ОБСЕ решила послать наблюдателей на "выборы" в Узбекистане, где диктатор выбирает самого себя. Мало того, эта уважаемая организация ждёт очереди у ворот дворца диктатора, чтобы просить разрешения к участию в этом "всенародном" балагане. Никому нет дела, что срок президентства Каримова истёк ещё в начале 2007 года и он по Конституции Узбекистана не имеет права выдвигать свою кандидатуру в президенты.
Правительства западных государств ведут себя так, как будто ничего не видят. Как будто не было массового уничтожения мирных демонстрантов в Андижане. Ни одна страна демократического мира не желает заметить непрекращающийся государственный террор, убийства оппонентов режима, пытки инакомыслящих, разгул и беззакония структур каримовского режима. Такая политика двойного стандарта в значительной мере способствует упрочению власти одного из одиознейших диктаторов Центральной Азии.
Есть, конечно, и другие факторы, способствующие долголетию пребывания Каримова у власти. Это, в первую очередь, беспросветная нищета, не оставляющая возможности людям думать о политике: аполитичность населения. Жестокие репрессии против тех, кто занимается политикой.
Есть ещё более специфичные факторы - это кланы мафиозного типа, экономически связанные с властью. Есть так же группа, многозначительно называющая себя "маргиналами", представителями некоей субкультуры, а на деле, являющимися прямыми наследниками бывшей власти в Средней Азии, существовавшей в позднее советское время.
В нашей статье будем говорить о роли этой группы в защите режима Каримова. Группа эта обычно не проявляет активности ни в социальной, ни в политической жизни страны. Она живёт во тьме обеспеченного времяпровождения и не высовывается без надобности. Она как бы надзирает процесс в обществе и соответственно реагирует на определённые события. Она появляется в так называемых критических моментах жизни населения и, выполнив свою задачу, снова погружается во тьму своего существования.
Вот Каримов Ислам Абдуганиевич окончательно решил стать фараоном, оформив продления срока своего так называемого президентства ещё на 7 лет. Хотя, другое и от него не ожидалось, "событие" это вдохновило - наряду с мафиозными кланами - и группу маргиналов. Настолько, что их сайты стали печатать такие низкопробные материалы о врагах фараона, которые не позволяли себе печатать раньше.
Сайт "узметроном"" опубликовал под вымышленным именем "Ахмад Бабажанов" "статью" лишённую всякой журналисткой этики, сравнимую разве что с нецензурной бранью. "Статья" направлена на дискредитацию узбекской оппозиции. Некто под ником "ахмад бабаджанов" уже полгода как стал рассылать по адресам свои пасквили об оппозиции, но мы не ожидали что его "произведения" напечатает "узметроном", сайт маргиналов - наследников незабвенной "Правды Востока". Как никак этот сайт носил до сих пор маску независимого издания довольно успешно. Даже его редактора приглашали не международные семинары независимых журналистов. Хотя, все кто более менее знаком с историей Узбекистана, знают, что идеологически этот сайт не отличается от "Правды Востока", пантеона маргиналов.
Как бы то ни было, "статья" в маске подала мне повод ответить на некоторые вопросы, долгие годы муссировавшиеся пропагандистами Каримова в своей борьбе против оппозиции. Но сначала, выясним кто такие эти маргиналы.
Они называют себя представителями русскоязычного населения. Между тем, русскоязычное население так же страдает от политики узбекского фараона, как и население узбекоязычное. Русскоязычное население ненавидит фараона и хочет освободиться от него, так же как и узбеки.
В нашей партии немало представителей русскоязычного населения. Они знают, что узбеки никогда не говорили "татары в Казань, русские в Рязань" или "Русские не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки", как пишет сайт маргиналов с целью обвинить узбекскую оппозицию в национализме.
Узбеки самый толерантный к другим нациям народ. Их порой убивают в России и в других странах бывшего СССР только за то, что они узбеки. А в Узбекистане, поезжайте в любой кишлак, вас встретят с распростёртыми объятиями и поделятся с вами последним куском хлеба. И никто не спросит вас о вашей национальности и вере.
