Вполне точным и безошибочным указанием на контрреволюцию служит то, что ныне мировой империализм полностью изменил свое отношение к «Острову Свободы».
До недавнего времени империалисты всего мира яростно ненавидели и травили Кубу. Во главе этой травли стояла, разумеется, ведущая империалистическая страна мира, которая всегда возглавляла любой крестовый поход против социализма – США. США душили Кубу экономически и травили политически, не знали, как хуже очернить и оклеветать, какую более подлую и наглую провокацию придумать. Америка дошла до того, что даже запретила своим гражданам посещать Кубу в качестве туристов! А тем, у кого на Кубе были родные, разрешалось посещать остров не чаще одного раза в три года и оставаться там не более четырнадцати дней.
И вот, несколько лет назад все изменилось. Америка вдруг сменила гнев на милость. Она заявила, что на Кубе, мол, происходят перемены к лучшему, что, Куба, мол, подает надежды исправиться, что она, мол, отказалась от «тоталитарных методов» и встала на «демократический путь». США дали понять, что они довольны происходящими на Кубе переменами и желают их продолжения.
Ныне Америка, которая прежде яростно преследовала Кубу – теперь ее хвалит, одобряет и похлопывает по плечу (жест президента Обамы во время его встречи с Раулем Кастро, вообще-то, был символическим).
Что же это значит? Это может означать только одно. Если прежде Америка и в ее лице международный империализм преследовали Кубу за то, что она была верна революции и шла путем социализма – то теперь империалисты могут ласкать и поощрять Кубу только за то, что она от социализма отказалась. Если бы Куба не сошла с социалистического пути, если бы она продолжила революцию, как до сих пор – то империализм также, как до сих, продолжал бы ее травить, душить и преследовать.
Второй признак – стремительная клерикализация бывшего «Острова свободы». Религия – это всегда оружие контрреволюционного класса против революции. И если в кубинском обществе начинает усиливаться роль религии, это может означать только одно – что там усилился и окреп контрреволюционный класс, которому она нужна для обмана кубинских трудящихся, для их порабощения и удержания власти над ними. Словом – религия нужна классу новой кубинской буржуазии для совершения контрреволюции, для реставрации капитализма.
И наконец – кубинские лидеры открыто говорят о необходимости «обновления экономической модели». Под этим они, как оказывается дальше, подразумевают не что иное, как реставрацию частной собственности и капиталистических отношений.
***
Итак, кубинские вожди предали рабочий класс и отреклись от социализма.
А ведь они сами совершали революцию, были ее героями и вождями! Ведь Куба продержалась дольше всех. Она сохраняла социалистический строй, когда уже все остальные социалистические страны покорились империализму. До последнего времени, наряду с КНДР, она единственная противилась наступлению мировой контрреволюции. До последнего времени она оставалась островом социализма, окруженная враждебным капиталистическим миром, и героически сопротивлялась напору контрреволюции.
Почему же кубинские вожди теперь пошли на предательство? Почему они склонились в лакейском поклоне перед западными империалистами? Почему они сдают социализм без боя?
Если бы они пали в результате контрреволюционного мятежа, сделав все, что в их силах, сражаясь до последнего патрона против контрреволюционной буржуазии, защищая до последней капли крови власть трудящихся – это можно было бы понять. Тогда они были бы героями, а не предателями, они бы честно выполнили свой долг перед рабочим классом и мировой революцией. Но кубинские лидеры поступают как раз наоборот – они не сражаются с буржуазией, а услужливо дают ей зеленую улицу, с готовностью создают все условия, чтобы она могла прийти к власти и сесть на шею трудовому народу. Или если бы кубинский социализм был уничтожен в неравном бою от империалистической агрессии, если бы кубинские вожди сделали все возможное, чтобы отразить эту агрессию, но сила оказалась на стороне врагов – тогда к ним тоже не было бы упрека. Но мы видим, что происходит как раз наоборот. Кубинские лидеры безо всякой вооруженной агрессии со стороны мирового империализма, сами, добровольно вступили на путь разрушения социализма, чтобы таким путем угодить империалистам.
Почему же это происходит?
Конечно, прежде всего причина кроется в крушении социалистического лагеря, во временной победе контрреволюции. Это деморализовало кубинский рабочий класс. Кубинский рабочий класс почувствовал себя преданным, оставшимся одиноким в своей борьбе за социализм. Это подорвало его дух, вызвало в нем настроения пессимизма, бессилия, обреченности, неверия в конечную победу социализма, растерянность, паникерство, капитулянтство, примиренчество.
Наибольшая вина лежит на его сознательных представителях, на его вождях – на кубинских коммунистах. На тех, кто должен был бескомпромиссно бороться с такими проявлениями слабости в среде рабочего класса, поднимать его дух и внушать ему уверенность в конечной победе социализма, в необходимости стоять до полной победы. А они вместо этого его деморализовали, уговорили сложить оружие и сдаться на милость империализму. То есть, предали революцию, которую некогда сами возглавили!
