Кто владеет информацией,
владеет миром

А стоит ли уезжать из Казахстана?

Опубликовано 08.09.2006 в разделе комментариев 61

А стоит ли уезжать из Казахстана?

Источник: DUMAEM.RU

Как было…

Для лучшего понимания сего вопроса давайте отправимся в (теперь уже далекие) 60-е годы. Взаимная приязнь и взаимопонимание русских и казахов тогда были просто поразительными. И потрясающими. И те, и другие испытывали удовольствие от общения и совместной жизни друг с другом. Нахождение на стыке культур и цивилизаций было высокообязывающим, поэтому каждый человек внутренне ощущал себя не только отдельным индивидом, но и представителем своего народа на этой впечатляющей межнациональной арене, которую (волею судьбы) тогда представлял собой Казахстан.
Люди держали себя в строгости, не позволяя вырываться на волю худшим чертам своего характера, демонстрируя наилучшие. Были, конечно, отдельные мелкие бытовые стычки и дрязги (особенно, во время обыденных соседских свар), но, во-первых, это действительно было мелочью, во-вторых, само общество бдительно следило и сурово наказывало ослушников с тем, чтобы это не перерастало во что-нибудь более крупное.
Самым впечатляющим свидетельством вышесказанного было то, что праздники люди справляли вместе: душевно, искренне, с настоящим, нелицемерным весельем. И семейные, и молодежные, и детские компании для досуга и общения были межнациональными. Люди тянулись друг к другу не по принципу национальности, а по принципу общности характеров и жизненных интересов.
Сей факт (немного забегаю вперед) свидетельствует также и о том, что все дальнейшие рассказы о страшных недоразумениях, якобы имевших место между нашими народами в 20– 30-е годы (вошедшие в обиход с легкой руки некоторых весьма своеобразных «очевидцев») - чушь. Не могут столь тёплые, искренние и доверительные отношения, которые были в 50- 60-е годы, сложиться после, якобы, страшных событий всего тридцатилетней давности.
Именно эта атмосфера теплоты, искренности и доверия в отношениях между русскими и казахами (помимо массы вполне достоверных исторических источников), более всего свидетельствует о том, что все позднейшие «ужасы» сих «исторических» рассказов – полная ложь.

Жизнь изменяется…

Шло время. Изменялись, волею партийного руководства республики, структура и объем ее хозяйства. Приходили новые, прежде невиданные отрасли: промышленность, товарное земледелие, крупное строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, энергетика.
Уходили привычные занятия многих людей, не выдержавшие испытания эффективностью по сравнению с новыми отраслями хозяйства. Работники новых отраслей повышали свое благосостояние, работники отраслей старых, уходящих – понижали.
На волне возросшего общественного богатства появилось много новых (зачастую не столь остро необходимых) занятий, среди которых особенно выделялись своей значимостью госуправление и идеология. И не то, чтобы они были не нужны... Но, в условиях тогдашнего безразличия к вопросу экономической целесообразности, многие организации и должности вводились в количестве, явно превышавшем потребности.
В условиях возрастающего благосостояния общества стала нарастать его внутренняя напряженность. Вполне естественно: когда все бедные – чего делить? В условиях появления некоторого общественного богатства стали появляться разногласия и разночтения ожиданий по поводу его распрезделения. В том числе – и национальные.
Но, в целом, все это было совершенно не осознано обществом и отдельными людьми. И не имело каких-либо внешниих проявлений. Люди (самых разных национальностей, и в немалом количестве) чувствовали неудовлетворенность, но сформулировать и высказать это – не могли.

Выплеснуло…

И вдруг шок: Желтоксан!
Сегодня уже совершенно ясно, что ни о каком «спонтанном всплеске искреннего негодования молодежи» - не было и речи. Больно хорошо и скрупулезно все было продумано и организовано. Слишком крупные административные, организационные, финансовые, материальные, транспортные и людские ресурсы были задействованы.
Не могло столь великолепно подготовленное и организованное действо «спонтанно» возникнуть наутро после вечернего заседания республиканского ЦК и принятия решения об «избрании» присланного Москвой русского лидера местной партийной организации.
Но шок был всеобщим.
Русские были оскорблены тем, что их вклад в копилку богатства республики был недооценен, что недостаточно высокая скорость повышения их уровня жизни (на их взгляд) – была подвергнута сомнению совсем в другом направлении. А казахи получили в свой логический арсенал недовольства жизненным уровнем столь необходимое им сформулированное идеологическое обоснование.

Жесткое наказание за несанкционированное официальной властью выступление не заставило долго ждать. Правда, как всегда, пострадали невиновные: возбужденная искусными пропагандистскими речами молодежь и маловлиятельные преподаватели. Истинные вдохновители и организаторы выступления как всегда остались за кулисами.

