Опровергая обывательские штампы, современная Греция и столица ее Афины предстали перед нами вовсе не только как местность туристических удобств и благородных развалин. Еще в Патрах, куда пересекши Адриатику причалил наш красный паром «Суперфаст», мы увидели на стенах словно специально нас приветствующие красные граффити с использованием пролетарских символов и знакомую уже аббревиатуру ККЕ (Греческая компартия). Вслед за надписями на невысоких в условиях горного города стенах (а в Греции все полисы – своеобразные жилые многобалконные лесенки) – мы увидели экономические мотивы существования левых, оставляющих такие надписи: повсеместно продающуюся недвижимость, запущенные жилые, производственные и торговые площади, невозделанные поля, довольно знакомую для дорогих россиян разруху в сфере техники. И в целом сам по себе превалирующий серый цвет, обшарпанность в спектре личного и прочего автотранспорта, бесхозяйственная хаотичность разброса все тех же элементов (небюргерских провинциальных вывесок, старой сельхоз- и мор-техники) – свидетельствовали почти о возвращении на родину. Да и горы вполне себе пролетарские, алтайские (кстати: с нами ехала самая обширная из СКМовских делегация алтайских товарищей). Слово же «продается» пишется по-гречески настолько похоже на слово «пролетарий», что, как говорится, приятно припасть к истокам. И ведь воистину язык древних не лжет: и пролетарий, и экскаватор здесь, как и у нас, не более чем продающиеся составляющие наемного труда, труда на капитал.
Поверьте, в тот момент нам уже было с чем сравнивать – ехали сюда на автобусе через Европу: Белоруссию, Польшу, Германию, Италию. И именно Греция показалась после всех этих разнохозяйственных кропотливых стран наиболее похожей на «Рашку». Не только надписи на стенах, но и стационарные плакаты ККЕ на столбах, выполненные на грубой синтетической мешковине, вкупе с широким афишным, добротным в полиграфическом плане анонсированием 4-го Социального Форума – все это не могло не радовать. Греция весьма неслучайно стала местом проведения очередного антиглобалистского научно-практического (точнее не скажешь: да уж – слезоточивый газ это вам не академический нафталин) действа. Как рассказал уже после манифестации у прощального антиглобалистского костра забредший к нам в гости на русскую речь молодой эмигрант-одессит, ВВП в Греции минусовой, даже доходы от туризма падают. Всё держится… А вот сейчас повнимательнее: не на производстве, а на нефтеперерабатывающих заводах Shell – точнее, государственной мзде с них. Плюс, как верно заметил одессит, национальный вид времяпрепровождения нынче – забастовки. Прямо как в песне: «За-ба-сто-вки, что ты будешь делать?..» (пела далеко не пролетарская и негреческая группа в 90-х, иносказательно себя называвшая «88-rock-n-rollband» - для тех кто не в теме: 88 – символ СС).
Итак, в Грецию на Социальный Форум и его обязательную составляющую – многотысячную манифестацию против неолиберализма, расизма и милитаризма – в числе сотен прочих прибыла российская делегация. Описывая сделанное и увиденное в Греции, нам важно (так уж по-научному полагается) описать и самих нас, то есть воспринимающих и действующих, то есть делегацию. А вот тут начинается – древний, но отнюдь не греческий
Цирк Никулиной
Есть в ИПРОГе такая сотрудница. Она занималась отбором и отстаиванием многих кандидатур на поездку в автобусе – отнюдь не комфортную, но зелО дешевую, что не могло не привлечь нас, столичных пролетариев информационного левого фронта, и регионалов, большими зарплатами не избалованных. Однако сотрудница (назовём её Лариса Хиорхиеуна) проявила истинный гуманизм – и отскребать на поездку пришлось не столько от зарпалат, сколько от пенсий. Да-да: антиглобалистский автобус российской делегации был укомплектован процентов на шестьдесят шестидесятилетними – друзьями, обретёнными в ходе длительной творческой деятельности гуманной сотрудницы (в «Яблоке» и других интересных местах).