Некоторые маргиналы это качество узбекского народа хотят присвоить Каримову, мол, он сделал узбекский народ таким добрым. Не Каримов создал узбекский народ, а Аллах. Он сотворил его с таким богоугодным характером. Если бы мне было позволено гордиться своим народом, я бы гордился именно этим характером моего народа.
Маргиналы, претендующие на право вещать от имени русскоязычного населения, никогда не стояли в очередях за продуктами как русскоязычные и никогда не занимались проблемами русскоязычных. Маргиналы во все советские и несоветские времена жили в достатке и в безопасности от репрессивного аппарата государства, так как они служили этому самому аппарату.
Они были проектировщиками создания положительного общественного мнения вокруг власти. Газеты "Правда востока" и " Ташкентская правда" были гнёздами этих "пролетарских дворян", которые работали в тесном сотрудничестве с всемогущим КГБ: главреды и завотделами этих газет автоматически числились внештатными сотрудниками зловещего центра. Эти деятели не стыдились, а гордились своей принадлежностью к элите стукачей. Они безукоризненно выполняли негласное правило установленное для них властью: вовремя дай нужную информацию, не вмешивайся в политику, ты и твоё имущество будете в целости и сохранности.
Характерная черта маргиналов отличающая их от других - цинизм. Ко всему, что не касается их интересов, они относятся с нескрываемым цинизмом. Последний яркий пример этой особенности можно увидеть в отклике сайта "узметроном" на гибель журналиста Алишера Саипова. Отклик состоит буквально из трёх предложений. А вот Заглавие этого "отклика": "Пуля распорядилась по-своему". Звучит как ода свинцу.
Алишер Саипов был убит спецслужбами режима Каримова за то, что он поддерживал патриотические силы Узбекистана, помогал им в борьбе против тирании. Убийство Алишера преследовало цель запугать борцов за свободу узбекского народа, но убийцы просчитались: трагедия ещё больше сплотила нас .
Теперь, когда диктатор объявил о продлении срока своего президентства, прошла волна оживления по кругу повязанному с диктатором. Например, сайт маргиналов с восторгом пишет: "Что будет дальше? А ничего. Россия полностью поддерживает Ислама Каримова. Америку вогнали в рамки. Авторитет Буша нулевой, даже Турки его шантажируют Войной в Ираке. Евросоюз !? Тайно поддерживает Узбекские власти. Мнение других стран, пока не в удел"...
Эта радость напоминает ликование каннибалов увидевших новую жертву. Такая радость у нормального человека вызывает омерзение. Каримов потопил в крови Андижан, где было убито более тысячи невинных демонстрантов. Режим продолжает убивать верующих и политических оппозиционеров на улице и в тюрьмах, но это не означает, что его преступления останутся безнаказанными навсегда. Буш или Путин могут забыть его преступления, но узбекский народ не забудет. Европа может тайно поддерживать диктатора, но узбекский народ обязательно отомстит ему за пролитую кровь.
Не ликуйте, история всё и всех поставит на место. Она уже определила, кому какое место в ней отведено. Но вы уже начали сопротивляться, чтобы не сесть на место, куда показывает вам история. Например, Каримов Ислам никак не хочет сесть на место преступника, а маргиналы - на место вдохновителей преступления. Каримов хочет видеть себя в истории "первым президентом Узбекистана", а маргиналы - "защитниками стабильности Узбекистана".
Иначе, сайт "узметроном" таким серьёзным тоном не писал бы: " США поняли, что если помочь остаться Исламу Каримову, то всегда будет причина на него давить с помощью Салиха. Не нужно будет искать людей для провокации, достаточно создать несколько схем, на которые попадутся обе противоборствующие стороны и можно проводить свои интересы. Как раз в этот момент Салиху не хватило ума, сделать ход конём. А причина была такова: Мухаммед Салих отверг все возможные предложения, которые ему были сделаны. Пример тому, многочисленные встречи Салиха с Исламом Каримовым через посредников, как местных, так и зарубежных"
Не имея никакого желания вступать в полемику с автором в маске "ахмад бабаджанов" и сайтом "узметроном", хочу кратко уточнить факты моих встреч с Каримовым. Может, таким образом, мне удастся поставить точки в этой теме.