Следующие два с половиной года внешне напоминали прежнее время, но – лишь внешне. Не было больше в отношениях людей разных национальностей прежней приязни, искренности и доверия. Внешне все выглядело так же (Восток есть Восток), но внутренне все стало совершенно иным.
И, как только ослабла жесткая прежде партийная кремлевская власть, и уехал восвояси приезжий партийный руководитель – все прежние претензии выплеснулись наружу.
Не хотелось бы это вновь перетирать, вновь разбираться, кто прав, кто виноват… Скажу лишь одно: именно это, а не мифическая «экономическая целесообразность» стала причиной массового отъезда из республики русского и русскоязычного населения.
Да и о какой еще «экономической целесообразности» и «экономической причине отъезда» могла идти речь, когда в России было абсолютно такое же положение, как и в Казахстане: тот же бардак, та же нестабильность, та же неопределенность, та же неуверенность в завтрашнем дне?
На что тогда стоило менять привычный образ жизни, привычную работу, привычное окружение? И стоило ли? Кто виноват?
Уехала и моя семья… Не желающая воспринимать на свой счет справедливые упреки казахов в развале их привычного образа жизни и хозяйства, в загрязнении окружающей среды.
Справедливые-то – справедливые, да вот только – по адресу ли? Разве это русские,простые люди, обыватели, живущие бок о бок с казахами, и разделявшие с ними в те годы те же тяготы жизни, виноваты в том, что республиканское партийное руководство (состоявшее, кстати, уже тогда в основном из представителей титульной нации, и определявшее свою политику согласно воли местных политических кланов) так наплевательски относилось к национальной культуре, к образу жизни и хозяйства, первым выступая за размещением у себя выгодных дорогостоящих военных объектов?
Разве кремлевское руководство (кстати, довольно лояльно относившееся к национальным языкам и культурам, и отпускавшее на их развитие немалые финансовые, организационные и людские ресурсы) было в этом виновато?
В других республиках, получавшим на это ничуть не больше средств, результаты были совсем другие: достаточно только взглянуть на укоренненность в их массах национальных языков и культур. А если где-то в республиках местные власти отпущенные центром ресурсы перераспределяли на дорогостоящие показушные представительские цели – так то совсем кремлевского руководства и русскоязычных обывателей печаль …
Разве виноваты во всем этом были простые русские люди, так же серьезно воспринявшие всерьез громогласные песни о «полном торжестве интернационализма», о «рождении новой исторической общности – советский народ»?
Русские, как и казахи, серьезно верили во все это, они лишь с грустью отмечали исчезновение в русских национальных обычаев, традиций, танцев, песен, сказаний…
Не пожелала, как уже было сказано, нести ответственность за то, за что не была виновата, и моя семья. Получая незаслуженные упреки в национализме там, где причины явно носили социальный и карьерный характер. Чувствуя оттого урон и унижение самого святого, что есть в копилке нравственных ценностей каждого нормального человека – своему национальному чувству.

Новые реалии

Прошло тринадцать лет после отъезда. Все эти годы частенько вспоминал я родные места, бередили сердце воспоминания и впечатления детства и юности. Неужели извращения не закончились? Неужели люди не разобрались, что все былые обвинения в адрес русских были тогда абсолютно несправедливы, надуманны и необоснованны? Неужели пятнадцать лет жизни уже в собственной национальной стране не раскрыли людям глаза?
Так думал я, заходя на самый известный и посещаемый казахстанский электронный сайт Навигатор-2.
Увы… Что же я там увидел? Все то, что люди прежде говорили в запале, что зачастую было лишь предположением – теперь стало непререкаемой истиной.
Исчезли (стушевались, ушли в тень) люди, хорошо знавшие, как действительно обстояло дело раньше. Подросло целое поколение, впитавшее в себя новые речи, поверившее им. Поверившее в умопомрачительные извращения истории русско-казахских отношений, внедряемые певцами и выразителями идей самой маргинальной и неимущей части казахского общества.
Но, поскольку (по неизвестным мне причинам) образованная, культурная и успешная часть казахского общества так и не смогла предоставить этим извращениям «певцов аула» более или менее впечатляющей идейной альтернативы, последние стали основой интеллектуальной мысли казахского общества.
Все это проникло не только на страницы казахстанских СМИ, сегодня пишущих об этом, как уже об обыденном, не требующем никаких доказательств, факте, но и на страницы школьных учебников по истории.

Что это означает? А то, что все эти дикие извращения истории, не имеющие никакого отношения к действительности, опровергнуть которые не легко, а очень легко можно на нескольких научных конференциях и симпозиумах, станут и дальше мультиплицировать себя, станут растить новые поколения казахов, истово верящих во всю эту чушь.
Временная и территориальная отстраненность от горячих оперативных событий, невовлеченность в мелкие ежедневные дела, глубокий разбор ситуации на основе скрупулезного анализа, позволили сделать весьма малоприятные выводы.
И буквально воочию представить себе весьма неутешительную (не столько для русского и русскоязычного населения, сколько именно для образованной, культурной и успешной части самого казахского общества) будущую, вполне возможную, и даже вероятную, перспективу страны.
Оралманы, вернувшись на свою историческую Родину, но так и не нашедшие в ней себе достойную жизненную и профессиональную нишу, рано или поздно должны консолидироваться и начать организованно защищать свои права. А победившая и занявшая твердое первенство в национальной идее мысль о превосходстве идеи «справедливого перераспределения имеющегося национального богатства» над идеей работы по его увеличению - им только в этом поможет.

Государство не озаботилось ни выделением средств, ни организацией усилий на то, чтобы адаптировать их к реалиям жизни современного Казахстана. Поскольку у основной части оралманов образовательный и культурный уровень значительно уступает уровню казахов, уроженцев Казахстана, основной спектр их интересов и требований будет направлен не на то,чтобы увеличить количество и качество национальных богатств страны, а на то, как их «справедливей» перераспределить.
Да, собственно, этот процесс уже вполне ощутимо проявляется в многочисленных "электронных" дискуссиях.

