То, что общественное производственное отношение представляется как предмет, находящийся вне индивидуумов, и что определённые отношения, в которые эти индивидуумы вступают в процессе производства своей общественной жизни, представляются как специфические свойства вещи, – это извращение; эта не воображаемая, а прозаически реальная мистификация характеризует все общественные формы труда, создающего меновую стоимость. В деньгах это выступает только разительнее, чем в товаре.
Карл Маркс
Вряд ли надо говорить, что эксплуатация человека человеком, т.е. безвозмездное присвоение одним человеком продуктов труда другого человека, существует не испокон веков. Наоборот, на примере первобытного общества, которое не знало эксплуатации человека человеком, доказано, что она есть явление историческое, т.е. возникает при определённых экономических условиях, и таких условий два. Во-первых, наличие частной собственности на землю и средства производства; это первичное условие возникает в период разложения первобытного общества. При наличии частной собственности на землю и средства производства одни владеют землёй и средствами производства, а другие – лишены их, что ставит последних в зависимое положение от собственников земли и средств производства.
Здесь впервые возникает возможность порабощения человека человеком, т.е. возникает возможность для того, кто владеет землёй и средствами производства, превращать того, кто лишён этих последних, в раба или в простое орудие труда. Но возможность ещё не означает действительность. Собственник земли и средств производства содержит раба не ради удовольствия, а для того, чтобы раб работал в его пользу. А каким путём он может извлечь для себя пользу из труда раба? Только тем путём, что раб производит своим трудом большее количество предметов потребления, чем то, какое собственник земли и средств производства принуждён отдавать рабу для того, чтобы тот сохранил свою трудоспособность.
Следовательно, для того чтобы собственник земли и средств производства извлёк для себя пользу из труда раба, или, что то же самое, эксплуатация человека человеком осуществилась, должен быть достигнут определённый уровень производительности труда. Это, второе, и достаточное условие для эксплуатации человека человеком совершилось в эпоху становления рабовладельческого общества. Если нет этих двух условий, то эксплуатация человека человеком невозможна. Но если частная собственность на землю и средства производства дана, то она, как предпосылка эксплуатации человека человеком, будет постоянно воспроизводить её.
Человечество знает три способа эксплуатации человека человеком, сменяющих друг друга на протяжении веков: рабовладельческую, крепостническую и капиталистическую.
Они однотипны, ибо основаны на частной собственности на средства производства и землю, но вместе с тем различаются, ибо осуществляются при различных условиях осуществления общественной жизни. Впрочем, различие между рабовладельческой и крепостнической эксплуатациями не существенно. Это объясняется тем, что они осуществляются при примерно одинаковой низкой производительности труда и слабо развитой торговле. Здесь различие заключается лишь в степени жестокости и бесчеловечности эксплуатации как таковой. Но как бы ни оценивались рабовладельческая и крепостническая эксплуатации, здесь всегда целью эксплуатации является (остаётся) то, чтобы использовать труд раба и крепостного для выколачивания как можно большего количества материальных предметов потребления, следовательно, увеличивать производство предметов потребления, действительное богатство. В этом смысле эти ранние способы эксплуатации человека человеком были нормальными явлениями, сыграли в истории человечества прогрессивную роль. «Нам никогда не следовало бы забывать, что всё наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имело своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма. (Ф. Энгельс).
Иначе обстоит дело с капиталистической эксплуатацией, которая осуществляется при достаточно высокой производительности труда и сильно развитой торговле, и поэтому существенно отличается от рабовладельческой и крепостнической эксплуатации. Существенное отличие здесь состоит в том, что целью капиталистической эксплуатации никогда не является выколачивание собственно самих предметов потребления, как это было при рабовладельческой и крепостнической эксплуатации, а всегда является выколачивание денег. В результате этого все экономические законы капиталистического общества извращаются, действуют навыворот. В чём тут дело? Опять-таки в цели капиталистической эксплуатации – в деньгах.
Буржуазная политическая экономия уже давно доказала, что деньги – не вещь, а меновая стоимость предмета потребления, т.е. количественная пропорция, в которой предмет потребления одного рода обменивается на предмет потребления другого рода. (Или, говоря другими словами, деньги – это общественные отношения, проявляющиеся в особой вещи.) Точно также буржуазным политэкономом Давидом Рикардо доказано, что стоимость предмета потребления определяется исключительно количеством труда, которое затрачивается на его производство, а количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем. И, наконец, не требуется иметь марксовых очков, чтобы видеть, что время, затрачиваемое на производство предмета потребления, следовательно, его меновая стоимость есть величина переменная: она растёт или падает в обратном отношении к росту или падению производительности труда.
Чем выше производительность труда, т.е. чем больше предметов потребления производится в единицу времени, тем меньше меновая стоимость предмета потребления, т.е. тем меньше его денежное выражение; и наоборот. Но так как целью капиталистической эксплуатации является не сам предмет потребления, а его денежное выражение, или, проще говоря, деньги, – то с точки зрения капиталистической эксплуатации рост производительности труда, стало быть, развитие производства становится злом. Следовательно, тут уже безусловный интерес капиталистов требует, чтобы ради денег, ради этой химеры останавливать производство, разрушать огромную массу средств производства.
Яркий пример этого – экономические кризисы, во время которых внезапно останавливаются, даже разрушаются тысячи предприятий и миллионы рабочих лишаются работы, обрекаются на огромные лишения. Тем самым, однако, доказывается, что капиталистическая эксплуатация является ненормальным, извращенным явлением, играет регрессивную роль в развитии общества и поэтому она должна быть уничтожена. А чтобы уничтожить её, надо, прежде всего, уничтожить основу, на которой она осуществляется, а именно: частную собственность на землю и средства производства.
|
|