"Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи"
Б. Шоу
Хорошую забаву придумали интеллектуалы – обмениваться идеями. Раз – и в каждой голове по две идеи. Два – и уже по четыре. После десяти итераций – больше тысячи, а после всего-то ста – число идей, приходящихся на каждую голову, уже легко не произнесешь и не напишешь без экспоненциальной записи: 1.27*1030. Ну а дальше все происходит как в известной сказке: "Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит". Простой человек с яблоком уже и не знает, как выбраться из этой каши. Добро бы хоть яблок становилось от этого больше. Но яблок больше не становится. А девочка все никак не вернется домой, не откроет дверь и не крикнет: "Раз, два, три, Больше не вари!"
Социально-экономический кризис, настолько глубокий, что речь, возможно, идет уже о сохранении остатков когда-то великой страны, удивительным образом нисколько не отразился на пышной активности интеллектуальной элиты: всевозможные дискуссии, форумы, конференции; все новые партии, движения, союзы. В лице политологов, экономистов, экспертов она обрушивает на общество мощнейший поток своего кашеобразного сознания. И упорно не хочет замечать очевидного факта - экономические трудности, разрешить которые в условиях "тоталитарной системы" лучшим умам державы якобы мешала жесткая зависимость от власти и марксистско-ленинские идеологические оковы, в условиях умственного раздолья так и остались, как минимум, неразрешенными.
Замечательный русский социолог Питирим Сорокин еще в начале прошлого века предупреждал: "Большая часть идей в учениях и теориях юристов, историков, экономистов, социологов и вообще в дисциплинах, изучающих общественные явления, до сих пор является верованиями, а не знаниями". Не обратили внимание. В итоге 70 лет борьбы, жертв и подвигов, все насмарку – построили "не тот социализм". Еще 20 лет реформ и с тем же, по сути, итогом - построили "не тот капитализм".
И вот опять неминуемо встает традиционный вопрос: кто виноват и что делать? Ответ интеллектуалов классически прост: "Пилите, Шура, пилите!".
"Эйфория праздника, морального превосходства витала в конференц-зале Шуваловского корпуса МГУ, этого великолепного дворца знаний, где собрались участники Московского экономического форума: государственники, промышленники, ученые. В работе МЭФа участвовали представители Китая, Индии, Бразилии, бывший канцлер Австрии, бывший премьер Польши, трижды министр правительства Франции, руководители основных профильных научно-исследовательских институтов РАН, производственники и руководители ассоциаций производителей. …к его рекомендациям и решениям ещё не раз будут возвращаться действующие политики – МЭФ предложил реальную альтернативу либерализму" (мнение http://www.rline.tv).
Какова же эта альтернатива? Руслан Семенович Гринберг, директор Института экономики Российской академии наук, сопредседатель оргкомитета Московского экономического форума: "Если серьезно говорить, только идея и правит миром, в конечном счете. А на идеи тоже есть мода, точно так же, как на ботинки, пальто, костюмы. Большая мода последние 30 лет была на рыночный фундаментализм, его обожали, обожествляли. Была квазирелигиозная вера в свободный рынок, ничем не ограниченный, в безграничный либерализм". С одной стороны, примечательно, что наконец-то уже на академическом уровне подтверждаются старые мысли Сорокина – общественные науки это "верования, а не знания". С другой стороны, печально, что все беды народные последних 20 лет – всего лишь побочный эффект невинных забав интеллектуальных модников. Еще хуже, что вся заявленная альтернативность оказывается состоит в очередной смене моды на политэкономическую веру. Ко всему прочему, эта новая мода, предлагаемая учеными-кутюрье, оказывается еще и не первой свежести. Нам опять предлагается давно набивший оскомину Шведский стол социализм. Неужели уважаемые ученые настолько близоруки в своей надежде на то, что люди уже забыли, как в начале реформ под соблазнительные разговоры о Шведской модели их же предшественники протащили тот самый "радикал-либерализм", который они сегодня так нежно журят?
Р. Гринберг: "Короче говоря, сейчас мир стоит на пороге нового "-изма". Мы спорили о капитализме, социализме. Одни говорили, известные люди, например, социолог, едва ли не "номер один" в современном мире, Иммануил Валлерстайн, говорил, что рыночная экономика кончается там, где начинается капитализм. Это какая-то новая интерпретация того, что рыночная экономика - хорошо, а капитализм – плохо". А еще короче говоря, интеллектуалы явно запутались в придуманных ими же самими "-измах". Но упорно не хотят сказать: "Раз, два, три, Больше не вари!"