Методика смены политических систем

Молодежь, ежегодно заканчивающая школу и постоянно вливающаяся во взрослую жизнь, их поддержит.
Почему? Да потому что она имеет и будет иметь весьма серьезную претензию к имеющейся власти и всему «поколению отцов» за отношение к русским.
Вы спросите: «А причем здесь русские?». А при том, что отношение к русским является основным строительным материалом всей новой идеологической конструкции.
Дети и молодежь, т.е. люди с наиболее тонкой психической организацией, с обостренным чувством справедливости, с ненавистью к несправедливости, и с презрением к отсутствию протеста против несправедливости – в глубине души не смогут простить «отцам» то, что они «не выступили против извергов». И в глубине души именно за это не будут их уважать.
А как еще можно относиться к «отцам», если спокойно и всерьёз воспринимать ту чудовищную ложь об истории русско-казахских отношений, что изливают на общество, на неокрепшие детские сердца рыдающие «борцы за восстановление исторической справедливости»?

Тут одно из двух: либо «борцы» лгут (причём, чудовищно), либо русские – изверги. Третьего-то – не дано...
Не признавать лжи «борцов» означает быть уверенным в том, что русские – изверги. Не выступать против извергов, а тем более с ними сотрудничать – значит быть трусом и конформистом. Все предельно ясно и просто…
Ну, а поскольку свято место пусто не бывает, пьедестал «борцов за справедливость» займут в душе молодежи идеи, а впоследствии и будущие организации оралманов. И это касается не только оралмановской и аульской молодежи, но и молодежи городской, вполне успешной и респектабельной.
Именно оралманы смогут возглавить и возглавят грядущий народный протест. Почему? Они не несут на себе клейма «пособников кровавого оккупационного режима». А их озлобленность и безысходность жизненного существования даст им гигантскую всесокрушающую энергию, пассионарность, если угожно.
То, что оралманы жестко придерживаются канонов и требований ислама – также сыграет за то, что за ними пойдет молодежь. После крушения коммунизма в душе людей образовалась духовная пустота, которую, практически во всех постсоветских странах, власть постаралась заполнить религиозным содержанием.
Но после 70 лет воинствующего атеизма этот процесс (особенно для людей взрослых, с хорошо сложившимися взглядами и ценностными установками) стал во многом условным и несколько лицемерным.
А вот детское и юношеское сердце особенно нетерпимо к лицемерию и активно в противодействии ему.
Действительная, а не мнимая религиозность оралманов несомненно привлечет молодежь, поведет ее за собой и окончательно похоронит какие-либо будущие перспективы нынешней системы власти в стране, а также ее политической, экономической и культурной элиты.

Мелкое забивает крупное

Нынешняя элита страны, чрезмерно увлекшись решением конкретных прагматичных политических дел – совершенно упустила стратегическую перспективу. Увлекшись процессом позиционирования независимого государства, отстранения от бывшего «имперского центра», борьбой с «наследием проклятого прошлого» и созданием независимой национальной идеи, она не заметила, как трагически перегнула палку и загнала себя в совершенно безвыходную ситуацию.
Видя вокруг себя только «нежелание русских признать казахов равными себе» и «имперские амбиции против новой самостоятельной нации», идеологи новой власти проморгали собственную молодежь. А следовательно – собственное будущее.

Будучи сами людьми взрослыми, здравыми и достаточно циничными, они прекрасно знали реальную цену всем этим истерикам и рыданиям «борцов за восстановление исторической справедливости». Но они не учли, что молодежь, в отличие от них, не знает реального положения дел в межнациональных отношениях при социализме. Они не учли, что молодежь более доверчива к тому, что она видит в СМИ и учебниках. Они не учли, что молодежь более нетерпима к несправедливости (которой не было на деле, и старшее поколение об этом прекрасно знает), но в которую молодежь поверила всем пылом своих горячих сердец.

Нынешняя элита страны, чрезмерно увлекшись отстранением от бывшего «имперского центра», не заметила, что бывший «имперский центр» давно (и окончательно) махнул рукой на свои бывшие «колонии», предоставил их правящим элитам полную возможность делать в своих владениях все, что им заблагорассудится. А увлекшись новыми официальными атрибутами непривычной независимости, и всеми сопутствующими им прелестями международного признания и международных контактов, нынешняя элита страны практически перестала обращать внимание на собственное население. «Резонно» (на свой прагматичный взгляд) рассудив, что нефть и газ население прокормит, а все остальное: лирические и сентиментальные глупости…
Нынешняя элита страны забыла про души собственных подданных. Особенно: про души их молодого поколения. Забыв о том, что власть должна быть легитимной не только в официальных законах, не только в глазах мирового сообщества, но и в душах своих подданных.
Подобная «забывчивость» - зачастую очень дорого стоит…