Каримов пригласил меня сесть в его "поезд" 1992 году, если не ошибаюсь, 5 мая. Он тогда работал президентом "независимой республики" на 6-ом этаже здания бывшего ЦК Компартии Узбекистана. Пригласил меня на ужин в 18 часов вечера. Каримов выгнал (он может только выгонять своих подчинённых, а не попросить покинуть) всех своих сотрудников из 6 этажа, остался один Зелимхан, который приготовил плов в честь гостя, в данном случае меня. А после сервиса он тоже удалился.
Каримов сказал, что мы будем говорить только вдвоём, лицом к лицу, потому что тема разговора будет исторической. Я сказал если тема такая серьёзная, то надо чтобы был свидетель. Кандидатура для этой миссии быстро нашлась. Каримов позвал поэта Амана Матжана, который служил в то время в президентской администрации то ли консультантом, то ли советником. Аман Матжан уже сидел с нами разливая напитки и подавая чай.
Каримов после первой же рюмки сказал, что он подготовил два указа президента о назначения меня на крупнейший пост в правительстве или государстве. Выразил надежду, что я выберу один из этих постов до окончания нашего ужина.
Каримов, улыбаясь, добавил, что он не выпустит меня из дворца не подписав один из этих указов. Кроме того, он предложил 4 министерства партии ЭРК, фактически коалицию. В течение недели я должен был дать список будущих министров из моей партии. Почему вдруг Каримов сделал такое предложение?
Он всего за два месяца до нашей встречи, хотя и косвенно, обвинял меня в подготовке восстания студентов 16 февраля 1992 года. Его силовые структуры постоянно держали меня и моих соратников на мушке. Даже во дворец президента я ехал под наблюдением каримовских спецслужб.
Дело было в том, что к весне 1992 года узбекская оппозиция успела полностью объединиться под крышей партии ЭРК, под общим названием Демократический Форум Узбекистана. Собрания Форума проходили в здании партии ЭРК и в них участвовали дюжины влиятельных в Парламенте депутатов, в том числе и Шукрулла Мирсаидов, бывший друг Каримова, бывший вице президент. Кроме того, почти все оппоненты Каримова в правительстве Каримова приходили на Форум и предлагали нам свою помощь. Мы создали группу экономистов состоящих из видных профессоров, которые сразу приступили к созданию экономической карты Узбекистана и разработке экономической программы вывода из кризиса страну.
Люди работали бесплатно, работали вдохновенно. Они просто увидели, что их работа здесь ценится, пусть со стороны оппозиции, но ценится. Здесь никто никого не оскорблял, как в администрации президента, никто никого не боялся, что его "заложат" президенту за свободомыслие. Теплая, человеческая атмосфера объединила людей разных точек зрения в едином благородном порыве служить своему народу. Это и испугало Каримова. Он увидел в Форуме угрозу его власти. Он решил любым путём распустить Форум. Я был приглашён во дворец по этой причине.
Каримов за ужином открыто сказал, что будет целесообразным для сохранения стабильности распустить Форум. Он добавил, что будет вести диалог с партией ЭРК, которая будет иметь статус главной оппозиционной партии страны. Вы будете иметь решающий голос в правительстве, но Форум следует распустить, сказал он.
Я поблагодарил Каримова за предложение и вежливо отказал ему, сказав, что роспуск Форума был бы предательством в отношении моих друзей и что я ни за какие посты не стану это делать. Кроме того, Форум не является фактором дестабилизации, а наоборот, он может стать импульсом для национального единства. Если вы признаете Форум и выступите перед ним, ваш авторитет сразу повысится. А ваше предложение можно было обсуждать, если бы наша страна была хотя бы полудемократической, где соблюдается хоть какая-то законность, сказал я Каримову.
Критиковать со стороны легко, вы тоже подставьте плечо под груз, давайте работать вместе, сказал Каримов. Я снова вежливо попросил его позволить нам остаться вне правительства, создать конструктивную оппозицию как в цивилизованных странах.
Я ему ещё сказал: нам с вами выпала честь строить новое государство, давайте с самого начала сделаем правильный шаг. С самого начала мы покажем нашему народу демократическую ориентацию государства. Чтобы государство начало своё существование с нормальной функции Парламента, Суда, Правительства и Оппозиции. Давайте с самого начала будем строить наше государство на этих четырех колоннах. Чтобы это потом превратилось в традицию. Чтобы не политические убийства и перевороты стали традицией в нашем государстве, а дебаты в Парламенте, всенародные выборы и референдумы.