В результате, уж извините за реализм, автобус полон был ссаных веников (откровенных дедов и пенсионеров помоложе) и говорливых старух, воздуха тоже не озонировавших. Одна из них, рыжая такая, на одном кресле едва помещавшаяся, своим благоуханьем и беседами довела шоферов до того, что на обратном пути они потребовали ее отселить подальше – на второй этаж, то есть к нам, левакам.
Ехали весело. Без юмора не доехали бы – хотя веселиться было нечему, на таможнях то и дело ссаживали отнюдь не пенсионеров, а как раз молодых, ибо они еще не поднаторели в подготовке документов для таких выездов. Зато по мановению руки Ларисы Хиорхиеуны ломанувшаяся в халявный евротур делегация пенсов-регионалов – имела документацию паспортную в идеальном виде. То и дело взрывались у автобуса колёса, но молодая составляющая делегации, поющая советские и революционные песни на втором этаже, хоть и убывала сперва на границах – не унывала и стремилась в Афины не только чтобы поглядеть на живорастущие апельсины.
Причем, только к концу пути выяснилось, что среди делегации «from Russia with anticap-hate» только процентов тридцать левых – остальные и Октябрь 1917-го недолюбливали, и нынешних молодых коммунистов. А заслуженный такой дедок по фамилии Дико, аж самому Назыму Хикмету когда-то певавший русские народные песни, нес первоклассную дичь. Вообще не скрывал своей ненависти к молодым революционерам – прошедший весь путь идейной деградации в ногу с эпохой, он был активным участником перестройки и ныне стоит за мирное сосуществование с капиталом. Любопытно, что общий язык с этим велеречивым персонажем нашел только один представитель автобусной молодежи - тоже прошедший с лихолетьем в ногу и вспоминающий как лучшие мгновенья жизни глюки от тяжелых наркотиков в 90-х – анархо-ориенталист и йог-одиночка Олег Киреев. Кто-то, кстати, не дал покирять Кирееву – на границе анархист решил еще до прохождения таможни «дёрнуть» Хортицы, видимо, чтобы приветствовать пограничников перегаром – но после прохождения немецкой таможни едва початая бутылка исчезла, о чем было объявлено на весь автобус. Злоумышленника не нашли, но пожизненно заклеймили как неантиглобалиста.
Вот такая развесёлая и разномастная делегация доехала до Дрездена, где и встретила Первомай с местными левыми и панками-антифа. Правда, в колонны немногочисленной демонстрации влились только молодые и идейные участники вояжа – такие как генерал Варгас (единственно составлявший левую оппозицию в среде никулинских персональных пенсионеров), например, и с ним вместе вся сборная делегация СКМ (Алтай-Новосибирск-Краснодар-Москва и примкнувшие к ним две юные пермские РРПшницы). Естественно, пожилые антиглобалисты предпочли посетить в это же время Дрезденскую галерею – чем общаться на маёвке с какими-то там местными «красными». Зато мы, в свою очередь, отведали грубо-потного немецкого пивка с баварскими колбасками и стейками на маёвке на набережной Эльбы, и получили много новых контактов с левой дрезденской молодежью (а тут всё как у нас: есть и маоисты-сталинисты, и троцкисты, и просто панки с ирокезами, слушающие наш Distemper).
Далее следовала Австрия, уже ночью. А просыпались мы под комментарии по поводу заоконного пейзажа, что сонным церковным голосом отпускал позадисидящий бравый молодой пенсионер, звучали они примерно так: «А вот это Альпы, тут Суворов со своими чудо-богатырями бродил когда-то… А вон рыбаки рыбку удят. А вот это море! И впрямь – воды как грязи...»
Как говорится, где живём – с тем и сравниваем. Это он про Адриатику. Думалось: и эти вот деятели едут на Социальный Форум представлять российскую левую?! Что они там могут рассказать таким вот языком? Короче говоря, интеллектуальный и идейный уровень персонажей подобных «суворовцу», еще не раз и не два веселил нас и озадачивал в пути. Да и выяснилось в Афинах, что пожилая братия банально поехала в загранку – кто-то же аж с ненавистных им тоталитарных советских времен лелеял эту мечту… Поэтому так и стонали все пожилые туристы, когда по пути в Афины не нашлось времени заглянуть в Венецию – в этот столь родственный им склеп-музей на гниющей, но голубеющей воде.