Некоторые размышления…

Проводимая политической элитой политика фактической поддержки извращений истории русско-казахских отношений всегда объективно работала против интересов страны и самих казахов. Если бы история пошла по другому пути, и вместо межнациональных разборок и взаимных претензий, все народы молодой страны сплотились бы на основе идеи новой независимости, Казахстан имел бы все предпосылки стать новым азиатским тигром. Настоящим, а не плодом всеобъемлющей пропагандистской шумихи.
Впрочем, данная тема может быть предметом отдельной статьи. История не терпит сослагательного наклонения. Не будем прибегать к нему и мы. Данная мысль носила только информационный характер.
Продолжим…
Проводимая политической элитой политика фактической поддержки извращений истории русско-казахских отношений в первые годы независимости имела некоторый логический смысл хотя бы для интересов самой элиты. С целью вытеснения старых управленческих кадров и занятия заветных государственных должностей новыми политическими персонажами.
После того, как этот процесс был фактически завершен, дальнейшее продолжение прежней политики стало работать против интересов самой политической элиты. И весьма сильно. Но в элите не нашлось никого, кто задумался бы о необходимости преодоления инерции набранного направления движения и острой необходимости коренной смены политического курса.
Почему вопрос национальных претензий местного населения к русским стоит сегодня повсеместно во всех постсоветских странах, а перспектива маргинального переворота ожидает только Казахстан?
Тому есть несколько объективных причин, которых нет у других.
Во-первых, полный паралич основной отрасли традиционного национального хозяйствования – кочевого скотоводства.
Во-вторых, приезд оралманов, и наплевательское власти к нему отношение.
В-третьих, наличие в Казахстане мощной диаспоры русского и русскоязычного населения, которое будет служить «красной тряпкой» для любителей «все взять и поделить».
Ну и, наконец, самое главное: наличие нефти и газа.
То есть именно того, чего нет в абсолютном большинстве постсоветских стран.
А когда есть что делить, всегда возникает напряженность. Всегда возникает недовольство. И всегда появляются недовольные.
Низкий уровень образования и общей культуры оралманов позволяет сделать вполне обоснованный вывод, что грядущий политический режим победивших оралманов будет очень агрессивным и нетерпимым. Нетерпимым к чужим мнениям и обычаям, к образованию, к высокой культуре.
Того, что было в Иране и Афганистане, не будет, там во главе движений стояли культурные и образованные люди. Больше всего это будет похоже на Камбоджу 1976 года, с одним отличием: в его духовной основе будет не коммунизм, а предельно строгий и фанатичный ислам. (Впрочем, сия духовная основа показывает свою несравнимо большую практическую укорененность, нежели коммунизм).
Недавние экзотические предложения по политическому переустройству страны показывают, что политическая элита Казахстана ищет гарантию стабильности своего положения.
Но напрасно она надеется, что монархия защитит её от сокрушающей все волны народного гнева. Оралманы поднимутся на волне неудовлетворения тем, что богатства Казахстана не делятся и не раздаются поровну всем. (Поскольку в интеллектуальной мысли страны напрочь забита и умерла идея, что надо усиленно учиться, работать и развивать хозяйство, увеличивая богатства страны. А дебатируются, исключительно, вопросы «справедливого» перераспределения имеющегося, но уже распределённого богатства).
Поскольку на их сторону скоро встанет молодёжь, искренне принявшая на веру безумейшие извращения истории русско-казахских отношений (ужаснувшаяся и, в глубине души возмутившаяся отсутствием за это протеста отцов), оралманы легко опрокинут любой режим.
Вернее: очень легко. Троны монархов также лихо слетают с властного Олимпа, как и табуретки «демократов».

Каковы перспективы?

Мы вроде бы собирались говорить о том, стоит ли русскому и русскоязычному населению выезжать из Казахстана в связи с принятием Россией новой программы по переселению и приему соотечественников? Что тут говорить? Пусть каждый решает сам.
Пусть каждый сам думает о своем будущем, и сам его определяет. А вот если нынешняя элита Казахстана срочно не пересмотрит стратегическую концепцию своей национальной (и вообще внутренней) политики – тогда, в достаточно скором времени, вопрос переселения в Россию встанет не только перед русскими. Но и - перед очень многими казахами!..
P.S. Скептики могут попытаться оспорить приведенные доводы тем, что, участники Интернета еще не отражают в полной мере реальное мнение общества. На это можно ответить так: если бы в виртуальной жизни горячо обсуждались вопросы ускоренного развития в стране европейской культуры и образования, передовых методов организации социальной жизни и труда - тогда вполне достоверно можно было бы сказать, что участники Интернета не отражают интересы основной части общества, ввиду своей некоторой авангардной продвинутости.
Но, поскольку приведенные в статье доводы касаются, напротив, устарелых и архаичных взглядов и представлений (которых вроде бы не должно быть в продвинутом Интернете), то уже вполне ощутимое наличие их сегодня в виртуальной жизни (а они уже есть, они уже родились, они набухают, они бьются в муках, и стремятся к росту и выплеску), можно только себе представить, ЧТО происходит в сердцах и душах недовольных людей в их реальной жизни!



