Кто владеет информацией,
владеет миром

Ланг Ланг – культурный меч Китая

Опубликовано 30.06.2010 автором Александр Росляков в разделе комментариев 49

Ланг Ланг – культурный меч Китая

Сказать по правде, до поры я не завидовал, во всяком случае со страшной силой, успехам современного Китая. Ну, шьют одежду – но не Гуччи, машины делают – но не «БМВ», и даже наш старый истребитель СУ не могут толком собрать по нашим же чертежам. Как говорится, «духу того нет!» Свой технологической, научной и другой культуры – без чего этим азиатам, даже со всем их трудолюбием, сидеть в хвосте у «бледнолицых братьев».

Зависть пришла с неожиданной стороны – когда я случайно услышал по радио молодого китайского пианиста и композитора по имени Ланг Ланг. Он играл 2-й фортепьянный концерт Рахманинова, и мне сперва даже показалось что играет сам Рахманинов – настолько абсолютным было попадание во все те ноты, что кроме него не подчинялись никому. И когда прозвучало затем это неизвестное мне раньше имя, я кинулся к Интернету – что за экзот?

Ему сегодня всего 28, но он уже для знатоков – мегазвезда. О его собственных сочинениях в очень китайском духе на классической основе я не берусь судить: должны по законам жанра отстояться сколько-то во времени. Но по поводу его игры уже сомнений нет. Это прямой прорыв всей Азии в той сфере, где она не достигала прежде первенства. Азиатские скрипачи и пианисты порой дивили их технической муштрой, как при игре в пинг-понг; но в музыке быть только виртуозом мало. Тут нужен еще и «тот дух», что берет за душу и превращает музыку из бесцельно сложных обезьяньих упражнений в хлеб насущный.

Ланг Ланг ушел от азиатских виртуозов на дистанцию огромного размера. Технический порог им давно пройден и забыт; технически играет как не знающая слова «сбой» машина – но не в машинном отнюдь духе! Он ставит себе самые высокие задачи – и в их решении побивает самых великих мастеров. Если сравнить с тем же автомобилем, творит нечто совершеннейшее, чем «Мерседес» и «БМВ».

Шопен писал, что его надо играть тихо, и жаловался, что все дубасят его пьесы в три раза сильней. И дело тут не в общей силе звука: местами он сам просит брать его аккорды что есть силы, но какие-то пассажи – шепотом, только тогда они звучат вовсю. Но даже таким асам как Рихтер, Генрих Нейгауз, Артур Рубинштейн этот шепот не давался: тише – получалось просто менее выразительно, и они играли «громко».

Перед Ланг Лангом, я думаю, Шопен снял бы шляпу: в его ми-минором концерте юный китаез надыбал именно такое пианиссимо, что звучит с силой, прежде недоступной никому. Но и это – лишь один прием из многих, путем которых Ланг воссоздает шопеновский шедевр. Каждую из тысяч ноток он отработал с уму не поддающейся скрупулезностью, а потом соединил все в потрясающее целое.

Он миновал и такой исполнительский порок – нарочитую «оригинальность» с целью казаться кровь из носа «не как все». И в музыке, и особенно в театре дурная ломка авторского замысла – сейчас самый расхожий способ отличиться при неспособности дойти до настоящей глубины. Но Ланг каким-то чудным, как гигантский радиолокатор, ухом ловит дух и ноту композитора – являя сам оригинал, а не свою наглую версию.

Кстати, только один такой наглец – Рахманинов – преуспел в игре всего на свете с гениальным подломом «под себя». Но его пример, как признано наукой, беспримерен; и, судя по всему, Ланг Ланг, учившийся играть в Китае, с блеском прошел и эту истину. Он позволяет себе вольности – но с громадным, обязанным огромной внутренней культуре, тактом. Когда иностранец поет по-русски Чайковского или Мусоргского, обычно больше или меньше режет слух его акцент. То же нет-нет слышно и у инструменталистов чужих школ, играющих русскую музыку с каким-то недобором ее понимания. Но Ланг играет так концерт Рахманинова, словно не только родился и жил в России, но и готов отдать жизнь за нее!

