Начиная с момента, когда в середине двадцатых годов прошлого века, в Подмандатной Палестине, среди местных арабов, начали появляться первые политические партии, именовавшие себя палестинскими, не прекращается интерес к вопросу о том: кто они такие - палестинцы? Кем они были когда-то? Откуда пришли на землю, на которой живут?
С особой остротой, обсуждение этого вопроса началось в Израиле, сразу после Шестидневной войны 67-го года, с началом спора о судьбе территорий занятых израильской армией по ходу этой войны. Большинство израильтян (особенно их крайне-правая часть) до сих пор уверены, что те, кто именуют себя палестинцами - пришельцы из других стран, у которых вообще нет никаких прав на эту землю.
Известный факт, что на протяжении тысячелетий земля Палестины, как впрочем и вся территория Ближнего Востока, была заселена разными народами. В виду того, что в древние времена этот регион был главным связующим звеном между Африкой и севером Ближнего Востока - через землю Палестины прошли сотни и тысячи завоевателей, часть из которых осталась здесь жить. По этой земле кочевали сотни бедуинских племён. Эта земля, ещё четыре тысячелетия назад была (вместе с современным Ливаном и северо-западом Сирии) центром Хананейской и Финикийской цивилизаций (это, впрочем, одна и та же цивилизация. Просто греки называли хананеев финикийцами, то есть красными, в виду того, что одной из основных отраслей их промышленности было изготовление красок из вещества содержавшегося в определённом виде моллюсков, обитавшем у берегов Средиземноморья).
На этой земле процветали Иудейское и Израильское царства. По этой земле прошли войска древних империй, как, например, Египет времён фараонов, Ассирия, Вавилон, Персия, войска Александра Македонского, его наследники - Птолемеи и Селевкиды, Римская и Византийская империи, и т.д. и т.п. Поэтому, естественно, что с приходом на эту землю в 634 году мусульманских войск во главе с аравийским халифом Омаром, мусульмане наткнулись на местное население, состоявшее из потомков всех тех народов и завоевателей, что жили здесь в прошедшие века и тысячелетия.
Прежде чем продолжить, хочу коснуться вопроса о происхождении слова: палестинцы, Палестина. Слово "Палестина", происходит от филистимилян (на иврите: плиштим) - племён предположительно из района Эгейского моря, прибывших в Кнаан (Хананею) приблизительно в 14-12 вв. до н.э, и поселившихся в прибрежной части этой земли. Слово Палестина, именно в таком произношении, - было введено римлянами. Так они называли большую часть Эрэц-Исраэль. После подавления восстания под предводительство Бар-Кохбы в 132-35 гг. слово Иудея как название провинции было упразднено, и в обиход всё более начало входить название Палестина.
К концу римского - началу византийского правления, земля современных Израиля и Западного (и часть Восточного) Берега Иордана была поделена на три провинции под названием Палестина: Палестина прима (то есть, первая); Палестина секунда (вторая); Палестина третэя (третья). С приходом на эту землю арабоговорящих мусульман, слово Палестина было перенято ими у римлян и византийцев в арабизированной форме - Фалястин.
А теперь вернёмся к теме статьи, а точнее, к её главной части: Так-кто же они такие на самом деле палестинцы?
Известно, что во времена и римлян и византийцев, земля Палестины была заселена представителями нескольких народов и прежде всего -иудеями и самаритянами; Кроме них, тут жили набатеи, греки, итальянцы, а так-же представители других национальностей, проживавших на территории - сначала Римской, а затем - Византийской империи. Начинаяс четвёртого века н.э., когдахристианство стало официальной религией Византии, империальные власти всех трёх палестинских провинций заставляли (во многих случаях насильно) местных жителей переходить в христианство. Правда многие иудеи и самаритяне, несмотря на гонения продолжали исповедовать свою веру.
К концу византийского правления (начало седьмого века), в Палестине проживало в районе четырёх с половиной миллионов человек, среди которых несколько сот тысяч иудеев, и такое-же число самаритян. Кстати, к слову о самаритянах. Несмотря на утверждения всяких учёных, что как будто самаритяне - это потомки древних ассирийцев, которых в восьмом веке до н.э., привезли сюда ассирийские власти правившие тогда этой территорией, вместо местных жителей угнаных в Ассирию. Но все археологические и эппиграфические находки (в их числе и Ветхий Завет) указывают, что самаритяне (сегодня их общее число чуть больше 1000 человек) - являются потомками иудеев времён Первого Храма, сохранившими многие элементы отправления иудейского религиозного культа, в их древнейшей оригинальной форме. В результате какого-то конфликта между этими людьми и правящей религиозной элитой, связанного с участием в строительстве Второго Храма (шестой-пятый вв. до н.э.) - произошёл разрыв между теми кого сегодня принято называть самаритянами и всем остальным иудейским населением. В результате, самаритяне внесли кое-какие изменения в календарь еврейских праздников, написали собственный вариант Торы, и вместо Иерусалима, установили Шхэм (Наблус) в качестве своего святого города.