Рейтинг:   3.14,  Голосов: 7
Поделиться
Всего комментариев к статье: 61
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Казаху
Посетитель написал 09.09.2006 21:04
Хватит заниматься пропагандой дешевого пиара местной закваски. Это типа: "Сэм, я остаюсь в России, здесь я свободный человек". (Реклама сотовой компании). Никто казахов на нашу сторону не тянет, РК привязан, пока что, к нашему транзиту, а мы к Байкануру.
Re: Re: Что обсуждаем?
Казах написал 09.09.2006 17:08
\\\\\\\\То, что русское население превратилось в Казахстане во второй сорт – свершившийся факт.\\\\\
Ну сколько можно уже?
\\\\\\\Даже Назарбаев как-то заявил, что с казахским умом и русским трудолюбием мы многого добьемся. Даже не скрывая, - кто должен работать, а кто руководить. \\\\\\\
А в неумении русских руководить тоже казахи виноваты? Доруководились вы вон, россией-матушкой, до нынешнего состояния. И насчет трудолюбия поспорить можно.
Re: ремарка
Казах написал 09.09.2006 16:56
\\\\\\Согласен с частью коллег, несогласных с определением движущих сил грядущих кризисов. В основе предстоящих переворотов будет лежать передел собственности после кончины Назарбаева. \\\\
Да он пока жив здоров.
\\\\\\\Армии в Казахстане нет. \\\\
Тогда придите, и завоюйте нас.
\\\\\\Коррупция тотальна. \\\\
Дв уж не больше чем у вас.
\\\\\При любом раскладе положение русских не улучшится\\\\\\\\
Какое такое "положение русских"? Они что голодают у нас? Или в концлагерях сидят? Все устроены, обуты одеты. Сколько можно нести этот бред?
ч
Казах написал 09.09.2006 17:20
Ужесточение российского законодательства стало одной из основных причин уменьшения миграции этнических русских из Узбекистана в Россию. "Историческая родина-мать" оказалась неприветливой мачехой. Однако находчивые русские граждане, похоже, нашли альтернативный вариант - республика Казахстан. А что? И территория большая, и по уровню развития экономики с Россией потягается. Да и до границы - рукой подать. И - что немаловажно - русских в Казахстане много.
В 1999 году в Казахстане была проведена перепись населения, по результатам которой стало ясно: население Казахстана растет. И связано это не только с традиционно высокой рождаемостью, но и с возвращением этнических казахов, которым государство в целях подъема нации предоставило все условия для хорошей жизни, а так же с притоком людей других национальностей. Причем, именно русские и составляют основной и постоянно растущий процент иммигрантов. Если в 2003 году сальдо миграции русских в Казахстан составило 28.668 человек, то в 2004 - уже 32.228 человек.
Для сравнения - в Узбекистане проживает около одного миллиона русских, - это 4% населения страны, а только в Восточно-Казахстанской Области (ВКО) - основном месте проживания русских - их 45,38%, казахов немного больше - 48,54%. Именно за счет "подпитки" из соседних государств Казахстан компенсирует эмиграцию русских в Россию. За 10 лет (с 1989 по 1998 годы) в Казахстан иммигрировало 13.133 человека русской национальности, доля Узбекистана составила около 4% (514 человек). Но это - официальная статистика, а реальная картина эмиграции куда масштабнее - не взяты в расчет те, кто проживает в Казахстане нелегально и те, кто долгое время находится на заработках.
Итак, русские "кочуют" по Средней Азии. А почему, собственно, маршрут "Узбекистан - Казахстан", а не наоборот? Пришлось потратить немало усилий, чтобы найти того, кто, основываясь на собственном опыте, мог бы ответить на этот вопрос. И не потому, что подобные миграционные явления не наблюдаются, а потому что отъезжающие из Узбекистана очень уж неохотно идут на контакт. Боятся.
- Я уже семью перевез в Усть-Каменогорск - жену, дочку. Сейчас квартиру продам и сам уеду, - говорит мне 29-летний Игорь, инженер по образованию, в Ташкенте занимался частным извозом.
- Туда знакомых и друзей много уехало вот буквально за этот год. Никого и не осталось почти. Да и получать я хочу нормально, и по профессии своей работать, а не так - то есть деньги, то нет. И говорить то, что думаю. Может, потом, когда все устроится, дальше махнем. Нет, не в Россию - чем Казахстан хуже - за кордон. Гражданство Казахстана Игорь надеется получить уже на месте. Приблизительно та же мотивация отъезда и у многих других мигрантов.
Ирина, 45 лет, работник гостиницы: - Мы с дочерью поехали бы в Россию, но гражданство получить трудно и жилье, да и родственников нет. Хотя их нет и в Казахстане, но там хоть можно самим пробиться. И дело тут не в том, что меня в Узбекистане притесняют - совсем нет, просто когда-нибудь из Ташкента все равно придется уезжать. А в Казахстане - соотечественники. И зарплата там приличная, а товары при этом - качественные и недорогие.
Казаху
Посетиель написал 09.09.2006 21:09
Можно начать перечислять, что было построено в РФ за эти годы, я думаю примеров найдется побольше, особенно из нового оружия (Подводные лодки, истребитель пятого поколения и т.д.)
Сторятся автомобильные заводы, ведущих западных и азиатских концернов. Кстати будущее не в химических волокнах, а в высоких технологиях.
Продолжение
Казах написал 09.09.2006 17:24
- Зарабатывать и в Ташкенте можно неплохо, - считает Елена, переводчик, 32 года. - Но в Казахстане ведь уровень жизни выше. А Астана!! Она же почти достигла уровня европейских столиц! Я хочу жить в Европе. Но из Узбекистана меня не выпустят. В Казахстане с этим легче, я узнавала. И родственники у меня там есть - давно уже живут, и зовут не переставая - так что же мне тут делать?
Николай, 22 года, работник автозаправки: - Еду пока работать, но думаю о ПМЖ. Там ведь русских много - вот что здорово! А то даже в Ташкенте русского увидишь - радуешься, как родному: А в Казахстане же русский язык тоже государственный. Это здорово, потому что я узбекский не понимаю, а в Ташкенте (даже боюсь подумать про области) скоро совсем все будет по-узбекски. Еще посмотрим, как там с зарплатой, вот ребята знакомые есть, зовут поехать вместе.