Сказалась их мелкобуржуазная природа. Только сознательный представитель рабочего класса способен бороться за дело рабочего класса последовательно и стойко, до конца, при всех обстоятельствах. Его решимость не подорвут никакие временные поражения. Никакое временное торжество контрреволюции не заставит его опустить руки, отказаться от борьбы. Ибо он пролетарий, он твердо стоит на позициях революционного марксизма, он – революционер-диалектик. И как диалектик он знает, что торжество реакционных сил может быть только временным. Конечная же победа принадлежит новому строю – коммунизму. Поэтому поражения не порождают в нем уныния и не лишают воли, наоборот, закаляют характер и укрепляют решимость.
Не то с мелкой буржуазией. Ее главная особенность – идейная и духовная шаткость. Мелкая буржуазия идет в революцию под влиянием эмоций. У нее нет прочной сознательной основы, нет пролетарской идеологии – диалектического материализма. Поэтому ее революционность нестойкая, непрочная, до поры до времени. Мелкая буржуазия от крайней революционности, от самого пламенного энтузиазма и страстной веры в победу способна переходить к унынию, пессимизму, отчаянию, равнодушию, капитулянтству.
То же самое произошло с кубинскими лидерами. Они не пролетарии, не марксисты-диалектики. Поэтому в них нет твердого, научного знания, нет уверенности в конечном торжестве коммунизма. В силу этого они действуют под влиянием эмоций. Пока социализм побеждал, они проявляли самый пламенный революционный энтузиазм и своим героизмом воодушевили массы, стали вождями революции. Но вот победила контрреволюция, социализм первой волны был уничтожен, реакция пошла в наступление по всему миру. И кубинские лидеры от революционного энтузиазма перешли к обывательскому фатализму и примиренчеству. Они поверили, что поражение социализма окончательно, окончательно торжество контрреволюции. Они поверили во всемогущество капитализма и в его вечность. А раз так, раз социализм разбит окончательно – то стоит ли какому-то жалкому осколку, маленькой Кубе – сопротивляться неизбежному? В самом деле — ведь, если капитализм победил в масштабе всей планеты, победил навсегда, если не будет новой волны пролетарских революций, которая охватит весь мир – тогда оставшаяся в одиночестве Куба рано или поздно будет задушена мировым капиталом. Так уж лучше тогда самим перевести «Остров Свободы» на рельсы «рыночной экономики». Авось можно будет это сделать как-нибудь помягче, менее болезненно для страны. Авось удастся своей сговорчивостью и послушанием заслужить милость победителей – мирового капитала, получить от него кое-какие бонусы. Так рассуждают ныне кубинские «коммунисты». И конечно, с точки зрения мелкой буржуазии они совершенно правы.
Но если бы они были не мелкой буржуазией, а сознательными пролетариями, если бы они были вооружены научным знанием, марксисткой диалектикой – то тогда они рассуждали бы по-другому. Тогда бы они знали, что капитализм победил временно, что будущее – за коммунизмом, что неизбежна новая мировая пролетарская революция, которая сметет отживший буржуазный строй и приведет человечество к коммунизму.
Более того. Если бы кубинские вожди были марксистами – они бы смогли понять, что капитализм в мировом масштабе близок к своей гибели, как никогда. Он корчится в последних судорогах. За его мнимым могуществом – все углубляющийся кризис. За мнимым торжеством буржуазии, за ее позой победительницы и хозяйки мира – все растущий страх, неуверенность и паника.
Новая пролетарская революция не за горами.
А это значит, что долг кубинского рабочего класса как раз теперь – держаться до последнего, всеми силами, любой ценой сохранить социализм до начала новой мировой революции. Чтобы таким образом давать пример мужества и стойкости, укреплять решимость своих собратьев, которые готовятся к новому штурму капитала, а когда они встанут на борьбу – ободрять их, вместе с ними наносить удары по врагу, добивать капитализм в мировом масштабе. А кубинский рабочий класс вместо этого именно теперь перешел в лагерь ренегатов, перебежчиков и предателей социализма, позорно пошел на поклон к империализму. Естественно, что он этим деморализовал своих собратьев, нанес удар мировому рабочему движению.
Кубинские вожди-ренегаты будут отвечать перед историей. Пускай теперь мировая буржуазия их хвалит и превозносит за их ренегатство. После новой революции рабочий класс всем воздаст по заслугам. Он сохранит благодарность тем, кто служил ему верно, до конца, кто в трудное время не стал перебежчиком и лакеем врагов. И прямо укажет на тех, кто проявил трусость, дряблость, малодушно перешел на сторону врагов. Рабочий класс запомнит и своих героев и своих предателей. И кубинские вожди будут среди предателей.
|
|