Ближневосточный конфликт можно было бы сравнить с Гордиевым узлом, если бы не одна интересная особенность: узел этот на протяжении без малого семи десятилетий, участники и заинтересованные стороны конфликта не столько пытаются развязать, сколько наоборот, еще больше запутать.
Объективно, израильтянам и палестинцам, чтобы закончить войну, предстоит решить задачу такого же плана, как поиск черной кошки в темной комнате, когда кошки в комнате нет, а именно, в данном, конкретном арабо-израильском конфликте найти, как поделить неделимое.
Связь между сектором Газа и Западным берегом реки Иордана возможна только через территорию Израиля, оба народа пьют воду из одного источника, и наконец, обе стороны считают Иерусалим своим городом, как женщины из известной притчи о царе Соломоне, спорившие друг с другом о своем праве на материнство.
Но детальный разбор всех перепитий израильско-палестинского конфликта не является целью данной публикации, об этом написано достаточно научных монографий, книг и статей.
Цель данной публикации-предложить свой вариант для решения векового конфликта между двумя народами.
Вместо предисловия, краткий экскурс в историю.
После изгнания палестинских арабов в 1948 году в результате гражданской войны и первой арабо-израильской войны и затем, после Шестидневной войны 1967 года, поворотным моментом в истории палестино-израильского конфликта стали Соглашения Осло, подписанные между ООП и Израилем в 1993 году.
Палестинские радикалы критиковали Ясера Арафата, подписавшего эти соглашения от имени палестинской стороны, за уступки Израилю, а так называемый национальный лагерь в Израиле назвал достигнутые договоренности смертельной опасностью для еврейского государства.
Многие израильтяне в то время упрекали премьер-министра Израиля, отставного генерала Ицхака Рабина в том, что из-за него Израиль оказался в смертельной ловушке, приготовленной Арафатом, а наиболее радикальные политические активисты обвиняли Рабина и его министра иностранных дел Шимона Переса в откровенном предательстве.
Но на самом деле, соглашения в Осло, убийство премьер-министра Рабина в 1995 году, Вторая Интифада, уход израильской армии из Газы с ликвидацией еврейских поселений в секторе были частью одного, долгосрочного сценария событий, имевшего своей целью сохранить и укрепить израильское доминирование над палестинскими территориями, но приведшего к катастрофическим последствиям и для израильтян, и для палестинцев.
План автономии для палестинцев в составе Израиля был предложен еще Менахемом Бегиным в Кемп-Девиде, но тогда этот план был решительно отвергнут палестинской стороной.
В 1993 году ситуация радикально изменилась для ООП в связи с крахом СССР. К тому же Арафат, находясь в Тунисе, был лишен возможности контролировать Первую Интифаду-спонтанное восстание палестинской молодежи против израильской оккупации, начавшееся в 1987 году.
Таким образом, к 1993 году, интересы Израиля и ООП оказались как никогда прежде близки: и Израиль, и ООП стремились получить контроль над оккупированными палестинскими территориями.
Выбирать Арафату было особенно не из чего и он согласился на роль шуцмана у израильтян.
В соответствии с соглашениями Осло, семьдесят пять тысяч палестинских полицейских из числа подконтрольных Арафату сил, должны были охранять порядок на оккупированных территориях и границу с Израилем. Также, в рамках ословских соглашений, Израиль передал Арафату часть территорий под полный контроль, как первый шаг на пути к независимому палестинскому государству.
На самом деле, перспективу независимого палестинского государства в Израиле никто всерьез не воспринимал.
И если внимательно исследовать содержание ословских соглашений и их реализацию на практике, то легко увидеть во всем этом четкий план гетоизации палестинских территорий.
Однако и Осло, и дальнейшее развитие событий выявили также неспособность Израиля контролировать без помощи самих палестинцев оккупированные территории и более того, неспособность Израиля, несмотря на свое подавляющее военное превосходство, обеспечить безопасность даже еврейским поселениям.
Этим обстоятельством и был определен уход Израиля из Газы.
С уходом израильтян, сектор превратился в огромное гетто с разделительной стеной.
То есть, в конечном счете, расчет израильского руководства оправдал себя и пока израильтяне успешно контролируют оккупированные территории.