Единственным государственным языком в Казахстане является казахский. Русский язык является вторым государственным языком только в Киргизии. Языковая ситуация в Узбекистане, где госязыком является узбекский, разная. Делопроизводство даже в правительственных учреждениях ведется на русском языке или дублируется на русском и узбекском языках. В то же время ученики средних школ в отдаленных районах республики уже практически не говорят по-русски.
Этническому русскому, не имеющему никакого отношения к Казахстану, получить гражданство не так просто - помимо обязательных пяти лет проживания на территории Казахстана нужно иметь на личном банковском счете 8.000 долларов. Не хочет себя обременять Казахстан малоимущими иммигрантами, что и понятно. Несмотря на возникающие трудности, в Казахстан едут не только русские, но и узбеки, корейцы, татары. Не только с намерениями в будущем получить гражданство, но и просто подзаработать.
По словам Андрея К., недавно переехавшего в Казахстан из Ташкента вместе с семьей, в Алма-Ате гораздо больше возможностей для предпринимательской деятельности. "Многие мои друзья, очень многие, переехали в Казахстан заниматься бизнесом. В Ташкенте бизнес душат чиновники. Каждое следующее правительственное постановление впадает в больший маразм, нежели предыдущее, - пишет Андрей. - Абсурдные требования, гонения по чиновникам и т.п. К примеру, что бы растаможить товар в Узбекистане, надо ждать от 10 до 20 дней по официальным нормам - срокам рассмотрения документов. Штук пять-десять инстанций пройти, везде чиновники. Один на больничном, другой - на свадьбе, третий - на похоронах, а четвертый - на хлопке. Но если и на месте, то все хотят получить бабки (хоть чуть-чуть). Казахи и киргизы тоже берут взятки. Но в Киргизии или Казахстане такая проблема решается за 30 минут."
В Казахстане, по словам других бизнесменов, вообще больше экономической свободы. И за гастарбайтерами никто по улицам не гоняется, массовые облавы - проверки паспортного режима не устраивает. "Я просто приехал, снял квартиру и устроился на работу в хорошую фирму, - говорит повар Сергей Жердев, живущий в столице Казахстана уже более года. - Никто за это время у меня моим гражданством даже не поинтересовался".
Судя по всему, Казахстан в притоке свежей рабочей силы нуждается, и, в отличие от Российской Федерации, не собирается отказываться от русских "мозгов" и рук, утекающих из сопредельного Узбекистана. Оттуда, где на сегодняшний момент применения им нет.
Исследование группы "Евразийский монитор", проведенное нынешней осенью социологами России, Беларуси, Украины и Казахстана, показало, что самый большой процент вполне удовлетворенных жизнью людей оказался в Казахстане - 56 процентов. По оценкам Всемирного банка, Казахстан является лидером среди стран СНГ в проведении экономических реформ. По мнению экспертов ОБСЕ, именно Казахстан достиг наибольших успехов в проведении экономических реформ среди всех пяти стран Центральной Азии. Еще в марте 2002 г. Министерство торговли США присвоило ему статус "страны с рыночной экономикой".
Казахстан сегодня - единственная республика СНГ, которая уже в 2003 г. восстановила уровень промышленного производства до кризисного 1991 г. Уровень занятости экономически активного населения уже достиг 90,2%. Почти 3 млн. человек из 15-миллионного населения республики сами обеспечивают себя и свою семью работой.
Re: Казаху
К написал 09.09.2006 20:51
Нам чужого не надо, но и своего не отдадим.
Не надо рассказывать сказки о государственном русском в Казахстане и каких то правах русских. У них там право одно, пахать и молчать в тряпочку.
Был, знаю, знакомые там живут. И вешать на уши лапшу не надо.
То что Каззахстан, как и РФ живет на нефтяной игле тоже всем известно, промышленности там практически нет. И как только нефть не станет нужна, а это скоро произойдет, в Казахстане начнется межнациональная резня.
Именно поэтому, русские рано или поздно уйдут из Казахстана, вместе со своими землями.
И случится это как тольок в РФ придет к власти русское правительство вместо нынешнего жидовского. Завоевывать вас не кто не будет.
Как не пришлось никого завоевывать в Абхазии и Приднестровье. Просто вежливо попросят уехать в собственно Казахстан и русских областей. Не захотите миром, поможем сапогом. Говоришь вы лучше грузин и молдован? Это увидим в следующем десятилетии. И я заранее знаю кто будет лучше :-))))
Путин - политический труп
Твердый Знак написал 09.09.2006 20:43
и все что он делает абсолютно никого не волнует и ни на что не повлияет. Скоро он сбежит из России а Россия пойдет русским путем.
И вся мышиная возня Путина толко для того, чтобы вывезти как можно больше нефти и газа пока еще есть возможность. Он занимается ТОЛЬКО ЭТИМ.
Обеспечивает свое будущее рядом с Горбачевым в Мюнхене.
Re: Не судьба
Казах написал 09.09.2006 20:50
\\\\\\\А развить что - то свое - это просто смешно, чтобы народ с кочевой судьбой развивал, допустим, нанотехнологии. В целом, пусть учат китайский язык и заткнутся.\\\\\\\\\
И таким расизмом вы хотите привлечь нас на свою сторону? Ох правильно чубайсы делают что вас гнобят.
Что обсуждаем?
Твердый Знак написал 09.09.2006 15:36
уехать в РФ и отдать исконно русские земли казахам или оставаться белыми неграми для казахских баев?
Не это надо обсуждать, а как создать по примеру Абхазов и Приднестровцев РУССКУЮ КАЗАКИЮ на русских землях Казахстана. И все русские, беларусы ,приднестровыцы с абхазами и осетинами помогли бы вам добровольцами и оружием, если понадобится.
А потом обьединяться с Россией, когда там местные скинут жидовскую оккупацию.
