Этот материал мне хотелось бы посвятить месту археологии в изучении и понимании теории марксизма-ленинизма. К моему огромному удивлению, сегодняшние марксисты (или хотя бы их значительный процент) недооценивают ту огромную роль, что может играть археология в разъяснении народным массам правильности марксистско-ленинского учения. И это жаль, ибо именно через прочтение археологических книг, журналов и интернет-сайтов многие люди способны прийти к марксизму-ленинизму.
Ведь надо понимать, что классовая борьба в человеческом обществе не началась 200-500 лет назад, а классовая борьба идёт с самых первых дней существования человечества. С появлением, примерно 10-15 тысяч лет тому назад, рабовладельческого строя - начался современный этап в классовой борьбе, положивший конец тому, что Маркс называл: "первобытно-общинный коммунизм", когда внутри первобытных общин не было деления на классы, а классовая борьба сводилась лишь к борьбе с более сильными внешними врагами, а так же, к внутрисемейным конфликтам, между младшими и старшими членами семьи.
Археология как наука, важна для понимания марксизма-ленинизма прежде всего потому, что такие явления как эксплуатация, неравенство, несправедливое распределение ресурсов, социальный протест - существовали ещё за многие тысячелетия до нашей эры. И говоря о классовой борьбе, мы не имеем права не учитывать данный факт.
А теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых фактах, доказывающих ту огромную помощь, что археология может оказать массам в понимании социальных процессов, существование которых было открыто Марксом с Энгельсом.
Ну начну пожалуй с такого всем известного библейского рассказа, как рассказ о сотворении мира. Там, в этом повествовании говорится о том, что Всевышний творил мир в течении шести дней, а на седьмой день отдыхал ото всех дел земных. Этот день на древнем иврите был назван Шабат, от слова "лишбот" (то-есть, отдыхать от дел, ни чем не заниматься (отсюда и обновлённое ивритское слово: швита - забастовка, а так же, слово: суббота, обозначающее день недели, являющийся седьмым у иудеев и шестым у христиан).
Нет сомнения, что в последней строке предания о сотворении мира отражается отголосок социальной борьбы в Хананее (Кнаан), Древнем Египте и других странах Древнего Востока более чем трёхтысячелетней давности. И скорее всего, рассказ о седьмом дне в который Всевышний отдыхал, является ни чем иным как повествованием о борьбе трудовой части жителей Древнего Востока за право на еженедельный день отдыха.
Теперь перенесёмся в более древнюю эпоху - в Египет VI-III тысячелетий до нашей эры. В ту эпоху в Египте процветала культура строительства пирамидальных гробниц (всем известные египетские пирамиды). Так вот, археологи обнаружили на стенах одной древнеегипетской гробницы надпись, текст которой рассказывает о забастовке, вспыхнувшей среди рабочих (не рабов, а именно рабочих), занятых на строительстве одной из пирамид. Данная забастовка увенчалась успехом, так как рабочим участвовавшим в ней удалось добиться выполнения всех своих требований. Надпись, упоминающая забастовку среди строителей древнеегипетских пирамид - считается наидревнейшим в истории, упоминанием такого явления как забастовка рабочих.
Теперь перейдём к теме восстаний рабов. Большинство более или менее эрудированных людей живущих в мире, знают в основном только про восстание рабов под предводительством выходца из Фракии (область в Греции) Спартака. Это восстание вспыхнуло в 76 году до н.э. и явилось одной из первых попыток известных истории более-менее сознательного захвата власти угнетёнными классами.
Более продвинутые люди, могут ещё знать о двух восстаниях рабов на острове Сицилия в 30-ых гг. второго века до н.э. Но, к сожалению, большинство непосвящённых не знают о том, что восстания рабов вспыхивали постоянно, практически с первых дней существования рабовладельческого строя.
Например, известный исторический факт (в том числе, отмеченный в научной литературе) - что на протяжении всех лет расцвета ассирийской империи (IХ-VIII вв. до н.э.) - в Ассирии, постоянно происходили восстания рабов, протестовавших против наитяжелейших условий труда. Кроме того, восстания рабов, а так же свободных рабочих занятых на тяжёлых физических работах - были обыденным явлением абсолютно во всех странах Древнего Востока.
Например, вне малейшего сомнения рассказ из Ветхого Завета об Исходе древних израильтян из Египта, во главе с Моше (Моисеем) - является ни чем иным, как повествованием об определённом восстании рабов, находившихся в рабстве у египтян. Видимо, в данном случае восставшим рабам удалось победить своих поработителей, и эта победа и есть Исход из Египта, описываемый в Ветхом Завете.
Кроме того, коммунисту очень важно знать об обиходе и каждодневной жизни народных масс в древние археологические эпохи. Нам важно знать: что древние жители Земли производили, какими орудиями труда пользовались, чем питались, как одевались, при каком общественно-политическом строе жили, и т.д.
К сожалению, на Западе, серьёзные археологические исследования жизни народных масс в древние эпохи, начались только 50-60 лет назад. Это направление археологической науки получило название "социальная археология". В СССР же, надо констатировать, что со всей критикой, что имеет место в адрес тех или иных советских руководителей - социальное направление в археологии начало развиваться уже с первых дней после Октябрьской Революции (1917 год). Сразу же после революции, в СССР начали издаваться книги и публиковаться научные статьи, главное направление которых было - исследование жизни и быта простых людей в древнюю эпоху, начиная с наидревнейших доисторических времён. В этих работах особо подчёркивался быт рабов и мелких крестьян - бывших в древнюю эпоху наиболее уязвимой частью населения.
Среди работ по социальной археологии, что вышли в СССР за семьдесят четыре года Советской власти, особого внимания заслуживают различные хрестоматии и учебные пособия по истории древнего мира для студентов советских вузов. В каждом таком пособии, в каждой такой хрестоматии - содержалось богатейшее собрание цитат из трудов древнеримских, древнегреческих, персидских и других древних авторов - расскрывающих историю жизни народных масс в древнюю эпоху.
В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть ту важность, что для истинного марксиста имеет углублённое изучение археологии. Археология как наука способна раскрыть нам тайны классовой борьбы, начиная с незапамятных времён. Археология способна дать нам в руки ключ к пониманию начала тех исторических процессов, которые в конечном итоге привели к революционным движениям девятнадцатого-начала двадцатого столетий. Необходимо, чтобы прогрессивные археологи и другие специалисты по истории Древнего Мира мобилизовали свои усилия, для объяснения народным массам того коллосального исторического пути, что прошли классовая борьба и революционная идея.
|
|