Что принципиально нового смогли добавить участники форума к точке зрения Платона на авторитаризм и демократию, согласно которой плохи оба варианта: один из-за избытка власти, другой из-за избытка свободы. Но в том то и дело, что ничего другого за две с половиной тысячи лет горшочек сварить не смог. Если спор Платона и Аристотеля о достоинствах и недостатках частной собственности опубликовать под псевдонимами в современной газете, то никто и не догадается, как давно состоялась эта дискуссия. На шведском столе современных политэкономов мы видим только одно блюдо – кашу из квазирелигиозных верований, доставшихся в основном по наследству от философии древнего мира.
Неподдельное огорчение у организаторов форума вызвало нежелание поучаствовать в нем представителей власти. Но разве не само собой разумеется, что представители различных конфессий не любят ходить друг к другу в гости. Еще больше обиделись на вполне естественную "информационную блокаду". Какими наивными, однако, нужно быть, чтобы надеяться провести хотя бы католическую мессу в Храме Христа Спасителя, не говоря уже о чтении Корана или Бхагавад-гиты.
Однако мы живем в "продвинутое" время, в котором есть место и глобальному Пантеону, храму всех богов – Интернету. Благодаря нему Московский экономический форум не остался незамеченным. Только "звездой" форума стали не ведущие умы и прославленные ученые, а уральский фермер, ролик с выступлением которого "Мужик всё по-русски объяснил" собрал за 4 дня 170 000 просмотров. Метил Василий Мельниченко, конечно, в чиновников и правительство, но попал скорее в собравшихся на форуме. Правительству его афоризмы - что слону дробина. Зато вся эта история с выступлением уральского мужика, думаю, многим живо напомнила повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
"Я мог и лучше, в таком стиле, как Черномырдин", — оценил без лишней скромности уралец свое выступление. И все бы вроде хорошо, что кто-то сказал острое слово и его услышали. Если бы не именно это стало Событием(!) форума научного, да еще претендующего на стратегический интеллектуальный прорыв. Да показал мужик из глубинки, что жив еще сам народ - униженный и обманутый, что за словом в карман не полезет, тем более в чужой, как липовые кандидаты и профессора. Но где стратегический прорыв? Пока, как факт (что будет дальше, посмотрим), только лишь появился новый божок-кумир глобального сообщества поклонников язычества.
Говорят, фермер-правдоруб, воспользовавшись внезапной славой, теперь собирается предложить президенту программу, которая поможет вывести российские села из кризиса. Бог в помощь, как говорится. Главное, чтобы в отличие от выступления на форуме, это дело не вышло "в таком стиле, как Черномырдин" – то есть "как всегда". Сомневаюсь, правда, что вот так легко, как в сказке, этому простому человеку с яблоками (или с картошкой) удастся выбраться из заваренной интеллектуалами каши и вытащить остальных за собой. Да и сказка у нас сейчас не про Ивана-дурака – любимого нашего героя, у нас сказка про Горшочек.
А в этой сказке девочка должна крикнуть: "Раз, два, три, Больше не вари!", иначе она закончиться не может. Ну а в жизни это значит: вместо бессмысленной и безответственной игры в обмен идеями в лоне разнообразных квазирелигиозных сект и непрестанной грызни между ними, в социальных науках нужна нормальная научная рациональность. Такая же как в науках естественных. То есть не "свободный" обмен идеями (свободный в кавычках, потому как за этой свободой на самом деле стоит сила власти и авторитета верования), а строгий отбор идей на основе проверки их на состоятельность, плюс ответственность за социальные проекты, реализуемые на основе этих идей. Только так, хоть и с опозданием на полтысячелетия, Научно-технический прогресс может быть дополнен прогрессом Научно-социальным.
Диспропорция между теми силами, которые дал нам в руки НТП, и отсутствием прогресса в организации общества стала критической. Короче говоря, сейчас мир и наша страна стоят на пороге жизненной необходимости в Научно-социальном прогрессе. И хотя бы постановка такого вопроса действительно могла бы стать первым шагом к альтернативе не столько либерализму, сколько всему тому "скандальному положению дел" в политической, экономической и социальной жизни всего человечества.
|
|