Нет другого выхода у русских Казахстана, кроме как реализовать свое законное право на национальное самоопределние, так же, как это сделали в 1991 казахи. Пусть мне кто нибудь обьяснит, почему вам нельзя то что можно казахам или абхазам.
Пока этого не будет, вы будете белыми рабами на своей родной земле, удобрением за счет которого будут плодиться казахи.
Грустно, но факт.
За свободу надо бороться. Так просто ее НИКТО не даст. 1991, когда все разваливалось само собой, бывает раз в несколько сотен лет.
А восточные деспотии вещь устойчивая, как и любая звериная стая. Сама не развалится, если не помочь.
Ошибаешься казах
Твердый Знак написал 09.09.2006 21:53
Казах
***
Я тебя огорчу, но промышленность в Казахстане есть. И не только советская, но и новая.
***
Советской промышленности не осталось нигде. А несколько заводов страну не прокормит, как не кормят Грузию или Армению или Украину а там заводов было много больше чем в Казахстане
***
Как бы тебе не хотелось, она не начнется. За это будь спокоен.
***
Мне очень не хочется никакой резни. Но зная ваши нравы, русским к этому надо быть готовыми и они будут, когда придет время независимости.
***
А ежели русское правительство не придет? Тогда что будешь делать?
***
Буду делать все чтобы оно пришло. И оно прийдет обязательно. Не знал бы, сидел бы и молчал в тряпочку уехав куда нибудь за гарницу. За невыполнимые дела лично я не берусь. А Россия для Русских очень даже выполнимое. Уже созрело, будет и без меня.
***
Понимаешь же что они вас додавят. Потому что таким шовинистам и нацистам как вы, путь один, в могилу
***
Зря надеешься, давят нас русских уже тысячи лет, а додавить не могут. Не додавят и сейчас, тем более что уже есть свободные территории России - Беларусь и Приднестровье. РФ сдежующая на очереди, затем Украина и русские области Казахстана. Русский народ будет обьединен в одной стране, так же как жто случилось с немецким. И я не вижу такой силы которая могла бы нам помешать это сделать. Тем более что международные законы ясно признают право народов на самоопределние. Им воспользовались казахи выйдя из СССР, им же воспользуются русские для выхода из Казахстана. И НИЧЕГО вы сделать не сможете.
единственное что может спасти Казахстан, превращение его в федеративную республику ВАМИ, казахами добровольно. Только так вы сможете сохранить страну и избежать разрушения вашей экономики и крови.
Процесс национального самосознания наций необратим. У русских, он происходит медленнее по нескольким причинам чем у вас, меньших наций.
Но он УЖЕ произошел. Харагун, Сальск и Кандопога
это русские аналоги Ферганских событий в Узбекистане и Сумгаита в Азербайджане.
Дальше будет больше, процесс уже не остановить.
И он ОБЯЗАТЕЛЬНО дойдет до Казахстана и изменит его границы, если у вас не хватит ума, заранее самим прекратить дискриминацию русских и дать им полнейщую автономию и полные гражданские права.
Иначе, мы все возьмем сами. И тогда права потеряете вы. Будь в этом уверен.
Это смогли сделать негры в ЮАР и США, а уж мы то сделаем поболее.
***
Да у вас сапогов то не осталось. Одни портянки.
***
Когда ощутишь на своей сраки сапог, твое мнение изменится. Чечены тоже так думали а теперь все вдруг стали дорогими россиянами.
Правда долго они ими не останутся. В горах они смотрятся лучше чем в Москве.
Твердому знаку
Казах написал 09.09.2006 16:44
\\\\уехать в РФ и отдать исконно русские земли казахам или оставаться белыми неграми для казахских баев?\\\
Никто у нас русских не угнетает. Несмотря на такие вот шовинистические выходки.
\\\Не это надо обсуждать, а как создать по примеру Абхазов и Приднестровцев РУССКУЮ КАЗАКИЮ на русских землях Казахстана. И все русские, беларусы ,приднестровыцы с абхазами и осетинами помогли бы вам добровольцами и оружием, если понадобится.\\\\
Не получится. Казахи - не молдаване и не грузины. За родину постоять сумеем. И никакие приднестровцы не помогут.
\\\\Нет другого выхода у русских Казахстана, кроме как реализовать свое законное право на национальное самоопределние, так же, как это сделали в 1991 казахи. Пусть мне кто нибудь обьяснит, почему вам нельзя то что можно казахам или абхазам.\\\\
А также татарам и башкирам.
Re: Что обсуждаем?
Русский написал 09.09.2006 16:55
Наиболее активная и продвинутая часть русского населения покинула Казахстан, те же, кто остался – либо неплохо (относительно) устроились, понимая, что в России они этого иметь не будут, либо ждут когда станет совсем невмоготу, либо не имеют никаких средств выехать. Среди русских никаких реваншистских настроений нет, потому, что все понимают, что в ближайшее (и не только) время возврата к старому не будет. Да, и российское правительство интересуется Казахстаном только с углеводородной и космической точек зрения. Все обезумили от вопроса: выгодно, не выгодно, и что мы будем с этого иметь, тут не до соотечественников.
То, что русское население превратилось в Казахстане во второй сорт – свершившийся факт. Даже Назарбаев как-то заявил, что с казахским умом и русским трудолюбием мы многого добьемся. Даже не скрывая, - кто должен работать, а кто руководить.
Re: Re: Re: Что обсуждаем? Вам, Казах!
Антон написал 10.09.2006 00:25
Знаю КЗ не понаслышке, прожил там 40 лет, сейчас часто бываю там – навещаю друзей и родных.
Объясните мне, уважаемый Казах, откуда в Вас эта чопорность, мол, мы лучше, умнее, способнее и т.д. В 70-х, 80-х руководителей предприятий вплоть до снятия с работы, (тогдашние ОБКОМЫ партии), заставляли ставить на руководящие должности среднего звена – казахов. Те ломали голову – кого??? Было работающее производство, и эксперименты проводить было рискованно. Доходило до абсурда: начальник цеха казах, а руководит цехом его зам – русский. И что самое парадоксальное – никого это не смущало.
