1. О ПЛОТНОСТИ СРЕДЫ И КОНФЛИКТАХ-ПЛАСТЫРЯХ
Сегодня параллельно идут две суперрезонансные войны - с ИГИЛ в Сирии и Ираке, и в Донбассе. Оба конфликта выделяет активное участие иностранных добровольцев (настоящих).
В "Новороссию" бегут адепты русской национал-социалистической революции.
В ИГИЛ - западноевропейские энтузиасты мировой исламской революции.
От этого появился соблазн обобщить*: если в социуме скопился потенциал радикального протеста, сам социум слишком "плотен", чтобы дать ему реализоваться, но есть возможность покинуть данные социум и реализовать себя в некоем внешнем конфликте, то такой конфликт начинает выполнять функцию "гнойного пластыря" - вытягивает радикалов.
Так было в России 70-х годов XIX века - и бежали участвовать в сербском восстании; так было для антифашистов в Испании 36-37 годов; так было с Приднестровьем и Абхазией в 1992-93 годов. Так стало с Донбассом. В западной Европе с исламской революцией тоже не разгуляешься.
Но для радикалов (о константе радикализма в западной цивилизации http://e-v-ikhlov.livejournal.com/83787.html) всегда есть возможности сложить буйну-голову под ударами авиации НАТО. Выезд свободен. Возвращение - почти закрыто.
Вперёд и, как говорили солдатикам британские офицеры во время боёв на Сомме: "неужели вы думаете, червяки, что будете жить вечно".
* Сказано: "Не обобщай и не обобщён будешь"
2. ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ ПОНЯТЬ ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЗАПАДА
Многократно уже сказано, что украинский кризис вскрыл глубокое взаимное непонимание между Москвой и Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном.
Москва не понимает, почему Запад не хочет "честно поделить сферы влияния". Запад не понимает, как так цинично можно взрывать всё послевоенное устройство. То же самое относится к демократии. Одни видят в ней свет в окошке, другие - особо циничную схему политической коррупции.
Просто российское общество было 73 года идеократическим, и до этого при царях - полностью во власти государственного православия. После такого социум, приученный, что любые идеи - это лишь часть обязательного ритуала, объективно погружается в тотальный цинизм.
На Западе последние идеократические общества были: во Франции - при якобинцах, в Западной Германии и Италии - до 1945, в Испании Франко - до середины 60-х - расцвета туристического бума. В деидеологизированных социумах стали проявляться спонтанные центры идеологической индукции, и люди привыкли жить ценностями именно как ценностями, как очень значимыми и свободно избранными принципами.
3. ОБ ИНВЕРСИИ ВОСПРИЯТИЯ ОРДЫНСКОГО ИГА В ИСТОРИИ РУСИ
34 года назад, к 600-летию Куликовской битвы, ужасы ордынского ига и сопротивление ему было центральной темой тогдашней "патриотическо-почвенической" общественностии: историческая живопись, батально-исторические поэмы и романы, эссе, знаменитая чивилихинская книга-манифест "Память".
Возможно, ордынское иго (в оригинале, конечно, татаро-монгольское) было замещением "ига хазарского" (т.е. иудео-большевистского, как откровенно стали говорить в эпоху гласности).
Историкам и литераторам же западнического направления (тогда делили так - "деревенщики" и "городская", точнее, "интеллигентская" литература) были к переживаниям времён ига совершенно равнодушны, поскольку для них важнее была эпоха выработки навыков духовного сопротивления деспотизму вестернизированной власти - при Николае I и Александре III, в начале XX века, в двадцатые-тридцатые годы.
Интереснее другое, что сегодня всё поменялось строго наоборот: выставка про Рюриковичей подаёт иго почти по-евразийски - как симбиоз Руси и Степи, а западники (и либералы, и националисты) вовсю пугают "китайским путём" и "евразийским выбором".
Единственное объяснение этому, которое я могу предложить, такое. В начале 80-х антизападники-почвенники хотели подкрепить трещащую по всем швам коммунистическую "духовную скрепу" советской империи жертвенным русским национализмом, национализмом квази-еврейского типа. Сегодня они хотят имперско-евразийскими мантрами защититься от развития русского национального европейского самосознания, которое разрушает идеологический фундамент позднего путинизма - как процесса рефеодализации общества.
|
|