Тогда придут инвестиции, поднимется экономика, установится настоящая стабильность. Естественно, укрепится и государственная власть, сказал я.
Но Каримов настаивал на своём. Он сказал, что будет ждать моего ответа о выборе одного из указов и список кандидатур будущих министров от партии ЭРК. Беседа продолжалась четыре с половиной часа и я не смог убедить этого человека в целесообразности моих предложений. Так мы разошлись.
Мы обсудили предложения президента в партии. Большинство руководителей поддержало моё решение. Четыре человека из Центрального Совета партии ЭРК критически отнеслись к моему решению. Они считали что политика есть игра, чтобы получить ферзя приходится жертвовать несколькими менее важными фигурами. Они верили что войдя в правительства, ЭРК могла бы обеспечить себя материально, тогда борьба за власть обрела бы конкретные черты. (Эти люди после моего отъезда в эмиграцию во главе с двумя профессорами созвали Курултай партии и попытались отстранить меня от руководства организацией. Но их инициатива провалилась).
Сайт "узметроном" пишет: "Это сейчас он (М.Салих) громогласно говорит, что ещё в Советские времена он ненавидел Коммунизм и в своих стихах ни разу не употреблял этого слова, все это ложь.. Наглая и бессовестная ложь. Он не только любил коммунистов, но он им ещё и служил".
В этом отрывке, говоря в стиле маригиналов, одна наглая и бессовестная ложъ, кроме одной фразы. Фразы, где говорится, что я ни разу не употреблял в своих стихах слово "коммунизм".
Да, я не употреблял в стихах слова "коммунизм","Ленин", "партия". Но я не говорил, что ненавижу коммунизм. Ненависть слишком сильное слово. Может быть, подходит слово презрение? Но я презирал не коммунизм, а холуев лебезящих перед коммунистической властью, чтобы попасть в клан рвачей и хапуг. Холуям же своё мнение говорил всегда в лицо, не за глаза.
Сайт метроном пишет "(М.Салих) не только любил коммунистов, но он им ещё и служил".
На счёт службы, расскажу один случай. В 1983 года в Ташкент приехали два тюрколога ¨C мужчина и женщина. Мужчина проходил стажировку в Институте Рукописей имени Ибрахима Муминова, писал диссертацию по творчеству поэта суфия Хусейна Харезми. (Теперь этот тюрколог работает профессором Индианского Университета).
Приехавшая из Варшавы молодая женщина была членом движения "Солидарность", изучала узбекский язык и занималась в Таш Гу.
Как раз умер Брежнев, Андропов начал реформу в области алкоголизма. Мы были настроены оптимистично. Оба тюрколога интересовались современной узбекской поэзией, знали мои стихи, так мы познакомились. Мы были дружны, спорили о литературе, суфизме, политике и. т. д, Прошло полгода и они разъехались по своим странам.
После отъезда последнего гостя, американского тюрколога, где то в конце мая 1984 года, мне позвонил из КГБ Узбекистана майор Клищенко и попросил встретиться, побеседовать. Я поинтересовался, есть ли повестка. Майор с тихим смехом ответил, что встреча будет дружеской, не официальной. Я приехал на маршрутке номер 19 из Каракамыша, где я жил на квартире, прямо на остановку возле памятника Дзержинскому. Там меня встретил майор, и мы пешком прошли в здание КГБ.
Он повёл меня в кабинет, где мы начали беседовать по дружески. Он спросил об американце и польской женщине, мое отношение к ним. Я сказал самое лестное о моих друзьях. Майор сделал мне комплимент, что я человек прямой и такая черта импонирует ему. И майор рассказал об одном своём друге армянине, который встречается с иностранками, "балдеет" в ресторанах, живёт в лучших отелях, имеет квартиру в центре Ташкента и на Арбатской в Москве. Он настоящий патриот своей родины, закончил майор свой рассказ.