На заброшенный аэродром, на окраину полиса
Итак, после всех приключений по пути, мы прибыли в Афины. Увидели, как соседствуют здесь на окраинах дорогие бутики и заброшенные частные дома, руины недалекой древности. Оказывается, здесь, в стране древнейшей демократии, есть закон, запрещающий снос архитектурных памятников – то есть реставрировать их по-лужковски, снося и отстраивая муляжи, строго запрещено. Местные буржуа ропщут – но они не понимают именно буржуазной подоплёки этого закона: ведь если главная статья дохода в ленивой Греции это нефтепереработка для энергообеспечения туризма и сам туризм, то и развалины важней новых особняков. Впрочем, важнее и заводов.
Долго наш автобус плутал по Афинам, показывая нам всё больше этот «город контрастов». Дома без балконов и длинных балдахинов от солнца – тут вообще не встречаются. Этажей от силы в шесть дома жилые. Есть аналогичные нашим хрущебам, просто почище и поменьше. Высвеченное в афинский вечер убранство квартир отличалось минимализмом и функционализмом, да и даже буржуйские квартиры не отличались многокомнатностью. Настоящим сюрпризом стало для нас знакомство с вечерним воздухом Афин по выходе из родимого тепла автобуса. Думали-то, что приехали в тёплые края, а тут +12 от силы. И жуткий пронизывающий ветер.
Мы разместились в гигантском ангаре, поделенном на сектора. Таких холодных ночей я ни в алтайских, ни в таёжных краях не встречал. Однако дух антиглобалистского единения победил и холод, и сомнения некоторых разнеженных делегатов. В первый же вечер мы устроили в нашем отсеке концерт, на который сбежались десятки товарищей из Италии, Германии и стали подпевать нам «Катюшу», «Белла Чао» и прочие военно-революционные песни – гитара переходила из рук в руки, мы почувствовали себя новым интернационалом. Много взаимозаинтересованных улыбающихся лиц… Итальянки-брюнетки, итальянцы-красавцы, светловолосые задумчивые немцы, голосистые дружные русские…
Надо отметить преемственность эстетики советских походников и антиглобалистов world wide, так сказать. Воду мы грели кипятильником, спали в спальниках, пели под акустическую гитару (а в финальную ночь – и у костра). Всё почти как в песнях последних советских десятилетий. И на 4-м Европейском Социальном Форуме обнаружилось – что и всем прочим делегациям присуща та же самая атрибутика. Включая и палатки, которые для уединения и сугреву некоторые ставили прямо в ангаре. Еще одна аналогия – фестивали молодежи и студентов. Но только вот какое время – такие и фестивали: нынче не на государственном уровне, а неформально, под акустику, в таких ангарах и под открытым небом проходит обмен песнями и опытом той молодежи ,что не приспосабливается к буржуазной иерархии эксплуататоров, а борется за освобождение от всякой эксплуатации.
Чтобы дойти до другого ангара, в котором проходил сам форум, нужно было пересечь бывшую взлетную полосу и автостоянку, пройти минут пятнадцать быстрым шагом – наблюдая вдали горы залива, тёмно-синее Эгейское море, корабли-большегрузы и набережные пальмы, а вблизи - обступающий аэропорт современный белокаменный малоэтажный полис. Надо же, это вот и есть Афины - город первых философов и первых богов…
Стаи голодных антиглобалистов стали курсировать от ангаров до мест, где можно было что-нибудь съестного достать – и это был всё тот же центральный форумский ангар, вечером в нём можно было купить гамбургеров и сандвичей (по желанию – вегетарианских) плюс баночного пивка под местной маркой «Альфа» или чайку-кофейку.
