Почему в Израиле все, от премьер-министра до школьника считают, что их страна является единственной демократией на Ближнем Востоке, лично для меня является загадкой.
Да, в Израиле наличествует многопартийная система, проводятся выборы в местный парламент на многопартийной основе, законодательная, исполнительная и судебная власти вроде бы независимы друг от друга...
Можно бы продолжить и перечислить другие атрибуты демократии, но в этом нет нужды- остановимся на уже перечисленных.
И вот если сравнить, скажем, Израиль и Турцию, то там, в Турции, мы увидим все то же самое: парламент-такой же однопалатный как и в Израиле, и точно так же избираемый раз в четыре года.
Только вот в отличие от Израиля, где избиратели вынуждены голосовать за партийные списки, в Турции кандидатов в местный парламент избирают всеобщим прямым голосованием.
Разумеется, что и в Турции все, или почти все кандидаты на выборах в парламент, так или иначе связаны с политическими партиями. Но все-таки, пусть даже номинально, такая система позволяет принять участие в выборах и независимым кандидатам.
Кроме того, избиратели, отдавая голос за того или иного кандидата учитывают, помимо его(ее) партийной принадлежности также личные и деловые качества кандидатов.
И еще, в Турции, в отличие от Израиля, религия отделена от государства. Поэтому в Турции, чтобы жениться или выйти замуж, местным гражданам, независимо от вероисповедания или национальности, не нужно лететь на Кипр или в Прагу, как израильтянам-неевреям.
Потому что в Израиле, если вы не еврей или не еврейка, никакая демократия не поможет вам заключить брак у себя в стране, поскольку браки находятся в ведении раввината, а раввинат признает браки только между евреями.
Раввинат же решает, кто еврей, а кто нет - в соответствии с религиозным правом- Галахой.
И естественно возникает вопрос: неужели религиозное право выше гражданского, выше общечеловеческой морали? Неужели быть евреем или еврейкой, важнее чем быть гражданином или просто человеком?
И вообще каким образом подобная практика сочетается с демократией?
А еще в Турции, в отличие от Израиля, действует конституция.
Поправки и изменения в конституцию страны вносятся на основании всенародного референдума. Согласно результатам последнего референдума, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. В Израиле главу государства по прежнему избирает парламент.
Но это не главное.
В Израиле до сих пор нет ни референдума, ни конституции, хотя о необходимоисти и того, и другого в этой стране говорится давно и много.
Конечно в Турции, как и в Египте, скажем, традиционно сильным является влияние армии на политику.
Но и в Израиле это влияние не меньше, а возможно и больше. По удельному весу бывших генералов и вообще военных в израильском парламенте, правительстве и на ключевых постах в государстве, Израиль вполне может соревноваться со своими соседями и заклятыми врагами. Здесь даже при приеме на работу учитывается служба в армии. На многие работы вас без службы в армии просто не возьмут.
Не служат в израильской армии прежде всего арабы, по политическим мотивам. Сделать логический вывод о том, как и на кого влияет служба в израильской армии оставим читателям.
Разумеется, везде своя специфика.
В Иране, например, религия давлеет над всеми сферами жизни общества и государства. В Иране духовенство оказывает гораздо большее влияние на политику, нежели военные.
Так что все относительно: в Израиле сильнее военные, в Иране-духовенство. Хотя и духовенство в Израиле, только уже не мусульманское, а иудейское, имеет совсем не шуточное влияние.
Помимо свадеб и похорон, в ведении раввината находится и общепит, а движение общественного транспорта по субботам, так же как работа магазинов и центров досуга находятся под запретом со дня основания страны и до сегодня.
Если верить результатам различных опросов, то большинство населения в Израиле среди евреев это либо верующие, либо соблюдающие религиозные традиции. Так что описанное выше положение дел может вполне устраивать большинство граждан страны.
Но тогда почему бы не предположить, что и в Иране большинству граждан этой страны законы Шариата милее демократических свобод западного образца(В качестве справки: в Иране действует конституция, правда на основе Шариата-шиитского права)
И вообще, если внимательнее присмотреться и сравнить, то между Ираном и Израилем можно найти не мало общего, в частности в том, какое место в жизни общества и государства занимает религия.