Вот это называется в самом высоком смысле Гражданин Мира – тот, кто способен внимать всем языкам Земли. И эта его планетарность, неведомая прежде азиатской школе, конечно, не может не рождать жгучую зависть. Вся наша Консерватория после его исполнения Рахманинова должна, по чести, застрелиться! Не наш игрок играет нашего кумира так, как нашим и не снится! В его исполнении Чайковского слышен русский дух и Русью пахнет; в его Шопене слышен сам Шопен. Тогда как, скажем, тот же Рихтер гениально исполнял Бетховена и Гайдна, но полностью не совпадал с Шопеном. Юный же сын страны, замыслившей завоевать весь мир, прорвал и эту свойственную многим корифеям ограниченность.

И все это, разумеется, недаром и неспроста. В статье «Крушение гуманизма» Блок дал такое определение: цивилизация – это культура, оставленная духом музыки и обреченная этим на загнивание и гибель. А серьезный музыкант не родится под забором – как сирота, который по восточной поговорке «сам себе перевязывает пуповину». Он своей пуповиной должен соединяться с рассеянным вокруг жизненным духом – иначе нипочем не наскребет нужного для восхождения до мировых высот потенциала. В сегодняшней России, с которой и понятие «цивилизация» плохо вяжется, этот дух обрезан полностью.

Есть, теми же словами Блока, «имя», за которое мы еще держимся, утратив право на него – «как вырождающийся аристократ держится за свой титул». На этих старых, все слабеющих дрожжах еще восходят кой-какие творческие звезды – но едва взойдя, тотчас сбегают за рубеж. В стране, скукожившейся в нефтяной придаток, никто не даст им ни копейки, хоть будь они как три Ланг Ланга – в которого влил свои соки и свой творческий порыв Китай.

У нас убита напрочь технология воспроизводства гениев, заряжающих их духом всю страну на дельный труд. Наоборот, процвел так называемый отрицательный отбор: вверх идут не те, кто лучше, а кто ниже и подлей. Кто нужен власти не затем, чтобы просвещать и поднимать народ – а разлагать и опускать его для увековечения ее бесплодного господства. Дирижер Гергиев, самый мелькающий сегодня, мелькает в силу чего угодно, но не музыки, которую играет неопрятно, с кучей ляпов – для светских понтов, а не для ума и сердца. То же самое – замылившие телеглаз Спиваков и Башмет, набившие свои смычки делать бездушное красиво для дремучих нуворишей – и задушевное «чего изволите» для властного паркета. А не паркетный, но могучий дирижер Светланов был незадолго до его кончины выметен, как сор, из лучшего оркестра страны, им же созданного. В довольно сложной музыкальной сфере эта катастрофа не так видна неискушенной публике; ясней ее показывает наш немузыкальный АвтоВАЗ. Почему при всех вливаниях в него он не способен выпустить порядочный автомобиль? Потому что тот же отрицательный отбор приводит к его руководству не мастеров своего дела, не Ланг Лангов, а угодливую дрянь, автомобильных Спиваковых и Башметов. Но конкурировать тогда с другими странами по производству, где вверх берут Ланг Ланги, бесполезно.

Первым из наших музыкантов эти косые правила отбора понял Ростропович. Думаю, он не был сроду политическим хлыщем, а был великим виолончелистом, входившим вместе с Рихтером и Ойстрахом в первую тройку советских игроков. Но музыканты – люди вообще не самых честных правил, порой готовые оправдывать их творчеством любую гнусь. Яркий пример – великий Вагнер, паскудно вытерший ноги о своего тестя Листа, выведшего его из грязи в князи. И Ростропович кинулся лизать демократический анал и вытирать паскудно ноги об Россию, поняв, что на плаву здесь можно оставаться только так.