You make plans – we make history
Эта надпись на соседствовавшем с нашим ангаре - стала девизом Форума. История здесь куётся – в этих ангарах, в этих молодых умах и телах, а не в президентских дворцах и банковских офисах… Поутру мы ощутили помимо свежего холода всю красоту и интернациональную диалектику этого массового слёта левых. Съёжившиеся от холода мы - то есть россияне-северяне, к холоду по идее привычные - еще только выползали из своего ангара, тепло одетые, в ужасе представляя мытьё холодной водой своих лиц усталых путников, а навстречу нам уже шла из душа, закрытая от холода и слабых лучей утреннего солнца одним лишь полотенцем, африканская антиглобалистка. Приняв холодный душ, она себя прекрасно чувствовала, направляясь в ангар «you make plans…». Товрищ Шапинов заметил, что эти души явно сконструировали последователи движения 1920-х «Долой стыд» - занавесочки были сами по себе прозрачные, да еще и ветер немилосердный задирал их как в клипе Pink Floyd Devission Bell.
Ангар, где проходил Форум, встречал нас уже тысячами листовок, голосов и лиц. День знакомства, обмена символикой и идеями стал для всей молодой (ночевавшей в ангаре) составляющей российской делегации настоящим праздником («нищие» же пенсионеры и старейшие левые предпочли заночевать в афинских гостиницах и поутру на Форум не спешили). Мы поняли, что локальная борьба, которую все мы ведём на местах – имеет всеобщий, а не частный характер. И руководство к действию, как правило, одно и то же – марксизм-ленинизм - антикапитализм, сиречь социализм. Экспроприация, господари хорошие – никуда вы от этого не денетесь!
Стэнд российской делегации уже с раннего утра оформляли активисты СД «Вперед» и ДСПА – соответствующим их представлениям о нашей борьбе он и получился. Выше прочих расположился красно-зелёный флаг единственно обобщающего молодежную делегацию Левого Фронта – такой симпатичный, что его кто-то под конец Форума спёр, так флаг ЛФ и не дожил до манифестации. Никакого упоминания о большой делегации СКМ на стенде не было – к обоюдоострому удовлетворению всех сторон: ибо ЦК СКМ РФ выразил своё официально «фи» по отношению к Форуму (что не помешало активистам СКМ туда поехать), а троцкисты из СД «Вперед» вряд ли бы захотели на стэндовой «одной поляне» со «сталинистами»... Многих СКМовцев да и Дашу Митину, к СКМ отношения не имеющую, и товарища Полиновскую, если уж точно вспоминать – поразил антилукашенсковский плакатик, лежащий среди прочего раздаточного материала for free. Но такова уж мораль несогласованного, разномастного левого движения российского – кто рисует, тот и вождь. Впрочем, подобные разногласия «на местах», учитывая макроразногласия, обнаруженные еще в автобусе – для левой молодежи не были преградой для единения и общения, о чем чуть ниже расскажем.
Потом все разбежались по семинарам, о чем я кратко сообщал в первом репортаже. Забавно вела себя «гостиничная» часть делегации – которую с момента расставания у автобуса, перед расселением по гостиницам и ангарам, никто и не видел. Так называемые «регионалы» - эти пенсионеры и злые училки – что-то не спешили на семинары по их родной проблематике, а все блуждали где-то в гуще белокаменных Афин. Стэнд российской делегации эти господа использовали исключительно как место встречи, не углубляясь в просторы форумного ангара. Однажды я обнаружил бодрого «суворовца», сидящего у стэнда.
Дядька, похоже, попался на удочку – но не рыбаков, которые удили рыбку в воде, которой было «как грязи». Тут нужна краткая справка. Гуляя накануне от Синтагмы к Акрополю по Плаке, мы были окликнуты по-русски двумя приземистыми господами, рекламировавшими свой товар у витрины. Порядком замерзнув за несколько дней, мы и выглядели соответственно – и вот нам по-русски предложили шубы. Звучало это как шутка, но мужики не шутили. Мы же быстро отказались – так как не за шубами сюда ехали. А вот «суворовец», похоже, нашел, что искал – жене, тёще, родне. У стэнда «суворовец» в бессменной бейсболке сидел преисполнившись оптимизма и лихо сообщил мне, что собирает здесь делегацию для экскурсии на «завод по производству шуб». «Суворовец» куцым своим умом явно ещё пребывал в советских восьмидесятых – и полагал, видимо, что эту «экскурсию» те самые ушлые русскоязычные околовитринные мужики проведут нахаляву, просто чтоб «поделиться передовым производственным опытом с советскими товарищами». Этого провинциального лоха я оставил у стэнда вместе с его иллюзиями. Однако позже стало известно, что наши нищие регионалы, все эти пенсы и училки… затарились в Афинах шубами! Видимо – на последние, гробовые… Такие вот анти-антиглобалистские картинки из жизни наших туристов-обывателей. Для объективности описания процесса. Это как раз из области «you make plans».