К слову сказать, женщин в иранских парламенте и правительстве заседает больше, чем их участвует в работе правительства и парламента Израиля.
Есть конституции также в Иордании и Египте.
Египет, согласно своей конституции, также как Турция и Иран, является республикой.
"Глава государства — президент, который одновременно является и главнокомандующим вооруженными силами. Глава правительства — премьер-министр.
Высший законодательный орган — однопалатное Национальное собрание. Нижняя палата парламента, Народная ассамблея (Меджлис Аш-Шааб), состоит из 518 депутатов, 508 из которых избираются по мажоритарной системе, а 10 назначаются президентом". Источник-Википедия.
Что интересно, в Народной ассамблее Египта есть квоты для рабочих, крестьян и для женщин.
В этом отношении египетскую демократию можно считать передовой на Ближнем Востоке. И не только в этом. В Конституции Египта закреплены некоторые социальные гарантии для граждан, в частности, государство обязано предоставить работу в соответствии с образованием выпускникам высших учебных заведений, если в течение пяти лет молодые люди закончившие университет не нашли работу в соответствии с полученным дипломом.
Выборы в Египте проходят на многопартийной основе, избирательная комиссия регистрирует также независимых(формально или на самом деле) кандидатов. Правда и здесь влияние военных ощущается весьма сильно прежде всего в политике, да и клерикалы в лице братьев-мусульман тоже обладают не меньшей силой. Но это как везде на Востоке и опять-таки, Израиль в этом не исключение.
Еще один сосед Израиля -Иордания.
В Википедии об этой стране говорится следующее: "дуалистическая монархия, что закреплено в Конституции, принятой 8 января 1952 года. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Король подписывает все законы, его право вето может быть преодолено двумя третями голосов обеих палат Национальной Ассамблеи. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый Премьер-министром, назначается королём, который может снять с должности отдельных министров по запросу Премьер-министра.
Королевские вооруженные силы также находятся под контролем короля".
Конечно же для демократических реформ в этой стране есть немало простора. Но опять-таки, многопартийная система, двухпалатный парламент, выборы. Почти как в Британии.
Если сравнивать Иорданию с Израилем в отношении демократических свобод, то наверное найдутся сильные и слабые стороны у каждой из этих демократий. Которая из них лучше или хуже пусть определаят специалисты в области права.
Можно еще взять для сравнения Ливан или скажем демократические реформы в Ираке и Афганистане, но уже приведенных примеров я думаю достаточно для того, чтобы сделать главный вывод о том, что между ближневосточными демократиями существует много общего, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
И если присмотреться получше к жизненному укладу Израиля и его ближневосточных соседей, то общего может обнаружиться гораздо больше, чем различий, начиная от еды, музыки, принятых в обществе норм поведения и до влияния религии на политику и общественную жизнь.
Конечно нелегко расставаться с мифами, но что поделаешь если Израиль находится в Азии, на границе с Африкой, а не в Европе, как не единожды уверяли меня учителя из израильской школы и вовсе не единственная демократия на Ближнем Востоке. Скорее просто одна из ближневосточных демократий, что тоже не так уж плохо.
Просто израильтянам, как мне кажется, свойственна некоторая мегаломания, что ли или может тяга к мессианству.
Иначе я не могу объяснить их искреннюю веру в то, что Израиль является главным и единственным оплотом западной демократии на Ближнем Востоке против радикального ислама.
Ну во-первых, Израиль не единственный оплот Запада на Ближнем Востоке и увы, не главный.
Главные оплоты западной демократии на Ближнем Востоке - это Саудовская Аравия и Катар. Проверено от Афганистана до Чечни и от Боснии до Ливии.
Исламский радикализм? Ну а иудейский религиозный радикализм, скажем еврейских религиозных поселенцев против палестинских арабов, разве лучше?
Об этой разновидности экстремизма и связанного с ним террора говорить не принято. Но тем не менее, и среди иудеев есть свои радикалы и Пятикнижие можно интерпретировать на предмет религиозной или этнической нетерпимости не хуже Корана.
Лучше уж говорить о похожести двух религий, потому что у иудаизма с исламом гораздо больше общего, чем с христианством.
Также как у Израиля гораздо больше общего со своими соседями нежели с его западными союзниками.
При желании давно можно было бы договориться. К чему пустой снобизм?
|
|