Пока я думал, куда он клонит, он приоткрыл подтекст своего рассказа: вы молодой и модный поэт, при желании тоже могли бы иметь все то, что имеет тот армянин. Кроме того, к нам приходят многие учёные и поэты после поездки за границу и выполняют свой долг перед родиной, сказал он.
Майор бесцеремонно предлагал мне сотрудничать с КГБ. Я засмеялся. Майор тоже улыбнулся и вопросительно посмотрел на меня. Я сказал, что в детстве как и все я мечтал стать разведчиком, но потом обнаружил что у меня нет на это таланта. Майор ответил, что он не предлагает мне шпионствовать в классическом понимании, задача заключается в том, чтобы проводить время полезно и приятно ¨C встречаться с иностранками и беседовать с ними на разные темы. Вы будете так же ездить в зарубежные страны, там встречаться с разными людьми.
Я выразил сожаление и сказал: у меня есть недостаток, я не умею сохранять тайну. Например, о нашей встрече уже сказал своей жене. Майор сильно огорчился. Это было видно по его лицу. Но это не помешало ему снова попросить меня не рассказать о нашей встрече никому. Я не дал ему такое обещание и в тот же день всем, кого увидел, рассказал о предложении КГБ.
Потому, что знал, только таким способом можно было защитить себя от "службы родине".
Сайт "узметроном" ещё пишет: " Он (М.Салих) сам когда-то, был октябрёнком, потом пионером, комсомольцем, но до партии не дотянул, хотя стоял в очереди у Парткома как кандидат в коммунисты. В те времена не всех брали в партию и нужны были рекомендации и заслуги. Салих взрослел, но заслуг перед родиной не прибавлялось. Нет заслуг, нет и рекомендаций".
Октябрёнком и пионером был, но из комсомола меня исключили не указав причины. Странно, что, несмотря на это, попытки принять меня в Коммунистическую Партию были не раз. Впервые это случилось в Советской Армии, мне предложили вступить в партию ¨C можете представить себе - за то, что я ни разу не заснул на посту. Но я отказался.
Вторая опасность возникла в университете, 1971 году, когда меня студента, вопреки моему нежеланию, выбрали профоргом факультета журналистки. Тогда преподаватели журфака меня чуть не столкнули в омут КПСС. Я спасся, оставив все мои обязанности профорга моему заместителю Вадиму Пустовалову.
Третья самая серьёзная опасность возникла , в июне 1988 года, через месяц после моего избрания Секретарём Союза Писателей Узбекистана. Тогдашний Секретарь ЦК КП Узбекистана Халмухаммедов Мутал Хашимович послал депешу, чтобы я немедля подал заявление в партком СП для вступления в КПСС. Якубов Адыл Эгамбердиевич, председатель СП Узбекистана сказал мне, что это надо. Надо, потому что кресло, в котором ты сидишь, место номенклатурное, там может сидеть только член КПСС, сказал он. ЦК не забыл что ты в своём кабинете портрет Ленина заменил на портрет Чулпана (репрессированный 1937 году поэт) и как раз твое согласие будет поводом сгладить эту ошибку, сказал мне Якубов.
Я ему ответил, что я не достоин такой великой организации как КПСС. Тогда уговоры ЦК превратились в угрозы, мол если я не вступлю в КП то меня снимут с поста секретаря на следующем же пленуме.
Однако, "следующий пленум" повторно поддержал меня на моём неноменклатурном посту.
После пленума СП я дал интервью корреспонденту газеты «Нью-Йорк Таймс» Билл Келлер. Интервью было напечатано где-то в конце октября 1988 года. Газета обсуждала национальные вопросы в Узбекистане. А произнесённая мной фраза "Узбекистан является рабом хлопковой независимости СССР" была лейтмотивом этого материала.
Ташкент не на шутку был озлоблен такой свободой слова. Надо было срочно предпринять меры.
Тогда и приступили к делу "пролетарские дворяне". Они напечатали в своей газете "Правде востока" большой политический памфлет под заглавием "Двойной стандарт честного Мухаммада", посвящённый моей скромной персоне. Автор статьи Юрий Кружилин сравнил меня с Геббелсом, идеологом нацистов. Окрестил врагом туркмен, русских, украинцев, евреев и белорусов.
