Община чешских евреев решила не пускать президента РФ Владимира Путина в Чехию на празднования посвященные юбилею освобождения Освенцима.
Как бы ни относиться к В.В.Путину, но на данный момент он представляет страну, внесшую решающий вклад в разгром нацизма и фашизма, страны спасшей евреев от поголовного уничтожения и создавшей государство Израиль.
Подобное решение иначе как позорным для нас, евреев Чехии, не назовешь.
Дабы сгладить это отвратительное впечатление, попробую провести краткий курс ликбеза для лидеров общины принимающей подобные решения.
В иерусалимском мемориале Яд ва-Шем есть, помимо музея, ещё и Аллея праведников народов мира, на которой в честь каждого праведника или праведницы высажено дерево.
Недавно мне довелось здесь побывать, и вот теперь пришло время поделиться впечатлениями.
Праведниками мира (на иврите: חסידי אומות העולם, «хасидей умот ха-олам» — праведники народов мира) — согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), являются неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью».
Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:
«Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея».
Сведения почерпнуты мною из Википедии.
Там же я узнала, что к 1 января 2012 года в Яд ва-Шеме насчитали всего 24 356 праведников мира. Исходя из этой цифры можно подумать, что весь мир был против евреев, а спасали – единицы.
Справедливости ради, следует отметить, что один народ всё-таки признан в Израиле праведником. Это датчане, особенно отличившиеся в деле спасения евреев в годы Второй Мировой Войны.
На самом деле, наряду с проявлениями оголтелой юдофобии в таких странах, как Польша, Литва, Украина или Греция, существует достаточно примеров, когда правительства и местное население различных стран оказывали преследуемым евреям всестороннюю поддержку.
Наиболее ярким примером защиты евреев в годы войны может служить Турция, предоставившая на своей территории убежище более чем ста тысячам балканских евреев, бежавших от нацистов. Причём турецкие пограничники принимали всех, независимо от того, были у беженцев документы, имущество, или же не было вообще ничего. Когда пронацистское правительство Виши во Франции вознамерилось отправить находившихся во Франции евреев в лагеря смерти, Турция пригрозила сателлиту Третьего Рейха разрывом дипотношений с целью воспрепятствовать депортации. Турецкий ультиматум возымел действие, и, таким образом, многие французские евреи избежали в то время гибели.
Султан Марокко и бей Туниса в тот же период не допустили депортации своих подданных-евреев в лагеря смерти, не поддавшись давлению пронацистского правительства Виши, вассалами которого оба являлись.
Албанцы во время ВМВ не выдали нацистам ни одного из трёх тысяч проживавших в этой стране евреев. Подчёркиваю, усилия по спасению евреев в этих странах носили массовый характер и, наверное, достойны того, чтобы хоть как-то быть отмеченными на Аллее праведников народов мира в Яд ва-Шеме. Не допустил депортации своих сограждан-евреев в лагеря смерти и парламент Болгарии.
Президент США Рузвельт созвал в 1938 году специальную международную конференцию во французском Эвиане. Целью этой конференции являлось решение проблемы еврейских беженцев из Европы. (Кстати, о цыганах никто так и не вспомнил – ни на конференции, ни после неё). Многие участники Эвианской конференции, включая США, Британию, Бразилию и даже Сальвадор, готовы были принять на своей территории еврейских беженцев из Европы. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом. А почему – об этом подробно пишет выдающийся израильский писатель и публицист Исраэль Шамир со ссылкой на солидное исследование израильского архивиста и историка Бейт Цви:
http://www.left.ru/2002/15/shamir65.html
И, тем не менее, несмотря на провал, имя президента Рузвельта заслуживает того, чтобы быть упомянутым, если уж речь идёт о праведниках народов мира согласно израильской версии.
Следует вспомнить и о рабочих Амстердама, поднявших восстание против фашистов и отдавших свои жизни при защите евреев и монахов католических монастырей в Австрии и Польше, спасших тысячи, а возможно, и десятки тысяч еврейских детей, и приём тысяч еврейских детей из Германии и оккупированных Третьим Рейхом европейских стран в Британии и США.
Наконец, не следует забывать и о ста тысячах польских евреев, которые, спасаясь от немцев, нашли убежище на территории СССР.
Возможно, у Яд ва-Шема и государства Израиль не хватает места или средств на высадку деревьев в память обо всех, кто спасал евреев в годы Второй Мировой войны.
Но даже если это так, то, наверное, можно было бы если не дерево, то хоть кустик, хоть веточку посадить на этой аллее в честь воинов союзных армий, освобождавших Освенцим и Бухенвальд. Разве не рисковали своей жизнью советские солдаты, освобождая евреев из гетто и концлагерей? Или они не подходят под определение праведников, поскольку спасали не только евреев, но и всех остальных, кого могли спасти?
Хотя более вероятно, что причина здесь в другом: если признать праведниками мира всех, кто так или иначе принимали участие в спасении евреев, то может вдруг выясниться, что официальная израильская концепция «весь мир был против нас и только отдельные праведники помогали нам» окажется, как бы это помягче выразиться, не соответствующей действительности.
И вот ещё какой вопрос: а если человек спасал не евреев, а цыган или русских, или белорусов, ну просто людей другой национальности, не евреев, так он уже не праведник?
И наконец, на каком основании Яд ва-Шем и Израиль присвоили себе право монопольно решать, кто праведник в этом мире, а кто нет?
Возможно, в Израиле считают, что это право принадлежит израильским чиновникам благодаря самому факту Катастрофы.
Но не лишним было бы выяснить, чем занимались руководители и активисты еврейских организаций во время Холокоста? Какой вклад внесли в дело спасения евреев и вообще в победу над фашизмом?
Яд ва-Шем – это не только мемориал, но и крупный исследовательский центр и соответственно должен, по определению, исследовать и находить истину, а не поддерживать ту или иную концепцию.
Сама же идея создания мемориала правильная и более того – необходимая. Во вступительном слове на сайте мемориала говорится следующее: «Яд ва-Шем бережно хранит память о Шоа и является всемирно известным центром увековечения и изучения трагедии». Трагедию нужно изучать и увековечить прежде всего для того, чтобы она более не повторилась, но с одной существенной поправкой: не только Шоа – не только в отношении евреев.
В Яд ва-Шеме я видела много школьников. Все они знают о Шоа. А о том, что цыган фашисты убивали вместе с евреями, они знают? А о шоа белорусов им что-нибудь известно? А между тем, фашисты убили во время войны в общей сложности каждого четертого жителя Белорусии. Эту страну называли после войны страна-партизанка, за её отчаянное сопротивление фашистам. А все, кто сопротивлялись немецким фашистам, при этом не жалея своей жизни, тем самым спасали евреев, а значит, достойны называться праведниками мира.
|
|