И все-таки даже не эти низости, сопровождавшие всегда высокое искусство, главное. Сама жизнь происходит на стезе борьбы добра и зла, высокого и низкого – было бы духу идти этой стезей! Но этого-то духу и не стало в нынешней, подсевшей на нетрудовую нефть России! А в Китае, судя по его Ланг Лангу, этот дух кипит и брызжет через край. Сам факт того, что там созрел такой отборный плод, говорит о мощном выстреле не только обезьяньих производств, но и побивающего мировую планку духа.

Этот победоносный дух подтянет за собой и их автопром и авиапром – как это было после Великой Октябрьской революции в России. Тогда мы в самой лапотной, разваленной дотла стране с валютой в виде печных поленьев имели только этот же голый дух, кипевший в наших Есениных, Багрицких, Маяковских, Пастернаках. И он живо оброс никак не ожидавшейся всем миром самолетной, танковой, тракторной, электрической и прочей плотью.

Кстати, примерно то же, что я говорю здесь о Ланг Ланге, писал Запад о Рихтере во время его первых гастролей за границей. Ошеломленные противники восприняли его космическую игру именно как боевую мощь Советского Союза! Трудовой Китай через его Ланг Ланга поучил, можно сказать, код доступа в высшую мировую культуру. Страна, родившая на своем еще недавно голом фортепьянном поле пианиста, способного сыграть на своих клавишах весь мир, и все остальное обязательно догонит. И перегонит. И ей станет по плечу не только освоение передовых автомобилей – но и наших зауральских территорий, на которые сородичи юного гения уже глядят как на свои.

Ну а наш ничем не подкрепленный изнутри «титул» под такой, прежде всего культурной внешней агрессией будет неизбежно побит. Как только донести это понимание до слепоглухих сограждан, которым еще не забытое нашествие на нас захватчиков в 41-м не урок? Новые захватчики, по-новому вооруженные, уже у нас на пороге – а мы и в ус не дуем! И если не очнемся, на страницах будущих учебников истории о нас останется какая-то пара страниц, если не абзацев. Де был такой народ, работал, воевал, писал хорошие стихи и музыку, но потом на все это забил – ну и его, как следствие, под звуки перехваченной у него музыки, как скот, забили. И забыли.