В то время интернета и "узметрономов" не было, была газета "Правда Востока" и в ней газетчик Юрий Кружилин. Он брал "факты" из моего досье в КГБ и написал этот нашумевший на весь Узбекистан памфлет. Материал Кружилина был автоматически дублирован в газетах "Ташкентская правда" и "Совет Узбекистони".
Можно сказать, памфлет Кружилина, наряду с другими объективными факторами, в определённой мере спровоцировал пробуждения национального духа молодёжи Узбекистана. 20 декабря 1988 года студенты Политехнического института и ТашГУ организовали митинг протеста против статье Кружилина. Этот митинг протеста был первым митингом в истории Советского Узбекистана.
Потом эта группа студентов стала ядром молодых активистов движения "Бирлик". Сайт "узметроном" ещё пишет: "Несговорчивый Салих сам закрыл себе дорогу в Большую Игру (Политику), сильно хлопнув дверью, в которую его когда-то впустили случайно, так сказать по просьбе народа и ненависти к коммунистам".
Пришёл ли я в политику случайно или нет, пусть судит мой народ. Но одно я точно могу сказать, я пришел в политику не с намерением стать богатым или известным. Я пришел туда, потому что был известным и богатым. Представьте, себе не имея ни гроша лишнего в кармане, я чувствовал себя богатым. Такое чувство мне дал мой Аллах, за что я бесконечно благодарен ему. Я в этом мире всегда знал, что делать и знал во имя чего делать. Я никогда не считал дело которое я делаю второстепенным. Когда я писал стихи, ремесло поэта было для меня самым высшим. Теперь я так думаю о политике. Презираю политиков, которые сравнивают свое ремесло с проституцией и продолжают заниматься им. Такой цинизм все больше и больше распространяется среди политической элиты бывших советских республик. Неожиданно освободившись от имперского ига, коммунистические лидеры этих стран потеряли равновесие ума и совести. Москва пала и рабы остались без надзирателя. Они охмелели от обрушившейся на их головы вседозволенности. И начали творить злодеяния против своих народов.
Мы все свидетели этой вакханалии вседозволенности, триумфа свободы рабов. Рабов, надевших тогу судей, не имея чувства справедливости. Рабов, ставших государями не имея понятия о государственности. Самым зловещим майданом этого беспощадного эксперимента был Узбекистан. Этот эксперимент продолжается целых 20 лет.
Прошло 20 лет, но метод каримовской власти не изменился: та же ложь, тот же шантаж, то же запугивание. Снова, как всегда перед каримовскими выборами, увеличивается число атак на оппозицию, в том числе и на моё имя. Пишут,"Мухаммада Салиха не вспомнит и один процентов населения".
Допустим, что вы правы, господа агитаторы. Только возникает вопрос: почему вместе с народом не забудете Салиха и вы? Почему придаёте его дискредитации такое значение, если он никчёмный, как вы пишете? Что вас заставляет своими статьями постоянно напоминать народу что он, Салих всё ещё есть?
Воистину, вы не умны, а всего лишь хитры как и ваш хозяин. Хитрость может временно победить, но конечная победа за умом. Потому что ум стратегичен, а хитрость - мелка и неглубока. Иблис не умный, он хитрый. Иблис временно может царствовать, но перспектива его - огонь. Для меня честь, что вы изо всех сил стараетесь дискредитировать нас. Для меня честь быть врагом правительства палачей, стукачей, террористов от государства, грабителей и подлецов.
Господа, имиджмейкеры власти, ваш патрон Каримов за 18 лет правления так и не смог собрать вокруг себя талантливых людей. Потому что талант и зло не совместимы.
Вы, как имиджмейкеры, бесталанны, потому и поддерживаете тиранию. Вы бесталанны и потому не имеете влияния на людей. Потому ваша власть обречена держаться только на штыках, а не на убеждении и вере.
Ваш макияж диктатору напоминает макияж покойнику. Ваши идеи мертвы, ваши фразы потёртые, невзрачные и уличные, типа "поезд ушёл, Салих, тебе не видать президентства!"
Я разве когда-либо хотел сесть в ваш поезд? Я не сел в него, несмотря на неоднократные приглашений вашего хозяина. Не сел, потому что поезд ваш идёт в тартарары.
|
|