На третий день жизни Форума, за время которого российская делегация познакомилась и с аджалановцми, и с сапатистами, и с баскскими подпольщицами, и с защитниками прав геев/лесби – настало время выйти на улицы. Традиции социальных форумов таковы – подумали-посовещались, а потом надо себя и миру показать.
По Александровскому - как по Ленинскому проспекту
Было в этом вновь что-то романтичное – ассоциирующееся уже не с туристической родиной, а с родиной-детством, пионерлагерями… На огромную автостоянку аэропорта приехала гурьба автобусов – таинственные невидимые организаторы Форума предусмотрели и это. В автобусы садились все подряд, образуя внутри весёлый, общительный интернационал. Автобусы друг за другом потянулись по набережной к центру Афин. Проехав, пожалуй, по самым широким улицам Афин – мимо череды бутиков, банков, ресторанов, госучреждений – мы прибыли на «Александровский проспект» (имени Александра Македонского улица - специально даю русифицированное название, так как оригинальное, на греческих «кракозябрах» вряд ли кто поймет). Чтобы представлять себе эту улицу, вспомните Ленинский проспект и на порядок его сузьте, оставив посредине узкую полоску деревьев. Весенних, благоухающих – ибо здесь весна, несмотря на временный холод, давно уже властвует.
И снова – поразительное сходство. Длинная череда организующихся в колонны делегаций напоминает наши традиционные демонстрации. Даже аналог трудороссовской ГАЗели нашёл, едущей попутно демонтрации. Только флаги, транспаранты и надписи незнакомые, разноцветные. Много красного, много радужного, много радости. Да и народу – десятки тысяч. Из громкоговорителей льется боевая с овердрайвом музыка – даже это предусмотрено устроителями. Дохожу с иностранными товарищами, приветствуя уже знакомых, до своей колонны, точнее некого озерца, которое вскоре превратится в колонну. Они фотографируются, успеваю в кадр.
К сожалению, на момент начала шествия – а наша колонна оказалась ближе к его концу, в тылу, так сказать – ни одного флага кроме СКМовского не оказалось в руках у российских товрищей. Поэтому, лишь им, красно-чёрным, весело и призывно размахивая, мы начинаем идти по правой половине проспекта в сторону площади Омония. Забавные и тут непелевинские ассоциации – о, российский ОМОН…
Вот ведь интересная судьба знамени СКМ: и вроде неофициальное оно, и вроде только московским было, когда я его выдумал и сам вручную тиражировал маркером году этак в 2002-м, а теперь новое поколение московской организации СКМ выдумало новое, со штык-звездой… Но вот почему-то именно оно, привезенное Франческой из Краснодара (подаренное им мной летом 2004-го в лагере Че у Черного моря), оказалось единственно нашим на этой исторической манифестации на чужбине, в антиглобалистской гуще, боевой и кипучей.
Вышло так, что основную массу к началу шествия в российской колонне составили СКМовцы – алтайский отряд товарища Котовского и все примыкающие к нему товарищи (включая пермских сестрёнок-РРПшниц). Впередовцы минут пятнадцать искали нас, как потом выяснилось. Однако мы и сами – с голосами.
Оказалось, что и здесь неплохо звучит наша классическая кричалка «Наша родина – СССР!». Ведь на Форуме среди изобилия продающейся за «ойро» символики и одежды очень часто встречались майки с гербом СССР – для антиглобалистов это страна первой пролетарской диктатуры и символика ее свята. Не слышал там ни одного троцкистского «фи» на этот счет от иностранцев. «Товарищ, смелее, гони буржуя в шею!» - тоже хорошо оралось. Из-за малочисленности нашей колонны вышло так, что приходилось «брать голосом». Внимание наши голоса снискали. А когда мы начали петь Варшавянку, гимн Советского Союза, Интернационал – вот тут-то все и поняли, что это колонна из России.