Рейтинг:   4.44,  Голосов: 43
Поделиться
Всего комментариев к статье: 49
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Наконец-то о Разпуповиче сказали по существу.
Мейстер написал 04.07.2010 03:54
Прекрасный музыкант и вонючий полит-прохвост.
И пока у нас будет равнение на прохвостов мы будем маршировать в яму.
А что же сыграть?Мурку!!!
ДебилРУсскоязычныйГоворящий написал 02.07.2010 08:14
Ой, в коем-то веке "косорылый" научился играть 3-ий концерт для фор.с оркестром Рахманинова,и сразу шуму- на весь мир.
А мне лично не нравится технически-чистое исполнение.Мне приятно когда чувствуется рука человека и немного "гавнеца" в исполнении.
----------------------------------------------------------------------
Успех китайцев в том,-что они самые ярые подкупщики.Ни одна нация не сравнится с ними в подкупе чиновников.Евреи по сравнению с китайцами-ангелы.Еврея хоть разжалобить можно,а китаец -100 вопросов задаст и все на свой ус намотает и уйдет ничего не дав.
Сталкивался я с этими "косорылыми"-у них другой мир.Мораль и китайцы-понятия несовместимые!
Re: Re: Репортеру
Музыковеды написал 01.07.2010 10:07
Музыковедам я бы посоветовал заткнуться, так как статья вовсе не о музыке и даже не о китайском музыканте.
=============
Таки о чем статья?
(без названия)
Krasnov написал 01.07.2010 08:33
>S.A.
>Назовите мне те страны, которые добились существенных научных успехов вне западных демократических норм
CCCР
Я с интересом буду наблюдать за возрождением.... S.A.
weiss написал 01.07.2010 02:35
Это не ново.Когда возрождалась моя страна,истерзанная Мировыми войнами,когда мои деды проливали свою кровь,вкалывали в забоях шахт,терпели нужду и голод,то некоторые так же "наблюдали" со стороны из безопасного Ташкента,а еще подобные личности не только наблюдают,но и действуют-скупают оручальные кольца у умирающих от голода жителей блокадного Ленинграда,а в тылу у немцев помогают вешать русских партизан...Вот,что я думаю про таких наблюдателей с двойным гражданством у которых Родина там,где регулярно подливают баланду в корыто
Re:
Репортер написал 01.07.2010 01:40
"Что до Валерии Новодворской, то я считаю ее невежественной истеричкой"
Оксанов, вы посетите Лефортово да выдержите сухую голодовку, вот тогда и будете иметь право сказать что-то о Новодворской. А пока вы никто и звать вас Оксанов.
Оксанову
weiss написал 01.07.2010 01:22
Спасибо за уроки русского языка.Когда нечего сказать,ищут изъяны в правописании,"как сало в колбасе".А "вякаю" не я,а ты и гундишь на пару еще с одним "унтерменьшем".
Re: Re: Re: Re: Доказательство Перельмана
S.A. написал 01.07.2010 00:27
пока что сам "бородатый гений" хранито о своем "открытии" глубокомысленное молчание. Не узнал ли он о нем сам из ТВ?
==============================================================
Так и думайте. Мы ж в свободной стране, имеете право. Но Перельмана так многие ценят, награждают, приглашают, уговаривают, восхищаются, что он уже сам выбирает кому нравиться, а кому нет. Вы не попали в это число. Но жить можно и без этого...
Re: Re: Re: Доказательство Перельмана
jkkk написал 30.06.2010 23:28
Не все, что понятно этому бородатому гению, доступно нам с вами. И помните, от великого до смешного один шаг ------ точно
=======================================
пока что сам "бородатый гений" хранито о своем "открытии" глубокомысленное молчание. Не узнал ли он о нем сам из ТВ?
Re: Re: Доказательство Перельмана
S.A. написал 30.06.2010 22:53
Не понимаю, как доказательство Перельмана может служить доказательством теории Большого Взрыва
================================================================
Этого не надо стесняться. Не все, что понятно этому бородатому гению, доступно нам с вами. И помните, от великого до смешного один шаг
Re: Re: Re: Доказательство Перельмана
S.A. написал 30.06.2010 22:48
доказательство Перельмана не было опубликовано ни в одном научном журнале, и потому оно не может выдвигаться
=======================================================
Боже таки мой, вы беретесь учить Гришу Перельмана... Уууууууууу..... Вашему уму я таки завидую....
Re: Krasnov
S.A. написал 30.06.2010 22:46
Опять же не факт. Возьмите Сталинское время.
=====================================================================
Так возьмем. Да, при Сталине в стране было несколько технологических прорывов : атомная и водородная бомбы, ракетные технологии... А так ничего ж путного. Назовите мне выдающиеся изобретения и открытия,сделанные в те времена, назовите. Вот кибернетику и генетику гробили, это правда, Вавилова морили голодом и забили ногами до смерти, Ландау сидел, Королев сидел, Туполев сидел... Хотя вот, миллионы заключенных строили каналы, которые, как потом оказалось, и не нужны вовсе, хотя текли куда надо и в конце куда надо впадали.
И еще раз, еще много-много раз: как это так, почему Финляндия и Россия, начавшие с одного старта и в одно время так сильно различаются? А потому, подсказываю, что когда финны нудно работали и строили новую Финляндию, Сталин и его банда терзали собственный народ, убили и сгнобили русского крестьянина, ссылали народы, организовывали голодоморы... Вот поэтому. Так что только Свобода и Правда способны создать достойную жизнь и двигать прогресс. Назовите мне те страны, которые добились существенных научных успехов вне западных демократических норм....
(без названия)
Krasnov написал 30.06.2010 22:26
>S.A.
>Но может дать шансы реализоваться. В свободных и демократических странах такие шансы гораздо выше, чем при диктатурах.
Опять же не факт. Возьмите Сталинское время. Возьмите тот же современный Китай. Честно говоря когда говорят "свободное демократическое общество" - я уже в недоумении. Где то читал что их было всего два: Древнегреческий вариант Афин времен Сократа. И (как это ни странно) Новгородская республика. Впрочем не буду утверждать что и это справедливо.
Re: yuiyuiuiii
S.A. написал 30.06.2010 22:16
Это будет тяжелым испытанием нам всем,в муках мы возродим Империю.Империю Духа,Добра и Справедливости
=================================================================
Вперед, вперед, возрождайте империю духа и добра. Я с интересом буду наблюдать за возрождением....
Re: Re: Доказательство Перельмана
h написал 30.06.2010 22:13
доказательство Перельмана не было опубликовано ни в одном научном журнале, и потому оно не может выдвигаться ни на какие премии и всерьез рассматриваться научными кругами
=================
Доказывать доказательства можно сколько угодно. Но в настоящее время (по принятым в научных кругах правилам) обязательным условием для признания научного открытия является публикация о нем в одном из крупных научных журналов.
Re: Krasnov
S.A. написал 30.06.2010 22:13
Но саму по себе личность система воспитать не может
============================================================
Да, не может. Но может дать шансы реализоваться. В свободных и демократических странах такие шансы гораздо выше, чем при диктатурах. И посмотрите, подавляющее большинство изобретений, открытий, Нобелевских премий было сделано и получено именно гражданами свободных стран. СССР и США имели почти равное население, но в США 436 Нобелевских Лауреатов, а в России около 20.... Более того, даже те немногие русские, вырвавшиеся из несвободы, получили непропорционально много Нобелей: Бунин, Леонтьев,Пригожин, Абрикосов, Бродский, Набоков + еще двое, фамилии которых я не помню.
(без названия)
Krasnov написал 30.06.2010 21:55
Вообще есть такой закон Старджона: 95% всего - дерьмо.
И тот кто из оствшихся 5% куда то прет не зависит ни от "национального духа" ни от "уровня экономики страны". А только от себя. Иногда даже напротив: вопреки сложившейся государственной системе, вопреки традициям.
Иными словами любой талант - это именно ЛИЧНОСТЬ, а вовсе не продукт системы, какой бы эта система ни была. Другой вопрос что при некоторых вариантах системы личность себя может реализовать, а при некоторых - нет. Но саму по себе личность система воспитать не может
Re: Re:Weiss'у от Оксанова
S.A. написал 30.06.2010 21:53
А у меня нет вопроса. Потому что мне и без вопроса ясно, что Вы не тянете.
И это не от наследия СССР, а от мамы с папой в сумме с плохим образованием и ленью.
================================================================
Да, именно так. Тут есть еще что добавить, но, если крупным мазком, то вы правы.
Re: class
S.A. написал 30.06.2010 21:49
А то мы вот тут с моей Леной как раз хотели-бы.
=========================================================
Если с вашей Леной, то может быть доверить процесс вовсе не вам, а еще кому нибудь?
Re:Weiss'у от Оксанова
А.И.Оксанов написал 30.06.2010 21:46
А у меня нет вопроса. Потому что мне и без вопроса ясно, что Вы не тянете.
И это не от наследия СССР, а от мамы с папой в сумме с плохим образованием и ленью.
Я никогда и нигде не считал (и не писал), что виноват " проклятый Советский строй". Наоборот, я очень хорошо знаю многое положительное, что было присуще СССР, знаю и многое о том, что в СССР происходило вопреки "проклятому Советскому строю". Так бывает: народ оказывается умнее и порядочнее власти. Так и есть: ныне в России народ умнее и порядочнее и власти, и оппозиции.
Я не знаю, кто такой S.A., и с чем его едят.
Что до Валерии Новодворской, то я считаю ее невежественной истеричкой, которая объективно служит российской власти. О чем я писал неоднократно.
Ну и в отличие от Вас, меня в школе научили правильно писать "не" и "ни" - когда вместе, когда раздельно.
Когда читаете - надо думать. Когда вякаете - тем более.
Оксанов.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss