Как известно, в эти дни президент Грузии Михаил Саакашвили посетил Иерусалим, где имел ряд встреч с руководством государства Израиль: Президентом Моше Кацавом, премьер-министром Эхудом Ольмертом, спикером Кнессета Далией Ицик.
Во время своего выступления в Кнессете, М. Саакашвили обратил внимание на «26-вековой дружбе грузинского и еврейского народов» заявил, что в свое время Цхинвал был «городом грузин и евреев», а также что Цхинвальские евреи были настоящими патриотами Грузии.
Слова красивые и проникновенные. Видно, что М. Саакашвили грамотно эксплуатирует психологические архетипы. Мотивы таких высказываний грузинского президента понятны он хочет привлечь на свою сторону как руководство Израиля, так и международную еврейскую диаспору. Это разумно, потому что каждый хочет, чтобы у его страны было побольше друзей. Однако помимо красивых слов надо обратить внимание и на конкретные дела, реальные факты. А действительность, к сожалению, такова, что она не меняется, даже если закрывать на нее глаза.
Юго-Осетинские евреи, которых М. Саакашвили почему-то именует «грузинскими», хотя они одинаково чисто владели и осетинским языком, внесли значительный вклад в развитие города и Южной Осетии в целом. В Цхинвале был старинный Еврейский квартал одна из наиболее живописных частей Старого Цхинвала. Здесь издавна жили трудолюбивые и искусные мастера, ремесленники и торговцы.
Конечно, с появлением новостроек и расширением города евреи жили уже не только в Еврейском квартале, но он сохранил свое имя как часть исторического прошлого городской жизни. Вплоть до немотивированной вооруженной агрессии Грузии в 1991 году жизнь здесь била ключом.
Спрашивается, почему об этих днях мы с сожалением говорим в прошлом времени? Почему нет больше жизни в Цхинвальском Еврейском квартале, куда подевались изящные дома неповторимой архитектуры с очаровательной резьбой старинных мастеров на фасадах и наличниках?
Говорить об этом тяжело, но другого выхода нет. Вся эта красота была уничтожена прямым ракетно-артиллерийским огнем в 1991 1992 годах, когда грузинские вооруженные силы, сломив сопротивление горстки защитников Цхинвала, захватили господствующие высоты над восточной частью города, примыкающему к еврейскому кварталу и несколько месяцев безжалостно расстреливали его прямой наводкой.
Сотни людей погибли в те черные дни. Еврейский квартал был разрушен. Тысячи оставили свои дома в поисках мира и безопасности для себя, своих детей. Положение стало более трагическим, когда летом 1992 года до зубов вооруженные войска Госсовета Грузии при поддержке танков прорвали оборону города и какой-то период хозяйничали в той части города, где находится и Еврейский квартал.
К счастью, это продолжалось лишь несколько дней, но за это время они сожгли все, что заставали на своем пути, не пощадив и старинные дома Еврейского квартала. Старый раввин все это время находился в Цхинвале, вместе со своими осетинскими братьями оплакивая безвинных жертв грузинской агрессии и молясь о мире в израненной грузинскими ракетами и снарядами синагоге. Наряду с другими цхинвальцами он проявил большое личное мужество, сознательно оставаясь в городе под швальным огнем грузинских войск, и каждую минуту рискуя жизнью
Люди тогда спасались вместе, и помогали друг другу, не взирая на веру и национальность. Зная все это, трудно описать возмущение по поводу лицемерных сентенций Михаила Саакашвили в Израиле. Он думает, что никто не узнает, как Грузия на самом деле относится к евреям, и что она сделала с Еврейским кварталом Цхинвала. Страдания этого маленького квартала заслуживают такого же набата, как страдания тысяч еврейских кварталов в Европе в тридцатые-сороковые годы, но в данном случае роль фашистской Германии принадлежит, увы, Грузии.
г.Цхинвал
|
|