Как особый этап в нашем шествии, который сопровождался бурной радостью делегации – выглядело появление Армена Бениаминова, он встал во главе колонны и стал «зажигать» новые кричалки. Думаю, не стоит теперь отдельно обращать внимания на отсутствие в нашей колонне ссаных веников – все эти кандидатуры, очень густо разрекламированные Ларисой Хиорхиеуной, ездили в Афины отнюдь не для участия в Форуме, а за шубами, музеями и впечатлениями для подслеповатых провинциальных глаз. По моим подсчетам, в манифестации приняло участие не более 30% от всей российской делегации. А ведь львиную долю за их транспортирование в Афины по земле и по воздуху заплатил Оргкомитет Форума!.. На деньги европейских левых россиянские обыватели прокатились по заграницам и остались при этом очень недовольны «организацией» комфортности их там пребывания. Да уж, как тут не вспомнить гениальную формулу величайшего и строжайшего деятеля антиглобалистского движения ХХ века товарища Сталина – «кадры решают все»?
Но вот до нас добежали вдоль далеко тянущихся колонн (вспоминаются кадры из «Заставы Ильича», что мы смотрели на видео в автобусе во время задержки на польско-немецкой границе) активисты СД «Вперед» с лаконичной растяжкой «Russia». Вышло так, что теперь, шедшие во главе колонны два «Эй-джея» (actionjoсkey) – впередовец Аслан Мамедов и член КПРФ Армен Бенимаинов – стали «зажигать» классические для флангов левого движения, меж собой спорные кричалки. Вроде «Наша родина СССР» и «Наше отечество – все человечество». Впрочем, весело и дружно шествуя, мы скандировали то и другое. Однако «спор в верхах» разгорался, и тут я нашел выход из ситуации – предложил удалить «инородцев из руководства». Под весёлое одобрение стёбного предложения «спор в верхах» утих.
Шли весело и дружно, сзади нас подгоняли своими барабанами итальянцы, в ответ на наши песнопения иногда почти скандировавшие «Белла Чао». Вообще, колонны и цвета манифестации были настолько разными, что мы уже ничему не удивлялись. Ни зелёным косынкам, ни знамёнам всех цветов радуги, ни барабанам, ни разноцветным балетным пачкам, в которых шла женская часть одной из делегаций. В какой-то момент слева от нас нарисовалась группа в чёрном и в противогазах и респираторах. Мы сочли и это маскарадом. Хотя ребята двигались вовсе не так праздно и линейно, как остальные участники шествия – для них река манифестантов была скорее тем поездом, за которым удобно укрыться. Мы и не поняли сперва, что эти самые маски-противогазы, что угрюмо на нас глянули из чёрной «стаи» через минуту нам самим понадобятся.
Слезоточивый газ нам сладок и приятен
Перемещение стаи в чёрном (потом выяснилось, что это были анархисты из «чёрного блока») вскоре прояснило для нас какое-то до того неопределённое движение впереди колонн. Это были полицейские, нагонявшие ребят в противогазах. Стаей анархистов командовала девушка в противогазе под капюшоном, они стали уже бегом перемещаться в ближайший правый переулок – тогда-то по ним издали и шарахнули полицейские. А под ударом оказались все впереди нас идущие колонны. Всё это мы поняли и узнали чуть позже – так как в тот момент услышали только топот полицейских и выстрелы.
Мгновенное возмущение и смятение в рядах манифестантов перешло в обвальное бегство от выстрелов. В суматохе я сгрёб нашу растяжку с надписью «Раша» и протестным кулаком. Негоже бросать знамя. Пусть и не знамя – но Наше…
Сцена из «Кровавого воскресенья», организованные массы превратились в убегающую толпу: очень неприятно слышать выстрелы за спиной – даже понимая умом, что это не пули, а капсулы со слезоточивым газом. Полицейские мстили черноблоковцам за подожжённое «коктейлем Молотова» имущество – полицейскую машину.
От облаков слезоточивого газа, прикрывая носы чем попало, выкрикивая проклятия полиции на разных языках, манифестация стала смещаться к левым переулкам, где тоже были полицейские ряды, ничего и сами не понимающие. Нас они пропустили, глядя вперед несколько растерянно и напугано. Припомнив тактику герильи и простые навыки перемещения по прямоугольной городской местности, вместе с товарищем Мокеевым из Самарского СКМ я решил отступить переулком, параллельным проспекту - на квартал назад, куда хаотично отползли массы, чтобы там их встретить. Полицейские нам не препятствовали. Видимо, они ждали увидеть черноблоковцев, о которых им сообщили по рации.
Однако в тот момент, когда рвались капсулы с газом и флэшбэнги (звуковые гранаты) под прицелом чувствовали себя все манифестанты. Полицейские вели себя глупо и лениво – стреляли слезоточивыми капсулами по стремительно убегающим от них анархистам, которые к тому же были снабжены противогазами. В результате газа нюхнули все кроме анархистов. В суматохе к ним присоединились некоторые члены СКМ, которые следующие атаки на символы капитала совершали уже вместе с таинственной чёрной стаей.
От одного из них, комсомольца из Набережных Челнов, я и узнал обо всех атаках «черного блока». Присоединившись к стае, не испытывая языкового барьера, он принял участие в бомбардировке «Молотовым» Сити-Банка. Его почерневшие и выбитые стёкла основная манифестация увидела чуть позже. Анархистам приносила коктейли девушка, одетая предельно неагрессивно и светло – в чулочки в цветочек и мини. Такая буржуазненькая, притягиваяющая взгляды обывателей. А в ее изячном рюкзачке и лежали огнедышащие бутылки. Которыми забрасывали анархи точки капитализма на пути манифестации. Никто из полицейских не мог вычислить эту «бомбоноску», она казалась простой прохожей, даже не демонстранткой.
Однако всё это происходило вдали от нас. Важно было теперь то, как поведут себя колонны, смятённые и оттеснённые газом. Но они не проявили трусости. Закрывая носы намоченными платками или даже самими транспарантами (как я) – мы продолжили демонстрацию. Развернули знамёна, выстроились и пошли дальше. Без каких-либо команд. Были, конечно, убежавшие и не вернувшиеся в наши ряды. Зато были и вновь обретённые, взволнованные – и очень дорогие.
Чихая и плача от газа, манифестанты продолжали не только идти, но и скандировать – сначала «позор-позор», когда проходили чёрных полицейских космонавтов, а потом и запели «Вихри враждебные»... Выяснилось, что на газ хуже всего реагируют женщины. Мы-то держались нормально. Я вспомнил сразу все дедовские методы – привезённые ещё с Великой Отечественной, из газовых камер фашистов – мочил свой кусочек транспаранта «Раша» и дышал через него. Помогало.
Далее все разрушения мы встречали уже в угасающем виде. Атаки анархов продолжались. Сектора рассеивающегося газа периодически наплывали на нас, смешиваясь с гарью от подожженных анархистами же мусорных баков. В конце демонстрации у посольства США они пытались перевернуть и поджечь целый «автозак», но полиция оттеснила весьма увеличившиеся за счет примкнувших добровольцев силы «черного блока».
В самом конце демонстрации мы встретили массу людей с лицами словно в пудре или кремовых масках – оказывается, опытные антиглобалисты взяли с собой специальный крем, останавливающий действие газа. Другие просто мазали лица вокруг глаз лимонами. Помогало, говорят. Мы увидели у финального госучреждения лишь вывороченные камни и очередные кучи чего-то сгоревшего. Всю дорогу мы продолжали петь – этим, вероятно, и запомнились мы Афинам 6 мая 2006-го года.
Остановившись в очередной раз, мы думали что пойдём дальше, но это был уже конец пути – ни митинга, ни чего-то для нас знакомого тут не было. Прошлись, погремели, повзрывали – и всё.
Стоит отметить стойкость всех участников российской делегации, которые прошли весь путь до конца. Многие разбежались – или от страха, или от любопытства подавшись вперёд. Но СКМовцы и впередовцы составили костяк нашей колонны – кричащий, прыгающий, скандирующий. И тут уже не было важно, кто троцкист, кто сталинец… Не ахти какое, но боевое крещение.
После бучи – в волны моря и домой
На следующий день окончательно потеплело, и мы, СКМовцы, пошли к Эгейскому морю на пляж Эдем – самый «демократический», бесплатный, замусоренный малость. Волны Эгейского моря, чрезвычайно солёные, подхватывали нас, а когда отпускали на сушу – на коже оставался словно лёгкий ожог, это высыхала соль. Искусственный лёд так обжигает. Освежающее, странное такое ощущение. Приятно спеть под акустическую гитару песню (из незаписанных еще проектов Эшелона) «Мировая революция» на берегу Эгейского…
Общаясь с товарищами из других делегаций, теперь мы ощущали некое новое единство, обретённое в действии. И хоть на семинарах были спорные точки зрения, хоть не всем удалось высказаться – но манифестация подвела некий итог. И он в том, что ненависть к капитализму имеет тенденцию опредмечиваться в коктейлях Молотова и превращаться в непосредственные атаки на объекты капитала.
Да, Форум произвёл шум – вовне. Репортажи, «картинки», верноподданический вой россиянских таблоидов – «спасите нас, Путин и менты родные, от этих буянов». Но внутри, для участников, он стал тем моментом истины, точкой сборки для многих, для тысяч молодых борцов с капиталом – которые поняли, что борются каждый день вдали отсюда не одни. Точно такие же глаза сверстников-леваков читают новости об их действиях. Мы обменивались дисками, координатами, адресами сайтов. Последний костёр нашего ситуативного интернационала под ангаром «wemakehistory» длился до двух часов ночи, а в шесть мы уже покидали Афины. У финального костра снова пелись песни на русском, итальянском, английском. Теперь мы были одной «стаей». И были друг другу интересней, известней после манифестации. С мечтами, с восхищённым усталым взглядом засыпал комсомолец из Набережных Челнов – планируя реализовать в родном городе опыт, почерпнутый им из недолгого сотрудничества с черноблоковцами.
Пока мы набирались теоретического и практического опыта в Афинах, Путин пиарился в РФ – рассказывая о жуткой американской угрозе и при этом за кулисами приглашая НАТО попиариться на просторах возглавляемого им государства. В Афинах я понял, прочувствовал через человеческие волны внутри ангаров и манифестации, что буржуазии недолго в России жить осталось – с Путиным или без. Пока нас мало – съехавшихся в Афины. Десятки из каждого города, сотни из страны, тысячи с материков. Но дымящиеся банки и машины – не новость Форума, всё это происходит и вне форумов антиглобалистов. Новость – идеи, движущие молодежью.
Зёрнышки солидарности - которая, как говорил на семинаре по молодежным движениям немецкий социалист, и есть наше главное оружие – мы бережно довезем до своих городов и будем взращивать. Будем сближать позиции, отбрасывая догмы и амбиции, приближаясь к точке общего действия, к моменту революции. Только создав живую цепь, мы сбросим чуждые разумному человечеству цепи капитала - и для этого нужно крепить живые связи. Связи организаций, связи людей. Ведь это и есть тот самый, другой мир, который возможен, который уже зарождается – где нет денег, банков, правительств, олигархий, а есть люди, есть народы, понимающие друг друга поверх языкового барьера. Люди, для которых революция – цель бытия. Бытия свободного, то есть осознанного как необходимость – как стремление к освобождению от социального неравенства и в целом от гибельной цивилизации капитала во всем мире.
Какими смешными, местечковыми телечебурашками казались нам из Афин все эти сурковы и медведевы, весь этот путинский зверинец, из которого он никак не может выбрать преемничка! Однако бороться со зверинцем нам и придётся. И форум наложил определённую ответственность на всех его участников.
Афины-Москва
|
|