Израиль оказался в роли паука, а палестинцы- в роли запутавшейся жертвы. При этом паутиной послужило стремление палестинцев к независимости, которую они пытались и пытаются добиться силой оружия.
Но так как военное превосходство полностью на стороне Израиля, палестинская сторона пыталась свести это преимущество на нет посредством террора, нанося удары в самые уязвимые места: по гражданским объектам и гражданским лицам.
Результат этой тактики оказался прямо противоположным ожиданиям палестинцев: палестинский террор стал главным оправданием у израильтян для продолжения израильской оккупации.
Короче говоря, палестинцы крепко запутались в сплетенной Израилем паутине независимости.
Каков выход из создавшейся ситуации, как палестинцам вырваться из гетто?
Я предлагаю палестинцам действовать в направлении, прямо противоположном тому, в котором они действовали до сих пор, а именно: отказаться от требования независимости, а вместо этого потребовать унификации с государством Израиль, предоставления палестинским арабам всех гражданских прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются сегодня израильтяне.
Для этого сегодня существуют все условия.
Во-первых, на палестинских территориях сегодня проживают порядка 750 тысяч или почти миллион израильских поселенцев. В то же самое время, на территории самого Израиля проживают около двух миллионов арабов-родных братьев тех, что живут в Газе и на Западном берегу Иордана.
Если к этому прибавить еще и тот факт, что живущие в Израиле евреи-выходцы из арабских стран и составляющие порядка 50% по сути являются теми же арабами, только с немного другой религией, то препятствий к единому государству окажется еще меньше.
Во-вторых, за время существования государства Израиль здесь сформировалась новая этно-культурная общность-израильтяне или как они сами себя называют, "бнэй исраэль".
С евреями они имеют сходства в языке, обычаях, ментальности, еще меньше, чем жители Южной Америки со своими бывшими метрополиями.
По своему жизненному укладу, культуре и ментальности, эта новая этно-культурная общность гораздо ближе к палестинцам, чем к европейским или американским евреям и это культурное сближение продолжается.
Рано или поздно, но израильтянам придется признать очевидный уже сегодня факт: еврейское государство в Палестине не получилось. Вместо еврейского, сионисты создали израильский народ из различных этно-культурных групп подчас далеких друг от друга так же, как европейцы и те же арабы, или индусы и латиноамериканцы. Кстати, процесс этот еще не закончен, но уже сегодня очевидно, что новая общность, созданная на территории современного Израиля, крайне далека от культуры большинства евреев населявших до ВМВ Европу и США, а иудаизм, призванный объеднить все эти разрозненные этно-культурные группы в единое целое, в Израиле представляет собой лишь одно из течений еврейской религии.
Ортодоксальный Иудаизм отвергает как поселенческое движение так называемых религиозных сионистов, так и само государство Израиль.
Поэтому, в-третьих, израильтянам и палестинцам следует как можно быстрее осознать тот очевидный факт, что Ислам и Иудаизм очень близки друг к другу и по духу, и по букве.
Чем скорее осознают все это израильтяне и палестинцы, тем скорее наступит мир в регионе.
Касательно палестинцев, предлагаю следующий вариант решения арабо-израильского конфликта:
Вместо независимости, палестинцы должны потребовать включения своих территорий в состав государства Израиль в качестве полноправных субъектов: провинций, округов, губерний или еще как-терминологию выработает новый единый парламент и автоматическое наделение всех жителей Палестинской автономии израильскими удостоверениями личности.
Следующим этапом станет проведение всеобщих выборов в Кнесет, который примет демократическую конституцию, гарантирующую права и свободы всех граждан государства, в том числе, свободу вероисповедания, но с отделением религии от государства.
Если этого не произойдет, то в один прекрасный день палестинцы просто попрут миллионной толпой на все эти стены и кпп и разнесут все эти сооружения точно так же, как немцы разнесли в 1989 берлинскую стену.
Также предлагаю, в рамках унификации, создать нечто наподобе униатской церкви- унию между иудаизмом и исламом, учитывая схожесть религий.
В качестве первого шага в данном направлении, предлагаю начать с диалога между духовными авторитетами обеих конфессий и одновременно, между левым и центристским лагерем в Израиле и в Палестине(На сегодняшний день лево-центристские силы в Палестине представляет правительство Абу Мазена) для выработки концепции единого гражднаского общества.
Пока все. Возможно будет продолжение.
|
|