Поймите вы, наконец! Любая цивилизация (нация) должна пройти определенный путь развития. Если прадед, дед и все предыдущие поколения пасли баран, не могут их внуки стать великими производственниками и государственниками по определению, если вы будете утверждать обратное – вы ненормальный человек.
Вы должны памятники не АБАЮ ставить, а Ленину, Сталину, Хрущеву и Брежневу, не будь этих людей, ваши внуки до сих пор бы пасли баран.
Вешайте лапшу вашей молодежи, но помните, чем больше врете, тем больнее потом будет.
Что касается экономического роста? Если включить в ВВП предполагаемую доходность от долгосрочных нефте-газовых контрактов, то вы впереди планеты всей. На деле же получается несколько иная картина.
А аульная неприкаянная молодежь спивается от безделья хлеща, чем в России, не принято в КЗ выносить сор из юрты – Назарбаев не любит это, вот и врете вы всему миру.
С вами, с казахом, не один русский откровенничать не будет, мне часто звонят и КЗ и жалуются на хамство, тупость, наглость, элементарное бескультурье ваших «земляков», сам вижу все во время визитов туда.
Русские в КЗ не чувствуют элементарную защищенность, не говоря уже о каких-то перспективах.
Re: kazaxi gopdatcR procBetaewim Kazakctanom. OTBET RUSSkomu
Русский_2 написал 09.09.2006 11:47
Казахов в советском Казахстане никто в серьез не воспринимал, пытались обучить, научить, выучить, подготовить и т. д. Все, что было сделано - сделано русскими и другими народами. Кочевой народ, не было ни религии, ни государственности, ни одного капитального и основательного населенного пункта, язык примитивный, не было своей письменности, да и национальности такой не было. Как сейчас выдумывается история, и мудрят с языком - противно смотреть, парламент говорит по-русски и не от уважения к русскому языку, серьезный документ на казахский язык перевести не возможно, как не переводи, все понимают по-своему. Те, кому сейчас за 40-50 все прекрасно знают и помнят, а своей молодежи надо "ездить по ушам", они всему верят. Больно то, что вы еще говорите о каком-то застое, коммунистическом режиме и оккупации русскими. Бред, хамство и наглость, а это и есть национальный менталитет. Забывают одно, что в истории все возвращается на круги своя, вашим правнукам будет стыдно.
люблю Россию
Роман написал 09.09.2006 09:40
А меня зовут Роман. Я живу в России и родился здесь. И несмотря на то, что
жить в России действительно не сладко, я люблю свою Родину и верю, что она станет великой державой. И если понадобиться для этого уничтожить 20 - 30 млн. русских или казахов я их вырежу.
Гудбай май френдз.
вот все постинги россиян
Андрей написал 09.09.2006 08:42
показывают как нужно быть в России и как нас ждут. :)
Правда русские, не смотря на эти статьи, НИКОГДА не поедут в Россию.
Казахи гордятся процветающим Казахстаном.
Русский написал 08.09.2006 13:28
Отчасти согласен с автором. Только вот, оралманы – это этнические казахи, приехавшие в Казахстан из (преимущественно) сопредельных государств. Естественно никакой политической погоды они делать не будут, потому что в большинстве своем забитый и малообразованный народ, да их не очень много. Погоду будут делать аульные казахи, пройдет только время, для того, что бы они разобрались, наконец, что происходит вокруг них.
Десять лет назад переехал из Уральска (Казахстан) в Россию, и вот только недавно побывал в родных местах. Впечатление удручающее. Внешний лоск на некоторых улицах, наведенный, преимущественно за счет средств иностранных компаний, коих там великое множество, слетевшихся со всего мира на лакомый углеводородный кусок. Город заполонен выходцами из районов области с традиционным (еще в советские времена) казахским укладом жизни. Чем они занимаются не понятно? Предприятия не работают. Магазины, рынки, казино и множество всевозможных офисов.
Общаясь с русским населением, понимаешь их незащищенность и бесперспективность в обществе. Безысходность и смирение на милость Божью. Люди живут одним днем. «… а кому мы нужны в России?»
Казахи в эйфории от своей государственной самостоятельности и предстоящего процветания, которое ловко вкачивается в их мозги «… нужно немного потерпеть и все будет». Можно много рассказать вещей, которые не укладываются в здравом уме нормального человека, для казахов, зато это норма.
У меня тоже сложилось впечатление, что Казахстан ожидает грандиозный хаос, который будет похож скорее на грандиозный погром, чем на революцию.
Обидно одно! Это Родина моих предков и земли эти российские из покон веку.
что бы гордиться Россией...
Андрей написал 08.09.2006 16:19
нужно для начала что бы руководство России задумалось о своем народе, а не звала всех русскоязычных к себе. Спитая, нищая, вымирающая...да какой нормальный русский уедет в Россию жить при условии заселения сибири и пяти лет проживания что бы стать гражданином России? НИКТО!
Re: Казахи гордятся процветающим Казахстаном.
Андрей. написал 08.09.2006 16:36
;) Это ты про Россию сейчас рассказывал? ;)
То что я согласен с тобой, что все эти программы по возвращению русских в Россию-пыль в глаза. Никому русские зарубежние не нужны в России, хотя нужны-что бы работать, ибо местное население-конченые алкаголики. Многие с московских фирм и тд и тп говорят лишь одно. Нам бы еще пару человек с Казахстана и можно было бы разогнать всю фирму. Только вот проблема. Русские из КЗ-это не узбеки с узбекистана. Они работать за пузырь водки ненамерены, а многие "бизнесмены" России больше платить и не хотят. Возникает очевидный вопрос. Зачем ехать в Россию работать за 300 баксов, когда в КЗ средняя зарплата точно такая же? Из-за какой то идеи типа Родина далекая? Так она на то и далекая, что бы заинтересовывать....но финансов то и нету.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss