Кто-то из древних сказал, что стремящиеся к равноправию и независимости, стремятся подавить других, ибо вакуумных понятий равноправия и независимости нет. Ни одно государство в нынешнем мире не зиждется на "чистых руках и горячих сердцах".
Прибалтийские страны н и к о г д а не были, употребляя советскую терминологию, целиком и полностью, или в общем и целом, независимыми. Разве только Литва "от моря и до моря", то есть как экстремально воинственное княжество.
Не надо жонглировать цифрами и фактами, доказывая к а к жили прибалты при Советской власти. Для желудка - хорошо, для сознания национального - плохо. Вильнюс был просто русскоговорящим городом, и литовцы говорили на литовском, как казахи на санскрите. И стеснялись. Да, были институты и школы, литература и театр на высочайшем интеллектуальном уровне; да было сравнительное экономическое благополучие, дравшее глаза нищим белоруссам.
Чего же не было? Не было э м о ц и и свободы. Не было de jure независимости, ибо по большому счету de facto "Москва" где-то там гавкала, а "Вильнюс" развешивал флаги на 5 ноября и снимал 8, чтобы глаза не мозолили. В Москве за то или это (чтение Солженицына, например) сажали, а в Вильнюсе декан русского факультета отдалживал у крамольного студента книгу на ночь. Это в Вильнюсе режиссер Виктюк ставил те театральные спектакли, за которые в Москве ему бы накостыляли с лишением прав. Так что, господа литовцы, не надо о свободе.
Как ни пародоксально, но никогда Литва не была т а к свободна , как под игом СССР. Но не эмоционально. Когда в июне 1967 году взбешенные от радости евреи выскочили на площадь Ленина и танцевали вокруг памятника, кэгэбисты стояли в окнах своего бастиона и посмеивались. Никто никого не записывал, никто ни за кем не гонялся. Разве не в Литву приезжали из СССР, чтобы уехать за кордон? Разве не в Литву съезжались отовариваться из белорусских городов и деревень? Разве не в Паневежис приезжали смотреть театр?
Не было э м о ц и и свободы. И пусть энергоносители из России, и пусть все хорошее и доброе, допустим, "цивилизованного оккупанта" (чего не было), не было этой эмоции свободы. И вот е с т ь! Гипоталамус трясется от эмоций свободы, можно носиться по улицам с триколором собственного производства, петь литовский гимн словами: "Литва, ты отечество наше, ты страна героев!"
Вот так, не больше и не меньше! Вся страна гуртом герои. Ладно и с этим! Герои , так герои. Кто? Кто же нынешние герои и кумиры Литвы, Латвии и Эстонии? То есть, если вернуться к ранее сказанному, кто правит эмоциями свободы? Писатели? Нет. Режиссеры? Нет. Прекрасные прибалтийские актеры и поэты? Нет! Ах, если бы они!
Тогда бы подбили дебет под прошлым и все. Но не эти правят прибалтийскими эмоциями!
1. Эсэсовцы прибалтийских кровей, которые боролись за "свободу" преимущественно против мирного населения: и легко, и почетно. А как прибыльно!
2. Лесные Братья, которые могли - и должны были, пожалуй, - не согласиться с коммунистами, но "воевали" они так же , как их "коллеги" из СС: против людей н е в форме.
3. Чиновники, которые задохнулись эмоциями свободы и в припадке экзальтированного "реванша" коммунистической тирании лишили пенсий и званий простых солдат Второй Мировой Войны, но назначили пенсию всяким "ваффенам". Они забыли ПИРЧЮПИС! Они забыли ФОРТ 9! Они забыли ПОНАРЫ! Свобода теперь! С в о б о д а не стесняться быть убийцами и покровительствовать им.
А чем они тогда отличаются от нацистских учреждений? Свобода - это прежде всего честность по отношению к самому себе. Странно, но из всех бывших фашиствовавших и нынешних профашиствующих... немцы оказались честнее всех. Они горько заплатили за свою свободу и даже духа прошлого не хотят в своей эмоциональной свободе.
Тысячи литовцев, латышей и эстонцев ненавидят и нацизм и большевизм, Гитлера и Сталина. И есть за что. Но они никогда не гордились своими братьями по крови, которые вступали в нацистские батальоны и расстреливали людей. Свидетельствую, что нынешняя литовская молодежь по духу и эмоциям своим далека от фашизма на расстоянии ста парсеков. Нет ни одной нацистской организации, нет литовского РНЕ и скинхедов. Это обыкновенные молодые юноши и девушки, которые хотят live and let live. Они и есть эмоционально чистые в свободе.
Пусть эмоции свободы не выплеснут из душ прибалтийцев "возлюби ближнего своего, как самого себя", ибо ненависть вернется к ним, как бумеранг.
|
|