Но вернёмся к нашему разговору о палестинцах. Так-вот. Когда в седьмом веке в эту часть Ближнего Востока начали приходить мусульмане - они тут обнаружили население состоявшее в своей массе, из христиан (в основном греческого и еврейского происхождения), иудеев и самаритян (что их тоже можно считать видом иудеев). Кроме того, в то время как впрочем и во все времена до и после, на этой земле проживали купцы фактически со всех частей известного на тот момент света. В отличии от христианской Византии, мусульмане редко навязывали Ислам силой, народам находившимся под их правлением (особенно если это народ исповедующий одну из авраамических религий). Если народ не восставал против мусульман, то ему не только разрешалось исповедовать свою веру, но, правда в обмен на определённый поголовный налог (жизия), ему выдавалась специальная охранная грамота в которой мусульманские правители объязывались охранять местное население и его религиозные чуства от посягательств счьей-бы то ни-было стороны. Но всё-же, большинство населения Палестины, что-бы не платить поголовный и другие налоги - постепенно перешло в Ислам. Тот-же процесс происходил и в Тунисе, и в Сирии, и в Ираке, и во всех остальных арабских странах. То-есть, местное наеление под влиянием арабских языка и культуры - постепенно принимала арабский образ жизни, и ставало арабизированным.
После арабов, это земля была под правлением и крестоносцев, и мамлюков (потомки рабов восточно-европейского происхождения купленные в своё время мусульманскими правителями Египта, и получившие исламское воспитание); Тут так-же правили турки (Османская Империя), и Британия.
А теперь, собственно к вопросу: кто такие Палестинцы? Каково и откуда их происхождение? Что между ними общего?
Палестинцы - это с одной стороны потомки тех древних иудеев, самаритян, греков, персов, набатеев, и т.д. и т.п. народов и завоевателей, что населяли эту землю в прошлые века. А с другой стороны - это потомки мусульманских завоевателей седьмого века, потомки крестоносцев (представители целой смеси западноевропейских народов), а так же потомки арабов, чеченцев, боснийцев, суданских рабов и других народов, чьи представители поселились тут за годы правления Османской империи и Британского Мандата (в основном, середина девятнадцатого - первая половина двадцатого веков).
Научно доказанные факты говорят о том, что большинство арабов, живущих, например, в районе городов Хеврон и Бэйт-Лэхэм (Вифлеем) - являются потомками древних иудеев. Другая часть жителей того-же района - это потомки крестоносцев и европейских купцов, живших тут и родивших местным девушкам потомство. Мне помнится случай, когда в 1992 году, ещё в мою бытность правым сионистом - я поехал в Хеврон встречаться с Моше Левингером - главным раввином Еврейского квартала Хеврона. Спустившись с рейсового автобуса, который привёз меня из Иерусалима, я увидел странную картину, которой в тот момент я не придал никакого значения: передо мной на другой стороне улицы стоял рабский парень лет двадцати-двадцати пяти, у которого были голубые (то есть, европейские) глаза. Только позже, уже будучи левым и коммунистом, я прочитал в исторических справочниках, что часть арабов, проживающих в Иудее и Самарии - это потомки европейских крестоносцев и купцов. Кстати, потомками крестоносцев, если продолжим эту тему, являются большинство христианских арабов из района Нацерета (Назарета) и окрестных деревень (например, Илут, Илабун, и т.д.).
Если продолжим эту тему, то, например, нет сомнения, что значительная часть арабов, населяющих район Наблуса (Шхэма) и других городов и сёл Самарии - это потомки самаритян. Значительный процент самаритян во времена Византии погиб при подавлении двух самаритянских восстаний - одного в восьмидесятых годах пятого века, а второгое - несколько десятилетий спустя, в шестом веке н.э. С приходом мусульманских правителей большая часть оставшихся в живых самаритян перешла постепенно в ислам. Сегодня, как я уже сказал, существуют в общей сложности не более полутора тысяч самаритян, сосредоточенных частью в городе Шхэм (центральная часть Самарии); вторая часть самаритян проживает в израильском городе Холон, где специально для них, ещё в пятидесятые годы прошлого столетия, был построен район вилл. Для сравнения, во втором-третьем веках н.э. в Палестине проживало в районе миллиона (по некоторым данным, полтора миллиона) самаритян.
До войны 1948 года в прибрежной части Палестины кочевало несколько турецких племён. Эти племена являются потомками сельджуков и других тюркских племен, пришедших на эту землю ещё в одиннадцатом веке н.э.
Все эти годы ( и во времена крестоносцев, и во времена мамлюков с турками) - тут постоянно проживал какой-то процент евреев. Например, в 15-16 вв., в арабских деревнях на севере современного Израиля проживали семьи еврейских фаллахов, которые обрабатывали землю точь-точь теми же методами, как и их арабские и друзские соседи. Выходя в поле, они даже одевались как арабские землеробы. А Еврейский квартал Старого Города Иерусалима на протяжении почти всего девятнадцатого века был одним из мировых центров культуры на языке ладино - это язык испанских и значительной части других сефардских евреев.
В заключении, хочу сказать, что большинство палестинцев - это никакие не пришельцы, а потомки людей, живших тут сотни и тысячи лет подряд. Те же из них, что поселились тут только в последние сто-двести лет тоже имеют право жить на этой земле и считать её своей, так как уже давным-давно они интегрировались в местную языковую, культурную и социальную среду.
Я как марксист считаю, что право жить на этой земле принадлежит всем её жителям - как евреям, так и арабам. После создания единого социалистического государства Исра-Палестин, все его жители (включая иностранных рабочих) получат равные гражданские права, независимо от национального происхождения, пола и вероисповедания. Палестинцы - это все жители этой земли.; Земли, имя которой: Палестина. (В виде компромисса я предлагаю, что бы на первых порах единое государство носило название Исра-Палестин).
Все утверждения сионистских националистов о том, будто палестинского народа не существует, а те, кто называет себя палестинцами - это пришельцы, не имеющие к этой земле никакого отношения - все эти утверждения беспочвенны, и не имеют ничего общего с исторической реальностью.
|
|