Во Франции сегодня прошло экстренное совещание министров, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся в последнее время в стране. Как заявил сразу по его окончании глава французского МВД Николя Саркози, при наведении порядка власти нужно быть жесткой, но при этом избегать провокаций. "Силовые методы - это не решение" - подчеркнул он, заметив, что власти необходимо приложить все усилия для того, чтобы не взорвать ситуацию необдуманными действиями, передает Reuters.
По существу, современное, развитое государство оказалось абсолютно не готово к внутренней агрессии, которая, между тем, зрела долгие годы на глазах этого государства. Министр внутренних дел на днях признал, что беспорядки носят организованный характер то есть расписался в том, что его ведомство не располагает достаточными агентурными данными даже для ареста наиболее значимых зачинщиков. Это не говоря уже о том, чтобы провести превентивные аресты до событий.
Но реакция МВД это частности. Государство Франция оказалось не готово к этой угрозе в целом. У современного буржуазного государства даже в виде прикидок нет рецептов, как быть.
Не лучше выглядит и французское общество, оказавшееся столь же беспомощным, как и порожденное им государство. Десятки тысяч людей прошли в субботу маршем по парижским пригородам, требуя прекратить беспорядки, охватившие предместья французской столицы. В акции приняло участие около 80 тысяч человек.
Чего же они требовали? Жители кварталов, в которых волнения не утихают уже десятый день, вышли на улицы с транспарантами "Нет - насилию, Да - диалогу".
Это называется совсем по дедушке Корнею Чуковскому:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
В доме пожар, горит весь первый этаж, а жители выходят на демонстрацию с лозунгами «Даешь противопожарную профилактику!»
Честно говоря, даже какая-то умеренная гордость за сограждан одолевает. Помните, после знаменитых взрывов домов, в Москве немедленно, на самой что ни на есть добровольной основе жильцы стали организовываться в бригады по патрулированию подъездов, придомовых территорий, ближних улиц? Заметим не погромы устраивать, а заниматься самой нормальной самообороной. Не дожидаясь помощи от импотентного (а если честно, то и преступного) государства.
Это у нас, конечно, от прежних, советских времен.
Парижане в СССР не жили, поэтому про патрулирование улиц, не говоря уже о совместных рейдах жителей вместе с полицией не слышно. Нет этого. Не приучены. Платим налоги желаем, чтобы черную работу за нас делала полиция. Смотрим телевизор желаем диалога.
В их голову даже не может прийти мысль, что противоположная сторона никакого диалога не желает. Или, если пойдет на диалог, то использует его только как средство для достижения цели. Какой? Западное общество зачастую не решается даже поставить себе этот вопрос чего хочет другая сторона? Потому что другая сторона может хотеть чего-то совсем не политкорректного.
И, кстати, именно это стремление заплатить налоги и нанять на черную работу кого-то другого создало вокруг Парижа и других крупных европейских городов кольцо из гетто, бантустанов, кишлаков. Кстати, единственная военная сила во Франции, которая обычно задействуется в подобных ситуациях - это Иностранный легион.
Напомним, что сегодня ночью беспорядки выплеснулись за пределы Парижа. Погромы и поджоги автомобилей произошли в городах Лилль, Тулуза, Дижон и Руан. Полиция Франции арестовала минувшей ночью 253 участника беспорядков. В ночь с 4 на 5 ноября банды молодых людей сожгли 897 автомобилей, из них 656 - в парижских предместьях, общее же число уничтоженных машин перевалило за 1500. Также в ночь с пятницы на субботу были сожжены детский сад и несколько складов.
То есть опять даже охрана собственных машин становится непосильной задачей для французского общества. Казалось бы, пяток крепких французских мужиков и никакая молодежная банда и близко к парковке не подойдет. Но то ли уже совсем некрепкие, то ли впятером собраться мешает ярко выраженная индивидуальность. А ведь если не дали по соплям за машину, назавтра подпалят и дом. Даже вместе с жильцами.
Социальное неравенство, бедность, большая разница в уровне жизни на разных территориях, высокая рождаемость в бедных и низкая в богатых странах все это должно было привести и привело к колоссальной миграции населения по принципу «рыба ищет, где глубже, а человек где лучше». Это не первый случай в истории, не первое великое переселение народов. Почему же так кичащееся своими достижениями современное западное общество оказалось не готово даже к такому, в общем-то, легко прогнозируемому вызову?
Более того, более высокая и развитая культура западноевропейских стран оказалась неспособна переварить, элиминировать чуждый элемент, явно находящийся на более низкой ступени культурного и социального развития. Настолько не способна, что фактически сама породила в пришлом населении стремление к культурному сопротивлению, нежелание перенимать и растворяться, заставила держаться за свои родовые и племенные черты, селиться вместе и строить свою культуру внутри западноевропейской.
А теперь эта культура, закрепившись на территориях, требует себе место под солнцем. И ее мало волнует, что солнце французское было ваше, стало наше.
Сегодня Франция, но на ее месте могла быть и Бельгия, и Великобритания, и даже США. Даже удивительно, что США еще не на этом месте, с их традицией жить в «своих» кварталах итальянских, китайских, мексиканских. Видимо, как только мощь американского государства чуть ослабеет, тут же все и проявится. Новый Орлеан это уже вполне наглядно продемонстрировал внутри США живет несколько вполне самостоятельных варварских субкультур, которые начхать хотели на американские ценности.
Мы, кстати, нечто подобное проходили. Как только всесильная мощь советского государства перестала оказывать свое гипнотическое воздействие, сразу вылезли наружу этнические конфликты. Причем не обязательно резали русских, как в Алма-Ате и Новом Узене. В Сумгаите азербайджанцы резали армян, в Фергане киргизы узбеков, в Таджикистане, в наиболее кровавом конфликте, вообще таджики таджиков. Но все это происходило в местах традиционного компактного проживания коренных этнических групп. Нигде на территории «метрополии» не происходило никаких погромов или даже сколь-нибудь значимых стычек местных с пришлыми.
Интересно, почему?
Ведь трудовая миграция в СССР была столь масштабной, что и не снилась Западу. Но никто не воспринимал иногороднего рабочего как человека, отнимающего чье-то рабочее место рабочих мест было при социализме навалом, рабочих рук не хватало.
Человек, приехавший на работу или учебу из другой республики, совершенно не чувствовал себя ущемленным. Его возможности трудоустройства и последующей социализации в новой для него среде были практически такими же, как у местных, а иногда и лучше. При этом универсальность образования позволяла не чувствовать себя чужим ни в Москве, ни в Ереване, ни в Душанбе.
И самое главное, мигранты никогда не имели ни возможности, ни стремления образовать анклав. Компактное расселение по этническому, конфессиональному или иному сегрегирующему признаку было в принципе невозможно. Компактное этническое расселение имелось только в местах исторического проживания. но тут уж ничего не поделаешь. Более того, в городских агломерациях места компактного этнического расселения практически исчезли, как перестал быть чисто татарским московский район Марьиной рощи или армянским район Нахичевани в Ростове-на-Дону. Естественно, в таких условиях ни погром, ни, наоборот, формирование массовых этнических банд не имеют условий, среды для формирования.
К сожалению, слепое копирование западных образцов после крушения социалистической системы, рано или поздно приведет к созданию и в России условий для событий, подобных происходящим во Франции.
Во-первых, трудовая миграция с территорий бывшего СССР перестала регулироваться государством и перешла на откуп землячествам, этническим группировкам (в том числе криминальным) и коммерческим структурам. Положение мигранта существенно ухудшилось по сравнению с советским периодом, а разница в уровне жизни, допустим, в Москве и в регионах, откуда прибывает в столицу рабочая сила, стала очень велика. Это порождает и соответствующие настроения, социальную отчужденность, развивает комплексы как у гастарбайтеров, так и у коренного населения.
Во-вторых, рынок жилья сам по себе формирует этнический характер расселения армяне стараются селиться с армянами, азербайджанцы с азербайджанцами. Естественно, максимум мигрантов оказывается в районах с относительно невысокой стоимостью жилья, более того, появляется тенденция к расселению пришлых людей в пригородах, в частном секторе, где сначала приобретается участок под застройку, а потом постепенно возводится жилье так дешевле. Часто участки приобретаются земляками в одном месте, и вот уже в пригородах сугубо российских городов начинают появляться настоящие кишлаки.
Казалось бы, пусть себе, но ведь такое жилье строится явно без соответствующей инфраструктуры школ, домов культуры, достаточного транспорта, в общем, всего того, что отличает Москву от горного аула. Спустя лет 10 это станет поводом для формирования комплексов у местной молодежи, которая видит рядом с собой процветающий мегаполис, и вынуждена возвращаться каждый день в свое гетто. Будет обнаруживать, что хотя и получила аттестат в местной школе, где из-за недостатка мест и учителей, больше выучилась курить анашу, чем разбираться в алгебре, но для поступления в университет этих «знаний» явно не достаточно. Поймет, что никто не стремится взять на работу молодого человека из «неблагополучного» района, с плохими манерами и непредсказуемым поведением.
В общем, Подмосковье очень скоро может стать похоже на предместья Парижа. Но радости большой это, боюсь, нам не доставит.
И никакого выхода в существующей системе координат просто не существует. Власть в современной России по определению не способна ставить перед собой задачи, результаты которых проявятся через 10 лет. Вся наша жизнь имеет только два цикла бюджетный (1 год) и президентский (4 года). Естественно, даже постановка задачи, о которой говорится выше, выходит за нашу координатную сетку.
Французские министры не дураки. Но требовать от них за считанные дни изменить ситуацию, которая складывалась в Европе десятилетиями, просто смешно. Действуя в рамках тех же коротких циклов, периодически сменяющие друг друга администрации даже не пытаются ставить себе целей. затрагивающих куда более длинные циклы, связанные с формированием этно-культурных групп. Это ведь либеральное общество, никакого планирования расового, этнического, конфессионального состава населения просто представить себе невозможно в рамках легальной политики. Политик, даже заикнувшийся на эти темы, тут же переходит в категорию маргиналов Ле Пэн его фамилия. И слава богу, кстати, потому что в рамках буржуазного общества решение этой проблемы имеет только одно название национал-социализм.
Кстати, в любом случае получается социализм либо «красный», либо «коричневый». Третий вариант «зеленый».
|
|