоруссия выживает только за счет высоких пошлин с Польшей. Если эти пошлины снизить сель. хозяйство в Белоруссии - накроется медным тазом моментально. Я понятно излагаю?
Ответ оппоненту
Николай Уралов написал 05.11.2010 17:23
Мы разрушили свою промышленность, он ее сохранил и поднял на более высокий уровень. Сохранил и развил сельское хозяйство. Пенсионеры и дети, там привилегированный класс. Практически бесплатная медицина. Мои знакомые каждый год ездят к себе на родину и говорят: что порядок и чистота на улицах и общественных местах - европейского уровня. А государственная монополия на алкоголь: пробовал их водку - очень высокого качества. Хочешь, не хочешь, а их колесные трактора "Белорусь" поддерживают наше сельское хозяйство. Если придут другие, кратно дороже, хана нашему сельскому хозяйству. С помощью скорого нашего вхождения в ВТО, кушать заграничное будем уже на все 100 процентов. Зарплата конечно поменьше: но нет запредельного разбега, между богатыми и бедными,а мы в этом плане опередили всех. Хорошее,доброе отношение к собственной армии, государственым служащим и предпринмателям. Одним словом рачительный хозяин своей страны и защитник своего народа. Никто не докажет, что его счета за границей он готовит запасной аэродром для себя и своей семьи. Нет его фамилии в журнале "Форбс" и не будет, но будет вечно в памяти народной. Не имея нефти и газа, на таком уровне поддерживать экономику своей страны и моральный дух своего народа. Это незаурядная личность, гордость белорусов, его трудового народа, а не тех, кто хочет все продать и деньги поделить в узком кругу. Нельзя забывать, что мы русские, украинцы, белорусы - из одного государства, что у нас общая история и не все еще потеряно, для следующего объединения. Давайте же искать, что нас объединяет, а не разъединяет и научимся уважать мнение братского белорусского народа.Это наш стратегический партнер. Все дискуссию прекращаю. Я всего лишь высказал мнение автору статью, еще раз ему за это спасибо.
Re: дорогому рыночнику - Krasnov
Сергей Гупало, Казань написал 05.11.2010 17:22
То то российский рынок торгует товарами на 90% некачественными товарами, в первую очередь продовольственными.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:15
>что там работает ОТК
.
Дорогой мой, это уж вообще детский сад. Контроль за качеством выпускаемой продукцией не "вводится сверху" (царем и боярами) - а диктуется требованиями рынка, понимаете? :)
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 17:12
>Сергей Гупало
.
Это опять лишь вопрос "договоренности". Импорт сель хоз. продукции именно из Белоруссии просиходит именно благодаря негласным договоренностям между их местным царьком и Кремлем. Импорт напрямую из Польши в вашу Казань к примеру был бы еще более выгодным (в том числе даже картофеля и молочной продукции). Про остальные товары (не сель. хоз) я вообще не говорю (сравните с тем же Китаем). "Благополучие" Белоруссии - мнимое, и поддерживается искусственно опять же за счет России (из геополитических интересов и только). Взвинтите пошлины и можете засекать время как быстро Белоруссия окажется в полной "жопе".
Re: (без названия) - Krasnov
Сергей Гупало, Казань написал 05.11.2010 17:01
В этом году в России, в т.ч. в Татарии урожай, зависимый от капризов природы, практически полностью сгорел. Даже в отсталом Йемене, где дождь выпадает раз в три года сельское хозяйство не зависит от капризов природы благодаря примитивнейшему орошению.
Спасибо Беларуси под руководством Батьки казанцы обеспечены прекрасным белорусским картофелем, который не надо вести из Йемена. Кроме того, в Казани продают качественные промышленные белорусские товары и даже торговцы нерусской национальности на рынках утверждают, что белорусские товары качественные потому, что там работает ОТК. Эти товары не надо вести из Китая.
(без названия)
Krasnov [910.2010] написал 05.11.2010 16:49
>Гупало
>Жаль, что никто не ведет речи о создании новой политической системы
.
Политическая система в совр. Белоруссии - это обычнейшая монархия. Поэтому нечего болтать вздор о "трудовых коллективах" и прочей чепухе.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss